Вход в систему

Логин:
Пароль:
Вход Зарегистрироваться Вспомнить   пароль

Новейшие статьи

Разгон
Все статьи
Популярные за месяц
Kingdoms of Amalur: Reckoning
PCPS3X360
Комментариев: 26
The Binding of Isaac
PC
Комментариев: 21
Battlefield 3
PCPS3X360
Комментариев: 115
Мороз по коже. Тестирование процессорного кулера Cooler Master «Дед Мороз»
PC
Комментариев: 22
Carrier Command: Gaea Mission
PC
Комментариев: 9
Ace Combat: Assault Horizon
PS3X360
Комментариев: 38
BlizzCon 2011. День второй
PC
Комментариев: 40
BlizzCon 2011. День первый
PC
Комментариев: 43
Might and Magic: Heroes 6
PC
Комментариев: 145
Rage
PCX360PS3
Комментариев: 147
Rage
PCX360PS3
Комментариев: 147
Might and Magic: Heroes 6
PC
Комментариев: 145
Battlefield 3
PCPS3X360
Комментариев: 115
Hard Reset
PC
Комментариев: 71
Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad
PC
Комментариев: 67
«ИгроМир 2011». Дни второй и третий
PC
Комментариев: 47
«ИгроМир 2011». День первый
PC
Комментариев: 44
BlizzCon 2011. День первый
PC
Комментариев: 43
BlizzCon 2011. День второй
PC
Комментариев: 40
Ace Combat: Assault Horizon
PS3X360
Комментариев: 38


ЛКИ
№10/2011

www.lki.ru

Мир фантастики
№11/2011

www.mirf.ru

Mobi.ru
экспертный сайт о цифровой технике

www.Mobi.ru

Информация на данной странице предоставлена нашим информационным партнером Игромания.ру

Освобожденный досрочно, или как переделать Radeon 9500 в Radeon 9700 Pro138

Автор: | Дата: 24.12.2003
Лотерея

   Что общего между Вавилонской Лотереей и производством полупроводниковых микросхем? Намного больше, чем кажется с первого взгляда. И там, и там результат предсказуем, но заранее неизвестен. В обоих случаях балом правит шанс, решающий, кто сегодня будет осыпан золотом, а кто — брошен ко львам...
   Все современные методики и технологии выращивания микросхем таковы, что просто физически не способны выдавать на выходе 100% годной продукции. Лишь некий — достаточно небольшой — процент микросхем готов стабильно работать в рамках требуемых характеристик. Дабы определить этих достойных, существует специальный процесс проверки на соответствие высоким требованиям партии. В ходе этого процесса подопытную микросхему подвергают суровым испытаниям по целому перечню параметров, главный из которых — скорость. Отбор настолько строг, что даже малая погрешность может привести к тому, что рабочую микросхему заклеймят словом "брак". Если бы мы говорили, скажем, о презервативе, то дальнейшая судьба была бы очевидна — на помойку. Но в случае с изделием из кремния все немного сложнее. Рачительные производители, заботясь о качестве продукции, не забывают и о выгоде. Выкидывать рабочую микросхему только потому, что при заданных частотах она греется на два градуса более положенного? Не лучше ли дать ей другое имя и выпустить под видом более дешевой модификации?
   Именно так работают все без исключения кремниевые фабрики. Это не стыдно и не зазорно. И это не обман — как любят голосить отдельные несформировавшиеся личности. Это бизнес. И именно благодаря ему, а не собственной сверхгениальности, существуют такие люди, как оверклокеры.
   Сегодня мы поговорим об одном таком "казус белли", чей "статус-кво" давно пора восстановить. Речь идет о двух "таких разных, но таких одинаковых" видеокартах — ATI Radeon 9500ATI Radeon 9700.

Я тебя слепила из того, что было

   На базе чипа R300 компания ATI производит следующую линейку видеокарт: RADEON 9500, RADEON 9500 Pro, RADEON 9700 RADEON 9700 Pro. Топовые модели 97009700 Pro не отличаются выдающейся производительностью и имеют соответствующую цену — порядка 350-400 у.е. Именно эти платы имеет смысл брать за эталон, к которому мы намерены стремиться. Какая плата послужит отправной точкой — будет ли это RADEON 9500 Pro или RADEON 9500, — мы узнаем далее.

   Начнем с того, что RADEON 9500 Pro по многим характеристикам является родственником RADEON 9700/Pro. Так же как и старшие братья, он имеет 8 пиксельных конвейеров. В то же время разрядность шины памяти составляет всего 128бит вместо "взрослых" 256 бит у 9700. RADEON 9500 в свою очередь — самый младший и более других "обиженный" чип из всей линейки R300. Он использует всего четыре пиксельных конвейера и 128-битную шину памяти. Казалось бы, тут ему и застрелиться. Но! Оказывается, что с точки зрения ручной модификации Pro-версия GPU 9500 имеет один фатальный недостаток. Память на этих платах организована в два банка, как на GeForce4 Ti 4600, и расширить шину со 128 до 256 бит, к сожалению, не представляется возможным. Претендент выбывает из гонки... Остается самый слабый, самый "обрезанный", и на первый взгляд самый безнадежный RADEON 9500. Но именно из него мы и сделаем "Шварценеггера" трехмерной графики. Прелесть данной видеокарты состоит в том, что она делается на основе reference-дизайна ATI, по которому изготовляют и RADEON 9700. То есть, хоть RADEON 9500 и использует 128-битную шину памяти, дизайн предусматривает работу и на 256-битной шине, как у RADEON 9700. Следует заметить, что переделать можно только видеоплаты, оснащенные 128Мб памяти. Версии с 64Мб не поддерживают 256-битную шину — это ОЧЕНЬ ВАЖНО! Забегая вперед, вынужден добавить еще одну ложку дегтя. Последние партии RADEON 9500 строятся на основе дизайна от RADEON 9500 Pro, поэтому трансформировать их в нечто пригодное уже невозможно. При этом видеокарты на основе старого дизайна сметаются с прилавков со скоростью света. Чтобы вас не постигло разочарование при покупке новенького RADEON 9500, далее показаны различия между новым и старым дизайном:

PCB дизайн от Radeon 9700 (старый).
PCB дизайн от Radeon 9500 Pro (новый).
Pис. 1

   На рисунке 1 сфотографированы две карты фирмы Sapphire, на основе которых легко видны различия в дизайне. Можно выделить два основных отличительных признака, по которым вы без труда узнаете старую карточку:
   * заметное различие цветов текстолита;
   * на платах, основанных на дизайне RADEON 9500 Pro, чипы памяти расположены в один ряд, а в случае с RADEON 9700 — по два чипа на верхней и крайней правой сторонах монтажной платы (см. рис. 2).

На платах, основанных на дизайне RADEON 9500 Pro (слева), чипы памяти расположены в один ряд, а на тех, в которых используется дизайн RADEON 9700 (справа), — по два чипа на верхней и крайней правой сторонах монтажной платы.

Рис. 2.


Альтернативы

— Зося, одно из трех! Или ты немедля таки закроешь эту форточку, или два раза получишь по морде!
   Итак, на данный момент существует два способа трансмутации RADEON 9500 в RADEON 9700. Первый — программный, с помощью утилиты Riva Tuner, и второй, более надежный, — аппаратный, с помощью рук и паяльника. Разберем каждый по отдельности.

Программная переделка

   Программная переделка возможна путем бессовестного обмана операционной системы и драйвера видеокарты. Вы удивитесь, но оказывается, что в модели 9500 на самом деле не 4, а 8 конвейеров! И 256-битная шина памяти, что характерно, также присутствует во всех моделях со 128Мб памяти (то есть ее даже не надо переделывать). Просто 4 из 8 конвейеров коварно заблокированы производителем. Наша задача — найти корень зла и разблокировать плененные конвейеры на уровне драйверов.
   Главную роль тут играет так называемый DeviceID. Это нечто вроде паспорта для каждого чипа из семейства R300 (да и вообще для любого чипа). Системная переменная, которая уникальным образом определяет все характеристики микросхемы, в том числе и число конвейеров. У каждой модификации R300 свой собственный DeviceID. При загрузке операционной системы он рапортует драйверам, что вот, мол, установлен GPU такой-то, прикажете продолжать?.. Если мы надуем операционную систему и скажем ей, что у нас не RADEON 9500, а RADEON 9700 Pro, то будет загружен соответствующий драйвер, реализующий функции восьми полноценных конвейеров.
   Для вышеуказанных целей имеется специальный патч SoftR9700, созданный нашим соотечественником Алексеем Николайчуком, более известным в "железном" мире как Unwinder. Чтобы осуществить программную переделку, нам понадобится утилита Riva TunerRelease Candidate не ниже 12.3 (находится на компакте). В последних версиях патч
SoftR9700 идет в стандартном комплекте дистрибутива. Для его активации запускаем утилиту и щелкаем на закладке Power User. Далее кликаем на кнопке "Open Patch Script", идем в папку с установленным Riva Tuner и открываем патч по следующему пути: /PatchScripts/ATI/SoftR9700.
Рис. 3.
   Если вы не имеете ничего против условий лицензионного соглашения, указываем патчу путь к файлу ati2mtag.sys, который находится по адресу Windows/system32/drivers/. В появившемся логе, где подробно перечислены все проведенные SoftR9700 манипуляции, проверяем, не произошло ли за время выполнения каких-либо ошибок. Перегружаемся. Заходим в настройки видеокарты и убеждаемся, что вместо "RADEON 9500" написано "RADEON 9700". Стоит также убедиться, что OpenGL-драйвер тоже показывает наличие у вас RADEON 9700. Если все прошло нормально, то отныне вы можете смело наслаждаться своим новоиспеченным RADEON 9700.
   В программном способе переделки есть два больших "НО". Во-первых, патч SoftR9700 более или менее стабильно работает с драйверами для Windows 2000/XP. Работа же патча под Windows 98/ME не гарантирована!! Даже если вы все сделали правильно, разработчик не дает стопроцентной гарантии, что все заработает нормально и без ошибок.


Аппаратная переделка

   Если внимательно приглядеться к внешности чипов архитектуры R300, то можно заметить одну закономерность. Все они на первый взгляд одинаковы, за исключением одной детали. А именно: один из резисторов на подложке RADEON 9500 с четырьмя пиксельными конвейерами расположен по-другому, нежели на остальных чипах с восемью пиксельными конвейерами.

Рис. 4.

   Открою небольшой секрет компании ATI — именно этот резистор и отвечает за блокировку еще четырех (!) пиксельных конвейеров. Что самое интересное, даже и не знаешь, ругать ли ATI за это или воспевать дифирамбы! Итак, берем в руки паяльник и АККУРАТНО перепаиваем резистор с положения (2-3) в положение (1-2). См. рис. 5. Если по каким-то причинам у вас дрожат руки или вы просто боитесь паяльника, можно использовать электропроводящий клей для соединения контактов.

Положение (2-3) 4 пиксельных конвейера.
Положение (1-1) 8 пиксельных конвейеров.
Рис. 5

   После успешного завершения данной процедуры возвращаем нашу видеокарту в AGP слот и загружаем компьютер. Дабы окончательно задурить систему и добиться полноценного функционирования нашего "RADEON 9700", осталось перепрошить BIOS видеокарты. Для этого идем на наш компакт и смело берем оттуда BIOS от RADEON 9700 — файл 97npHerc.bin. Перепрошиваем с помощью утилиты atiflash. Оптимальный путь — это создать загрузочную дискету и загрузить систему с нее. На всякий пожарный имеет смысл сохранить старый видео-BIOS в файл old.bin командой "atiflash -s 0 old.bin". Новая версия прошивается командой "atiflash -u 0 -f 97npherc.bin". На вопрос программы — действительно ли мы хотим прошить новый BIOS — отвечаем твердое "Yes". Перезагружаемся в штатном режиме.

Тесты

Тестовый стенд

   Процессор: AMD Athlon XP 2400+
   Видеокарты: Переделанный RADEON 9500 128Мб (ATI CATALYST 3.1), RADEON 9700 Pro 128Мб (ATI CATALYST 3.1), RADEON 9500 Pro 128Мб (ATI CATALYST 3.1), RADEON 9500 128Мб (ATI CATALYST 3.1), GeForce4 Ti 4600 128Мб (NVIDIA Detonator 43.45)
   Оперативная память: DIMM 512Мб DDR SDRAM PC2700 (Hyundai) CL2
   Материнская плата: EPOX 8RDA на чипсете nForce2
   Жесткий диск: Western Digital 800JB (7200rpm) 8Ìá cache
   Монитор: SAMSUNG 17" SyncMaster 700NF
   Операционная система: Windows XP Professional SP1
   Версия DirectX: 9.0

Все тесты прогонялись по нескольку раз. Впоследствии выверялось среднее значение полученных результатов. Во всех разрешениях установлен 32-битный цвет. Опции antialiasing и anisotropic filtering выключены. V-Sync отключен.

Game 1 — Wings of Fury

Наш переделанный RADEON 9500 обогнал даже флагманскую модель RADEON 9700 Pro! Могу поспорить, что вы не ожидали такого прорыва. Я, собственно, тоже.


Game 2 — Battle of Proxycon


Данный тест использует DirectX 8.1 и пиксельные шейдеры версии 1.4. Но наш подопечный продолжает уверенно лидировать, чуть-чуть опережая RADEON 9700 Pro и оставляя далеко позади остальных конкурентов.


Game 3 — Troll's Lair

Этот DirectX 8.1 тест очень прожорлив к ресурсам видеокарты. В сцене отображается до 280 000 полигонов при использовании пиксельных шейдеров версии 1.4 и до 560 000 (!) полигонов, если задействованы шейдеры версии 1.1! Здесь отрыв от RADEON 9700 Pro уже не столь заметен (около 1-2 FPS), но он все-таки есть. Остальные видеокарты, как всегда, отстают.


Game 4 — Mother Nature

Ну и последний игровой тест — Mother Nature, использующий пиксельные шейдеры версии 2.0 и DirectX 9. GeForce4 Ti 4600 дисквалифицируется, так как пиксельные шейдеры версии 2.0 он не поддерживает.


Total 3D Marks

А вот финальное количество "попугаев", полученных при разрешении 1280x1024. Без комментариев. RADEON 9500, переделанный в RADEON 9700 Pro, обогнал свой же эталон.


Unreal Tournament 2003

Наши предположения подтвердились! В Unreal Tournament 2003 переделанный RADEON 9500 действительно дает прикурить RADEON’o 9700 Pro.


Quake III: Arena

Последний тест Quake III: Arena решительно поставил точку в противоборстве переделанного RADEON 9500 и RADEON 9700 Pro.



Итого

   Если вы дочитываете данный текст уже на пути к ближайшему компьютерному магазину, значит, наша с вами работа была проделана не зря. Очень надеюсь, что к моменту выхода номера журнала пригодные для переделки карточки все еще можно будет найти в розничной продаже.
   В любом случае, не отчаивайтесь. Во-первых, потому, что описанным методом вы всегда сможете превратить любой RADEON 9500 в Pro-версию путем активизации 8 пиксельных конвейеров. Это, конечно, не RADEON 9700 Pro, но уже что-то. Во-вторых, в Сети сейчас реально существуют конторы, которые продают профессионально переделанные RADEON 9500 по цене примерно в 230 у.е. (вместо 350 у.е. за полноценный 9700).
Двери тут