Когда-то режиссера Уве Болла обвиняли в том, что он своими фильмами портит имидж целого ряда видеоигр. Среди них была, конечно, и BloodRayne, по мотивам которой получилось дурное фэнтези, где, помимо набора классических B-актеров (Удо Кир, Майкл Мэдсен, Мит Лоуф), был еще и Бен Кингсли, от чего хотелось выколоть себе глаза. Но к сегодняшнему дню ситуация кардинальным образом поменялась: о BloodRayne как игре помнят только самые базовые вещи, в то время как неугомонный немец давно уже снял и «Бладрейн 2», и «Бладрейн 3», которые, конечно, никто не смотрит, но над которыми исправно хихикают. Именно благодаря такой вот какой-никакой шумихе BloodRayne: Betrayal воспринимается именно как продолжение знаменитой серии, а не как безликий слэшер из осенней линейки XBLA/PSN.
От перемены мест
Даже несмотря на то, что связей между BloodRayne 2005 года и BloodRayne 2011-го не так уж и много. Конечно, сама Рейн, несмотря на аниме-штрихи, все еще грубая, свирепая и опасная женщина с длинными хлеборезками на запястьях. Получеловек, полувампир, она может жить без крови, но поблескивает острыми клыками и шарахается от ярких ламп — их лучше разбивать сразу.
Ключевая перемена, конечно, в том, что раньше это был чуточку кривоватый и путаный трехмерный слэшер, а теперь — рисованная массакра с зомби в камзолах, похожая на что-то среднее между Dishwasher и Shank в декорациях Castlevania (хотя вообще тут будущее после катастрофы, но догадаться об этом невозможно чуть ли не до самого конца). Новой концепции — новые авторы: игру делала студия WayForward Technologies, отметившаяся двумя изумительными двухмерными играми для Wii, A Boy and His Blob и Batman: The Brave and The Bold. В последней — едва ли не лучшая 2D-графика в мире, поэтому от плоской BloodRayne мы ждали абсолютных чудес.
К сожалению, самое верное определение и для внешнего вида Betrayal, и для всей игры в целом — неровная. Прямо как оригинальная дилогия. Детальные и прекрасно анимированные герои тут соседствуют со скудными, схематичными уровнями, хорошая боевая система — с постыдным однообразием, интересные и ненапрягающие боссы — с плохо расставленными чекпойнтами и скачущей сложностью.
Уровни действительно похожи на Castlevania: по дизайну они недалеко ушли от самой первой части, которая, пока вы читаете это, отмечает двадцатипятилетний юбилей. Рейн разрезает всех на кусочки за три секунды, одним выстрелом из пистолета способна повалить четверых, ловко прыгает, сосет кровь для восстановления здоровья, а между уровнями летает в стильном гробе, который еще к тому же буравчиком уходит под землю. Такая хитрая вампирская заумь должна быть подкреплена детальными, яркими, разнообразными локациями, но разработчиков хватило лишь на висячие блоки, колья и пилы. Из всего этого периодически пытаются собрать платформер, играть в который мучительно больно. А вот когда вылазят гнойные чудища, надуваются волдырями пугающие выросты, дамы-оборотни метают острые диски — становится гораздо веселее… если только не брать в расчет, что от одинаковых боев устаешь уже к третьей-четвертой главе. С появлением световой пушки, выгодно заменяющей пистолет, к которому вечно не хватает патронов, механика пришпоривается еще минут на сорок, но игра на этом, увы, не заканчивается — еще не все шипы и платформы израсходованы!
Причина, по которой Majesco, на шесть с лишним лет похоронив вампиршу Рейн, боится выпускать ее на большую арену, наверняка кроется в том, что раньше BloodRayne воспринималась не просто как садистский слэшер, а как садистский слэшер, где герой — сумасшедшая баба с лезвиями. Сегодня ниша убийств на почве вспышек феминизма принадлежит Байонетте, а студия Suda 51 прямо сейчас делает Lollipop Chainsaw, где дама еще брутальнее. И выступать в такой компании, конечно, боязно, но не стоит забывать, что конкуренция среди плоских скачиваемых игр еще сильнее.
Руки помнят
Три вещи, доставшиеся Betrayal от предыдущих, трехмерных BloodRayne
Кровь
Из-за рисованной графики игра получила рейтинг Teen, но подпускать к ней детей все еще не рекомендуется. Расчлененкой и красными кляксами сегодня мало кого впечатлишь, но когда нам вообще надоест разрезать врагов на куски?
Паукообразные твари
Если помните, в первой части BloodRayne были примерно такие же монстры. Но антропоморфных существ резать, конечно, приятнее.
Механизмы
Помните конструкции из BloodRayne 2, которые необходимо было сломать, забросав трупами бесконечно возрождающихся противников? Здесь есть точно такие же моменты. Бесят как и шесть лет назад.