Наступление неизбежно. Час Х, время Ч. Месяц!.. Через месяц мы узнаем все. Третья часть эпопеи об эволюции машин и деградации человечества — "Матрица: Революция" — выходит на большой экран.
 Ситуация, когда продолжение знаменитой серии приходится ждать годами, — обычное дело. За примерами далеко ходить не надо — "Звездные войны", "Чужие"... А вот когда премьеры сиквелов следуют одна за другой — необычно. Это из ряда вон.
 Это стало возможным благодаря тому, что вторая и третья части фильма снимались одновременно. Почему так получилось, спорят до сих пор. Участники проекта противоречат друг другу. Одни говорят, что так изначально было задумано, другие — что "так уж вышло". Так называемую "официальную" версию озвучил продюсер проекта Джоэль Сильвер (Joel Silver): "Мы планировали выпуск обеих частей этим летом. А если бы у нас было в запасе еще шесть месяцев — мы закончили бы их вместе".
|
 Как бы то ни было, но, отметив премьеру, группа продолжила работу над заключительной частью трилогии. Подробностей известно гораздо меньше, чем это было перед выходом на экран второй части. Между премьерами прошло настолько мало времени, что интерес публики не нужно особо подогревать. Джоэль Сильвер в одном из интервью заявил, что два фильма, выпущенные с небольшим промежутком времени, — несомненный плюс. Ведь затраты на маркетинг "Матрицы: Революции" будут близки к нулю. И правда, к чему лишние расходы, когда рекламным клипом длиной в 2 часа выступила "Матрица: Перезагрузка"?! Как там было в конце? "Смотрите продолжение".
|
 Но есть у отсутствия предрелизной раскрутки и свои минусы. Фанатам фильма приходится из кожи вон лезть, чтобы получить мало-мальски достоверную информацию о картине, ловить обрывки фраз и мутные намеки.
 Революционная действительность
 Ответы на вопрос, какой будет "Матрица: Революция", члены съемочной группы дают настолько разные, что диву даешься... Порой закрадывается подозрение, что все это заранее спланированная акция. Чтобы держать зрителей в неведении как можно дольше. Или чтобы они пошли посмотреть кино хотя бы для того, чтобы разобраться, кто из создателей больше врал. Сейчас этого понять невозможно. Можно только догадываться... Судите сами.
 Не секрет, что вторая часть трилогии оказалась весьма спорной. Одни ругали ее за то, что в ней мало действия и слишком много разговоров. Другие ловили фразы героев и сетовали на то, что они очень скупы; для них драки и погони — дело глубоко второстепенное. Любопытно, что и в первой, и во второй группах общая оценка второй части колебалась от "безусловный шедевр" до "откровенный отстой".
|
 Так вот, все тот же Джоэль Сильвер в небольшом интервью одному зарубежному киносайту выражал неподдельный восторг по поводу того, какой крутой будет "Матрица: Революция". Он утверждал, что в "Революции" основной упор будет сделан на экшен-элемент. Действие будет проходить большей частью вне Матрицы — в реальном мире. Кульминационный момент — битва машин и людей в Зеоне. Сражение займет целых четырнадцать минут, а его съемка обошлась в 40 миллионов долларов. Радуйтесь, поклонники крупных планов с разорванными телами и покореженными железками!  
 На вопросы по поводу диалогов Сильвер ответил весьма уклончиво: "Диалоги есть, но их количество не так чтобы совсем велико". Бедные любители киберпанк-философии уже было расстроились, как вдруг Джоэль в столь же коротком интервью другому киносайту заявляет: "Матрица: Перезагрузка" была больше рассчитана на массового зрителя. Поэтому в ней больше экшен-элементов. А "Революция" заставит вас задуматься". И что все это значит? Вероятно, первый сайт был сайтом экшен-поклонников, и Джоэль Сильвер говорил им то, что они хотели услышать. А второй сайт соответствовал запросам поклонников-философов, и лучезарный Джоэль лил бальзам на их раны. Продюсер — что с него взять. Должность у него такая.
 Кладезь достоверности
 Поищем информацию в других источниках.
|
 Может быть, тому виднее, каким будет новый фильм, кто находится на съемочной площадке выше всех (по служебной необходимости)? Джон Гаэта (John Gaeta), постановщик трюков и специальных эффектов трилогии, считает, что "Матрица: Революция" будет более эпической". К его словам следует относиться со всей серьезностью. На съемках в Австралии братья Вачовски решили, что сцены полета над мегаполисом надо снимать не в виртуальной реальности, а... в реальной действительности. Что моделирование полета вертолета на графических станциях старо, банально и не дает нужного эффекта. Сказано — сделано. И пронесся над улицами Сиднея настоящий вертолет, пугая прохожих... В нескольких кварталах перекрыли движение. Из трех небоскребов, лежащих по курсу, эвакуировали жителей. Возможно, именно из окна вертолета Гаэта увидел особую эпичность "Матрицы: Революции"... Ведь эпичность предполагает глубокое наполнение смыслом? Или нет? Тот же Гаэта, рассказывая, насколько сильно вторая часть будет отличаться от третьей, напирал не на "качество", а на количество. "В третьей "Матрице" будет значительно больше машин. Больше, чем в первой и второй вместе взятых. Больше всего фильм будет напоминать фильм "Чужой". Компьютерная анимация позволяет создавать очень реалистичные модели техники, и Вачовски решили этим воспользоваться...".  
 Вачовски применяли компьютерную графику начиная с первой "Матрицы". Но, в пику Гаэте, Киану Ривз (Keanu Reeves) aka Нео поведал о том, что многие "боевые" сцены, в отличие от предыдущих частей, снимались в реальности и без использования компьютерной графики. "Постановщики трюков использовали настоящих людей для съемки полетов между полом и потолком. Мне понравилось исполнение этих трюков с помощью механизмов, когда четыре-пять человек за один раз взмывали в воздух, совершая головокружительные кульбиты".
|
 Неужели мы увидим Нео, выполняющего сложные трюки "по-настоящему"? Вероятно, да. И это далось Киану не только потом, но и кровью. Ривз сетует на то, что его угораздило похвастаться своими физическими возможностями перед постановщиком "боевых" сцен (Yuen Wo Ping) и самими Вачовски. И после этого — началось. Как только он делал трюк, они тут же начинали шептаться и переглядываться. В следующем дубле Киану предлагалось повторить все то же самое, только схема становилась сложнее раза в два. И так бесконечно. "Это заканчивалось тем, — говорит Ривз, — что я должен был лежать и отмокать в ледяной ванне много вечеров подряд. Если каждый день получать микроразрывы мышечной ткани, то потом у вас будет воспаление. А мне — 38 лет. Я не 22-летний молодой человек, который без конца может выполнять прыжки с разворотами!" В общем, довели Нео до ручки. И что же после всех этих испытаний он думает о фильме? Оказалось, что у него тоже трудности с определением. — "Первая часть — рождение Избранного. Вторая — о его жизни. Третья — о его смерти. Впрочем, я не знаю. Возможно, ее надо было назвать "Воскрешением", это бы больше подошло".  
 Именно благодаря Ривзу стал возможен такой скорый выход третьей части.
|
 Замена Оракула была вынужденной. Глория Фостер (Gloria Foster), которая снималась в роли Оракула для "Матрицы" и "Матрицы: Перезагрузки", умерла в больнице от сахарного диабета. Это заставило братьев Вачовски дополнительно "поработать" над персонажем. В результате Оракул научилась принимать "разные формы". Но Оракул всего лишь "программа". Объяснить смену внешности виртуального персонажа — пара пустяков. А как объяснить новое лицо у "реального" героя? Не знаете? На счастье Лоренса, братья, видимо, тоже не смогли придумать.
 Смерть Глории Фостер — не единственная за время съемок "Матрицы". Создается впечатление, что картину просто преследовала череда неудач. Самая первая Зея (Zee), актриса Айлия (Aaliyah), погибла в авиакатастрофе. Она не успела приступить к съемкам. Братьям не пришлось переснимать эпизоды с новой Зеей — актрисой Ноной Гайе (Nona Gaye). Мы видели Зею в "Перезагрузке" всего в нескольких кадрах.
|
 Интересная постановка вопроса. Ищите ответы, ибо они есть. А если вы их не нашли, значит, ваше восприятие было неправильным! Еще Конфуций жаловался на то, что очень трудно найти черную кошку в темной комнате — особенно если ее там нет. Будем надеяться, что с кошками в "Революции" все в порядке. Иначе — искать не переискать...
 Двух мнений быть не может?
 Мнение руководства узнали. Артисты высказались. Кто еще? На сцене художник по костюмам Ким Баррет (Kym Barrett): "Нам пришлось дополнительно изучать свойства каучука. К концу съемок мы знали всех, кто делает фетиш в Сиднее, Франции и Лондоне".
|
 Не последнюю роль в любом фильме играет музыка. Композитор Дон Дэвис (Don Davis) написал музыку для "Матрицы: Революции". Его же музыку мы слышали в "Перезагрузке". Братья Вачовски остались довольны работой Дона над второй частью — при том, что к музыке они относятся очень щепетильно. Джоэль Сильвер говорит по этому поводу: "Братья Вачовски считают музыку очень важной составляющей фильма. Очень внимательно относятся к ней, поскольку сами являются творческими личностями. Они чувствуют музыку и ее вклад в общую стилистику фильма". Как оказалось, Вачовски остались весьма довольны композитором. Иначе как объяснить, что Дону Дэвису доверили писать шесть часов музыкального сопровождения к сиквелам. Кроме того, он же успел потрудиться над музыкой к "Аниматрице" (девять мультипликационных фильмов по мотивам "Матрицы") и над звуковым оформлением к игре Enter the Matrix... Очень плодовитый композитор. Его музыка построена на пульсирующих ритмах и резонансных эффектах. Действительно, "дискотека" в Зеоне — незабываема. Для "Матрицы: Революции" Дон Дэвис создал синтез классики и постмодернизма. Двести нанятых музыкантов превращали написанные им ноты в звуки. Кстати, именно Дон был композитором одного из первых фильмов братьев Вачовски — Bound ("Связной"). Этим, в частности, объясняется то, что именно его пригласили для работы над "Матрицей". Сам Дон на эту тему не распространяется. Он уже вовсю трудится над музыкой к своей опере "Rio de Sangre", которую собирается представить публике в 2005 году.
 
 На поле боя
 "Матрица: Перезагрузка" задала немало вопросов тем, кто искал в фильме философскую подоплеку. Каким образом Нео сумел остановить стражей (машины для поиска и уничтожения кораблей повстанцев) в реальном мире? Не внутри Матрицы, а вне ее?
|
 Братья Вачовски писали трилогию как цикл Рождения, Жизни и Смерти. Раз "Революция" повествует о смерти, то кому умирать? Нео? Человечеству? Матрице? Неоднозначность второй части, смутность поставленных вопросов и неясность ответов породили море домыслов среди поклонников.
 Многие решили, что Нео легко остановил стражей потому, что Зеон так же нереален, как и все остальное. Он такой же плод Матрицы. Именно поэтому Оракул могла предсказать встречу Нео, Морфеуса и Троицы. Она просто знала это заранее. Если это так, то финал трилогии будет печальным.  
 Другие же предположили, что Нео — сверхчеловек. Поскольку люди лежали без движения столько времени, у них активно работал только головной мозг (инициируемый Матрицей). Но эволюция шла вперед, и Нео — новый представитель рода человеческого. Он научился пользоваться всей мощью своего мозга (а не теми жалкими 10%, которыми мы довольствуемся сейчас). С Нео возродится новое человечество, а машинам суждено проиграть.
|
 Заметили, какое "единомыслие" по поводу финала? Никто не может просчитать точно, чем все закончится... И это несомненный плюс для режиссеров. Значит, сборы от проката фильма будут большими. Финансовый успех обеспечен. Только ведь нас интересует не финансовый успех братьев Вачовски. Тем более что обеспечивать его будем мы. Главный вопрос, волнующий зрителя, — будет ли фильм интересным?
 * * *
 Несмотря на заслуженную критику, в "Перезагрузке" есть некоторое общее развитие идеи. Вторая часть не стала ярким клипом с бесконечным числом ударов, блоков и бросков. Это все еще хорошее научно-фантастическое кино. Нет почти никаких сомнений — "Революция" будет таким же стильным фильмом, как и два предыдущих. Но! Почти все аналитики сходятся во мнении, что фильм вряд ли сможет превзойти успех первой части. Ведь этот успех во многом обусловлен новизной идей. А "Революция" лишь развивает старую концепцию. Впрочем, иногда ведь случается то, чего никто не ждет...