Ночь. Окраина Тегерана. В кустах на холме затаилась группа солдат. Разговоры только шепотом — близок час икс, и малейшая ошибка может разрушить весь план. Над городом взмывает осветительная ракета. Началось.
Поразительная штука, но студии DICE с третьей попытки удалось наконец-таки создать игру с по-настоящему захватывающей сюжетной кампанией. Причем, несмотря на то что главным конкурентом Battlefield 3 считается сериал Modern Warfare, увлекает она при помощи совершенно других приемов. Здесь даже близко нет ничего похожего на фирменную CoD-клюкву, никто не сбивает прямо на стартовом столе «Союз-2» и не отправляет на тот свет двойника Фиделя Кастро. Все предельно серьезно, без этих вот ухмылочек в сторону.
Нет, достоинства Battlefield 3 в другом. Это игра, которая, с одной стороны, не взрывает вам мозг гиперреализмом в духе ArmA или Operation Flashpoint, а с другой — настолько скрупулезно воссоздает все внешние атрибуты реального военного конфликта, что само собой появляется четко оформленное ощущение реализма. Все равно что бурное застолье без похмелья на следующее утро или прыжок с шестнадцатого этажа без необходимости предварительно готовить предсмертную записку родным.
Глаза и уши
Даже завязка истории BF3 звучит вполне правдоподобно. Американская армия бьется в Ираке с партизанами, которых науськивает Иран. В определенный момент на территории Ирака происходит мощное землетрясение, которое позволяет партизанам на время перехватить инициативу. Тут в сюжете появляются две пропавшие ядерные боеголовки, действие перемещается в Европу и Америку, но вам уже все равно — вы не замечаете штампов, вы уже целиком в игре.
Один из основных инструментов, при помощи которых DICE добиваются геймплейного правдоподобия, — это, безусловно, потрясающий звуковой дизайн. Еще когда мы ездили на первую презентацию Battlefield 3 в Стокгольме, очень мощное впечатление на нас произвели два специалиста по звуку, которые долго и с упоением рассказывали, как для записи каждого семпла устанавливали вокруг по миллиону микрофонов — разной чувствительности и на разном расстоянии (до нескольких километров). Все это для того, чтобы достичь максимально реалистичной звуковой картины.
Шведских саунд-гиков можно поздравить с оглушительным (во всех смыслах) успехом. Такого звука, как в Battlefield 3, нет, наверное, ни в одном другом шутере на свете. Это невозможно описать словами, но, когда оказываешься на уровне сюжетной кампании или на многопользовательской карте, чувствуешь, какое все вокруг объемное. И в первую очередь именно благодаря звуку.
Где-то в отдалении бухает миномет, поближе слышно стрекотание штурмовых винтовок и сухой кашель пистолетов (кто-то не нашел времени перезарядиться). Вот у вас за спиной, рокоча пулеметом, проехал танк, над ухом свистнула пуля, и сердце ушло в пятки. А если б прошла на сантиметр левее?
Battlefield 3 не только звучит, но и выглядит потрясающе. DICE не лгали, когда говорили, что новая версия движка Frostbyte будет самым продвинутым графическим мотором на свете. Предельно реалистичные модели, отличная анимация, бесподобные свет, дым и туман — визуально в BF3 прекрасно буквально все. Во время игры почему-то вспоминается Rage и до боли позорные размытые текстуры, которые постоянно вылезали то тут, то там при любых графических настройках. В Battlefield 3 такого не бывает в принципе. Если в опциях графики выставлено гордое «Ультра», можете быть уверены, что каждая поверхность в игре будет должным образом заполирована при помощи всех известных человечеству технологий.
В небесах
Ну и конечно, BF3 — это отличный шутер. Немного старомодный, но увлекательный до потери сознания. Абсолютно каждая перестрелка — на нервах, из последних сил. Даже на среднем уровне сложности враги не дают вам спуску, а уж если захочется попытать счастья в боях потяжелее, то лучше заранее приготовиться к дьявольски напряженному геймплею.
Кроме того, как и положено в современных спецназовских шутерах, вас время от времени подхватывают с грешной земли и дают отдохнуть от тяжелых пехотных будней. Например, в кресле второго пилота штурмовика (сцена взлета с авианосца — одна из лучших в игре) или за рычагами танка. Мелочи, давно привычно, и даже местами уже было реализовано в той же Black Ops (только там мы не бомбили врага, а координировали с высоты действия диверсионной группы), но все еще работает. Тем более когда вокруг бушует до неприятного реалистичное море, а в глаза через иссеченный мелкими царапинами колпак кокпита бьет сквозь тучи слепящее солнце.
Максим Еремеев, редактор «Игромании»
Давайте сразу определимся: мне нравится Battlefield 3. Я в восторге от мастерства людей, написавших Frostbyte 2, мне дико понравилось летать над Каспийским морем, и даже от мультиплеера, который я обычно обхожу стороной, удалось на этот раз получить удовольствие. Но тем заметнее мелкие, раздражающие огрехи — в первую очередь в искусственном интеллекте и триггерах.
Дико обидно, когда из укрытия (и без того ненадежного!) вас буквально выдавливает на линию огня свой же собственный напарник, как раз добежавший до позиции и… решивший занять ту же самую точку, что и вы. Особенно когда в результате главного героя убивает слишком меткий иранский боец и приходится заново переигрывать большой кусок уровня.
Или вот вам задачка на сообразительность. У стены выстроились гуськом три солдата. Вы — четвертый и последний. Вокруг — пальба, крики, шухер до небес. Вопрос: когда эта тройка тронется с места, дав вам понять, что можно идти дальше? Правильный ответ — только когда вы, задолбавшись ждать, подойдете к бойцу, находящемуся на острие.
Про внезапный тегеранский танк, от которого лучше всего убегать, уже зная, куда и когда следует двигаться, не буду даже вспоминать — это так, мелочи жизни. Поэтому, хотя мне по-прежнему нравится Battlefield 3, я все же считаю, что в некоторых моментах DICE немного схалтурили.
Алексей Макаренков, главный редактор «Игромании»
Разработчики задолго до релиза Battlefield 3 говорили, что в сингл-миссиях сильно ограничат разрушаемость. Но тогда никто и предположить не мог, что в игре не будет ни одного задания, в котором требовалось бы разрушить здание. Да что там здание! Здесь вполне можно играть, не разрушая вообще ничего, — по сценарию это совершенно не требуется. Если же таки заняться уничтожением всего и вся, то неожиданно выясняются интересные вещи. Одни и те же объекты в одних миссиях запросто взрываются и разлетаются на куски, в других же — в них можно разрядить весь боезапас, но ничего не добиться.
Судя по всему, DICE оставили разрушаемость в рамках узкого пространственного коридора, в котором, по их мнению, должен оставаться игрок. В этом коридоре бензобаки машин детонируют, фары бьются, в заборах образуются реалистичные отверстия, доски разлетаются на мелкие щепки, а врагов можно не выкуривать из-за стен, а взрывать гранатами вместе с кирпичной кладкой. Но стоит сделать шаг влево или вправо — и игра по уровню интерактивности откатывается лет на пять назад. Признаться, мы уже и не вспомним, когда в последний раз видели шутер, в котором у машин не бьются стекла, лампочки нельзя погасить выстрелом, а легкая гипсокартонная перегородка выдерживает прямое попадание из РПГ. На фоне графики, которая при максимальных настройках на голову опережает все, что демонстрировали до этого момента остальные игры, такие вещи вызывают самую настоящую оторопь.
Когда речь идет об очередном выпуске сериала Battlefield, как-то глупо строить прогнозы. Всем и так понятно, что игру ждет успех. Даже в редакции «Игромании» самые завзятые снобы и критики военных экшенов нехотя, через не могу, но все же установили BF3 и играют. Колются, плачут, но не сдаются. Потому что DICE на сегодняшний день — безусловно одна из самых грамотных и авторитетных студий, занимающихся разработкой шутеров от первого лица.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА: 9
Финальную рецензию на Battlefield 3 читайте в Игромании №12 (171) 2011.