***
 Компания AMD совместно с британским журналом PC Gamer создает игровой клан. Команда, получившая название Team AMD Gamer (TAG), примет участие в самых разнообразных игровых чемпионатах по всему миру.
|
 ***
 Комментаторское сопровождение игр прогеймеров — уже не в диковинку на Западе и в Корее. Отрадно, что этот атрибут большого спорта не обошел стороной киберпоединки. В США существует организация Team Shoutcast Network (TSN), которая занимается комментированием матчей североамериканских и международных турниров по Quake III Arena, Counter-Strike, Return to Castle Wolfenstein и Warcraft III. В Корее давно работают курсы eSport-комментаторов.
 И вот первая российская ласточка! Игрок из Санкт-Петербурга, выступающий под ником Miker (в миру Михаил Мирчук), выпустил серию аудиокомментариев к матчам Warcraft III: The Frozen Throne. Комментарии записаны в mp3-формате и упакованы вместе с записью матча (реплеем). Включив запись комментария, вы проигрываете реплей, наслаждаясь разбором поединка. Многим слушателям подобный метод донесения информации помогает лучше понять ход матча, поэтому популярность подобных продуктов звукозаписи весьма высока.  
 Лучшие аудиокомментарии ищите на нашем компакте.
 ***
 В начале октября в столичном клубе "Меридиан" (м. Калужская) после тотального апгрейда всех компьютеров прошел представительный турнир по Counter-Strike, собравший лучшие CS-команды Москвы — emax, a-Line, elation, exiles, Team1 и многие другие. К состязаниям были допущены 32 команды, причем часть желающих оказалась за бортом (всего на участие претендовали 50 команд).
|
 Призовые места распределились так:
 1 место — Team1 — $300
 2 место — a-Line — $200
 3 место — emotion — $100
 ***
 Курьезный случай произошел в начале октября на турнире OsloLan в Стокгольме. Шведская команда GameOnline! выиграла турнир Oslo LAN по Counter-Strike 1.6, главным призом в котором стал 1 (один) килограмм чистого золота (примерно 11000 евро). Оригинальные призы — не редкость в киберспорте. На турнирах разыгрываются суперкомпьютеры, автомобили, но известие о золотых слитках поступает впервые.
 ***
 В конце октября компания Valve сообщила о новой политике лицензирования своих продуктов, включая Counter-Strike, для игровых клубов. Новая политика подразумевает дополнительные выплаты за предоставление игры по LAN. Игровые клубы по всему миру уже закупили лицензионные версии Half-Life и Counter-Stike для каждой из своих машин, а теперь Valve взимает с них дополнительные поборы.  
 Пока новшество распространяется только на клубы Великобритании, но кто знает, что ждет в будущем всех остальных? По мнению многих игроков, версия CS 1.6 — худшая из всех. Шаг, на который пошла компания Valve, — сделать деньги на новой версии самого популярного экшена мира, может убить многопользовательский CS 1.6. Многие клубные турниры по всему миру все еще проводятся по версии 1.5, и, судя по всему, на новую версию они уже не перейдут.
|
 ***
 Коврик — важная вещь для прогеймера, почти такая же важная, как мышка. Один из мировых лидеров по производству игровых ковриков и спонсор Schroet Kommando (многократные чемпионы мира по Counter-Strike, чемпионы WCG 2003) компания Steelpad выпустила в продажу давно ожидаемый продукт — коврик для мыши под названием Steelpad 4D. Примечательно, что Schroet Kommando консультировали компанию при создании этой модели ковриков и использовали их в Корее на WCG 2003. Серебряные призеры этого турнира американская команда 3D также переходят на эту новинку.
 Учитывая, что в CS сегодня играют миллионы, не вызывает сомнений, что компания продаст огромное количество своих ковриков. Это серьезный бизнес, и не случайно к рекламе своей продукции производители привлекают лучших прогеймеров мира.
 ***
 Любопытное происшествие случилось на российском рынке электронных игр. Компания "Медиа-Сервис 2000" неожиданно для всех запатентовала название “Counter-Strike” на территории России. “Запатентовала название” не означает “купила права на распространение игры”. В российском законодательстве эти понятия разделены. Речь идет о словосочетании “Counter-Strike”, и только.  
 После получения патента "Медиа-Сервис 2000" предъявила обвинение одному из крупнейших российских интернет-провайдеров "МТУ-Интел", на игровом сервере которого было размещено название Counter-Strike (как выяснилось, “незаконно”). Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск "Медиа-Сервис 2000" к провайдеру, и последний был вынужден выплатить штраф в размере 2000000 (два миллиона) рублей. Не исключено, что проблемы с использованием знаменитого лейбла возникнут и у других компаний-владельцев интернет-серверов, компьютерных клубов и так далее.
 World Cyber Games 2003 — как это было
 11-18 октября в Корее прошел финал Всемирного чемпионата по компьютерным играм 2003 (World Cyber Games 2003). Перед этим в 55-и странах состоялись национальные отборочные чемпионаты по официальным дисциплинам этого турнира: Unreal Tournament 2003, Counter-Strike, Age of Mythology, Starcraft: Brood War, FIFA 2003 и Warcraft III: Reign of Chaos. Из стран СНГ в национальных отборочных циклах приняли участие Казахстан, Россия, Украина. Впервые в отборочных матчах выступила объединенная сборная стран Балтии — Литвы, Латвии и Эстонии.
 ...Каждый год с наступлением осени меня неудержимо тянет в Корею.
|
 
 Историческая справка
 World Cyber Games 2003 — крупнейший ежегодный киберспортивный фестиваль, в четвертый раз проходящий в Южной Корее под патронажем правительства страны и компании Samsung Electronics. Организаторы стремятся придать своему детищу олимпийский соревновательный статус. Российская команда принимает в них участие уже в третий раз. Ежегодный призовой фонд WCG в 2000-2002 году составлял $300000 и равными долями распределялся по игровым дисциплинам. Максимальный выигрыш в индивидуальных соревнованиях составил $20000, а в командных — Counter-Strike — $40000 долларов США. В 2003 году призовой фонд был увеличен до рекордных размеров в 350000 долларов США.
 Достижения России на WCG: ретроспектива
|
 WCG 2001 (Сеул, Корея). России как стране, которая в первый раз принимает участие в Играх, разрешили выставить трех дуэлянтов в Quake III Arena (LeXeR, PELE и kik) и CS-команду M19. В итоге российский игрок LeXeR (Алексей Нестеров, Санкт-Петербург) завоевал серебряную медаль и приз ($10000) в номинации Quake III Arena. В захватывающем финальном поединке он совсем немного уступил тогдашнему чемпиону мира, американцу ZeR04 (Джон Хилл) на карте pro-tourney4 и остался в шаге от олимпийского золота. Мы вернулись домой в полной уверенности в том, что как только Россия сможет выступать во всех номинациях, киберспортивный мир ждут новые сюрпризы. Что и произошло в следующем году.
 WCG 2002 (Дайджеон, Корея). В 2002 году в Корею отправился мощный десант из тринадцати российских игроков. Двукратные чемпионы России — питерская CS-команда M19 (Nook, MadFan, Kalagrib, Rado, Rider), Q3-дуэлянты — uNkind, Cooller , Death, анрилер Askold и игроки таких дисциплин, как Starcraft: Brood War, FIFA 2002, Age of Empires II, — Ranger, Android, Alex, SouL. Российским каэсерам и квейкерам удалось сотворить чудо и выиграть в своих номинациях. На мою долю выпало счастье стать очевидцем этого триумфа. В тот год по количеству медалей в командном зачете Россия уступила лишь хозяевам чемпионата — корейцам, и увезла домой самую большую долю денежных призов. С нашей командой в Корее была съемочная группа передачи "Намедни" телеканала НТВ, и всю Россию облетела знаменитая фраза uNkind'a: "Мама, я в Корее, я выиграл 20 тысяч долларов, я чемпион мира!". Впервые на российском телевидении состоялась передача в прайм-тайм, и Леонид Парфенов поведал многомиллионной аудитории об успехах россиян на ниве киберспорта. А это уже, согласитесь, — политический момент, тем более что в традиционных видах спорта мы большими успехами похвастаться не можем.  
 Отдельных слов заслуживает феноменальная победа в суперфинале лучшей команды России по Counter-Strike над канадцами.
|
 Радости российских фанатов не было предела. В те дни игровое сообщество переполняла гордость, каждый миг победной игры горячо обсуждался и переживался болельщиками...
 Наступил 2003 год, и вновь по всему миру стартовали национальные отборочные. Игровой мир поразило известие о том, что из списка номинаций удалена Quake III Arena — игра, в которой русским нет равных и по сей день. Вместо нее в программу соревнований включили Warcraft III: Reign of Chaos. Такое решение было связано с нежеланием Activision (издатель игр id Software) сотрудничать с организаторами WCG 2003.
 В России успешно прошли отборочные, в Москве состоялся большой финал, на котором сформировалась сборная России. Мы выставили самый многочисленный состав за все годы выступлений во всех номинациях. В Корею защищать честь России отправились 17 игроков:  
 Counter-Strike — команда ForZe (Xenitron, Host, Romashka, Flatra, Klar) (Москва)
 Warcraft III: Reign of Chaos — (orky)Flash (Москва), FM.Karma (Санкт-Петербург), SK.Soul (Москва)
 Starcraft: Brood War — Advokate[S2] (Москва), PHellan[S2] (Москва), FM.Gerich (Санкт-Петербург)
 Unreal Tournament 2003 — M19*Askold-34s (Санкт-Петербург), FM.Navigator (Санкт-Петербург), b100.Dracula (Екатеринбург)
 FIFA 2003 — Pika (Пушкин), M19*Alex (Санкт-Петербург)
|
 Age of Mythology — FM.Under (Санкт-Петербург)
 Основные надежды возлагались на номинации Warcraft III: Reign of Chaos, UT2003 и FIFA 2003. Именно в этих дисциплинах мы были вправе рассчитывать на медали, учитывая, что наши игроки традиционно сильны в этих играх. Успехи москвича Ивана Демидова (SK.SouL) на европейских Warcraft III-турнирах в 2003 году, великолепная игра Андрея Гусева (M19*Alex) на WCG 2002 и традиционные успехи россиян в 3D-экшенах говорили о многом. Вы спросите — а как же Counter-Strike? Отвечу. Дело в том, что в Корею впервые приехали настоящие профессионалы, грозные трехкратные чемпионы мира по версии CPL — Schroet Kommando из Швеции, американцы 3D и датчане Team 9. Поэтому рассчитывать на что-либо в номинации CS могли лишь отчаянные оптимисты.
 Итак, сборная России вылетает в Корею вечером 9 октября регулярным рейсом “Аэрофлота”. Мы благополучно приземляемся в корейском аэропорту Инчеон. Каждая сборная выходит из аэропорта с национальным флагом, одетая в униформу, а организаторы снимают все происходящее на видео для фильма, который оперативно монтируется к открытию WCG 2003.
 На сей раз WCG 2003 проходит в Олимпийском Парке Сеула, где разворачивались события Олимпийских Игр 1988 года. Olympic Park — огромная территория, соразмерная московским Лужникам. Кругом беговые дорожки, тенистые аллеи, водоемы, множество роллеров и велосипедистов... Складывается впечатление, что это одно из любимых мест отдыха горожан. В этом же комплексе размещается Players Village (Олимпийская Деревня). На самом деле это просто отель хорошего класса. Здесь обычно живут спортсмены во время проведения международных чемпионатов.  
 Соревнования WCG 2003 проходят в трех огромных комплексах.
|
 11 октября проходит жеребьевка игроков и команд по группам первого этапа соревнований. Мероприятие, обставленное по высшему классу, напоминает аналогичную процедуру чемпионата мира по футболу. Мы смотрим, в какие группы попадают наши игроки, проводится выбор игровых карт на каждый раунд в группе.
 Несколько слов о системе розыгрыша на WCG 2003 в этом году. Организаторы пошли на максимальное приближение правил к общепринятым стандартам большого спорта. Игроки разбиваются на группы, из которых выходит по 2 игрока (команды) после круговых матчей. При равном количестве побед и поражений в группе предпочтение отдается тем, у кого лучшие суммарные показатели по результатам каждого матча — аналогично разнице забитых и пропущенных мячей в футболе. Исключение составляют такие номинации, как Warcraft III: Reign of Chaos, SC: Brood War и Age of Mythology, где судьба выхода из группы решается в стыковых матчах. Далее
|
 12 октября — день открытия WCG 2003. На этот раз на центральной площади Олимпийского парка организаторы разметили огромную сцену, на которой в присутствии нескольких тысяч зрителей и проходит торжественная церемония. Видеопоздравление президента Кореи, выступление официальных лиц, демонстрация того самого фильма, который снимался в аэропорту. Организаторам в очередной раз удается показать, насколько внимательно государство относится к игрокам и какой статус придает этому событию. Завершается открытие WCG 2003 выносом национальных флагов капитанами команд. Российское знамя несет екатеринбуржец b100.Dracula. После чего вечернее небо разрывают ослепительно красивые фейерверки.
 13 октября — в эти дни по графику проходят групповые соревнования во всех номинациях. Игры стартуют в 11 утра. Мы (я и мои коллеги) начинаем вести прямой репортаж на cyberfight.ru, выкладываем результаты, фотографии, берем интервью у игроков из разных стран. Основное внимание, конечно же, приковано к играм россиян. Пробуем таскать демки из игровой зоны на флэшках, но это безобразие быстро просекается организаторами, и нам делают предупреждение. Нас это, конечно, удивляет, ибо на официальном сайте мы демок в тот день так и не увидели. Ну — нет так нет.
 В пресс-зоне работает порядка пятидесяти журналистов. Много знакомых, среди которых ребята с ESReality, SoGamed, GotFrag, Gamers.Nu, Schroet.Com и многих других сайтов. Здесь же присутствуют Sujoy, Izno, bds, Midway — владельцы самых популярных eSport-ресурсов мира и просто легендарные личности киберспорта.
 А между тем в нашей сборной — первые потери. Не выходят из групп M19*Askold-34s и FM.Navigator. У наших ребят в группах сразу у трех игроков по 4 победы и одному поражению — и мы теряем двух игроков из-за худшей разницы фрагов-смертей. Остальные наши игроки, участвовавшие в соревнованиях этого дня, преодолевают барьер групповых матчей и выходят в финальную стадию play-off.  
 14 октября — в последних групповых матчах мы теряем единственного игрока в Age of Mythology (Under) и футболиста (Pika). Эти поражения никого особо не удивляют — группы сильные, а наши ребята проиграли по два матча и потеряли все шансы.
|
 Вечером того же дня уже есть все результаты, и мы точно знаем, на кого выходят наши в первых матчах на выбывание. Как выяснилось позже, практически все россияне столкнулись в первых матчах play-off с будущими призерами WCG 2003. Больше всего "повезло" команде ForZe, которую в первой же игре ждали гранды мирового Counter-Strike — игроки Schroet Kommando, этого киберспортивного “Реала-Мадрид" из Швеции.
 15 октября — черный день в истории российского киберспорта. За четыре часа Сборная России терпит сокрушительное поражение во всех дисциплинах, в которые нам удалось пробиться по результатам матчей в группах. Всего в play-off выходит 13 игроков (команда ForZe и 8 дуэлянтов).
 Warcraft III — в стадию play-off успешно выходят все наши игроки. Flash и Karma выигрывают свои первые игры (TOP32), а Soul сразу вылетает, нарвавшись на соклановца Insomnia (который и стал олимпийским чемпионом).
|
 Starcraft: Brood War — ситуация аналогичная Warcraft III. Разница лишь в том, что все наши вылетают моментально в первом же раунде play-off. Все решили островные карты. Нелегко было наблюдать, как один за другим терпят поражение наши стратеги.
 FIFA 2003 — главная надежда России M19*Alex оступается в первой же игре против испанца. Подвело незнание правил. Alex считал, что матч играется до двух побед. А на самом деле играются 2 матча, и потом при ничьей считается разница голов. Итоговый счет в двух матчах — 2:7 и 4:6 в пользу испанца. Alex вылетает с турнира. Обидное поражение — Alex играл очень хорошо, и мы все за него болели.
 Unreal Tournament 2003 — в play-off от России проходит только b100.Dracula и проигрывает в упорной борьбе сильнейшему голландцу Lauke (серебряный призер WCG 2003). Вылетев с турнира, наш игрок весь день до глубокой ночи тренируется с лучшими бойцами мира, набираясь бесценного опыта.
 Counter-Strike — русский CS показательно размазан по стенке на картах de_train и de_aztec. Видимо, шведам хотелось показать, что было бы, если бы они играли на WCG2001-2002. Результат:
 SK.swe > ForZe 13:2 (12:0, 1:2) на de_train и 13:1 (11:1, 2:0) на de_aztec.
 Сразу после поражения я попросил игроков российской команды прокомментировать игру. На вопросы отвечал ForZe|Romashka, выражая общее мнение всех игроков ForZe, находившихся рядом.
 [И]: Уже известны итоги вашего выступления. Сначала — несколько слов об играх в группе?
 ForZe|Romashka: В группе было три сильные команды, включая нас. Так как мы всю жизнь играли на турнирах с вычеркиванием карт, у нас всегда были слабые карты, которые мы не тренировали, — train и cbble. Именно незнание этих карт и то, что они выпали “рандомом” на первые игры в группе, не позволило нам выйти на первом месте из группы. Почему aAa вышли на первом месте — мы до сих пор не понимаем, так как в первый день нам сказали, что по правилам мы занимаем первое место, победив в личной встрече, а потом пошли какие-то разбирательства, посчитали раунды за терроров, и в итоге получилась замечательная встреча с SK.swe в первом раунде play-off. Мы уже настроились на англичан 4Kings, и тут такое решение...  
|
 [И]: Расскажи о игре с SK.swe.
 ForZe|Romashka: Их карта — train, на которой у нас было мало шансов (одна из худших наших карт), наша коронка — aztec. Им с первым местом дают играть сначала свою карту. HeatoN, капитан SK.swe, в первом же раунде настроил свою команду на победу, и дальше они просто штамповали раунд за раундом. Без шансов... Если бы сыграли еще раз, мы, конечно, проиграли бы, но не с таким счетом. Поэтому опыт крупных чемпионатов многое решает.
 Теперь про aztec. Только мы оклемались — на нас снова давление. Нам не давали занимать позиции, и шел постоянный раш. В итоге ничего сделать не удалось. Самое главное, что SK просто не дают другим командам играть в свою игру. Если от России постоянно будут ездить разные команды, то обыграть грандов мирового CS вряд ли удастся... Опыт решает все.
 [И]: Печально, конечно. А какие планы на будущее?
 ForZe|Romashka: Планы такие — разобраться с организацией команды и найти людей, которые смогут обеспечить нам тренировочную базу. Хочется твердой почвы под ногами и крепкого тыла. И продолжать играть в свою игру. Распадаться мы не собираемся, если решим личные проблемы в команде.
 В итоге Россия впервые за все время мировых чемпионатов осталась без медалей в официальных дисциплинах (притом, что в этом году в Корею был отправлен самый большой десант). Резюме — мы пока не умеем играть по таким правилам. Пока в России вычеркивают карты и играют дабл — весь мир переходит на системы розыгрыша настоящего спорта (группы, сингл, подсчет фрагов, мячей, раундов).  
 16 октября проходят матчи Nations vs. Nations.
|
 Череде плохих новостей в этот день не было конца. В ночь с 16 на 17 октября, окончательно проиграв все что можно, наши геймеры расслабились и позволили себе лишнего в виде спиртных напитков. В Players Village они жили на одном этаже с французами, и между игроками двух сборных вспыхнул конфликт, переросший в драку. Остановить их смогли лишь прибывшие на место происшествия охранники отеля. Затеявшие драку французы смогли впоследствии представить себя в лучшем свете перед организаторами. В коридорах гостиницы велась скрытая видеозапись, которая зафиксировала наших игроков как инициаторов стычки. Итак — что мы имели? Проигрыш в своевременном информировании организаторов чемпионата о сути конфликта, хотя французы и признали свою вину. Свидетели со стороны видели, как били именно французов, на видеозаписи видны только наши игроки, направляющиеся чинить месть. Именно французы быстрее среагировали и доложили организаторам, а наши просто закрылись в номерах и притворились спящими. Они даже не сообщили о том, что французы их провоцируют и затевают драку. Аргументы не шли дальше эмоциональных заявлений "А они первые начали!", которые в решении таких проблем просто не работают.  
 После долгих разбирательств сборные обеих стран принесли взаимные извинения, но этот инцидент омрачил последние дни нашего пребывания в Корее.
 Нам оставалось в роли статистов наблюдать за тем, как играют кибератлеты других стран, разыгрывают медали и участвуют в яркой церемонии награждения победителей.
|
 Последний полный день в Корее. Смотрим суперфиналы во всех номинациях. Матчи финала Starcraft собрали такое количество зрителей, какого я не видел в прошлые годы, когда зажигал SlayerS_BoxeR — легенда прогейминга. Победу в номинации Counter-Strike заслуженно одержали игроки Schroet Kommando, одолевшие в напряженных матчах финала американцев из 3D. Итальянец ForresT удивил всех, обыграв явного фаворита голландца Lauke в финале по Unreal Tournament 2003. Братья-близнецы Styla и Hero разыграли между собой чисто немецкий финал в номинации FIFA 2003, а болгарин Insomnia взял вверх над китайцем Chinahuman в финале Warcraft III.
 Награждение состоялось через час после последнего поединка финала. Стандартная процедура отлажена до мелочей. Чеки, медали, поздравления победителей. Там же состоялась торжественная передача знамени WCG организаторам WCG 2004 из США. А завершила последний день WCG 2003 традиционная вечеринка на свежем воздухе. Лилось рекой пиво, игроки лакомились угощениями, которые на огромных столах выставили организаторы.
 WCG 2003 — закончились. С нами остаются жить воспоминания, фотографии, демозаписи поединков и четкое ощущение того, что еще один киберспортивный год канул в лету. Я увозил из Кореи массу впечатлений — жаль, что не все они были приятными. Подводя итоги, хочется сказать, что история World Cyber Games на этом не заканчивается. В 2004 году молодежный фестиваль перемещается в США. WCG 2004 пройдет в Калифорнии (Сан-Франциско), самом богатом штате Америке, ну а в 2005 году прогеймеров мира ждет далекая Австралия. Лучший киберспортивный турнир года впервые пересечет границы Кореи, и как принято в большом спорте, каждый год будет проходить в другой стране. Надеюсь, что в следующем году сборная России сможет продемонстрировать всему миру свое мастерство. Но это через год, а пока... пока есть время осмыслить прошлое и подготовиться к будущему.
 
 Итоги World Cyber Games 2003
 Unreal Tournament 2003:
 1 место — ForresT (Италия) — $20000
 2 место — Lauke (Нидерланды) — $10000
 3 место — Snoop (Австралия) — $5000
 Age of Mythology:
 1 место — [pG]Fire (Германия) — $20000
 2 место — IamShiauTz (Тайвань) — $10000
 3 место — Iamsky (Тайвань) — $15000
 Counter-Strike:
 1 место — Schroet Kommando (Швеция) — $40000
 2 место — 3D (США) — $20000
 3 место — Team 9 (Дания) — $10000
 Warcraft III: Reign of Chaos:
 1 место — SK.Insomnia (Болгария) — $20000
 2 место — Chinahuman (Китай) — $10000
 3 место — TeG-EviscEratoR (Румыния) — $5000
 FIFA Soccer 2003:
 1 место — Styla (Германия) — $20000
 2 место — Hero (Германия) — $10000
 3 место — Volcano (Корея) — $5000
 Starcraft: Brood War:
 1 место — Ogogo (Корея) — $20000
 2 место — Fisheye[pG] (Германия) — $10000
 3 место — AMD-Grrr (Канада) — $5000
 Записи всех финальных игр WCG 2003 ищите на нашем компакте.
 P.S. Автор благодарит компанию Samsung и лично Милу Масину за организацию командировки на World Cyber Games 2003 и поддержку российского киберспорта во всех его проявлениях.