Рекламная кампания оригинальной Gears of War запомнилась многим коротким роликом, в котором Маркус Феникс под песню Гэри Джулса «Mad World» бежал по дождливой улице. Среди тех, кто завороженно пересматривал это видео вновь и вновь, были даже люди, и думать не смевшие о покупке Xbox 360.
Как оказалось, реклама не имела ничего общего с первой игрой, зато очень подошла бы Gears of War 3. Пересмотрев подход к геймдизайну, сменив сценаристку Сьюзан О’Коннор сперва на автора комиксов Джошуа Ортегу, а затем на писателя Карена Трэвисса, волевым решением отказавшись от грязно-серых декораций, Epic Games добились наконец, чтобы их игра вызывала приблизительно те же чувства, что и пресловутый ролик.
Шестеренки смажь
Есть определенная ирония в том, что Gears of War, которая фактически определила черты целого поджанра экшенов, избавляется от собственного тяжелого наследия быстрее, чем те, кто пошел по ее стопам. Например, укрытия, для популяризации которых Клифф Блежински сделал неоценимо много, до сих пор принято театрально выпячивать и расставлять как по линеечке, из-за чего даже самый красивый уровень выглядит неестественно. В Gears of War 3 те же самые укрытия гармонично сливаются с фоном.
Боевая механика, отточенная за миллионы часов мультиплеерных тестов, работает без запинки. Бои теперь похожи на нечто среднее между скоростными шутерами 90-х (монстры, мясо, суматоха) и Halo без транспорта (тактические вылазки в тыл, постоянная смена оружия). Главное развлечение сезона — расчистить путь гранатами, взять устаревшую модель «Лансера» (автомат, у которого вместо бензопилы под стволом прилажен самый обычный штык) и, разбежавшись, проткнуть несчастному локусту брюхо. А потом, пройдясь по кругу, разрезать оставшихся недобитков на две половинки.
Еще интереснее со «светлячками» — людьми и локустами, которые заражены субстанцией под названием «эмульсия». Это третья вершина треугольника ненависти, сформировавшегося на далекой Сере. Они одинаково жестоко бьют и пришельцев с Земли, и аборигенов. Такие враги были и в Gears of War 2, но теперь, во-первых, их стало больше (если честно, даже больше, чем нужно), а во-вторых, появились новые разновидности «светлячков». На подмогу обычной пехоте пробиваются из-под земли огромные щупальца. Чтобы их убить, нужно поразить пульсирующие нарывы. С большого расстояния сделать это практически невозможно, приходится подбираться вплотную. Опасно это в первую очередь тем, что мутанты, погибая, взрываются, расплескивая кислоту, которая запросто прожигает вашу броню.
Но даже все это не идет ни в какое сравнение с Левиафаном. Это гигантское подводное чудище, выросшее в океанской пучине под воздействием эмульсии, и для его уничтожения нужен по крайней мере экзоскелет с ракетной установкой. В поисках чудом выжившего отца, который знает, как раз и навсегда закончить войну на Сере, Маркус повидает и не такое.
Не теряю корни
Среди прочего, Gears of War принято обвинять в том, что именно с нее началась пагубная мода на серую (в прямом смысле) фантастику — в качестве особо вопиющего примера см. Quantum Theory. Теперь в это и поверить сложно, потому что большую часть времени пейзажи Gears of War 3 напоминают прилизанную версию Bulletstorm, только без орущих фриков и не такую вызывающе яркую. В целом игра вообще на удивление ровная: ни одной лишней шутки, ни одной глупой сцены, никакой клоунады, сценарий — идеальный.
При таком материале Gears of War 3 достаточно было просто повторить структуру второй части. Там было много ярких сцен (апофеоз — поездка на броневике по внутренностям червеобразного монстра), но и занудства — предостаточно, особенно в последней трети. По схожей формуле работает сегодня половина шутеров: любые просчеты и дыры в дизайне уровней грамотно затыкаются пышными постановочными эпизодами. Никто, на самом деле, не против.
Но Gears of War 3 строится по совершенному другому принципу. Здесь каждая локация, каждая перестрелка словно замерена сложными лабораторными приборами. Дизайнеры не вмешиваются в происходящее по пустякам: они просто расставляют врагов и декорации, а дальше спускают геймплей с цепи. Если геймплей перестает быть интересным — все расставляется заново. По меркам современных блокбастеров, позволить себе построить игру практически на чистой механике — смелая затея, граничащая с пижонством. Но тут она работает, потому что спарринг на бензопилах по-прежнему стоит половины всех видеоигр на свете.
Все это, конечно, не значит, что в игре совсем уж не происходит ничего зрелищного. Есть, например, эпизод на подлодке, где нужно расчищать фарватер от глубинных мин, дуэли на катапультах и игра в футбол, о нюансах которой мы, пожалуй, умолчим. Но таких эпизодов временами остро не хватает, местами игра кажется пустой.
Gears of War 3 — это как Quake или Unreal наших дней: жестокий, дерзкий мужской шутер, в котором запоминается не набор постановочных моментов, а в первую очередь сами сражения. Это идеальный способ завершить трилогию, и это, наконец, такой фантастический боевик, каких даже в кинотеатрах не показывают уже лет двадцать. Да, все, что в нем есть, уже было опробовано раньше. А щупальца с экзоскелетами — фактически единственное, что авторы придумали за три года. Но все равно ведь сидишь у телевизора до утра.
И хотя финал, по меркам той же Halo, может показаться излишне камерным, он выполняет главную функцию: прикрыв сюжетную арку про Маркуса и локустов, дает понять, что это еще не конец. Жаль только, что чудес придется ждать до следующего консольного поколения.
Крепкая дружба
О дружбе простой и с бензоприводом
Все мы давно привыкли, что в кинофильмах и играх бензопила (она же пила цепная) — один из самых распространенных видов оружия массового уничтожения. Ей отрезают головы, вспарывают животы, четвертуют и даже распиливают вдоль по всей длине, разваливая противника на две симметричные половинки. В Gears of War цепная пила на оружии — вообще своеобразный культ.
Но заезженность образа заставляет забыть, насколько может быть опасна бензопила в реальной жизни, если кто-то вздумает использовать ее не по назначению или просто наплюет на технику безопасности. Мы подобрали для вас несколько забавных случаев, связанных с бензопилами, некоторые из которых, правда, закончились не самым лучшим образом.
На полном скаку
Во Франции в восьмидесятых годах прошлого века фермер решил проверить, можно ли спилить одиноко стоящее дерево, скача на лошади. Выбрав коня побыстрее, немолодой уже экспериментатор взобрался в седло и запустил бензопилу. Лошадь, разумеется, испугалась и понесла. Вопящий фермер чуть не выронил работающий инструмент из рук, но все же сумел через несколько минут успокоить коня и осуществил задуманное.
На полной скорости он промчался рядом с небольшим дубом (по другой версии, это был ясень) и вонзил цепь в ствол. Пила застряла в древесине, вырвала неудачливого фермера из седла и на прощание почти полностью отпилила ему предплечье. Говорят, что больше фермер не предпринимал попыток поэкспериментировать с бензопилами.
Сам самого сома
В некоторых американских штатах есть очень забавная традиция — там принято ловить сомов руками. Собираются несколько матерых самцов, выезжают на джипах на реку, забираются по шею в воду и начинают ходить вдоль берега, то и дело ныряя ко дну. Со стороны это выглядит как забава пьяных дебилов, на самом же деле действо насквозь пронизано логикой.
Cомы откладывают икру в норах, а затем один из родителей охраняет кладку. Если засунуть руку в дырку с сомом, обозленная рыбина впивается в пальцы ловца. В этот момент нужно, во-первых, не испугаться (к слову, когда кто-то, о чьих размерах ты только догадываешься, под водой хапает тебя за руку, это очень страшно), а во-вторых, изловчиться и ухватить сома покрепче. После этого рыбину дружными усилиями вытаскивают на поверхность, тащат домой и готовят из сома вкусный шашлык.
Но есть два нюанса. Сом не дурак, он отчаянно кусается и может серьезно ранить рыболова. При этом сом зверь не мелкий — вырастает под два метра и может весить до шестидесяти килограммов. Если все пойдет наперекосяк, то ловец так и останется под водой, не в силах освободиться или вытянуть сома на поверхность.
Нечто похожее и случилось с одним несчастным сомятником. Он остался под водой. Как потом выяснилось, сначала его укусил крупный сом, но потом рука просто застряла в норе под неудачным углом, парень не смог ее вытащить. Его напарники поняли, что их друг сам не выберется и что воздуха для дыхания у него остается все меньше и меньше. Надо отдать ребятам должное — среагировали они молниеносно. Выскочили из воды, добежали до припаркованного рядом пикапа, схватили бензопилу, завели ее и... Вот тут важны детали. Ребята решили, что самое правильное в этой ситуации — опустить работающую бензопилу под воду и перепилить сома, который, как думали рыбаки, все еще крепко держит их друга.
Самое удивительной в этой истории то, что пилу успели дважды окунуть в воду, прежде чем она заглохла. Во время первого макания была пропилена дырка в подлопаточной области ныряльщика. Во время второго — вместо сома была успешна ампутирована застрявшая конечность.
Горе-рыбак потерял много крови, но выжил и в общем-то должен быть благодарен судьбе и друзьям. Пускай их изначальный план и не сработал, но хотя бы сохранил жизнь неудачливому рыболову.
Вдоль и поперек
На сетевых развалах юмористических картинок можно найти самые различные вариации на тему бензопил. Очень часто на них изображают человека, заводящего бензопилу и зажавшего при этом ее цепь между ногами. Подпись обычно гласит: «RTFM» (то есть «не забывайте читать инструкцию»).
Так вот. Известно несколько случаев, когда люди поступали в точности так, как «рекомендуют» подобные изображения. Не разобравшись, зажимали шину бензопилы между ног и получали чудовищные повреждения паховой области, а в ряде случаев даже ампутировали все полезное, что в этой области произрастало. О смертельных исходах в подобных ситуациях нам ничего не известно, но не удивимся, если медики могут рассказать и о таких случаях.
А тебя, хорошую, в небеса подброшу я
С бензопилами связан один из самых опасных и одновременно нелепых рекордов, зафиксированных в Книге рекордов Гиннесса. В 2002 году финн Юха Курвинен без всякого вреда для своего здоровья подбросил бензопилу 52 раза. При этом науке известно немало случаев, когда жонглирование «хускварнами» и «штихлями» заканчивалось попаданием не в книгу рекордов, а прямиком в блок интенсивной терапии. Пожалуйста, не пытайтесь устанавливать подобные рекорды в домашних условиях и без должной подготовки.
Цепной симулятор
Бензопилы фигурируют в несметном числе компьютерных игр, обгоняя по популярности ножи и кастеты. Но вот серьезный, всамделишный симулятор бензопилы на данный момент существует лишь один. Называется это чудо, разработанное в 2007 году программистами из Института компьютерной графики Фраунгофера (Германия), — Cybersaw. По заказу компании Dolmar, крупнейшего производителя бензопил в мире, была разработана сложная виртуальная среда, с помощью которой — внимание! — начинающие лесорубы могут получить навыки работы с бензопилой.
Выглядит система следующим образом. На компьютере запускается почти что игровой движок, который транслирует на экран пасторальную картинку типичной германской фермы. На виртуальных козлах лежит виртуальное бревно. В реальном мире рядом с монитором находятся уже настоящие козлы, на которых покоится бревно из прозрачного пластика. Лесоруб берет в руки настоящую бензопилу с отключенным приводом, зато со множеством датчиков давления, гироскопом и виброприводом. После этого следует стандартная процедура — дергается стартер, пила заносится над бревном, совершаются поступательно-возвратные движения, имитирующие распиливание бревна. На экране в этот момент полигональная бензопила шинкует полигональное бревно.
Программа внимательно следит, чтобы все действия были совершены верно: оценивает угол наклона, силу нажатия, своевременность движений, а после акта древопиления еще и задает несколько хитроумных вопросов. Ведь любой профессиональный лесоруб должен уметь на глаз оценить массу отпиленного куска и его длину. Сделано все это исключительно ради того, чтобы набирающиеся опыта мастера не губили зазря природу (вдруг лесоруб что-то сделает не так, и ценную древесину придется пустить на опилки).
Первую версию Cybersaw создали в 2007 году. Тогда еще никто не подозревал, что спустя каких-нибудь три года примерно то же самое можно будет сделать намного дешевле, прикрутив к настоящей бензопиле Move или Kinect.