Вестерн
— единственный киножанр, о смерти которого объявляли не меньше сотни раз (лично
мы сделали это еще в июне, в превью на Red Dead Redemption) и который, тем не менее,
упорно отказывался ложиться в уготованную ему посреди прерии могилу. К
кинематографу это, правда, не относится: последний вестерн на большом экране —
«Старикам здесь не место» (2007) — и на вестерн-то с первого взгляда не похож,
хотя при желании там можно найти все характерные атрибуты жанра, с той лишь
разницей, что традиционная человеческая мораль в новом тысячелетии оказалась не
у дел. Зло новой формации бесшумно ступает в белых носках, убивая всех подряд.
Оно не признает правил, с ним нельзя договориться, а старый шериф может лишь
констатировать свою беспомощность, постоянно сравнивая себя с героями прошлого,
— отцов и дедов тоже убивали, но они-то ведь сражались!
За
пригоршню динамита
Call of Juarez, конечно, крайне далека от
творчества братьев Коэнов. Этой игре вообще не до психологизма, метафор и
сложного подтекста (хотя при желании тут можно найти и мораль, и несколько
тонких намеков), зато здесь есть лошади, ковбои, индейцы, грудастые женщины,
салуны и прерии. Это рафинированный Дикий Запад — без шокирующих анатомических
подробностей, но и без ненужных кривляний, без лишнего пафоса.
Первая
часть игры, даже не вспотев, отработала почти всю обязательную жанровую
программу: харизматичный стрелок-одиночка с двумя револьверами и темным прошлым,
злодей-мексиканец, ограбление поезда и поиски сокровищ ацтеков. Лучше всего в
игре работал трюк с показом игровых событий от лица двух абсолютно разных
персонажей. Играя за 19-летнего Билли, мы уровень за уровнем прятались с луком
в кустах и воровали лошадей из стойла. Под градом пуль, сверкая ягодицами,
сигали из окна борделя и полчаса забирались на высоченную скалу в поисках
орлиного пера.
Его
родной дядя и злейший враг — преподобный Рей — гораздо лучше чувствовал себя на
ровной земле. Идя по следам непутевого племянника, он с упорством религиозного
фанатика поливал свинцом все, что движется и держит в руках хоть какой-нибудь ствол.
Особая кнопка служила для того, чтобы отпускать врагам все грехи за секунду до смерти,
— во время стрельбы преподобный запросто доставал из кармана Библию и зачитывал
оттуда избранные цитаты. Нет смысла говорить, что созерцательные прогулки и
акробатические упражнения в исполнении Билли многим тогда казались чем-то вроде
необходимого зла, которое нужно перетерпеть ради очередной кровавой бойни. Безумный
проповедник украл все шоу, и совсем неудивительно, что продолжение решили
посвятить именно ему.
|
Воевать в окопах Гражданской войны придется недолго — несмотря на убийственно красивые панорамы, это самая слабая часть игры. |
Сложность
в том, что история первой части была вполне самодостаточна и не очень-то
нуждалась в продолжении, поэтому Call of Juarez<: Bound in Blood — это приквел, его действие
происходит за двадцать лет до событий оригинала. Забегая вперед, скажем, что
это решение оказалось одним из главных недостатков игры, ведь большая часть
сюжета Bound
in Blood была
старательно разжевана еще в первой части — если вы, конечно, внимательно слушали
монологи Рея между миссиями. Вообще, с поддержанием интриги у Techland в
этот раз не задалось с самого начала — первый же ролик в игре дает
исчерпывающий ответ на все вопросы о том, кто из персонажей доберется до финальных
титров, а кто — нет. Так что, даже если вы по каким-то причинам пропустили
первую часть, советуем запастись попкорном и откинуться на спинку кресла — в Bound in Blood поляки наконец-то научились
делать красиво (лица персонажей теперь не стыдно показывать даже крупным планом;
чего, впрочем, никак не скажешь об их мимике), но вот сказать им особенно
нечего.
Вздерни
их повыше
|
Троица главных героев. Младшему, Уильяму, отводится незавидная роль зануды и вечного заложника. |
Однако
мы на них за это не в обиде. Вырезав из игры все намеки на стелс, прогулочные
миссии и физические головоломки (а-ля постройте лестницу из деревянных ящиков), Techland уплотнили действие
настолько, что свободного времени в игре вам будет хватать лишь на перезарядку.
Пятнадцать уровней пролетают максимум за 6 часов со скоростью стрельбы пулемета
Гатлинга. Все начинается в окопах Гражданской войны 1861-1865 гг., где Рей (тогда
еще отнюдь не преподобный) и его брат Томас сражаются на стороне
рабовладельческого Юга США. Уже здесь разработчики, что называется, дают Call of Duty (только с капсюльными
пистолетами и дымным порохом; Bound in Blood — первая приличная игра,
которая дает нам такую возможность): братья носятся по полю боя, стоически
отстреливаются от наступающих янки (см. эпический эпизод со станковым пулеметом
на фоне изрешеченного пулями флага Конфедерации), топят плоты из пушки, а в
финале — на пару взрывают мост.
Вдоволь
навоевавшись, братья решают дезертировать из армии: в опасности фамильное
поместье Макколов, и, игнорируя приказ, они отправляются на защиту дома. Озверевшие
янки грабят и убивают встреченных по пути плантаторов, братья же полями и
огородами пробираются домой. Уложив по пути пару сотен вражеских солдат, по
прибытии они обнаруживают в живых только младшего из братьев — Уильяма,
вернувшегося из духовной семинарии. Война тем временем закончилась победой
Севера, поместье разрушено, а по пятам следует мстительный полковник Барнсби (отдаленно
похожий на жутковатого мексиканца Дэнни Трехо из фильмов Роберта Родригеса),
желающий найти и повесить братьев за дезертирство. Прихватив с собой Уильяма,
Рэй и Томас ударяются в бега, шляются по самым беззаконным местам Дикого Запада
и ищут приключений на свои головы. И, к ужасу миролюбивого Уильяма, как правило,
находят.
|
Большая часть уровней проходится братьями плечом к плечу. Взаимодействие между ними в основном задано скриптами — реальной пользы от AI немного. |
Несмотря
на то что братьев трое, играть можно только за старших — Рея или Томаса,
выбирая одного из них перед каждой миссией (вторым при этом будет управлять AI).
Уильяму досталась роль рассказчика: большая часть сюжетных монологов «за
кадром» принадлежит именно ему. В начале и конце игры события излагаются от
лица самого старшего — Рея, который, несмотря на знакомый голос и стальную
кирасу, без Библии все же далеко не так харизматичен, как в первой части. Ну а
Томасу — небритому ковбою и ловеласу в шляпе — права голоса за пределами
скриптовых сцен вообще не дали.
Для
набожного семинариста оба старших брата — потерявшие человеческий облик звери,
готовые перегрызть друг другу глотки в борьбе за золото и женщин. Но для нас с
вами они все-таки разные: Рей традиционно умеет вести огонь с двух рук, поджигать
динамит от сигары и даже стрелять из шестиствольного пулемета на ходу, словно терминатор.
Томас — уже ближайший аналог Билли из первой части: не так силен, зато умеет
пользоваться лассо и забираться на высокие препятствия. На этом, к слову,
построены многие совместные действия братьев: Томас то и дело помогает
тяжеловесному Рею забраться на высокие уступы и нажимает на удаленные рычаги,
чтобы опустить какой-нибудь мост.
Но
лучше всего им удается совместная зачистка помещений от врагов: Call of Juarez по-прежнему беззастенчиво использует bullet time, который не стесняется включаться
без вашего участия. Происходит этот так: в некоторых местах уровня (обычно
около закрытых ворот и дверей) появляются специальные значки, встав на которые
братья могут совершать какое-нибудь совместное действие. На счет «три» они
пинками выносят очередные ворота, за которыми прячется кучка бандитов/янки/конфедератов/индейцев,
и расстреливают тех в четыре руки.
На
постоянных убийствах теперь завязаны и альтернативные режимы ведения огня,
которые становятся доступны после нескольких удачно снесенных голов. Способ у
каждого из братьев тоже свой: Рей умеет останавливать время (экран в это время
становится черно-белым, а враги подсвечиваются) и расставлять точки на
неподвижных врагах, чтобы потом уложить всех одним залпом. А Томас — спускать
затвор вручную, выбирая цели автоматически (нам при этом нужно просто елозить
мышкой вперед-назад). Этим по большей части и отличается прохождение игры за
разных братьев — уровни для всех общие, а в особо ответственных ситуациях нас
просто лишают права выбора персонажа.
|
|
По сравнению с первой частью, кат-сцен в игре стало в разы больше, и они действительно красивые. |
Лук в игре — практически ультимативное оружие. Быстрее, точнее и бесшумнее любой винтовки. |
Красное
солнце
Несмотря
на то что уровни у Techland традиционно выполнены с замахом на
гигантизм, Bound
in Blood — это
типичный коридорный шутер, в котором за отступление от предусмотренного
маршрута строго бьют линейкой по пальцам. Играя за Томаса, можно закинуть лассо
и начать скакать по крышам, расстреливая озадаченных врагов оттуда, но
большинство уровней рассчитаны на то, чтобы братья проходили их плечом к плечу.
Тут бы пригодился какой-нибудь кооператив, но его, к сожалению, не
предусмотрено. Логика понятна: Bound
in Blood — это
короткий, насквозь заскриптованный, предельно насыщенный спектакль для одного
игрока.
|
Bound in Blood — не только очень красивый, но и самый человеческий шутер: при приближении к любому укрытию герой автоматически перемещается за него, давая возможность выглядывать мышью. |
Здесь
нет ни капли визионерства, ни одной новой идеи, но обращать на это внимание нет
времени — плотность событий зашкаливает. Только что мы отстреливались из
пулемета в окопе, а уже через пятнадцать минут — прячемся от озверевших
аболиционистов в ростках кукурузы. А за первые пять минут следующего уровня
успеем застрелить на дуэли шерифа, сбежать из горящего салуна, угнать повозку и
с боем вырваться из города. Разработчики тащат нас за руку по уровням, не давая
опомниться. Пока мы переводим дух во время очередной скриптовой сцены, они
нагоняют пафоса: полковник Барнсби, позвякивая медалями, торжественно клянется,
что он, «как джентльмен и южанин», не может дать «этим негодяям» скрыться; ну а
шериф, перед тем как вызвать наших героев на смертельную битву, картинно
бросает в грязь свой значок.
Стоит
только закончиться очередному затяжному диалогу, как все начинается заново —
стрельба, погони, взрывы, картинно умирающие враги, снова погони, плевки сквозь
зубы и смачные ругательства (надо слышать, с каким самозабвением Рей произносит
безобидное «son of a bitch!»). Любая попытка объяснить
прелесть этой игры непременно сведется к пересказу избранных моментов. Bound in Blood — это стремительный и
зрелищный боевик, в котором нет ничего лишнего.
Techand стараются, чтобы вы как
можно больше стреляли и как можно меньше отвлекались. Здоровье теперь
восстанавливается автоматически, а оружие больше не ломается после пары
десятков выстрелов. Так что любимую пушку при желании можно носить с собой хоть
всю игру — патронов под ногами все равно навалом (хотя, по-хорошему, могли бы
упразднить и их — только от перестрелок отвлекают). Правда, пару раз локомотив
игры все-таки делает короткую остановку и дает нам свободно погулять по небольшому
кусочку открытого мира — там можно запастись оружием, патронами и выполнить
пару заданий по отлову особо опасных преступников. Карты, к сожалению,
возмутительно пусты, так что задерживаться там надолго вам едва ли захочется.
Кому нужны скачки на лошадях по абсолютно пустым прериям, когда в сюжетных
миссиях происходит такой экшен?
Братья
путешествуют из одного города в другой, убегают от военных, участвуют в дуэлях,
каждый раз оставляя за собой гору трупов, пока в случайной перестрелке где-то
под солнцем Мексики не оказывают услугу главарю местных бандитос, который и
втягивает их в смертельно опасную авантюру с участием темноволосой красотки
Мариссы, молодого вождя апачей, уже знакомого полковника Барнсби и проклятого
золота ацтеков. Стоит ли говорить, что от такого союза не поздоровится абсолютно
всем — апачам, навахо, мексиканцам и военным? Попав в плен к индейцам, в
следующие несколько минут мы обороняем деревню от нападения людей полковника,
чтобы затем подчистую вырезать уже другое племя, охранявшее древний медальон. Который
в итоге и приведет братьев к уже знакомой затерянной церквушке и трем могилам,
указывающим путь к сокровищам.
Несмотря
на то что большую часть из этого мы уже видели в первой игре (а уровень со штурмом
форта Хуареса вообще скопирован оттуда подчистую), приквел сохранил ее главные
достоинства — графический движок и потрясающую работу художников. Гамма игры
больше не ограничена всеми оттенками желтого и коричневого цвета — нас ждут
зеленые леса и потрясающая золотистая осень Джорджии, утопающий в тумане
город-призрак, оранжевые скалы Аризоны и множество других совершенно
незабываемых пейзажей. В свои лучшие моменты Bound in Blood безумно красива, и одно только
кратковременное посещение раскинувшейся у реки деревни краснокожих стоит всех
часов геймплея.
|
|
Лошади здесь умеют мгновенно менять направление движения на любой скорости. |
Знакомые по первой части герои и злодеи, конечно же, вернутся. |
*
* *
Techland сделали то, чего от них и
ждали, — исправили большую часть шероховатостей оригинала, взяв оттуда лишь самые
популярные экшен-аттракционы и утрамбовав их в несколько часов. Но вместе с
увеличением количества взрывов стало далеко не так интересно обращать внимание
на все остальное. Так что если вы еще не играли в Call of Juarez, то вам вдвойне повезло.
Найти первую часть (и обязательно установить на нее официальный DX10-апдейт) после прохождения приквела
— самый лучший вариант знакомства с историей семьи Макколов.
Реиграбельность — да
Классный
сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко
освоить — да
Оправданность
ожиданий: 80%
Геймплей: 9
Графика: 7
Звук
и музыка: 8
Интерфейс
и управление: 8
Дождались? Как и
оригинальный Call of Juarez, Bound in Blood — это стремительный боевик
про Дикий Запад, в котором декорации и игровые ситуации сменяют друг друга едва
ли не быстрее, чем вы успеваете жать на курок. Ждем ответа Rockstar с их Red Dead Redemption!
Рейтинг
«Мании» 8.0
«Отлично»