Еще на последней E3, когда в демонстрационной версии Rage обнаружились ностальгические звуковые эффекты из Doom и Quake, студию id Software стало как-то жалко: они явно скучают по грандиозному успеху своих главных проектов, но не знают, как же добиться того, чтобы новые игры вызывали те же эмоции, что и старые. Наверное, самым верным решением было бы внимательно изучить все те шутеры, которым Doom 3 проиграл в 2004 году (Half-Life 2, The Chronicles of Riddick, Painkiller, Far Cry), вынести в отдельный список все крутое, что там было, и попытаться собрать из этого собственную игру на новой технологии.
Тем не менее вместо ожидаемой работы над ошибками получился неровный гибрид из старых и новых трендов. Разумеется, игроков меньше всего волновала та часть Rage, которая про машинки, сторонние квесты и жадных торговцев, — для этого уже есть Borderlands. Интересовало в первую очередь — весело ли стрелять. Отвечаем: да, весело. В глубине души Rage действительно хороший шутер, но удовольствие во время игры нужно выдавливать по капле, ценой нечеловеческих усилий продираясь через тернии кривого и бесполезного сендбокса. И не только.
Комиссары в пыльных шлемах
Rage сразу же заявляет о себе как о сложной, бескомпромиссной игре, созданной PC-ветеранами. После длинного вступительного ролика, вступительных сцен, небольшой экскурсии по окрестностям и всякой сопутствующей болтовни вам выдают пистолет, квадроцикл и первое поручение — зачистить бандитскую базу. Мы, конечно, любопытства ради свернули не туда, куда предлагал указатель, — и уже через секунду схлопотали три ракеты в зад. Переигрывать пришлось с самого начала: чекпойнты в Rage встречаются раз в триста лет, после каких-нибудь важных сюжетных событий. И если вы забудете о сохранениях, то придется заново проходить как минимум последний час игры. Консольных версий это тоже касается, а ведь волшебной кнопки быстрого сохранения ни на Xbox 360, ни на PS3 нет.
Сложна Rage не только по сути, но и по форме. Открытый мир, гонки, сбор предметов по чертежам, пухлый инвентарь — словно бы RPG запустил, даром что никакой ролевой системы нет. Прямо как Crysis 2, игра производит впечатление непомерно перегруженного шутера, для которого сегодня просто нет места в индустрии. В контексте бесконечных и бессмысленных милитари-экшенов id Software могли бы выступить эдакими жанровыми мессиями, которые последние полтора десятилетия провели в страшном запое, но еще помнят, что такое настоящий рок-н-ролл. Разница в том, что в Crysis 2 все избыточные элементы складываются в какую-никакую конструкцию, пусть шаткую и грузную, а в Rage существуют независимо друг от друга. Потому они, по сути, не нужны вовсе.
Например, термин «песочница» авторы понимают предельно просто — это когда вокруг много песка. Вы не можете выполнять задания разными способами. Не можете, окинув взором горизонт, сами проложить себе путь. И по дороге к сюжетному маячку на карте плюнуть на все, свернуть в чисто поле и отправиться на поиски приключений тоже нельзя. Километры пустошей всю игру простаивают без дела: обозначив три-четыре важные точки, дизайнеры просто прокладывают между ними узкие дорожки, по которым вы перемещаетесь на недоломанных багги.
Злой рок
С шутером поначалу тоже не все очевидно. Во-первых, основное действие в Rage происходит на изолированных уровнях — и в 90% случаев это какие-то тесные, темные и вонючие катакомбы. Во-вторых, за семь последних лет в id Software так и не выучили никаких новых геймдизайнерских ходов. Поэтому разработчики не брезгуют, например, по нескольку раз возвращать вас на одни и те же локации или запирать в комнате, сваливая на голову врагов по одному. Наконец, главная проблема — сценарий, про который так и хочется сказать «оторви да выбрось». Заданий оригинальнее, чем «съезди — дерни рубильник», в Rage нет. На том обстоятельстве, что все выпадающие из врагов пистолеты, винтовки, дробовики, секиры, серпы и дубинки через секунду растворяются в воздухе (подбирать ничего нельзя), после такого даже внимание акцентировать не хочется.
Интереснее становится лишь по мере поступления нового контента. Так, ко всему оружию обнаруживаются альтернативные патроны, которые бьют током или разрывают на куски. Даже малоубедительный поначалу пистолет становится крутым, стоит зарядить в него крупнокалиберные снаряды. А в арбалет, скажем, можно заправить дротики, которые переводят жертву под ваш контроль: бедняге можно сразу же взорвать мозг, но лучше предварительно подвести его к кучке товарищей, чтобы отправить на тот свет и их.
Помимо оружия, есть также множество других смертоносных приспособлений (некоторые из них можно собрать в инвентаре из разбросанных по уровням материалов). Например, радиоуправляемые машинки-бомбы или метательные лезвия, которые бумерангом возвращаются к вам, если не впились в чей-нибудь живот.
Скачущих дуралеев-аборигенов, против которых исправно срабатывает дробь в область паха, со временем становится все меньше, а им на смену приходят действительно умные и опасные противники — правительственный спецназ или, скажем, контролирующие городское энергоснабжение русские («Don’t fuck with bratva!»). В этот момент срабатывают все старые шутерные инстинкты и рефлексы разом, и даже маленькие уровни приобретают какой-то высший смысл: сложно, тесно, нужно пробовать разное оружие, экономить патроны и сохраняться у каждого поворота. Ну а когда, забыв предварительно пополнить запасы амуниции, с голыми руками выступаешь против склизкого здоровяка с щупальцем, десять минут бегаешь вокруг, чудом уворачиваясь от выпадов, и в итоге забиваешь его кулаками по коленке — вспоминаешь неприступных монстров из 90-х, на которых уходили дни и недели.
Сотрясение
К сожалению, Rage не состоит целиком из таких вот моментов. Они тут служат скорее заманухой, сыром в мышеловке, которым разработчики вертят у вас перед носом, чтобы затянуть в пучины ада. Большую часть времени вы, изнывая от скуки, добираетесь из точки А в точку Б, ищете нужного персонажа (навигации по городам тут нет, и из описания квеста не всегда понятно, что где находится), бесцельно слоняетесь по одним и тем же локациям или участвуете в плохой пародии на MotorStorm (плюс ракетницы на борту). Если экшен со временем становится глубже и богаче, все остальное катится прямой наводкой в тартарары. И даже персонажи, вместо того чтобы сообщать хоть что-то интересное о мире вокруг (в котором вообще черт знает что происходит), чеканят нечто в духе «я в этом городе главный, ублюдки вроде тебя подчиняются мне».
Но в те редкие мгновенья, когда звезды выстраиваются в правильном порядке и на экране все-таки начинается интересная перестрелка, хочется запечатлеть этот момент для истории или хотя бы созвать друзей в качестве свидетелей. Пять-семь минут происходят чудеса: летят головы, враги забрасывают вас гранатами, ползут от укрытия к укрытию, подтягивая раненые конечности, взрываются баллоны огнеметчиков, а вы пускаете в ход сразу весь имеющийся арсенал, чтобы остаться в живых. Но скоро чары развеются, и карета превратится в тыкву: AI даст маху, кто-нибудь упрется в стену или застрянет в текстуре, вы заблудитесь (а это происходит постоянно) или, упаси боже, нарветесь на какой-нибудь кривой постановочный эпизод вроде трогательной мизансцены «голем против базуки», где нужно стрелять точно в обозначенный пиксель, иначе чудище даже не почешется.
Ярость на «Ярость»
У Rage не все в порядке и чисто с технической точки зрения — по крайней мере, у версии игры для PC. Пока мы готовим этот материал к верстке, на форумах бушует настоящая буря недовольства. По отзывам пользователей, играть в первую версию Rage на видеокартах от ATI почти невозможно. Платы NVIDIA держат удар несколько лучше, но и на них заметны серьезные проблемы. Самая явная — подгружающиеся буквально у вас на глазах текстуры. Как уже заявили в Bethesda, бороться с этим можно, понизив разрешение картинки и уровень сглаживания, но и это помогает далеко не всем.
Графические настройки — а точнее, почти полное их отсутствие — еще один повод для потребительского гнева. PC-версия не позволяет даже выбрать общий уровень графики: нам разрешено менять лишь те самые разрешение со сглаживанием да гамму. От компании, которая всегда считала PC родной платформой, такого как-то не ждешь.
По составу (но, конечно, не по качеству) Rage невольно напоминает русский «суперпроект мечты», когда годами накопленный контент на выходе превращается в кучу плохо работающего хлама. Извлечь из-под обломков недоведенных до ума идей несколько часов высококлассного шутера сложно, но можно, и мы бы советовали заняться этим прямо сейчас, до плотного потока ноябрьских релизов. Только следует сразу подготовиться к тому, что на смену животному восторгу от разлетевшегося на куски монстра здесь исправно приходит разочарование. Это, в общем, нормально для откровенно экспериментальной игры, но разочарований в Rage все-таки больше.