Режиссер: Павел Санаев
Сценаристы: Павел Санаев, Александр Чубарьян
В ролях: Павел Прилучный, Сергей Чирков, Тихон Жизневский, Нодар Сирадзе, Марина Петренко, Агния Дитковските, Виктор Вержбицкий, Александр Лыков, Игорь Скляр, Сергей Газаров
Бюджет: $3,5 млн
Сайт: Na-Igre.ru
Контрабандист, двадцать лет доставляющий разные рисковые грузы, выполняет самый опасный в своей жизни заказ — вывозит морем партию дисков с российским патриотическим шутером. В Босфоре лодку берут на абордаж пьяненькие русские туристы, на самом деле — команда нижегородских киберспортсменов, которая в предыдущей «На игре» под влиянием этого шутера мутировала в универсальных солдат (рецензию на первый фильм читайте в «Игромании» №11/2009). Теперь они служат у олигарха с лицом Завулона (Вержбицкий) и по сходной цене мочат его конкурентов. В команде выделяются условно хороший Вампир (Чирков), который, паля в честных граждан, сам корчится от нравственных мук, и условно плохой Док (Прилучный) — отморозок со штрихкодом на шее. Вампир хочет диски затопить, Док — украсть и создать клан геймеров специального назначения.
В типичной видеоигре «новый уровень» — это просто новые декорации, вот и режиссер Павел Санаев трактует подзаголовок буквально: героев отправляет на заброшенный причал, покататься на катере по Черному морю, по реке, отчего фильм приобретает комичное сходство с советским блокбастером «Пираты XX века».
Но продвинутый левелдизайн — не совсем то, чего мы ждали от продолжения диковатого подросткового экшена. После первой части «На игре» зритель остался в недоумении: а что ему, собственно, пытались сказать? Сюжет намекал, что глупо преть в офисе за зарплату — лучше уж заняться террором. Показывали всякие ужасы: силовики крышуют бандитов, представители горных национальностей жгут в автомастерских студентов-славян. «Новый уровень» должен был расставить моральные ударения и внятно объяснить, почему убийство в игре не равно убийству на улице.
По факту фильм мямлит и сбивается с пятого на десятое. Актеры механически повторяют фразы с афиши («Это не игра!», «Выхода из игры нет!»), вплетают игровой клубный сленг («Нас тупо задавят мясом!»), и часть диалогов можно будет понять, только если в DVD-издание «Нового уровня» вложат геймерско-русский толковый словарь. Но странен не бубнеж, а поступки. Предполагалось (и даже прямо проговаривалось создателями в интервью), что в «Новом уровне» парни образумятся — или будут наказаны гамовером. Но чувство реальности оставило их, похоже, навсегда: они продолжают фигачить по целям, манипулировать друг дружкой и все «делать по тактике». Никого не жалко. На две серии «На игре» нет ни одного светлого персонажа — сплошь подонки, а финал ратифицирует кредо «воруй-убивай»: местные чикатилы уходят в ночь с мешком долларов, местный Раскольников попадает в колонию.
Стандарты съемки и сторителлинга при этом вполне голливудские — только вот это стандарты би-муви. Полторы эротических сцены, несколько грубых шуток (лучшая случится в морге). Если что-то гулко взрывается — герои счастливо отпрыгивают в сторону камеры; последняя схватка происходит на военной базе. Лучше всего «На игре» смотрелась бы не в кинозале, а на трехчасовой пиратской кассете лет пятнадцать назад.
Силясь найти в мельтешении недобрых и злых хотя бы зачатки логики, рецензенты пускаются во все тяжкие. Радио «Эхо Москвы» увидело в фильме критику ФСБ, а «Коммерсантъ» закончил заметку словами «сокращение анального сфинктера»... Игровому журналу стоило бы предположить, что «На игре» советует аннигилировать патриотических разработчиков, предварительно приковав их наручниками к тиражу. Но смысл фильма, похоже, в другом. Небольшой шанс на излечение есть только у тех юношей, которые, кроме игр, интересуются девушками. Получается, это история о том, что всем геймерам для профилактики надо время от времени бывать в постели.
Оценка: 3/5