В мире Magic: the Gathering одним игрокам интересно заниматься строением колод, других привлекает собирание карт, третьих — возможность попробовать свои силы в весьма непредсказуемом limited-формате. И, конечно, все мы брали стопку карт и садились с ней напротив оппонента, чтобы выяснить, кто из нас лучше разбирается в этой игре.
|
 Тому, как улучшить свое мастерство и подняться в заоблачные выси "Магии", посвящено множество статей. А вот мы сегодня погрузимся в мир турниров и рейтинга.
 Турнирные форматы
 Формат турнира определяет, какие карты и в каком количестве позволено положить в колоду. А также способ, которым эти карты получены, если речь идет о limited-форматах. Объединяются эти форматы по тому рейтингу, на котором они отражаются. Турнир может проводиться как для отдельных игроков, так и для команд из двух или трех игроков. Limited-формат характеризуется тем, что колоду, которой вы будете в нем играть, надо будет собирать из случайного набора карт, полученных на самом турнире. Constructed и vintage constructed, напротив, обязуют вас собирать колоду заранее, в домашних условиях, ничем, кроме рамок формата, себя не ограничивая. Итак, список форматов.
 Constructed Formats
  Standard — наиболее популярный constructed-формат, в котором позволено использовать для сбора колод карты последних двух выпущенных блоков-дополнений и Core Set (базовая редакция). За вычетом запрещенных. Они же — banned.
|
 Extended — в этот формат в текущий момент входят почти все карты, выходившие начиная с Tempest-блока. Опять же, без запрещенных.  
 Block — под это определение подходит целый ряд форматов, в каждый из которых входят только карты одного блока-расширения. Например, Onslaught Block Constructed
(Onslaught-Legions-Scourge). В каждом из таких форматов — свой список запрещенных карт.
 Vintage Constructed Formats
 Type 1 — в этот формат входят почти все карты "Магии", когда-либо издававшиеся за время ее существования. Кроме тех, что в нем запрещены или ограничены к использованию — restricted (не больше одной в колоде).
 Type 1.5 — здесь участвуют те же карты, что и в предыдущем формате. Только карты, попавшие в список ограниченных, здесь запрещены.
 Limited Formats
  Sealed Deck — в начале вам выдают запечатанный набор карт, потом вы его вскрываете и составляете колоду, имея неограниченный запас basic lands (базовых земель). Обычно это 1 starter + 2 booster packs.
 Booster Draft — вас 8 человек, каждый вскрывает свой бустер, выбирает из него одну карту, передает оставшиеся 14 соседу по часовой стрелке. И так по кругу, пока вам не передадут последнюю карту.
|
 Rochester Draft — те же 8 человек, те же бустеры, только вскрывают их по одному и выкладывают на стол. Затем каждый выбирает по карте, начиная со вскрывшего и по часовой стрелке. Так доходит до игрока, сидящего справа от вскрывшего. Он выбирает две карты, а остаток разбирают по одной, против часовой стрелки. Далее, бустеры вскрываются в том же порядке, как передавались карты. Правила сбора колоды те же, что и в предыдущем формате.
 В constructed-форматах колода должна состоять минимум из 60 карт, и к ней прилагаются дополнительные карты — sideboard, состоящий либо из 0, либо из 15 карт. Причем среди этих карт не должно быть больше четырех одинаковых, за вычетом базовых земель.
 В limited колода должна состоять минимум из 40 карт, а sideboard — это все вскрытые карты, что не вошли в колоду. Плюс неограниченное количество базовых земель. Ограничения на 4 одинаковых карты в колоде нет.  
 Наверняка многие, прочитав эту часть, скажут, что далеко не все форматы попали в список. Они будут правы и не правы одновременно. С одной стороны, явно забыты такие форматы, как Двухголовый Гигант или Племенные Войны. С другой стороны — все перечисленные форматы, и никакие больше, являются DCI-рейтинговыми.
 
 Это странное слово — DCI
 Аббревиатура DCI расшифровывается как Duelists’ Convocation International. "Дуэлянт" (Duelist) — известный журнал, посвященный различным играм. То есть — Международное Собрание "Дуэлянта". Занимается эта организация поддержанием и развитием турнирных систем, разработанных для некоторых коллекционных карточных игр. "Магия" в их числе. Соответственно, и все турниры по MTG проводятся по системе, предложенной DCI.
|
 У каждого турнира должен быть организатор и судья, которые не имеют права в нем участвовать. Кроме того, заранее заявляется формат турнира (см. выше) и REL (Rules Enforcement Level) — Уровень Строгости Правил, который определяет, какие наказания последуют в случае нарушения правил. В зависимости от уровня судьи, формата турнира, REL и количества участников турниру присваивается коэффициент (дальше будем обозначать его К), который определит, как будет изменяться рейтинг игроков этого турнира.
 Рейтинг игроков — это хитрая система. Каждый новичок, впервые собирающийся поучаствовать в рейтинговом DCI-турнире, получает карточку со своим уникальным DCI-номером, а также ему присваивается на начало турнира базовый рейтинг 1600 в категории этого турнира. Далее его рейтинг будет меняться в каждой категории по формуле:
 Новый Рейтинг = Старый Рейтинг + К * (Исход Матча — Вероятность Победы), где
 К — коэффициент турнира, который может быть равен 8, 16, 24, 32, 40 или 48.
 Исход Матча = 1 в случае победы, 0,5 при ничьей, 0 при поражении.
 Вероятность Победы = 1/10 ((Рейтинг Оппонента — Старый Рейтинг Игрока)/400)+1.
 Обычно матч состоит из нескольких игр и проводится либо до двух побед, либо до истечения времени. Если время истекло, то выигрывает тот, у кого побед в играх больше. Если количество побед равное, то записывается ничья.
 Подобные формулы весьма полезны для общего развития, но слабо применимы, если нет калькулятора. Так что просто сформулирую общие идеи подсчета рейтинга:
 1) Если вы получили в партии Х рейтинга, то ваш оппонент ровно Х и потерял. Закон сохранения, однако!
Это сладкое слово — Prerelease |
Этот турнир иначе как удовольствием не назовешь! Трижды в год Wizards of the Coast радуют нас выпуском нового сета. И три раза нас ждет Prerelease! Казалось бы — простой sealed с дополнительной фойловой карточкой, а сколько людей по всему миру на него собираются. Ни один другой вид турнира, ни Grand Prix, ни Pro Tour, ни даже Национальный Чемпионат не пользуются такой популярностью. А всего-то коэффициент 16 и REL 2! |
 2) Если вы проиграли в партии, где могли получить Х очков, то вам светит потеря в У=КХ.
 3) Чем больше рейтинг вашего оппонента и К, тем больше вы получите в случае победы и тем меньше потеряете в случае поражения.
 4) При победе над равным оппонентом вы получите примерно 1/2 К. Обычно К=16, так что 8 очков вам обеспечено.
 5) При победе над оппонентом, чей рейтинг на 200 очков выше вашего, вы получите 3/4 К. На обычном турнире это 12 очков.
 Существуют следующие категории DCI-рейтинга:
 —Constructed (включает standard-, extended- и block-форматы)
 —Vintage (включает Type 1 и Type 1.5 форматы)
 —Limited (включает все limited-форматы)
 —Team Constructed (включает все командные constructed-форматы)
 —Team Limited (включает все командные limited-форматы). К примеру, в нашей стране constructed-рейтинг есть у 2069 игроков, и разбросан он в пределах от 1971 до 1304. А во всем мире аж 119712 человек засветились в этом формате, с разбросом от 2206 до 1260.
 Есть еще одна, особая категория рейтинга — composite. Это среднее арифметическое constructed- и limited-рейтингов.
 Структура турнира
 Вот теперь, когда чуть-чуть прояснилось, что же такое формат турнира и как происходят изменения рейтинга, можно перейти к тому, как определяется победитель турнира. Существует две основных структуры: Swiss Rounds (швейцарка) и Single Elimination (на вылет). Для любой из этих структур верно правило: победа приносит 3 очка, ничья — 1, поражение — 0. Это не пункты рейтинга и не Исход Матча. Это результат, который будет суммироваться каждый раунд и заноситься в турнирную таблицу для определения вашего текущего места в ней.
 В случае игры на вылет все просто — проиграл и свободен. Количество игроков сокращается каждый раунд вдвое, пока не останется один победитель или все участники текущего раунда не решат поделить приз. Жестко, но эффективно. Турнирная таблица тут не играет роли.
 Швейцарка же, напротив, позволяет всем игрокам играть до конца. Каждый новый раунд все игроки садятся играть с оппонентами, чьи результаты наиболее близки по турнирной таблице. По итогам турнирной таблицы последнего раунда турнира определяются победители или верхние несколько игроков (обычно 8, иногда 4 или 2) снова садятся играть, но на этот раз уже на вылет.
 Виды турниров
 Помимо обычных турниров существуют еще и так называемые Premier Events. Эти особые турниры можно условно поделить на две категории, как в спорте — профессиональные и любительские.
 Профессиональные турниры существуют для поддержания спортивной "Магии" и денежного поощрения самых сильных игроков мира. Вершинами этих турниров считаются Pro Tour. Каждый год их пять — четыре индивидуальных и один командный. Призовой фонд каждого — 200 тысяч долларов, из которых большая половина распределяется между восьмеркой лучших игроков. А в конце каждого сезона между лучшими профессионалами распределяется еще 200 тысяч по итогами их достижений за год. Согласитесь, вполне достойная награда победителям.
|
 Любительские турниры менее денежно ориентированы и больше рассчитаны на любителей. Их вершиной являются Континентальные и Национальные Чемпионаты.  
 Обе категории сходятся на ежегодном Чемпионате Мира. Его призовой фонд равен фонду одного Pro Tour, так что и любителю может повезти с деньгами.
 Профессионалы на пути к Pro Tour
 Начнем с того, что кроме обычной рейтинговой системы для этих спортсменов от "Магии" существует еще одна шкала — pro points. Эти самые очки начисляются за участие в Pro Tour, Чемпионате Мира и за высокие места на Grand Prix. Причем, в отличие от рейтинга, через год они сгорают. То есть пропустил сезон — добро пожаловать в любители. По этой шкале раздаются приглашения на некоторые турниры, засчитываются автоматические победы (они же — bye) в первых турах Grand Prix, а также определяется лучший профессионал года. Для определения последнего суммируются все pro points сезона, который начинается с завершением одного и заканчивается с завершением следующего Чемпионата Мира.
 Итак, в любом Pro Tour можно участвовать, если вы:
 — текущий Чемпион Мира
 — лучший профессионал прошедшего сезона
 — заняли место в топ 32 предыдущего Pro Tour
 — заняли место в топ 32 Чемпионата Мира (верно только для первого индивидуального Pro Tour сезона)
 — заняли место среди топ 10 команд последнего командного Pro Tour (верно только для первого индивидуального Pro Tour сезона)
 — игрок, набравший 20 pro points за последний год
|
 — участник топ 8 не приглашенных игроков с Grand Prix, соответствующих этому Pro Tour
 — победитель Pro Tour Qualifier (PTQ) к данному Pro Tour
 — находитесь среди топ 50 до сих пор не приглашенных игроков по DCI-рейтингу, соответствующему данному Pro Tour  
 Для примера скажу, что PTQ выдаются по 2-3 на страну, каждому Pro Tour соответствуют где-то пять Grand Prix, а набрать 20 pro points за сезон 2002-2003 удалось только 80 игрокам. Но, несмотря на довольно жесткие критерии, в каждом Pro Tour участвуют 250-300 игроков со всего мира.
 По итогам семи раундов швейцарки первого дня лучшие 64 игрока и все, имеющие столько же очков, сколько и 64-ый, проходят во второй день, где их ждут новые семь раундов швейцарки. А затем, на третий день, топ 8 по итогам двух дней играет на вылет. Форматы Pro Tour бывают standard constructed, block constructed, extended, booster draft, rochester draft или team rochester draft. Коэффициент турнира 48, REL 5.
 В отличие от Pro Tour, Grand Prix являются открытыми турнирами. То есть для участия в них не требуется специального приглашения. На самом Grand Prix, попав в топ 32, можно заработать немного денег. Хотя скорее всего они лишь компенсируют затраты на саму поездку.  
 Как уже говорилось ранее, можно предварительно заработать несколько (не больше трех) автоматических побед. Сделать это можно тремя способами: набрать высокий рейтинг в соответствующем формате (1800/1900/2000), заработать pro points (7/14/28) или выиграть их на Grand Prix Trial. Последний способ — самый простой. Grand Prix Trial — это такой открытый турнир, приуроченный непосредственно к предстоящему Grand Prix. В зависимости от количества участников, на этом турнире топ 2 или топ 4 получают оные byes. Формат всегда совпадает с форматом Grand Prix. Коэффициент турнира 24, REL 2.
 Grand Prix проходит два дня, в первый через швейцарку отбираются топ 64 (а однажды даже топ 128) игроков во второй день, где оставшиеся продолжают швейцарку. По итогам двух дней топ 8 играет на вылет. Формат турнира может быть standard constructed, block constructed или extended оба дня или sealed (team sealed) в первый день и booster/rochester draft (соответственно — team rochester) во второй день. Коэффициент турнира 40, REL 4.
|
 Уже упомянутый выше PTQ, как и Grand Prix, является открытым турниром. Однако призом на нем служит только приглашение на Pro Tour и частичная компенсация расходов на поездку туда. Причем это приглашение достается только победителю. Формат турнира совпадает по категории (limited/constructed/team limited) с форматом Pro Tour. Коэффициент 32, REL 3.
 Как попасть на Национальный Чемпионат
  Национальный Чемпионат, как и Pro Tour, турнир закрытый, только для приглашенных. Однако попасть на него несравненно проще, но для этого вы должны являться жителем данной страны. В противном случае принять участие невозможно. Для отбора на оный чудесный турнир нужно соответствовать хотя бы одному из нижеследующих критериев:
 — участник топ 4 предыдущего Национального Чемпионата
 — участник последней национальной команды (так как членство в команде можно передавать, то совсем не обязательно полное совпадение с предыдущим пунктом)
 — текущий Чемпион Мира (если он из этой страны)
 — лучший профессионал последнего сезона (если он из этой страны)
 — игрок, набравший 20 pro points за последний год (если он из этой страны)
|
 — игрок, получивший приглашение на Региональном Чемпионате или другом специальном отборочном турнире
 — игрок, находящийся среди топ Х до сих пор не приглашенных игроков этой страны по composite DCI-рейтингу (Х=50 для России и 25 для Украины)
 Несмотря на кажущуюся суровость отбора, попасть на Национальный Чемпионат несравненно проще, чем на Pro Tour. Хотя, конечно, они тоже разные бывают. Региональные Чемпионаты обычно позволяют лучшим восьми игрокам получить приглашения. Есть у них одно "но": нельзя участвовать больше чем в одном за сезон.
 Национальный Чемпионат —это главное магическое событие года для страны. И не только потому, что это один из крупнейших и самых престижных турниров сезона. Главное то, что топ 4 получают приглашение на Чемпионат Мира, а топ 8 — на Континентальный Чемпионат. то очень хороший способ не только посмотреть мир, но и перейти из любителей в профессионалы. Хотя воспользоваться им удается далеко не всем.
 Из Континентальных Чемпионатов на текущий момент существует только Чемпионат Европы. Он является закрытым турниром. По статусу его можно приравнять к Grand Prix, приуроченному к ближайшему Чемпионату Мира. Хотя Американский, Канадский и Японский Национальные Чемпионаты охватывают ничуть не меньшие игровые сообщества, но статуса Континентальных они пока не получили.
 Формат Национальных Чемпионатов и Чемпионата Европы таков: первый день швейцарка standard constructed, второй — швейцарка booster (или rochester) draft. По итогам двух дней топ 8 играют на вылет standard constructed колодами первого дня. Иногда порядок форматов меняется. Коэффициент турнира 40, REL 4.
|
 Чемпионат Мира — никто не уйдет обиженным?
 Этот турнир самый сложный как по критериям отбора, так и по форме проведения. Играют его целых пять дней, первые четыре из которых — швейцарка. Первый день standard constructed, второй booster/rochester draft, третий extended/block constructed, на четвертый день национальные команды играют team rochester, а на пятый топ 8 по итогам первых трех дней играет на вылет standard constructed колодами первого дня.
 Как и на Pro Tour, коэффициент турнира 48, REL 5.
 Приглашения на Чемпионат Мира получают следующие игроки:
 — текущий Чемпион Мира
 — лучший профессионал последнего сезона
 — трое членов национальной команды и четвертый, альтернативный кандидат (обычно это топ 4 Национального Чемпионата)
 — игроки, набравшие 20 pro points за год
 — топ 50 ранее не приглашенных игроков по composite DCI-рейтингу
 — топ 8 ранее не приглашенных игроков по composite DCI-рейтингу из Латинской Америки
 — топ 8 ранее не приглашенных игроков по composite DCI-рейтингу из Азии
 — топ 8 ранее не приглашенных игроков по composite DCI-рейтингу из Северной Америки
 — топ 8 Европейского Чемпионата
Участие в этом замечательном турнире вам наверняка запомнится надолго. Лучшие игроки со всего мира соберутся там — кто помериться силами, а кто и просто себя показать да на других посмотреть. Это редкий случай, когда участие уже само по себе — победа!
 Заключение
 Итак, теперь вы знакомы с видами и форматами турниров, представляете себе, что такое DCI-рейтинг, и не перепутаете его с pro points. Критерии квалификации и условия участия в турнирах вам теперь тоже известны. Возможно, вы посчитаете, что профессиональная "Магия" — это то, о чем вы всю жизнь мечтали. Или решите, что игра не стоит свеч, а удовольствие от процесса можно получать и оставаясь любителем. А возможно, и вовсе плюнете на все эти санкционированные турниры и создадите свою собственную турнирную схему и формат. В любом случае, надеюсь, что статья оказалась для вас полезной. На диске вас ждут более подробные таблицы с распределением призовых фондов, списки запрещенных карт и многое другое.
 Так что флаг вам в руки, ветер в спину и бронепоезд навстречу. Места под солнцем пока хватает всем, осталось выбрать солнце!
Глоссарий
 Banned List —список карт, запрещенных к игре в формате.
 Basic lands (базовые земли) — ровно пять карт-земель попадают под это определение: Island, Plains, Forest, Mountain и Swamp.
 Block Constructed — constructed-формат, в котором для конструирования колод разрешены карты только одного блока-дополнения.
 Booster (бустер) — случайный набор из 15 карт, среди которых одна — редкая, три — необычных и оставшиеся одиннадцать — обычные.
 Booster Draft — limited-формат, в котором игроки набирают карты себе в колоду, поочередно выбирая их по одной из вскрытых ими или соседями бустеров. Делается это в закрытую.
 Bye (бай) — автоматическая победа в одном туре турнира, зачисляемая по особым условиям. На Grand Prix их можно получить за высокий рейтинг, большое количество pro points или заработать на Grand Prix Trial.  
 Composite Rating — рейтинг, считающийся как среднее арифметическое constructed- и limited-рейтингов.
 Constructed Rating — рейтинг, начисляемый за участие в турнирах standard, extended и block constructed форматов.
 Core set — базовая редакция, в текущий момент это 8th edition.
  DCI — Duelists’ Convocation International. Сообщество, занимающееся поддержкой и распространением системы проведения турниров по некоторым коллекционным карточным играм, в частности — Magic: the Gathering.
 DCI rating —рейтинг, начисляемый за участие в DCI-санкционированных турнирах.
 DCI-номер — уникальный номер, который идентифицирует игрока как члена DCI. Именно по этому номеру определяют, чей рейтинг и как будет изменяться. Помните, что каждому игроку позволено иметь только один DCI-номер. Нарушение этого правила может повлечь за собой дисквалификацию игрока.
 DCI-санкционированные турниры — турниры, зарегистрированные и впоследствии признанные действительными в DCI.
 Expansion set —выпускаемые дополнительные сеты карт. Бывают большие дополнения — 350-306 карт, и маленькие — 143-165 карт. Ежегодно их выходит ровно три — два маленьких и один большой.
 Extended — constructed-формат, в котором разрешены все карты, начиная с Tempest. За вычетом banned.
 Grand Prix — открытый турнир с призовым фондом в 25000-27500$. Проводится в течение двух дней по системе swiss rounds, по итогам которых определяют лучших 8 игроков, играющих затем single elimination для определения победителя. В год таких турниров проходит порядка 30.
 Grand Prix Trial — открытый турнир, в качестве призов выдающий byes к соответствующему Grand Prix.
 Limited Rating — рейтинг, начисляемый за участие в турнирах limited-формата.
 Main deck — основная колода, с которой игрок начинает первую партию. В limited она должна состоять минимум из 40 карт, а в constructed — из 60.
 Masters —серия турниров схемы single elimination, проводившаяся для 32 игроков, набравших наибольшее количество pro points. С этого года упразднена.
 Prerelease —показательный турнир, посвященный выпуску нового сета.
 Premier Events — под этим понятием объединяются все специальные турниры, такие как Grand Prix, Pro Tour, Prerelease и прочие.
 Pro points — специальные очки, начисляемые за участие в Grand Prix, Pro Tour и Чемпионате Мира. Количество полученных очков зависит от занятого на турнире места.
 Pro Tour — закрытый турнир с призовым фондом в 200.000$, проводимый для лучших игроков мира. Первые два дня проходят по системе swiss draw, затем лучшие 8 по итогам этих дней играют single elimination. В год проходит 5 таких турниров: 4 личных и один командный.  
 Pro Tour Qualifier —открытый отборочный турнир, соответствующий определенному Pro Tour.
 REL — Rules Enforcement Level. Уровень строгости проведения турнира и применения наказаний.
 Restricted List — список карт, которые нельзя использовать в колодах формата больше, чем по одной.
 Rochester Draft — limited-формат, в котором карты собираются аналогично booster draft, за вычетом того, что открытие бустера происходит на виду у всех игроков.
 Sealed Deck — limited-формат, в котором игрок получает стартер и 2 (иногда 3) бустера, из карт которых он должен составить себе колоду.
 Sideboard — дополнение к основной колоде. Начиная со второй партии, игрок может перед началом игры поменять несколько карт в основной колоде на карты из дополнительной. В constructed sideboard состоит либо из 15, либо из 0 карт. В limited sideboard — это все не вошедшие в колоду карты плюс неограниченное количество basic lands.
 Single Elimination (на вылет) — система проведения турнира, при которой проигравший выбывает.
 Standard Constructed —constructed-формат, в котором разрешено использовать карты из core set и двух последних блоков-расширений. За вычетом banned.
 Starter (стартер) —набор из 30 basic lands (по 6 каждого типа) и 45 случайных карт, среди которых 3 редких, 10 необычных и 32 обычных.
 Swiss Rounds (швейцарка) — система проведения турнира, при которой каждый следующий тур игроки играют с оппонентами, набравшими наиболее близкое к ним количество очков. 3 очка начисляются за победу, 1 — за ничью и 0 за поражение.
 Team Limited Rating — рейтинг, начисляемый за участие в командных limited-турнирах.
 Team Sealed — команда получает несколько стартеров и бустеров и собирает из полученных карт колоды всем своим игрокам.
 Team Rochester — проводится так же, как и обычный rochester, только играют его 6 участников из двух команд. Рассадка производится так, чтобы все участники одной команды сидели подряд.
 Type 1 — vintage-формат, в котором разрешены все карты Magic: the Gathering, издававшиеся за время ее существования. За вычетом banned и restricted.
 Type 1.5 —vintage-формат, совпадающий с Type 1, за исключением того, что все карты, находящиеся в списке restricted, становятся banned.
 Vintage Rating — рейтинг, начисляемый за участие в турнирах формата vintage.
 Блок-дополнение — состоит из одного большого и следующих за ним двух маленьких expansion sets.