|
Сокращенное название технологии осталось прежним — SLI, но теперь оно расшифровывается как Scalable Link Interface — “масштабируемый интерфейс”. Одна карта просчитывает и выводит нижнюю половинку изображения, а вторая — верхнюю. При этом не следует думать, что отношение нагрузки составляет 50/50. Во многих играх в нижней половине кадра присутствуют куда более сложные элементы (растительность, ландшафт и другие объекты), а верхняя половина кадра часто занята только статическим небом. Благодаря технологии балансировки нагрузки две карты смогут “договариваться” друг с другом и оптимально распределять задачи. Связь между картами осуществляется с помощью U-образного моста (в случае с Voodoo 2 это был обычный шлейф).
Но без сложностей не обошлось. Разработчикам игр придется преодолеть ряд трудностей перед тем, как игры “научатся” использовать мощь двух графических карт. Во-первых, задачу рендеринга нужно оптимально разделить между двумя картами. Во-вторых, необходимо передавать информацию об изображении со второй карты на первую, к которой подключен монитор. Наконец, обе половинки изображения следует объединить и вывести на экран. Мы еще не получали рабочий образец моста и драйвера, а также материнской платы, так что говорить о том, как все это будет работать на практике, — пока рано.
Аппаратные требования
Что же нужно для того, чтобы использовать мощь двух карт? Две карты серии GeForce 6800 с шиной PCI Express, мост и материнская плата с двумя слотами PCI Express x16. Присмотримся к аппаратным требованиям более подробно.
Карты должны использовать одинаковый графический процессор, то есть вы можете объединить только две GeForce 6800 Ultra, две GeForce 6800 GT или две GeForce 6800. Если вы установите разные карты, система не будет работать, хотя в теории должна, ведь используется технология балансировки нагрузки. Еще неизвестно, будет ли поддерживаться новая технология в будущих картах серии NV4x (ценой $100-200).
Кроме двух видеокарт вам понадобится материнская плата с двумя слотами PCI Express x16. Пространство между двумя слотами определяется длиной мостового соединения. Пока неизвестно, какие чипсеты, не говоря уже о реальных материнских платах, смогут поддерживать две видеокарты. Мы знаем только об одном таком чипсете — Intel Tumwater. Однако он предназначен для рабочих станций на базе серверных процессоров Pentium 4 Xeon и стоит очень недешево.
|
V-Sync
Геймеры всегда выключают вертикальную синхронизацию V-Sync. Напомним, что при выключении этой опции карты выдают максимально возможную частоту кадров без привязки к частоте обновления монитора. К счастью, слухи насчет обязательного включения V-Sync для пары карт оказались необоснованными. nVidia решила эту проблему с помощью использования буфера, соединяющего сигналы от двух карт.
Почему нельзя использовать разные карты
Хотя nVidia рекомендует покупать обе карты от одного производителя, возможность использовать разные видеокарты все же оставлена, главное условие — одинаковые графические процессоры (GPU). Как это будет реализовано на практике и будут ли карты от разных производителей работать эффективно вместе, нам еще предстоит узнать. Ведь карты могут использовать память с разными частотами и задержками. Быть может, данная проблема будет решена так же, как и с двухканальной памятью. Если в материнской плате установлены модули памяти с разными параметрами задержки, то система автоматически устанавливает такие показатели, которые соответствуют самому медленному модулю памяти.
Кстати, U-образные мосты будут производиться теми же компаниями, которые выпускают графические карты.
В nVidia не забыли и про возможность разгона видеокарт, она будет реализована через драйвер. Но при этом обе карты должны быть разогнаны одинаково.
Цена
Основным преимуществом использования SLI в ценовом отношении является возможность постепенного апгрейда. То есть вы можете сначала купить одну карту, а подкопив денег, потом приобрести и вторую. Но не забудьте и про материнскую плату с двумя слотами PCIE x16.
|
Мы можем только надеяться, что nVidia позволит включать SLI и на младших моделях своих видеокарт.
Известно, что 6800 Ultra потребляет очень много энергии. Чтобы “прокормить” две такие карты, потребуется 250 Вт. nVidia рекомендует для компьютера с двумя указанными видеокартами использовать блок питания не менее чем на 550 Вт. Для младших видеокарт этой серии (6800 GT и 6800) можно обойтись и более простыми вариантами.
|
Теперь перейдем к самому важному вопросу — насколько новая технология эффективна? Из уст представителей nVidia мы узнали, что в SLI-режиме производительность в тестах 2,3 и 4 игрового бенчмарка 3DMark 2003 при разрешении 1600x1200 со сглаживанием 4x и уровнем анизотропной фильтрации 8x возросла в 1,87 раз! Независимых тестов пока еще нет. Только они покажут — так ли все прекрасно. А проблемы могут возникнуть. Скажем, как nVidia решит проблему пиксельных программ, которые должны обрабатывать пиксели из двух половинок кадра?.. В общем, поживем — увидим.
Заключение
nVidia наконец сделала то, чего давно ждали все геймеры планеты, — объявила о выпуске SLI-технологии, которая позволит использовать сразу две видеокарты на одном компьютере и увеличит производительность в два раза. Подобная формула уже успешно сработала в случае с Voodoo 2. Насколько эффективной будет новая инкарнация SLI — покажут только тесты. Но предварительные результаты уже радуют.
Пока что заявлена поддержка SLI только у карт серии GeForce 6800 с интерфейсом PCI Express. Возникает вопрос, что лучше — выложить $499 за GeForce 6800 Ultra или потратить $598 на две GeForce 6800 ($299)? Ответ придется ждать как минимум пару месяцев, когда на рынок выйдут чипсеты и материнские платы с двумя слотами PCIE x16.
Если заявления nVidia о приросте производительности почти в 2 раза окажутся верными, то ATi придется очень тяжело в битве за наши кошельки.