|
 
 Racing Challenge (NASCAR)
 Игру выпустила Upper Deck в 2000 году. Эта крупная компания специализируется на выпуске неигровых "брендовых" коллекционных карт по популярным в США видам спорта, комиксам и мультфильмам. ККИ же выпускает в основном на "детские" темы. Самым коммерчески удачным по обе стороны Атлантики получился ее аниме-проект Yu-Gi-Oh! Другие ККИ (Survivor, Cardcaptors, Bionicle, Medabots, SpongeBob) имели лишь временный и локальный успех.  
 В коробочке со стартовым набором находим: огромное сложенное поле для игры, карточку из толстого картона, из которой выдавливаются два кружочка-токена, и две плоские машинки (в руководстве предлагают все же использовать любимую игрушку на четырех колесах), 60 карт (все с впечатанными фирменными голограммами) и само руководство гонщика.
|
 Игра осваивается просто. Расстилается игровое поле, игроки (от двух до четверых) выкладывают карточки своих гонщиков (реально существующие лица), выбирают и выкладывают по три карточки, характеризующие резину, двигатель машины и умение гонщика. С этого момента и начинается "детский сад". Вся разница в характеристиках этих трех ключевых параметров — их цвет! У кого-то оказываются желтые покрышки, синий двигатель и зеленое мастерство, кто-то может предпочесть все черное. Далее еще смешнее. Игроки ставят свои машины у старта, после чего по очереди выкладывают всю трассу "плитами" из track cards. Эти карточки отличаются только цветом иконок, обозначающих те самые три параметра. Все, поехали!  
 Первый игрок сдвигает свой бензиновый токен на один пункт и перемещает свой автомобиль вперед на одну трек-карту. После этого сличает, совпадают ли какие-либо цвета его параметров с цветами соответствующих иконок на трек-карте.
|
|
 На руках у игроков в то же время находится по три карты действий (race action). С помощью них можно помогать себе двигаться дальше (bonus), например, временно изменяя цвета своих параметров, а можно делать гадости сопернику (obstacle), скажем, изменяя цвета ему или лишая его возможности учитывать один из параметров. Можно просто закончить его ход, выбросив красный флаг (карточки flag). Каждая карточка race action именная, она дает дополнительный бонус или иммунитет указанному гонщику. Еще один курьез: при движении за счет карт race action бензин не тратится.  
 Когда игрок больше двигаться не может, наступает очередь следующего. После того, как все по разу проехались, из колоды добираются карточки race action. И снова вперед! На трассе есть два пит-стопа. Там можно дозаправиться, а на одном из них поменять покрышки на запасные (да-да, вы верно догадались — поменять их цвет!). Побеждает тот, кто первым пройдет три круга.
 Игра очень динамична и в то же время требует некоторых расчетов. Однако дух реальных гонок NASCAR не передает. Когда мы играли, то совершенно не вчитывались в названия карт. Нас интересовали только цвета иконок и соответствие имен гонщиков. Игровая механика с равным успехом подошла бы, например, такой игре, где студенты сдают лабораторные работы, курсовые, зачеты и т.п.  
 Кроме того, Racing Challenge, на наш взгляд, более выигрышно смотрелась бы как обычная настольно-печатная игра, может быть с расширениями. Кстати, вышел всего один сет игры, что подтверждает отсутствие коллекционной составляющей. Вы будете смеяться, но самые редкие карты в бустерах — это персональные двухцветные шины!
 Raw Deal (World Wrestling Federation)
 А вот эта игра скорее веселая, чем смешная. Она выпущена усилиями Comic Images и самой WWF (Международной федерации реслинга), ей три года, но она продолжает успешно развиваться. По-разному можно относиться к этому виду спортивного (или псевдоспортивного) шоу, но карточная игра получилась оригинальной и несложной. И заслуженно удачнее в коммерческом плане, чем другие представители этой группы (Ultimate Combat, WCW Nitro).
|
 Суперзвезда с большим value начинает первой. Пока его сила духа (fortitude) равна нулю. Тянем еще одну карту. Далее в любом порядке можно играть карты маневров (желтого цвета) и действий (карточки с голубым фоном), основным условием появления которых является соответствие напечатанного на них значения fortitude текущему состоянию бойца. Также можно в эту фазу использовать свои способности.
 Противник может отбить ваше действие, если его fortitude позволит сыграть с руки соответствующую карточку reversal (у таких карточек красный фон). Если реакции не последовало, то противник получает повреждения, указанные на карте, плюс-минус некоторые возможные бонусы. При получении повреждения противник одну за другой сбрасывает карты из своей колоды-арсенала соответственно числу повреждений (как в Harry Potter, "Войне" и др.).  
 Противнику повезет, если среди сбрасываемых карт окажется нужный reversal, а текущая fortitude игрока позволяет его применить (такого в других играх не встречалось). Если повреждение все же прошло, то нанесшая их карта остается в игре, добавляя этот damage в вашу копилку fortitude, и можно долбать противника дальше. Бывают карточки многоцветные, т.е. некоторые приемчики можно использовать как при защите, так и при атаке.  
 Ваш ход заканчивается либо по вашему желанию, либо из-за неспособности действовать дальше, либо в случае, когда противник отбивает вашу атаку.
 Проигрывает тот, чья колода закончится на ходу противника. Хотя мы и опустили несколько деталей игры, их не так много, что позволяет судить о простоте освоения и играбельности. Названия карт соответствуют картинкам и, как правило, производимым эффектам. Словом, дух реальных соревнований вполне удалось передать.
 Уже вышло несколько сетов и особых выпусков в жестяных банках (!) типа dust bin и lunch box (коробка для хранения школьного завтрака). Последний вариант очень удобен для хранения большого количества карточек, хотя в одном из игровых клубов Западной Европы (где мы и приобрели такую коробочку) можно было наблюдать, как подростки приходят играть с такими жестянками, но в них только сэндвичи и напитки, уложенные заботливыми мамашами.
 
 Football Champions (F.A. Premier League)
 Для многих, вероятно, будет неожиданностью узнать, что эту игру два года назад выпустила Wizards of the Coast. На сайте этой самой знаменитой в области ККИ компании можно найти лишь спортивные игры, посвященные бейсболу и баскетболу. А также футболу, но американскому. Так что несчастные американцы не имеют возможности поиграть в карточный soccer, поскольку игра распространяется только в Европе, причем в ограниченном круге стран.    Мы располагаем картами с футболистами английской Премьер-лиги; "визардами" также были охвачены французский чемпионат и итальянская Серия А. Причем, похоже, в Италии дела идут лучше всего, раз полгода назад официальный сайт игры был полностью заменен на итальянскую версию.
 Коротко о самой игре. На игровом поле, поделенном на 9 больших прямоугольников, выкладываются карточки игроков. В ворота ставят голкиперов. Для баланса суммарная ценность игроков не должна превышать 1100 единиц (во втором издании это число подняли до 1300). Ради отсутствия перекосов суммарная ценность полузащиты с нападением и вратаря с защитой не должна превышать 600 единиц в каждом случае. Ваша команда может состоять из игроков любых английских клубов. В один из девяти секторов нельзя поместить более двух своих игроков (во втором издании это ограничение сняли).
 Формируется колода из 25 action cards. Эти карточки бывают трех цветов: красные используются при атаке (владении мячом), синие — при обороне, а зеленые универсальны. На поле в зону полузащиты кладется голографический кружочек, символизирующий мяч. В руку берется по 5 карт. Далее защищающаяся сторона (в начале игры определяется жребием) пытается отобрать мяч. Один ее из игроков, находящихся в том же секторе, что и владеющий мячом, сравнивает с ним либо показатель pace, либо tackle. При этом могут играться способствующие карточки action. И, наконец, к значениям добавляется бросок кубика d6. При равенстве результатов кубик перебрасывается.  
 Итак, мяч введен в игру. Им кто-то завладел. Каждый ход состоит из следующих стадий.
 1. Атакующая сторона пытается двигаться. Бросается кубик. Если выпало 1-3, то игрок двигаться не может, но можно переместить игрока без мяча, если сыграть action card с нужным направлением стрелок на ней. После этого можно отдать пас. Если 4-5, то можно переместить на одну секцию в любом направлении (включая диагональное) своего игрока, не владеющего мячом, и отдать пас. Если 6, то можно либо переместить двух игроков без мяча и отдать пас, либо переместить игрока с мячом.  
 2. Защищающаяся команда пытается двигаться по тем же правилам.
 3. Защищающаяся команда пытается отобрать мяч. Мы разобрали выше ситуацию при вводе мяча в игру.
 4. Удар по воротам. Можно производить только с передней линии, если action card не позволяет это сделать с удаленного расстояния. Карточки action, которые играются ради учета стрелок, могут добавить +2, если направление удара совпадает со стрелкой. Далее учитываются бонусы от текста играющихся action cards, после чего сравниваются показатели shot и save. Если атакующий только что получил пас поперек поля, то он может использовать вместо shot свой header. Добавляются броски кубиков. Если побеждает голкипер, то он завладевает мячом. Если атакующий, то можно радостно крикнуть "гол!" и положить мяч на центр. Одинаковый результат ведет к угловому удару.
 В конце хода игроки берут по две карты. Когда заканчиваются карты в колоде — заканчивается первый тайм. После этого сброшенные карты перемешиваются, и начинается второй тайм.
 Ради краткости мы опустили несколько реальных футбольных моментов, нашедших отражение в этой игре: замены, добавленное и дополнительное время, пенальти, пасы (в т.ч. длинные), дриблинг, угловые, предупреждения и удаления игроков с поля.
   Этот продукт сочетает в себе саму игру и коллекционирование карточек футболистов (в бустерах их больше, чем action cards), что выгодно отличает его от обычных коллекционных карт и наклеек-стикеров. Кстати, вытащить из бустера "фойлового" Бэкхема вполне реально!
 * * *
 В заключение мы все же советуем заниматься спортом по-настоящему, а в карты играть при неподходящих погодных условиях. Тогда старая фраза "футбол состоится при любой погоде" обретает новый смысл.