Ведущий телешоу Top Gear Джереми Кларксон как-то верно заметил: «Многие автомобильные компании просто обожают говорить — это лучшая машина в своем классе. Что за чушь? Представляете, если я выйду и скажу: «У меня сифилис — лучшая из болезней, передающихся половым путем».
Точно так же серию Forza Motorsport всю жизнь преследует ярлык «Лучшей гонки на Xbox», в то время как под самой лучшей подразумевалась, понятное дело, Gran Turismo. Более того, Turn 10 Studios даже не пытались особо дистанцироваться от нее. Они лицензировали те же машины и трассы (включая бездарный японский «Твин Ринг Мотеги»), что и Polyphony Digital, следом за ними объявляли о сотрудничестве с Top Gear, а главный идеолог серии Дэн Гринвальт, анонсируя Forza Motorsport 4, сказал: «В ней будет 500 автомобилей, и все они — премиальные». Смысл этой шпильки отлично понятен тем, кто играл в Gran Turismo 5 и помнит, что большая часть машин там — старые, конвертированные из четвертой части модели, стыдливо названные «стандартными». Было видно, что самая желанная цель для Гринвальта и компании — даже не миллионные продажи (они бы так или иначе последовали; выбор у автомобильных эстетов невелик), а переманить к себе как можно больше фанатов Gran Turismo.
Автовиста, бэйби
Проблема в том, что Гринвальт и компания так, похоже, и не поняли, за что вообще любят Gran Turismo и почему его не получится победить, просто так выдав на-гора еще больше машин вдвое большей детализации и лицензировав еще больше мировых треков. Gran Turismo — это прежде всего игра, сделанная одержимыми людьми с безупречным вкусом. Людьми, которые не стесняются вставлять в автогонку джаз, а также мотаться через океан лишь для того, чтобы замерить линейкой высоту поребриков на «Нюрбургринге».
У Turn 10 такой одержимости нет (модели многих реальных трасс содержат ошибки, которые никуда не исчезают от части к части), зато есть жесткий производственный график: с момента выхода третьей части прошло всего два года. Для того, чтобы кардинально обновить игру такого масштаба, этого мало.
В итоге получился глубокий фейслифтинг уже существующей модели — в четвертую «Форзу» добавили пять новых трасс, полсотни машин (часть из них выходила в качестве DLC к третьей части), поддержку Kinect, слегка обновили текстуры и увеличили количество машин на трассе с 8 до 12 (в GT5 — 16). При этом из четвертой части в результате лицензионных дрязг с Electronic Arts исчезли абсолютно все «Порше», а ведь такой впечатляющей коллекции немецких спорткаров не было больше нигде.
Все это до сих пор прекрасно работает, сияет миллионами полигонов и урчит кристально чистым рокотом пяти сотен моторов, но по сравнению с Gran Turismo 5 «Форзе», очевидно, не хватает обаяния. Она — как дорогой немецкий седан рядом с «Феррари». Совершенный продукт немецкой инженерии — настоящее олицетворение холодного разума. Удобный, практичный, универсальный, просторный и не слишком требовательный к водителю, но все-таки серийный и довольно скучный продукт. Gran Turismo 5 — это громкий, тесный, убийственно жесткий, заразительный, штучный итальянский спорткар, в который можно влюбиться с первого взгляда. Но он предназначен только для искушенных водителей, тогда как освоить «Форзу» могут все.
В четвертой части есть даже специальный режим Autovista, предназначенный исключительно для того, чтобы заглядывать под капот, дергать за ручки и обнюхивать салоны самых дорогих машин в мире. Делать это можно даже при помощи сенсора Kinect, а участвовать в гонках при этом совершенно необязательно.
За машину родину продал
К тому же гонки — это вообще не самая приятная часть игры. В отличие от чуткого и отзывчивого Gran Turismo 5, машины в Forza больше напоминают американские магистральные тягачи — почти не обладают обратной отдачей, очень медленно тормозят, поворачивают, да и вообще ощущаются как минимум на тонну тяжелее, чем на самом деле. Точно так же они вели себя в первой, второй и третьей части, а разговоры о космической по сложности модели обсчета поведения шин не дают абсолютно никакого эффекта во время езды.
Утешает только выбор автомобилей — их тут намного больше, чем в GT 5 (если считать только премиум-модели, которых там было всего 200), а сама коллекция заставляет просто визжать от восторга. За одну возможность сесть за руль угловатой BMW M5 восьмидесятых годов можно надолго забыть о том, что все фирменные вымышленные трассы (включая новую дорогу в Альпах) бестолковы и скучны, а повреждения у машин такие, что лучше бы их не было вообще.
Немного добавило игре перца приглашение Джереми Кларксона, который в своем стиле рассказывает о машинах в «Автовисте» («Здорово делать машины, если твоя фамилия Феррари или Ламборгини. Но что делать, если ты живешь в Германии и твоя фамилия Гумперт? Ведь назвать суперкар «Гумперт» — это лишь немногим лучше, чем дать ему имя «Шикельгрубер»). Вместе с ведущим Top Gear в игре появилась и тестовая трасса из телешоу, а также две бюджетные машины оттуда же — KIA Cee'd и Suzuki Liana. Правда, сравнить свое время с результатом Тома Круза или Льюиса Хэмильтона почему-то невозможно.
При этом с социализацией гонщиков в «Форзе» все обстоит просто блестяще — тут и мультиплеер на 16 игроков, интеграция с сайтом игры, автоклубы, онлайновые аукционы, и ежемесячные DLC с новыми машинами. Но это как раз таки ожидаемо: там, где ленивый гений может годами почивать на лаврах, обычному хорошисту без особых талантов придется трудиться в поте лица.