Бойня номер раз
 Первое впечатление от ландшафтов "Антанты" — ощущение какой-то праздничной нереальности. Палитра игры отличается огромным числом кичливо-ярких и насыщенных цветов. Посреди совершенно эдемских пейзажей перетаптываются с ноги на ногу игрушечные человечки, которые вот-вот начнут строить игрушечные же зданьица.
|
 Между тем игровой экран (не без нашего, заметим, участия) уже начинают заполнять фигурки в шинелях из серо-зеленого сукна. Фигурок становится все больше, вот их число уже переваливает за сотню — лиха беда начало. Заметим, что своей серо-зеленой суконностью они если и не раздражают, то, во всяком случае, изрядно режут глаз. Где-то на границе сознания впервые с начала игры проскальзывает ощущение некоторой неуютности. Впрочем, сконцентрироваться на новом ощущении не успеваешь, — начинается атака.
 Сухие хлопки одиночных выстрелов перерастают в монотонную надоедливую пальбу. С обеих сторон слышен стук пулеметов, и через четверть минуты все кончено. От наших двух рот остаются два раненых инвалида. От неприятельской колонны — никого. Пиксельные трупики устилают всю землю; впрочем, с нашими начальными ресурсами о достаточном количестве свежего пушечного мяса беспокоиться нечего... А вот, кстати, и пополнение — артиллерия занимает огневые позиции, в землю врастают доты, откуда-то медленно ползут уродливые танки. Вдали показалась вражеская кавалерия. Сколько их? Четыреста? Ничего страшного — вся поляжет под огнем одного-единственного дота. Если, конечно, успеет до него добраться — у нас же еще и гаубицы есть...
 Через полчаса от зрелища массовых (и абсолютно бесполезных) смертей на экране начинает мутить. Прежнее ощущение безмятежности игрушечного мирка пропадает напрочь, а внутри растет смутное недоумение. Зачем разработчики завернули весь этот ад в слащавую обертку пасторали? Это же просто кощунство!..
 И вдруг доходит. Да ведь точно такой же шок в свое время испытали наши с вами предки, люди начала двадцатого столетия, воспитанные на Пушкине и Фете, привыкшие видеть в окружающем их мире прежде всего гармонию и красоту... И вдруг столкнувшиеся с этим адом на земле. Вот она — самая настоящая Первая Мировая. Наши аплодисменты, господа разработчики! Вам действительно удался крайне нетривиальный и бьющий по сознанию ход.
 Сплошная пятерица
 Немножко поостыв от первых впечатлений, неплохо было бы обратиться к фактам. Итак, всего в игре представлены пять государств — основных участников Первой Мировой.
|
 На каждую из перечисленных стран в игре приходится по одной кампании, так что их тоже получается пять. Есть и отдельные одиночные миссии, числом — ну, кто первый угадает? — конечно, тоже пять. Пять-пять-пять: просто какой-то дневник отличника... Впрочем, я отвлекся. Само собой, не обошлось и без случайных сценариев, причем, что характерно, уровень сложности игры можно установить только в этом режиме. А вот официальные миссии и кампании придется проходить, выкладываясь по максимуму. Это, впрочем, не так уж и сложно...
 Если говорить о системе управления, интерфейсе и наборе горячих клавиш, то придется признать — они наследственные, "казачьи". Впрочем, налицо и некоторые улучшения. Так, пехотинцам теперь можно предписать "сценарий атаки" — будут ли они стрелять по неприятелю издалека, или сразу перейдут к рукопашной, или все-таки для начала попытаются забросать недругов гранатами. Надо заметить, последнее нововведение существенно обогащает тактические возможности игры.
 Коль уж об этом зашла речь, пора перейти непосредственно к геймплею. Первое, что бросается в глаза сразу после начала игры — "Антанта" заточена исключительно под "массовое действо". Видели бы вы, сколько крестьян трудится на одной-единственной ферме — сотня, не меньше! Иначе говоря, сформировать отряды в сотни и тысячи юнитов здесь куда легче, чем в том же "Завоевании Америки". Собрать многотысячную армию можно на первых стадиях игры — начальные ресурсы это вполне позволяют. Кстати, их (только не смейтесь!) пять разновидностей: пища, древесина, железо, золото, нефть. Словом, если бы дело сводилось только к ресурсам, танки и самолеты строились бы противоборствующими сторонами в первые же минуты сражений.
|
 Есть в игре и еще один ресурс, так сказать, скрытый, а именно — электричество. Вообще-то я ожидал, что возни и хлопот с энергообеспечением будет гораздо больше — но одной-единственной электростанции хватает для поддержания огромного числа зданий.
 Создать работоспособную экономику тоже довольно легко — хотя бы по причине наличия обширной системы относительно дешевых апгрейдов. Благодаря хорошему балансу можно не строить множество зданий одного и того же типа — если это, конечно, не казармы. Вот их вам потребуется очень много.
 Война и...
 Все легко да легко, должно же что-то быть трудно! Да, воевать в "Антанте" все же труднее, чем заниматься хозяйством. Как все уже, думаю, поняли, можно бросить на штурм вражеских позиций хоть полк конницы, и он весь будет скошен из двух-трех пулеметов, как трава на лугу. А доты — вообще жуткая вещь. Их существование вполне компенсирует отсутствие в игре окопов, которые разработчики обещали, да вот беда — не сделали. Бог с ними, с окопами, — дотов вполне хватает, чтобы жизнь кому угодно не показалась медом. А ведь еще предусмотрены и наблюдательные вышки, на которые так легко установить пулемет!.. Так что в итоге почти любое сражение выиграет тот, кто сумеет с помощью дальнобойных гаубиц проделать в обороне врага бреши и добить прореженные отряды парой-тройкой танков. Не стоит забывать и о поддержке с воздуха — без нее захлебнется любая атака. И еще одно. Открою маленький секрет: изучите в Академии разведку, и вашему взору откроется вся карта. Вот тогда — полное раздолье: вражеские батальоны будут спокойно и без проблем уничтожаться задолго до того, как достигнут ваших позиций.
 В общем и целом, геймплей игры достаточно любопытен, но особых звезд с неба не хватает. Рецепт победы вполне тривиален — для начала настроить побольше дешевых юнитов, чтобы не проиграть в первые же минуты, а там — стремительно развивать производство, дойти до танков и ударить по противнику громадной армией.
|
 Но что действительно огорчает, так это никудышный AI. Как мы уже писали в нашем предварительном обзоре, в "Антанте" есть возможность обращаться за помощью к специальным советникам, которые распределяют ресурсы, пестуют производство и даже самостоятельно ведут боевые действия! С "чистой" экономикой искусственный интеллект управляется не так уж плохо, но вот куда девать уже полученные ресурсы — разобраться не может, хоть убей. Позарез нужные военные здания строит слишком поздно, а что до апгрейдов в Академии — выбирает не те, которые действительно необходимы, а те, что подешевле. О военном деле я и не говорю: это не стратегия, а тактические конвульсии впавшего в маразм генерала. Единственная доступная AI тактика — гнать солдат на убой мелкими группами, до умопомрачения. Или — до проигрыша.
 Все то же самое касается и интеллекта электронных соперников. Играть в "Антанту" с компьютером — занятие довольно бессмысленное. Так что, судя по всему, эта игра, как и "Казаки", станет фаворитом прежде всего сетевых баталий. Если, конечно, разработчики не подлечат AI серией оздоравливающих патчей.
 * * *
 "Антанта" очень зрелищна, этого у нее не отнять. Подкупает как блистательная передача психологической атмосферы Первой Мировой, так и точность воспроизведения многих исторических деталей. А вот с увлекательностью получилось как-то не очень. Как ни смешно это звучит, но игра вышла слишком легкой для того, чтобы быть интересной с тактической точки зрения. Впрочем, данный момент может быть исправлен усилением AI и некоторой общей балансировкой. Разработчики, взываем к патчу!..
 
 Геймплей: 8
 Графика: 7
 Звук и музыка: 7
 Интерфейс и управление: 8
 Новизна: 6
 Рейтинг "Мании": 7,5
 Дождались? Удивительная, необычная и... чересчур легкая игра на очень тяжелую тему.
 Оправданность ожиданий: 70%