Уж чего в этом году наблюдается явный избыток, так это сетевых шутеров. Весной мы успели повоевать на футуристических аренах в Brink и Section 8, а также оценить Monday Night Combat — крайне интересный гибрид DotA с Team Fortress 2. А летом бесплатным стал и сам культовый мультяшный шутер от Valve, что привлекло на его серверы тысячи новых игроков. Теперь, ближе к концу года, настало время дорогущих блокбастеров про войну США с Россией, названия которых вы и так знаете. Но даже на фоне всех этих разноплановых проектов выделяется Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad — ведь это уникальный сверхреалистичный симулятор уличных боев в разрушенном почти до основания городе.
Ни шагу назад
Первая часть игры изначально была модом к Unreal Tournament, который победил в ежегодном конкурсе Make Something Unreal. Получив в качестве приза бесплатную лицензию на Unreal Engine 2.5, разработчики перенесли свое творение на новый движок и выпустили его в виде полноценного продукта, который до сих пор пользуется успехом в Steam. Но настоящая известность к сериалу пришла лишь сейчас, с выходом полноценной второй части — уже на основе Unreal Engine 3.
Итак, это сетевой шутер, посвященный битве за Сталинград, с возможностью кататься на танках и прочей бронетехнике. Первое сравнение, которое приходит в голову, — это Battlefield 1942, в котором оставили только «русские» карты. Но на самом деле ближайшая аналогия, возникающая при знакомстве с игрой, — Operation Flashpoint (оригинальная) и ее наследницы в виде сериала ArmA.
Первый ваш матч пройдет примерно так. После долгой загрузки вы оказываетесь посреди каких-то руин рядом с другими бойцами. Следует небольшая заминка, а затем все резво бегут вперед. Вокруг начинают рваться снаряды, экран застилает серая пелена, и вот вы уже вроде добежали до окопа… но тут слышится глухой стук от попадания пули в тело (ваше, чье же еще), и камера драматично запрокидывается в небеса. Теперь придется долго ждать респауна, так и не сделав ни одного выстрела: для новичков тут нет никаких поблажек.
Руины стреляют в упор
Боец выдыхается, пробежав пару десятков метров, единственное точное попадание вражеской пули отправляет на тот свет (в лучшем случае — истечете кровью где-нибудь в углу), а из пулемета нечего и думать стрелять на бегу — попасть хоть в кого-то можно, только оперев ствол на любой подходящий уступ (обломки стены, оконный проем). Забавно, что последнюю возможность нам обещают в Battlefield 3, как и способность подавлять противника огнем, которая в Red Orchestra 2 также уже реализована. Попадете под вражеский обстрел — экран посереет и покроется помехами, пока не уберетесь из опасной зоны.
Вообще, система укрытий тут — одна из лучших. Спрятаться можно за любой угол, обломки мебели, мешки с песком, в воронку от взрыва, наконец, и при этом не последует никаких модных ныне (и отвлекающих) переключений на вид от третьего лица — вы всегда видите только собственные руки с оружием и при желании можете стрелять вслепую либо быстро высунуться и дать пару прицельных очередей.
При этом в игре еще есть и свобода перемещения в духе Brink: через любое препятствие можно перемахнуть на бегу или проскочить под ним, залезть в окно или пролом в стене, забраться по груде кирпичей на второй этаж и расстрелять врагов оттуда сквозь разрушенный пол. Вообще, поскольку бои в основном разворачиваются в руинах города, опасность может появиться откуда угодно: застекленных окон и закрытых дверей почти не осталось, входов и выходов в любой дом чуть ли не десятки, и нормально обороняться внутри здания возможно только при слаженной игре всех бойцов.
А в одном из режимов как раз в этом и заключается главная цель — добиться, чтобы на стратегически важном объекте находилось больше бойцов вашей команды, чем вражеской. В самом хардкорном режиме, Countdown, у вас еще и ограниченное количество «жизней»: поймали пулеметную очередь или подорвались на гранате в начале матча — отдыхайте на «скамейке запасных», наблюдая за действиями оставшихся в строю товарищей. Тут нет места геройству одиночек: только сражаясь спиной к спине с друзьями и прикрывая все направления, можно рассчитывать на победу.
Кадры решают
Не забросите игру после нескольких неудачных сражений, приучитесь бегать пригнувшись (тут можно и так) и снимать врагов метким выстрелом через полкарты — дойдет очередь и до лучшего вооружения и более продвинутых возможностей вроде командования взводом или вызова артиллерийских ударов. Однако от долгих баталий ради получения новых званий способна отпугнуть не только зубодробительная хардкорность проекта, но и его крайне сырое состояние на момент запуска. Например, нежелание игры стартовать на любом языке, кроме английского, падения серверов, зависающие в воздухе трупы, глюки физического движка…
Одиночная кампания, призванная познакомить новых игроков с основами правил Red Orchestra, и вовсе сделана из рук вон плохо: боты лезут под огонь своих и с радостью палят вам в спину, без причины перепрыгивают один и тот же забор туда-обратно, неспособны выполнить ни одну боевую задачу без вашего участия. Да и с половиной возможностей вам даже после прохождения все равно придется знакомиться в мультиплеере. Вдобавок изначально доступна кампания только за немцев — и это в игре, посвященной обороне Сталинграда! Стыдно, товарищи разработчики.
Артем Комолятов, автор «Игромании»
«В Red Orchestra 2 начинаешь мыслить, как на всамделишной войне!»
Хардкорные игры — это развлечение для сравнительно малочисленной, но верной своим идеалам прослойки геймерского сообщества. Хардкорный игрок — человек, сильный духом, с суровой льдинкой во взгляде и лицом «про войну». Такие люди требуют от разработчиков ровно двух вещей: во-первых, чтобы каждый болтик в кабине танка был ввинчен согласно реальным чертежам, а во-вторых — чтобы игра бросала им настоящий вызов. Иными словами, все хардкорщики — в той или иной степени мазохисты. В самом лучшем и благородном смысле этого слова.
Так вот, в плане мазохизма Red Orchestra 2 предлагает полный список BDSM-утех. Беглецы из Call of Duty: Modern Warfare 2 или F.E.A.R. 3, привыкшие к весьма условной игровой баллистике и самовосстанавливающемуся здоровью, на первых порах испытают неслабый когнитивный диссонанс. Единственная шальная пуля, задевшая важные органы, убивает тут же. Кучность стрельбы без подобающего прицеливания — катастрофическая. Техникой управлять и хоть как-то воевать — сложно. В какой-то момент в голову приходит мысль, словно подсказанная Яковом Смирновым, — что это не ты играешь в RO2, а она играет в тебя…
Но — «мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус». Когда вдоволь позлишься и умрешь раз сто при попытке совершить марш-бросок через изрытую взрывами улицу, приходит озарение: в RO2 не надо играть, в ней надо вести себя точно так же, как если бы ты на самом деле оказался на этой войне. А вместе с озарением приходит и совершенно уникальный, новый и чертовски интересный игровой опыт. Открытых пространств начинаешь бояться, как чертановских спальных кварталов после наступления темноты. Учишься на глазок определять траекторию снижения пули. В любую мало-мальски глубокую впадину ложишься, словно в мягкую кровать — с блаженством, ведь иногда перепад высот в несколько сантиметров означает жизнь или смерть. Начинаешь, в конце концов, мыслить, как на всамделишной войне! И вот за это Tripwire Interactive — огромное спасибо.
Несмотря на больший по сравнению с первой частью бюджет, Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad все так же остается детищем небольшой команды разработчиков-энтузиастов: недружелюбная к новичкам, местами откровенно недоделанная, но вместе с тем предельно честная, без заигрывания с посторонней аудиторией, которая все равно не оценит стараний. А те люди, что готовы часами ползать на животе по виртуальным руинам и наслаждаться детально проработанными внутренностями танка «Тигр», пожалуй, будут абсолютно счастливы.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА: 8,0