На «ИгроМире» стенд Risen 2: Dark Waters можно было легко спутать с площадкой какой-нибудь другой игры — скажем, внеочередных «Корсаров», ширпотреба по мотивам «Пиратов Карибского моря» или, простите, «Капитана Блада». Посмотреть на новую игру от отцов Gothic зазывал настоящий Джек Воробей, а по окрестностям ходили барышни в треуголках и с саблями наперевес — словом, ничем «готичным» в воздухе и не пахло.
И это обстоятельство лично меня бесконечно обрадовало. Не поймите меня неправильно, я просто обожаю серию Gothic и уважаю Piranha Bytes за создание одной из лучших ролевых игр в истории индустрии. Но если бы Risen 2 повторила судьбу предшественницы и вдруг оказалась той же самой «Готикой» под новым названием, то это означало бы только одно — «пираньи» действительно умеют делать только одну игру.
К счастью, Dark Waters не вызывает дежавю. Перед нами новая игра с точки зрения как стиля, так и концепции. И хотя пиратский сеттинг нельзя назвать оригинальным, все равно приятно, что вместо фэнтезийного средневековья нас запускают в мир рома и вольных флибустьеров. Risen 2 продолжает историю первой части, но делает это уже со свежего пиратского ракурса. И эта новая перспектива дает игре первый и неоспоримо приятный плюс — собственное лицо.
Дикая гавань
Несмотря на то, что между первой и второй частью Risen прошло всего несколько лет, создается ощущение, что минула целая эпоха. Стилистическая разница между оригиналом и сиквелом примерно такая же, как между первой и второй Fable. Луки и арбалеты ушли в прошлое и уступили место примитивным пистолетам и мушкетам. Это уже не хмурое средневековье, а скорее «пиратский ренессанс». Здесь лучшее лекарство для раненого героя — бутылка крепкого рома, а на каждом втором капитанском плече взгромоздился пестрый попугай. Они, кстати, нужны не только для красоты, но и как весомый аргумент в бою: специально тренированная птица будет пытаться ослепить противника, пока вы колете того шпагой. Вместо морально устаревшей магии стихий — гораздо более уместное вуду, при помощи которой можно призывать на помощь духов и проклинать противников.
При желании можно даже обзавестись собственной дрессированной мартышкой — тоже очень полезной в пиратской жизни. Скажем, она может пробраться в места, куда вы пролезть не способны (управление обезьяной в такие моменты переходит к вам), и, найдя нужный рычаг, открыть дверь хозяину. Ей же можно доверить мелкое воровство, если вы не хотите «светиться» перед местными представителями закона. Наконец, большую часть стелс-операций лучше всего доверить своему хвостатому другу — в случае чего стража погонится за мартышкой, а не за вами. Да и потерять ее не жалко: по доброй «готической» традиции главный герой может таскать с собой в рюкзаке хоть целый обезьянник.
Друг моего врага
Еще одна интересная деталь: в Risen 2 ваши отношения с фракциями и с отдельными их представителями — это две разные вещи. Вы можете вдрызг рассориться с Инквизицией — да так, что вас на пушечный выстрел не будут подпускать к ее поселку, но это не помешает вам оставаться на хорошем счету у многих ключевых представителей фракции и даже получать от них квесты и уникальные бонусы. Сделано это было для того, чтобы игрок, сильно потратившийся на навык красноречия, смог пользоваться услугами лучших мастеров и тренеров с обеих сторон баррикад. Иными словами, в Risen 2, если очень постараться, можно нравиться практически всем сразу.
А нравиться людям в Dark Waters очень важно. Потому что из NPC, населяющих мир Risen 2, вы будете набирать команду. Какая же пиратская игра обходится без верной банды головорезов и крепкого боевого корабля?
Так, если вы долго добивались расположения какого-либо персонажа и выполняли его квесты, то сможете предложить ему стать членом команды и покорять неспокойные моря под одним парусом. В первую очередь, разумеется, стоит обратить внимание на самые яркие таланты: специалиста по фехтованию, искусную колдунью, первоклассного стрелка и так далее. В некоторых случаях вы даже сможете чему-то научиться у своих компаньонов и обзавестись уникальными перками.
Ближний круг
Все это ни в коем случае не превращает Risen 2 в полновесную партийную RPG. Тем не менее появление постоянных напарников здорово меняет механику. Как мы уже сказали, каждый напарник обладает уникальными талантами и слабостями. Так как на сушу с собой можно взять только одного помощника, встает вопрос выбора — кого? Например, во время демонстрации Risen 2 на «ИгроМире» с главным героем рука об руку ходила очаровательная и острая на язык пиратка Пэтти, весьма неплохо орудовавшая саблей. Но на ее месте мог бы оказаться мастер мушкета, способный пробить череп любому инквизитору с сотни метров. Или шаман. Или воришка. И в зависимости от того, с кем вы водите дружбу, изменится геймплей.
Благодаря помощникам в кои-то веки имеет смысл прокачивать навыки владения оружием дальнего боя или магией. Ведь в прошлых играх Piranha Bytes в первую очередь нужно было учиться раздавать оплеухи в ближнем бою, а магия и стрельба отходили на второй план: если после серии выстрелов противник до вас все-таки добирался живым, ему мало что можно было противопоставить, не владей ваш герой мечом. В Risen 2 вы вольны развиваться именно так, как вам того хочется, — просто берите с собой на миссию упитанного «танка» с саблей и стреляйте, сколько влезет.
В Risen 2 полно характерных «готических» деталей — как осознанных аллюзий, так и очевидных архаизмов тут хватает. По опушкам мира Dark Waters растет полезная в хозяйстве трава, у местных NPC ожидаемо три с половиной лица на всех, а пресс-версия игры стабильно выпадала на рабочий стол каждые двадцать минут — куда уж без этого. Обещаниям разработчиков все исправить и подлатать даже тяжело верить — знаем мы, как вы исправляете…
Но все же Risen 2 пока видится лучшей игрой, выходившей из цехов Piranha Bytes. Даже без издателя в лице JoWooD немцы вот-вот выпустят проект, который представляет собой интригующий синтез хорошо знакомой нам «Готики» и некоторых жизненно необходимых нововведений. Это, кажется, еще не революция, но уже и не постыдное самокопирование.