Железный гуру Дмитрий Горячев разбирает письма читателей, дает советы, размышляет о состоянии индустрии, подмечает интересные тенденции и задает неудобные вопросы представителям разных компаний
• • •
Что важнее для игр — многоядерность процессора или его тактовая частота?
Сказать однозначно, что важнее, частота или ядра, — невозможно. Слишком уж разные это вещи. Дело в том, что частота процессора — это количество операций в секунду. Чем выше частота, тем больше действий процессор выполнит за один проход. Это как с перевозкой груза: чем быстрее вы едете, тем раньше привезете товар к месту назначения. Других вариантов нет. Если взять два одинаковых процессора, но с разными частотами, то можно гарантировать, что быстрее будет именно тот, у которого выше частота работы.
С многоядерностью сложнее. Два ядра могут обсчитывать одновременно несколько задач. И в идеале работать они будут значительно быстрее одноядерного решения. Но тут все зависит от программы: может ли она разделить поставленную задачу на несколько простых действий и загрузить ими оба ядра? Для простоты опять обратимся к перевозке грузов. Если у вас есть два грузовика, то они смогут перевезти в два раза больше груза. Но это только при условии, что груз можно разделить на части. А что, если это машина, которую не разрежешь пополам? Тогда с грузом поедет только один грузовик, а второй будет простаивать и ничего полезного не сделает. Так и с процессорами. Если программа не может разбить задачу на части, то работать будет только одно ядро и скорость будет зависеть только от его частоты.
Помимо частот и количества ядер, есть еще один немаловажный фактор — архитектура процессора. Собственно, это то, как процессор оперирует полученными данными. Возьмем опять же наши грузы. К примеру, один водитель знает, где можно срезать путь, и приходит на место быстрее своего компаньона. С процессорами то же самое. Чем рациональнее используются его ресурсы, тем быстрее он будет работать. Именно поэтому, к примеру, процессоры Intel в одинаковых условиях оказываются быстрее процессоров AMD.
Теперь, понимая, на что влияют основные характеристики процессора, можно поговорить о том, какая из них важнее именно для вас. Многоядерность помогает при конвертации видео, работе с аудио, рендеринге картинок в 3DS Max и т.п. Это простые процессы, которые всегда можно разделить на составляющие и после обсчета собрать вместе. С играми все гораздо сложнее, тут как попадете. Кто-то занимается распараллеливанием задач, а кто-то нет. Но тенденция «больше ядер — быстрее игра» все же прослеживается. Отчетливо это видно при сравнении старых игр с новыми. К примеру, Crysis, игра трехлетней давности, на двухъядерном процессоре с частотой 4,5 ГГц работает значительно быстрее, чем на четырехъядерном, но с 2,6 ГГц. А с более современным и продуманным Devil May Cry 4 все наоборот.
Однако не стоит срываться с места и бежать за четырехъядерным процессором. Перед покупкой необходимо учесть множество других факторов, главный из которых — видеокарта. В играх процессоры раскрываются только тогда, когда графику обрабатывает мощная плата — к примеру, GTX 480 или Radeon HD 5870. Если же за графику будет отвечать что-нибудь бюджетное, то разницы между Core-i3 и Core-i7 можно просто не почувствовать, так как производительность упрется в видеокарту.
• • •
Недавно купил диск с клипами. Многие песни мне понравились, но качать их из интернета долго. Подскажите, пожалуйста, есть ли программа, с помощью которой можно извлекать музыку из клипов?
Есть. И она — супер! В смысле, так и называется — SUPER (Simplified Universal Player Encoder & Renderer). И это, бесспорно, лучший бесплатный медиаконвертер из всех, что сейчас есть под Windows.
Внешний вид программы трудно назвать дружелюбным, но в действительности интерфейс детально продуман и, главное, функциональность на высоте. SUPER позволяет конвертировать аудио и видео из любого формата в любой, причем на компьютере может быть не установлено ни одного кодека вообще — все необходимое включено в инсталляционный пакет SUPER!
Так, например, для конвертации клипа в формат MP3 нужно всего лишь:
— запустить SUPER;
— перетащить файл в окно программы;
— в пункте «Select the Output Container» выбрать «MP3», а ниже, в колонке «Bitrate», — необходимое значение битрейта (в Кб/с);
— нажать кнопку «Encode». Сконвертированный файл по умолчанию будет сохранен в той же папке, что и исходный.
Одной лишь конвертацией список возможностей программы не ограничивается: она может склеивать или извлекать дорожки, объединять их в файлы-контейнеры (например, MKV), даже работать с субтитрами! Про возможность просмотра картинок и воспроизведения всех поддерживаемых типов файлов я и вовсе молчу.
При запуске программа проверяет работоспособность всех своих подгружаемых кодеков, поэтому случаи, когда что-то не работает, исключительно редки и по большей части вызваны ошибками пользователей.
На сайте SUPER (http://www.erightsoft.com/SUPER.html) красуется лозунг: «SUPER делает бесплатно то, что другие кодировщики не способны даже за деньги». И в нем, в отличие от маркетинговых заявлений иных крупных корпораций, нет никаких прикрас.
• • •
Хочу купить проектор с поддержкой Full HD-видео и развертки 120 Гц — для NVIDIA 3D Vision. Какой лучше взять?
Временами в «Горячую линию» приходят вопросы, актуальные несколько лет назад (например, о принципах работы технологии MMX). Но этот вопрос, безусловно, опередил свое время.
Проекторов для домашнего использования, воспроизводящих Full HD-видео с частотой 120 Гц, на рынке пока еще просто нет. Более того, даже так называемых 3D Vision Ready-проекторов с поддержкой разрешений 1280x720 и 1280x800 — всего-то около десятка. Есть, конечно, профессиональные модели вроде Christie Mirage HD3, но они весят 30-70 килограммов и стоят $30-70 тысяч.
Правда, в самом начале года компания LG анонсировала проектор LG CF3D с поддержкой 120-герцового режима при реальном разрешении 1920x1080 пикселей (это и есть Full HD). Заявлялось, что целевая аудитория устройства — «конечные потребители», однако цена ($10 тысяч) недвусмысленно намекала, что области применения проектора далеки от игровых. Впрочем, не расстраивайтесь, что десяти тысяч долларов на проектор у вас нет: в октябре не было еще даже слухов о том, что проектор будет поставляться в Россию.
• • •
Можно ли на компьютере просматривать фильмы с дорожками в формате DTS-HD Master Audio и Dolby TrueHD?
В теории можно все. Компьютер — такая штука, которой ни один формат не страшен. Но вот со звуком DTS-HD Master и Dolby TrueHD долгое время были проблемы. Дело в том, что при создании HD DVD и Blu-ray была создана защита от копирования. Видео- и звуковую дорожки настолько круто закодировали, что вывести их на внешние источники не представлялось возможным.
Название этой защиты — HDCP. Чтобы посмотреть фильм с Blu-ray-диска, необходимо, чтобы HDCP поддерживал как источник, так и приемник. Спустя некоторое время после выхода формата производители видеокарт и мониторов подключили поддержку передачи закодированного видеопотока, а вот с аудио все были проблемы. До недавнего времени воспроизводилась только картинка, без звука.
И только в этом году сначала AMD (серия Radeon HD 5000), а затем и NVIDIA (GeForce GTX 400) смогли справиться с этой проблемой. Наконец-то фильмы с Blu-ray-дисков стало возможно смотреть на компьютере при подключении через HDMI.
Правда, одной видеокартой не ограничиться: простой виндоусовский плеер ничего показывать не будет. Надо покупать софт вроде PowerDVD или WinDVD, да и то, если честно, проблем с проигрыванием будет предостаточно, очень уж мощная защита стоит на HD-аудио.
В принципе, есть и запасной вариант. У компании ASUS есть звуковая карта Xonar HDAV 1.3, поставляемая в комплекте со специальным софтом, который обходит защиту и выводит звук на внешние источники.
Рекомендации по составлению вопросов |
Двадцать четыре часа в сутки я мысленно с вами — в остальное время со мной можно связаться, написав по адресу hotline@igromania.ru. В теме сообщения сделайте пометку «Горячая линия» или «Совет читателя» — так мне будет легче найти ваше письмо в море спама, приходящего на почтовый ящик. Если с компьютером возникла какая-то неполадка, подробно расскажите, что происходило с ним до и после: какие программы устанавливались и удалялись, менялись ли комплектующие, скакало ли напряжение и т.д. Не забудьте указать конфигурацию системы и версии установленных драйверов — чем детальнее описана проблема, тем больше вероятность, что мы ее решим. Обратите внимание, что мы не отвечаем на вопросы, связанные с вылетающими и зависающими играми, контентными патчами, внутриигровыми багами, сохранениями, уровнями сложности. Для всего этого, сами понимаете, есть форумы и служба поддержки. |