A Game of Thrones RPG
Долгожданная ролевая игра по Джорджу Мартину
«Песнь Льда и Пламени» Джорджа Мартина давно просилась в массовую культуру, но до недавнего времени ее никак не могли выпустить из литературных рамок. Потом — как в анекдоте — поперло.
Сперва польский «Ведьмак» доказал состоятельность ролевой игры в сеттинге жесткого книжного фэнтези, потом вышла Dragon Age, местами прямо цитировавшая Мартина, теперь вот HBO выпустили сериал по мотивам первой книги «Песни»… Джордж Мартин вдруг стал модным. В одном из прошлых номеров мы писали о первой игре по его творчеству, стратегии A Game of Thrones: Genesis, а сегодня поговорим об AGame of Thrones RPG.
Непристойный престол
Обе игры разрабатывают французы Cyanide, авторы комедийных Chaos League и Blood Bowl. В отличие от Genesis, охватывающей значительный этап истории Вестероса, события ролевой игры разворачиваются во временных рамках первого тома, титульной «Игры престолов». Для тех, кто незнаком с книгой, — краткое содержание (с которым наверняка тесно переплетена и история игры).
Цитируем Максима Еремеева: «Песнь Льда и Пламени» — это «единственное фэнтези, которое вообще стоит читать». Если этот жанр у вас ассоциируется с орками, эльфами, колдунами в балахонах и прочими рогатыми трупоедами — забудьте, в мире Джорджа Мартина последние драконы давно вымерли, а ворожбу в большинстве случаев успешно заменяет подсыпанный в вино яд. Сказочные чудовища появляются здесь только по большим праздникам, но и без них в королевстве Вестерос очень неуютно — короткое лето здесь сменяют лютые зимы, которые могут длиться десятилетиями. Спасения от стихии нет, и вельможи в своих замках замерзают насмерть не намного реже, чем бедняки. В дополнение к этому в холодное время из диких северных земель начинает лезть страшная нечисть, поэтому фразу «Зима приближается» здесь принято произносить с мрачной обреченностью. От внешней угрозы Вестерос защищает гигантская Стена и охраняющий ее Ночной дозор (см. врезку), но к началу событий книг гарнизон этой организации находится в плачевном состоянии. А зима, как вы догадываетесь, приближается.
Еще в теплые годы лета в королевстве случился дворцовый переворот, эхо которого многие годы будет будоражить страну. Старый, выживший из ума король был свергнут и убит — революция была единственным выходом для государства, которым правил психопат, — но после его гибели доверие к власти было навсегда утеряно. Не все согласились признать лидера революции новым королем, а когда погиб и он, страна погрузилась в хаос. Шаткое равновесие между благородными дворянскими домами разрушилось в одночасье, сразу несколько наследников заявили о своих правах на престол, началась гражданская война.
В игре нам предстоит поучаствовать в ранних событиях междоусобицы. Одна из главных особенностей книги Мартина — очень беспристрастный, максимально объективный взгляд на происходящее. Автор описывает события от лиц разных персонажей — как номинальных «хороших», так и «плохих». Только что вы возмущались, как подло поступил брат королевы, — а в следующей же главе ему «дают слово», и на произошедшее начинаешь смотреть совсем по-другому. В A Games of Thrones RPG работает тот же принцип.
Черный брат и красный жрец
Героев трое (пока известны имена двоих), играть мы будем за каждого из них по очереди, каждый представит свой радикальный взгляд на происходящее, и, конечно, в какой-то момент, в лучших традициях книг Мартина, их пути пересекутся. Дальше разработчики комментариев не дают, но мы готовы спорить на деньги, что кто-то из них обязательно погибнет — вполне возможно, от рук другого персонажа.
Первого зовут Морс, он воин Ночного дозора. Второй — Алестер, жрец бога огня Р’гллора. Во времена упомянутого дворцового переворота они были друзьями, а теперь судьба безжалостно их разделила.
Первая глава посвящена Морсу. Он опытнейший из черных братьев — учитель новобранцев, матерый, закаленный в боях воин. Игра начинается с того, как он ловит дезертира, а потом отрубает ему голову — на глазах у перепуганных учеников. Вскоре после казни на крепость нападают, и тут, конечно, глава обрывается, прямо как у Мартина, на самом интересном месте. Дальше начинается история Алестера. Много лет назад он покинул семью, чтобы посвятить себя религии, и лишь весть о смерти отца заставила его вернуться домой. На похоронах Алестер совершает «поцелуй жизни» — опасный ритуал, способный убить исполнителя ради воскрешения умершего.
Буря мечей
Казнь, колдовской ритуал — пока неизвестно, сможем ли мы лично вмешиваться конкретно в эти события, но то, что моральный выбор совершать придется, — подтвержденный факт. В соответствии с духом оригинальных книг, A Game of Thrones — это взрослая ролевая игра, с мрачной атмосферой, грубыми диалогами и вечно пропущенной запятой во фразе «казнить нельзя помиловать».
На полноценный открытый мир рассчитывать не нужно, нас линейно проведут от одной главы к другой, но даже в такой схеме нашлось место для ролевого элемента. Наши решения обязательно будут иметь очевидные геймплейные последствия: например, отбив у восставших крестьян склад, вы получите доступ к хранящемуся там оружию, а пройдя мимо, останетесь ни с чем. К тому же у каждого из героев будет по три ветки прокачиваемых характеристик, и вот тут робко дает о себе знать хоть какой-то осязаемый геймплей.
Боевая система выдержана в духе классических ролевых игр (проще говоря, это «закликивание»). Морс рубит врагов мечом, носит тяжелую броню, а еще ему помогает верный пес. Четвероногим другом можно управлять напрямую, чтобы, например, тайно пробраться во вражескую крепость и подслушать там разговор. Каким образом пес передаст хозяину услышанное, нам не рассказали.
Алестер не так силен, как его напарник, но зато быстр, и ему «подвластна стихия огня». Про фаерболы лучше забыть прямо сейчас — в мире «Песни» магии почти не осталось. Видимо, Алестер мастерски владеет врачеванием — цитируем разработчиков: «Сияние Р’гллора дает и свет и тень, Алестер выбрал путь света».
Так и хочется сказать, что вот, наконец, жестокая ролевая игра встретит своего книжного прародителя и будет восстановлен исторический баланс сил. Только это, конечно, неправда: все уже случилось два года назад в Dragon Age, а у французов нет ни денег, ни опыта Bioware, чтобы вытянуть эпос такого масштаба. Но вглядитесь в скриншоты: мрачный мачо Морс, худенький ботаник Алестер с козлиной бородкой… Когда эти двое вцепятся друг другу в глотки, полетят совершенно мартиновские искры. Именно непримиримые противоречия пришпоривают действие его книг, и именно за счет антитезы из A Game of Thrones RPG запросто может получиться средневековый Kane and Lynch.
Стихи и проза, лед и пламень
Две стихии, породившие героев игры
Ночной дозор
Ночной дозор — это своеобразные пограничные войска, на службу в которых в буквальном смысле ссылают. Всевозможные преступники кровью искупают свои грехи, в жутких условиях охраняя крепость на северной границе Вестероса. Ледяная стена, самое высокое рукотворное сооружение в мире, тянется на многие километры, преграждая путь диким племенам и всевозможной нечисти, рвущейся в земли Вестероса. Чтобы дать им отпор (а заодно не быть зарезанным ночью одним из верных сослуживцев), нужно постоянно держать ухо востро, поэтому члены Дозора живут в монашеской аскезе и дают клятву, обязательные условия которой — строжайший целибат и смертная казнь как наказание за дезертирство.
Культ Р’гллора
В мире «Песни» несколько религий. Северяне шепчутся с деревьями и молятся духам предков, жители островов — жуткому богу-утопленнику, но самая мощная и централизованная религия в Вестеросе — культ бога огня Р’гллора. Жрецы обращают в свою веру не только простолюдинов, но и дворян, их руками пробивая себе дорогу во власть. Р’гллор постепенно вытесняет старых языческих богов, отчего в и без того неспокойном королевстве то и дело вспыхивают новые конфликты. Как ехидно заметил один из героев саги: «Если уж решили дать государству единого бога, то чего же не выбрали ему произносимое имя?!»