Честно признаться, столкнувшись первый раз с "Казаками", я никак не ожидал, что движок этой игры ждет столь продолжительная и богатая всяческими перипетиями карьера. И тем более я удивился, когда игра, превратившись в настоящий сериал, вначале устроила геймерам продолжительный экскурс в эпоху наполеоновских войн, а теперь, предварительно сделав временную петлю в "Завоевании Америки", благополучно добралась до Первой Мировой...
 Словом, знакомьтесь с новой инкарнацией "казачьего" движка — "Антантой" от питерской разработческой команды "Леста". Дальше по хронологической шкале двигаться вроде бы некуда, впереди — только Вторая Мировая, освоенная в жанре RTS такими шедеврами, как "Блицкриг" и Sudden Strike. Впрочем, пути казачьи неисповедимы — и как знать, быть может, в будущем нас еще порадуют чем-нибудь этаким на тему битв "единственной гражданской".
Тем более что движок уже продемонстрировал свою молодецкую удаль и способность приноровиться к любым историческим обстоятельствам.
 
 Женский батальон на фоне подсолнухов
 Понятно, что несмотря на название игры, странами Антанты (это, напоминаю, Англия, Франция и царская Россия) дело не ограничивается. Ведь должны они с кем-то воевать, разве не так? По этой простой причине к списку основных действующих сторон неизбежно добавляются кайзеровская Германия и австро-венгерская монархия — собственно говоря, основные зачинщики Первой Мировой.
 Каждой стране, по традиции, полагается персональная военная кампания. Нам предстоит сражаться в Мазурских болотах и на равнинах Шампани, участвовать в Седанской бойне и Брусиловском прорыве. Нас будут бомбить с воздуха и обстреливать с моря, жечь огнеметами на подступах к Геделле, травить газами под Ипром и стращать под Аррасом "невиданными железными монстрами" — танками. Впрочем, не забыты и одиночные миссии, и, само собой, мультиплеер. Кроме того, все желающие смогут воспользоваться генератором случайных карт, так что хороших и разных полей сражений обещается великое множество.
 Здания в игре, как водится по старой "казачьей" традиции, двух типов: посредством одних добываются ресурсы, а другие производят боевые единицы — теперь еще и единицы техники, в списке коих замечены танки, аэропланы, артиллерийские орудия, а также эсминцы и крейсера. Впрочем, и обычная пехота в "Антанте" обзаведется винтовками, пулеметами, минометами и прочими аксессуарами первой по-настоящему дистанционной войны. Однако никуда не денутся и штыковые атаки, и отчаянные налеты вооруженной шашками и саблями кавалерии.
 Танки, пушки, и прочие механические чудища будут выходить на свет божий из закопченных ворот дымных и неопрятных фабрик и заводов.
Сами железные машины не шибко презентабельны в эстетическом смысле. В плане дизайна различной техники разработчики полностью опирались на исторические источники. Все самолеты, танки и бронетранспортеры выглядят простенько, неуклюже и наивно, как и положено первым образчикам "машин для убийств" тех времен. Так что если техника, на ваш взгляд, одним своим присутствием портит "по-казачьи" радостный и пестрый пейзаж — не взыщите: разработчики здесь ни при чем.  
 Помимо этого, нам обещано исключительное разнообразие юнитов, обладающих такой исторической и национальной спецификой, что дальше некуда. Так, с российской стороны будут представлены, в частности, бойцы... женского ударного батальона. И горя мало, что этот батальон существовал в единственном числе, на полях сражений ни разу не появлялся и проявил себя только однажды — во время обороны Зимнего Дворца в октябре 17-го года. Теперь эта "несправедливость" может быть исправлена, и желающие смогут бросать на вражьи редуты, вести на танки и слать на форсирование рек исключительно ратников женского пола. Определенно, что-то в этом есть...
 В "Антанте" присутствует весьма необычный для "казачьих" игрищ способ массовых убийств. Это — отравляющий газ, не имеющий запаха и устойчивой формы, что, однако, не мешает ему быть крайне смертоносным. Способ его распыления и размеры предполагаемых областей поражения пока неизвестны. Но, судя по всему, когда узнаем — рады не будем. Или... будет огорчен противник.
 Ресурсы добываются по старой схеме — чем больше работников втиснется, к примеру, в шахту, тем больше они накопают угля за условную единицу времени. А в целях повышения общей "вместительности" сырьевые предприятия придется улучшать различными надстройками, пристройками и апгрейдами. Здесь, впрочем, ничего нового. Что до сельскохозяйственных угодий, то теперь они будут выглядеть по-разному: не одна и та же вечная пшеница на полях, но и маис, подсолнухи, или какая другая растительность. Правда, вид флоры жестко привязан к тому или иному государству, и я уже начинаю опасаться, что подсолнухи достанутся именно нашей с вами родине.
 Зато войска теперь требуют ресурсы только для строительства и не расходуют их "на поддержание боевой готовности", так что нам больше не придется иметь дело с проблемой внезапного голода и массового падежа солдатиков в самый разгар сражения. Впрочем, у новой упрощенной "системы расхода ресурсов" есть и обратная сторона — снаряды и пули тоже не будут заканчиваться, сколько их ни расходуй. В надежде стравить "Антанту" с основными "тактическими королями" последних лет до такой степени упрощать игру, наверное, все же не стоило.
 
 Плюс электрификация всей игры
 В плане геймплея "Антанта" наполнена многочисленными цитатами из родственных по жанру проектов. Помните Red Alert? Там перед началом основного строительства требовалось провести повсюду электричество. То же самое и в "Антанте": без определенного количества угольных электростанций у вас не заработает ни одна шахта, не говоря уже о промышленных предприятиях. Так что к электрификации будьте морально готовы.
 Игра вобрала в себя очень много особенностей тактических хитов нескольких последних лет. Например, как и в Sudden Strike, наличие офицера в отряде необходимо не только для формирования разного рода "линий", "каре" и прочих боевых построений. Теперь "начальство" способствует именно повышению боевых качеств подчиненных и, по-отечески обзывая солдатиков олухами, трусливыми бабами и слепыми обезьянами, повышает у них параметры точности стрельбы, дальности обзора и тому подобное. Кстати, с введением в бои пулеметов и динамитных шашек ушла в небытие одиозная и несколько нелепая фигурка барабанщика, что не может не радовать.
 Судя по всему, нам будет доступна и раздача приказов в режиме паузы — заветная мечта каждого тактика. По примеру "Блицкрига" в игре будут окопы и, разумеется, невероятное умение юнитов рыть их прямо на ходу с потрясающей воображение скоростью.
 Есть в "Антанте", однако, одна особенность, опробованная лишь в глобальных стратегиях и непривычная для жанра тактических RTS. Представьте себе — теперь в нашем распоряжении появились советники-заместители. Можно поручить им следить за добычей ресурсов или даже руководить боевыми действиями, хотя последнее, пожалуй, стоит все-таки оставить за собой, не доверяясь в столь важном деле искусственному интеллекту. При желании можно и вовсе наблюдать за игрой со стороны, поручив все руководство не в меру умному AI.
 Количество войск, которыми вы сможете командовать в игре, приблизилось к совершенно эпической цифре в десять тысяч служивых на одной карте! Как ни крути, размер полноценной дивизии. Так что поздравляю всех с повышением в звании. А если учесть, что десять тысяч — это максимум сил только одного игрока, а вообще сторон может быть гораздо больше (до восьми в сетевых баталиях), представить, что будет происходить на экране, я не берусь. Одно ясно — бойня получится еще та...  
 И при этом разработчики утверждают, что игра, даже при максимальном заполнении экрана войсками, не будет ни тормозить, ни виснуть. Как знать, может оно и так. Поживем — увидим.
 И равнодушная природа...
 Трагизм войны и совершенно безучастная к людским страданиям природа — почти что тютчевский мотив... Однако несмотря на все старания разработчиков сделать пейзаж в колористическом плане более суровым, под стать происходящим в игре драматическим событиям, в результате в "Антанте" все равно получились вполне веселенькие "казачьи" ландшафты, лишь кое-где "подпорченные" уже упоминавшимися выше индустриальными постройками. Кстати, милая деталь графического оформления: электрические столбы вписаны в пейзаж, но при этом не соединены друг с другом ничем, хотя бы отдаленно напоминающим провода. Передача тока по воздуху — это, ей-ей, круто даже для современного хайтека...
 Что приятно — к игре будет приложена подробная энциклопедия военной техники начала XX века, и займет она ни много ни мало — отдельный компакт-диск. Прекрасный подарок всем любителям военной истории, поскольку книг по этой тематике практически нет, да и на просторах интернета очень тяжело найти более-менее обстоятельные сведения о вооружении Первой Мировой.
 * * *
 Несмотря на некоторые перечисленные выше недостатки, "Антанта" смотрится очень многообещающе. Едва ли игра сможет достоверно изобразить тогдашний тактический стиль, но бодрый геймплей, зрелищные сражения и погружение в атмосферу эпохи нам, можно считать, гарантированы.
 Словом, знакомьтесь с новой инкарнацией "казачьего" движка — "Антантой" от питерской разработческой команды "Леста". Дальше по хронологической шкале двигаться вроде бы некуда, впереди — только Вторая Мировая, освоенная в жанре RTS такими шедеврами, как "Блицкриг" и Sudden Strike. Впрочем, пути казачьи неисповедимы — и как знать, быть может, в будущем нас еще порадуют чем-нибудь этаким на тему битв "единственной гражданской".
|
 
 Женский батальон на фоне подсолнухов
 Понятно, что несмотря на название игры, странами Антанты (это, напоминаю, Англия, Франция и царская Россия) дело не ограничивается. Ведь должны они с кем-то воевать, разве не так? По этой простой причине к списку основных действующих сторон неизбежно добавляются кайзеровская Германия и австро-венгерская монархия — собственно говоря, основные зачинщики Первой Мировой.
 Каждой стране, по традиции, полагается персональная военная кампания. Нам предстоит сражаться в Мазурских болотах и на равнинах Шампани, участвовать в Седанской бойне и Брусиловском прорыве. Нас будут бомбить с воздуха и обстреливать с моря, жечь огнеметами на подступах к Геделле, травить газами под Ипром и стращать под Аррасом "невиданными железными монстрами" — танками. Впрочем, не забыты и одиночные миссии, и, само собой, мультиплеер. Кроме того, все желающие смогут воспользоваться генератором случайных карт, так что хороших и разных полей сражений обещается великое множество.
 Здания в игре, как водится по старой "казачьей" традиции, двух типов: посредством одних добываются ресурсы, а другие производят боевые единицы — теперь еще и единицы техники, в списке коих замечены танки, аэропланы, артиллерийские орудия, а также эсминцы и крейсера. Впрочем, и обычная пехота в "Антанте" обзаведется винтовками, пулеметами, минометами и прочими аксессуарами первой по-настоящему дистанционной войны. Однако никуда не денутся и штыковые атаки, и отчаянные налеты вооруженной шашками и саблями кавалерии.
 Танки, пушки, и прочие механические чудища будут выходить на свет божий из закопченных ворот дымных и неопрятных фабрик и заводов.
|
 Помимо этого, нам обещано исключительное разнообразие юнитов, обладающих такой исторической и национальной спецификой, что дальше некуда. Так, с российской стороны будут представлены, в частности, бойцы... женского ударного батальона. И горя мало, что этот батальон существовал в единственном числе, на полях сражений ни разу не появлялся и проявил себя только однажды — во время обороны Зимнего Дворца в октябре 17-го года. Теперь эта "несправедливость" может быть исправлена, и желающие смогут бросать на вражьи редуты, вести на танки и слать на форсирование рек исключительно ратников женского пола. Определенно, что-то в этом есть...
 В "Антанте" присутствует весьма необычный для "казачьих" игрищ способ массовых убийств. Это — отравляющий газ, не имеющий запаха и устойчивой формы, что, однако, не мешает ему быть крайне смертоносным. Способ его распыления и размеры предполагаемых областей поражения пока неизвестны. Но, судя по всему, когда узнаем — рады не будем. Или... будет огорчен противник.
 Ресурсы добываются по старой схеме — чем больше работников втиснется, к примеру, в шахту, тем больше они накопают угля за условную единицу времени. А в целях повышения общей "вместительности" сырьевые предприятия придется улучшать различными надстройками, пристройками и апгрейдами. Здесь, впрочем, ничего нового. Что до сельскохозяйственных угодий, то теперь они будут выглядеть по-разному: не одна и та же вечная пшеница на полях, но и маис, подсолнухи, или какая другая растительность. Правда, вид флоры жестко привязан к тому или иному государству, и я уже начинаю опасаться, что подсолнухи достанутся именно нашей с вами родине.
 Зато войска теперь требуют ресурсы только для строительства и не расходуют их "на поддержание боевой готовности", так что нам больше не придется иметь дело с проблемой внезапного голода и массового падежа солдатиков в самый разгар сражения. Впрочем, у новой упрощенной "системы расхода ресурсов" есть и обратная сторона — снаряды и пули тоже не будут заканчиваться, сколько их ни расходуй. В надежде стравить "Антанту" с основными "тактическими королями" последних лет до такой степени упрощать игру, наверное, все же не стоило.
|
 
 Плюс электрификация всей игры
 В плане геймплея "Антанта" наполнена многочисленными цитатами из родственных по жанру проектов. Помните Red Alert? Там перед началом основного строительства требовалось провести повсюду электричество. То же самое и в "Антанте": без определенного количества угольных электростанций у вас не заработает ни одна шахта, не говоря уже о промышленных предприятиях. Так что к электрификации будьте морально готовы.
 Игра вобрала в себя очень много особенностей тактических хитов нескольких последних лет. Например, как и в Sudden Strike, наличие офицера в отряде необходимо не только для формирования разного рода "линий", "каре" и прочих боевых построений. Теперь "начальство" способствует именно повышению боевых качеств подчиненных и, по-отечески обзывая солдатиков олухами, трусливыми бабами и слепыми обезьянами, повышает у них параметры точности стрельбы, дальности обзора и тому подобное. Кстати, с введением в бои пулеметов и динамитных шашек ушла в небытие одиозная и несколько нелепая фигурка барабанщика, что не может не радовать.
 Судя по всему, нам будет доступна и раздача приказов в режиме паузы — заветная мечта каждого тактика. По примеру "Блицкрига" в игре будут окопы и, разумеется, невероятное умение юнитов рыть их прямо на ходу с потрясающей воображение скоростью.
 Есть в "Антанте", однако, одна особенность, опробованная лишь в глобальных стратегиях и непривычная для жанра тактических RTS. Представьте себе — теперь в нашем распоряжении появились советники-заместители. Можно поручить им следить за добычей ресурсов или даже руководить боевыми действиями, хотя последнее, пожалуй, стоит все-таки оставить за собой, не доверяясь в столь важном деле искусственному интеллекту. При желании можно и вовсе наблюдать за игрой со стороны, поручив все руководство не в меру умному AI.
|
 Количество войск, которыми вы сможете командовать в игре, приблизилось к совершенно эпической цифре в десять тысяч служивых на одной карте! Как ни крути, размер полноценной дивизии. Так что поздравляю всех с повышением в звании. А если учесть, что десять тысяч — это максимум сил только одного игрока, а вообще сторон может быть гораздо больше (до восьми в сетевых баталиях), представить, что будет происходить на экране, я не берусь. Одно ясно — бойня получится еще та...  
 И при этом разработчики утверждают, что игра, даже при максимальном заполнении экрана войсками, не будет ни тормозить, ни виснуть. Как знать, может оно и так. Поживем — увидим.
 И равнодушная природа...
 Трагизм войны и совершенно безучастная к людским страданиям природа — почти что тютчевский мотив... Однако несмотря на все старания разработчиков сделать пейзаж в колористическом плане более суровым, под стать происходящим в игре драматическим событиям, в результате в "Антанте" все равно получились вполне веселенькие "казачьи" ландшафты, лишь кое-где "подпорченные" уже упоминавшимися выше индустриальными постройками. Кстати, милая деталь графического оформления: электрические столбы вписаны в пейзаж, но при этом не соединены друг с другом ничем, хотя бы отдаленно напоминающим провода. Передача тока по воздуху — это, ей-ей, круто даже для современного хайтека...
 Что приятно — к игре будет приложена подробная энциклопедия военной техники начала XX века, и займет она ни много ни мало — отдельный компакт-диск. Прекрасный подарок всем любителям военной истории, поскольку книг по этой тематике практически нет, да и на просторах интернета очень тяжело найти более-менее обстоятельные сведения о вооружении Первой Мировой.
 * * *
 Несмотря на некоторые перечисленные выше недостатки, "Антанта" смотрится очень многообещающе. Едва ли игра сможет достоверно изобразить тогдашний тактический стиль, но бодрый геймплей, зрелищные сражения и погружение в атмосферу эпохи нам, можно считать, гарантированы.