Покупка многоканальной акустической системы — лишь первый и не самый сложный шаг на многотрудном пути к звуковой нирване.
|
 Вместо предисловия
 На секунду представим, что вы еще не приобрели заветный набор из пяти колонок и сабвуфера. Если дело именно так и обстоит, то это даже лучше. Сначала зададимся вопросом, для каких целей используются акустические системы вообще и многокомпонентная акустика в частности. Вопрос совсем не абсурдный, как может показаться на первый взгляд. Самая "древняя" задача для колонок, вне всякого сомнения, — прослушивание музыки. Любители компьютерных игр без труда назовут вторую задачу — озвучивание компьютерных игрушек. И, наконец, третья задача, ставшая особо актуальной после снижения цен на DVD-приводы и DVD-диски, — воспроизведение многоканального звука при просмотре фильмов.
 Совершенно очевидно, что для прослушивания музыки многокомпонентная система необязательна, хотя бы по той простой причине, что самые ходовые звуковые форматы — MP3 и CD-Audio — рассчитаны на два канала, то есть — на классическое стерео. Более того, практика показывает, что по цене недорогого комплекта формата 5.1 можно приобрести едва ли не на порядок лучшую систему всего из двух колонок и сабвуфера (обозначается как 2.1). Мне на собственном опыте довелось убедиться, что даже недорогие тридцатидолларовые колонки без сабвуфера звучат лучше многокомпонентных систем стоимостью более $100. Соответственно, если вы крайне редко играете в игры и лишь изредка смотрите DVD, зато регулярно слушаете музыку, покупать многокомпонентную систему бессмысленно — рациональнее потратить деньги на пару хороших колонок или систему 2.1.  
|
 А вот для компьютерных игр многокомпонентная система с каждым днем становится все более необходимым атрибутом, так как количество игр с поддержкой EAX растет день ото дня.
 Просмотр DVD — задача еще более ответственная. Отсутствие многокомпонентной системы в этом случае лишает зрителей едва ли не половины удовольствий. И если для игр можно ограничиться "скромной" системой в ценовом пределе до 150 долларов, то для получения максимального удовольствия от просмотра фильмов нужно присмотреть что-то более внушительное и дорогостоящее. Поэтому к выбору акустической системы для просмотра DVD-фильмов и последующей расстановки колонок необходимо отнестись с максимальной ответственностью.
 Назад, на уроки физики
 Прежде чем приступить к расстановке системы в комнате, вспомним школьные уроки физики. Четкое понимание принципов распространения звуковых волн в пространстве комнаты поможет избежать типичных ошибок, которые являются главной причиной некачественного звука.
 Звуки, воспроизводимые акустическими системами, делятся на несколько составляющих. Самая важная составляющая в общей звуковой картине помещения — это "прямой" звук, который идет к слушателю по кратчайшему пути непосредственно от динамиков акустических систем. Для обеспечения качественного "прямого" звука необходимо придерживаться следующего правила: на пути звука, идущего от колонок к слушателю, не должно находиться препятствий. Это правило относится не только к фронтальным, но и к тыловым колонкам.
 Помимо прямого звука мы также слышим однократно отраженные звуковые волны и многократно отраженный звук (эхо). Было бы большой ошибкой считать, что единственно необходимая составляющая в звучании системы — прямой звук. Если полностью избавиться от отраженных волн и эха, общая звуковая картина сильно потеряет в яркости и насыщенности: звук при просмотре будет невыразительным и нереалистичным. Этот факт объясняется тем, что в реальной жизни мы всегда слышим эхо и отраженные звуковые волны, что и позволяет нам, руководствуясь одним только слухом, отличать одно помещение от другого (например, стадион от сортира).  
 Для достижения качественного звучания звуковые характеристики разных стен помещения должны быть сбалансированы, грубо говоря — не должны сильно отличаться друг от друга. Не секрет, что любой материал может поглощать, отражать или рассеивать звуковые волны. К звукоотражающим материалам в комнатах относятся стены, оклеенные обоями, застекленные книжные полки и другие твердые материалы с гладкой поверхностью. Типичные звукорассеивающие объекты — оштукатуренные стены, открытые книжные полки и практически все объекты с угловатой или шероховатой поверхностью.
|
 Рассмотрим типичный пример: одна из стен комнаты оклеена обоями и имеет два незашторенных окна (то есть преобладают звукоотражающие поверхности), а во всю длину противоположной стены стоят незастекленные книжные шкафы (преобладают звукорассеивающие поверхности). В такой ситуации нарушение симметрии правого и левого звукового канала при прослушивании неизбежно. Проблему можно решить, задрапировав стену с обоями и окнами ковром, а сами окна можно завесить плотными шторами.
 Особое внимание следует уделить задней по отношению к слушателю стене помещения: чем меньше эта стена отражает звук, тем больше пространства в общей звуковой картине. И наоборот — при сильном отражении звука от задней стены у слушателя возникает стойкое ощущение, что он находится в небольшом замкнутом пространстве. Вы ведь не хотите при просмотре киносцен, снятых на просторе, почувствовать себя запертым в бункере?  
 Еще одна серьезная проблема, особенно актуальная для маленьких помещений, — "стоячие" волны, которые возникают в результате попадания в резонанс низкочастотных звуковых волн, отраженных от стен. На слух стоячие волны воспринимаются как неестественные подъемы или провалы баса. Для борьбы с этим явлением можно использовать два метода — поэкспериментировать с положением сабвуфера и закрыть отражающие поверхности звукопоглощающими материалами: завесить окна плотными шторами, на пол положить ворсистый ковер и так далее.
 Союз фронта и тыла
 Не нужно обладать большим воображением, чтобы понять, что рядовая жилая комната мало приспособлена для нужд домашнего кинотеатра. Поэтому зачастую воспользоваться схемами расстановки колонок, которые описаны в документации к системе, попросту невозможно. Но существует ряд простых правил для расстановки сателлитов, которые если и не позволят добиться идеального звучания, то, по меньшей мере, помогут максимально приблизиться к идеалу.
 Начнем с самого главного — с фронтальных сателлитов, от правильного расположения которых зависит стереопанорама звуковой картины. Главное правило расположения фронтальных колонок состоит в том, что их акустические излучатели (динамики) должны быть направлены на слушателя. Второй по важности вопрос — ориентация динамиков фронтальных колонок и центрального сателлита в одной плоскости. Другими словами, центральный сателлит и фронтальные колонки должны быть расставлены так, чтобы через центр их динамиков можно было мысленно провести прямую линию. По вертикали колонки должны быть установлены приблизительно на уровне головы слушателя. Но возможны и небольшие отступления от описанных правил. Нередки ситуации, когда колонки просто физически невозможно корректно разместить по вертикали, например, из-за мебели. В такой ситуации допускается размещение сателлитов под потолком, с условием, что динамики колонок будут сориентированы на слушателей.
|
 Старайтесь не ставить колонки на книжные полки или в другие ниши, это может крайне негативно повлиять на их звучание. Во-первых, колонка излучает звуковые волны не только вперед, но и сзади, и по бокам. Во-вторых, любая ниша является естественным резонатором, который может исказить звуковую картину совершенно непредсказуемым образом. Если вы все же решились на "замуровывание" колонок по эстетическим или каким-либо другим соображениям, знайте, что и в этой ситуации есть эффективные способы минимизирования звуковых искажений. Для этого необходимо закрыть полость ниши фальш-панелью с отверстием точно по размеру колонки, а пространство между колонкой и стенками полости заполнить звукоизолирующим материалом, например ватой.
 Большое влияние на общее качество звуковой картины оказывает и расположение тыловых колонок. Не стоит размещать тыловые колонки вплотную к задней стене, это приведет к усилению эха и, соответственно, к ухудшению пространственных эффектов. Идеальный вариант — размещение тыловых сателлитов на расстоянии в несколько метров от задней стены. Мощные колонки предпочтительнее установить на специальных стойках в некотором отдалении от боковых стен, тогда как маломощные сателлиты стоит повесить вплотную к голым боковым стенам, которые послужат отражателем и, таким образом, усилят бас и придадут звучанию тыловых колонок дополнительную мягкость и теплоту.
|
 С выбором места для сабвуфера обычно проблем не возникает вовсе: органы слуха человека устроены таким образом, что не могут определить направление, откуда исходит низкочастотный звук. Поэтому сабвуфер без особого ущерба для качества звучания можно смело размещать практически в любом месте комнаты. Однако не стоит ставить его в угол, так как в этом случае низкочастотные волны будут отражаться от двух стен сразу, что повысит вероятность возникновения стоячих волн. Идеальный вариант — размещение сабвуфера в 20-30 сантиметрах от любой стены помещения на равном удалении от углов комнаты.
 После того, как мы рассмотрели основные правила размещения фронтальных и тыловых колонок, имеет смысл ознакомиться со схемой идеальной расстановки сателлитов, разработанной Dolby Labs — организацией, которую без преувеличения можно считать крестной мамой многоканального звука.
 Итак, согласно рекомендациям Dolby Labs:
 — все сателлиты должны быть расставлены по периметру окружности, центром которой является слушатель;
 — расстояние между фронтальными колонками (значение B на приведенной схеме) должно быть равно расстоянию от колонок до слушателя (значение D), другими словами, фронтальные колонки и слушатель должны образовать вершины равностороннего треугольника;
 — угол между тыловыми сателлитами должен составлять 140 градусов.
 Для приведенной схемы (см. рис. "Схема Dolby Labs") зона идеального прослушивания (то есть зона, в которой пространственные эффекты слышны лучше всего) будет представлять собой круг с радиусом 1/2*D, то есть — вдвое меньше радиуса круга, по которому расставлены колонки.
 Проиллюстрируем использование этой схемы для малогабаритной комнаты размером 5х3 метра. Для простоты будем считать, что в комнате нет мебели.
|
 Еще раз взгляните на схему, а точнее — на закрашенный прямоугольный треугольник на ней. Нам известна длина одного из катетов этого треугольника, H=S/2=1,5 м. Также нам известно значение угла между этим катетом и гипотенузой D, длину которой нам и нужно определить. Вспомним школьный курс геометрии и вычислим значение D по формуле D=H/cos(a)=1,5/cos(30)=1,73 м. Таким образом, мы получили значение для расстояния между правым и левым сателлитом (на такое же расстояние все сателлиты должны быть равноудалены от слушателя). Более того, теперь нам известен и диаметр круга для зоны идеального звучания в комнате с такими габаритами (при условии, что колонки расставлены согласно схеме), этот диаметр также равен 1,73 м, то есть получаем круг диаметром чуть больше полутора метров — совсем негусто.
 Этот пример хорош не только для расчета расстояний между колонками и пользователем. Он также показывает, что в маленькой комнате физически невозможно разместить многоканальную акустику для нескольких слушателей: в круг диаметром чуть больше полутора метров можно втиснуть максимум двух человек. Так что, если вы планируете просматривать фильмы большой компанией, выделите для просмотра самую большую комнату в вашей квартире.
 Теперь имеет смысл на практике рассмотреть применимость схемы, рекомендованной Dolby Labs. Сразу оговорюсь: как правило, расставить колонки строго "по схеме" либо невозможно, либо конечный результат будет невыгодным с эстетической или эргономической точки зрения (другими словами, акустическая система не будет вписываться в интерьер или будет мешать свободному перемещению по комнате).
|
 И в заключение мы рассмотрим два практических варианта расстановки многоканальной акустики — для компьютерных игр и для просмотра DVD-фильмов. На первый взгляд принципиальной разницы между расстановкой колонок для игр и для фильмов нет. Однако вдумчивый подход приведет нас к противоположным выводам: игрок обычно сидит на расстоянии не более 50 см от монитора, а при просмотре фильмов, в особенности на мониторе с большой диагональю, расстояние может достигать нескольких метров. Таким образом, в первом случае центр зоны идеального прослушивания должен находиться близко к монитору, а во втором — на значительном расстоянии от него. Поэтому и схемы расстановки также будут заметно отличаться друг от друга.
 Если основная задача для многокомпонентной акустической системы — озвучивание компьютерных игр, то стол с компьютером необходимо разместить практически в центре зоны идеального прослушивания. Однако ставить стол в самом центре комнаты — совсем плохой вариант, поэтому стоит поставить его короткой стороной впритык к длинной стене комнаты. При этом фронтальные сателлиты (правый, левый и центральный) нужно будет разместить перед столом, желательно — вплотную у передней (по отношению к пользователю) стены. Тыловые колонки можно подвесить к длинным боковым стенам комнаты, сориентировав их динамики по направлению к стулу игрока.
|
 При расстановке акустики для просмотра фильмов надо отталкиваться опять-таки от центра зоны идеального прослушивания. Если при размещении колонок для игр мы ставили в центр зоны компьютерный стол, то здесь в центре будет находиться диван или группа кресел. Увы, о привычной для многих схеме, когда диван ставится вплотную к одной из стен комнаты, придется забыть. Итак, в центре комнаты будет расположен диван; впереди дивана, впритык к стене, мы поставим стол с компьютером; правую и левую фронтальные колонки мы также разместим вплотную к стене, у которой расположен компьютерный стол: можно повесить их на стену или установить на стойках. Центральную колонку, если позволяет свободное место на столе, можно разместить справа или слева от монитора, в крайнем случае — положить сверху на монитор, не забыв при этом направить ее динамиками на слушателей. А сзади дивана мы разместим тыловые сателлиты; в зависимости от мощности системы можно выбрать один из двух вариантов: маломощные колонки — повесить на боковые стены, мощную акустику — поставить на стойках. Сабвуфер, как и в первом случае, можно разместить практически в любом месте комнаты, лучше всего — на полу по центру одной из стен.
 Финальный аккорд
 В заключение подчеркну, что универсальных рецептов для расстановки многокомпонентной акустики, увы, не существует. И если вы хотите добиться хороших результатов, стоит заранее настроиться на экспериментаторский лад: не исключено, что схемы расстановки, описанные в данной статье, не подойдут вам по какой-либо причине — например, из-за загроможденности комнаты мебелью.
 Не стоит также сбрасывать со счетов и еще один способ решения проблем, а именно — услуги профессионалов. Правда, эти услуги недешевы и оправданы лишь тогда, когда вы покупаете дорогую hi-end-систему — в этом случае несколько дополнительных сотен долларов для вас особой роли не сыграют.