Вход в систему
Информация по игре "Left 4 Dead"
http://www.l4d.com
Видео
Последние статьи
Самые комментируемые статьи
Left 4 DeadАвторы: Олег Ставицкий, Георгий Курган, Станислав "Lbz" Ломакин
Полный текст
Как и у большинства молодых людей, родившихся двадцать лет назад (плюс-минус года два), в ранней юности у меня был период, проходивший под крики «терроры в анале!», «на дасте, на ножах!» и, конечно, «че, пацаны, кто дуэльку на деньги?» В шесть лет мы играли в войнушку. В одиннадцать гоняли в футбол. В четырнадцать был Counter-Strike. У нас могли быть разные любимые игры — хоть StarСraft, хоть Baldur’s Gate, но все сходились на том, что сыграть десяток раундов на людном cs_mansion — это как перекинуться в дурака. Выходные дни проходили в исключительно задорной атмосфере, среди двух десятков гогочущих лиц, в прокуренном зале, под аккомпанемент отборного мата. Особо выдающиеся игроки рано или поздно собирались в команды и меняли представления начинающих об игре: пятерка действующих сообща, не глядя на численный перевес, расстреливала толпы пушечного мяса. Чуть позже, когда настало время взрослеть, особо талантливые подались в киберспорт, остальные разошлись по работам и учебам, время от времени с придыханием вспоминая залы, гогот, но главное — очень характерные, кинематографические эмоции, которые Counter-Strike генерировал в лучшие свои минуты. Формально Left 4 Dead не имеет ровно никакого отношения к Counter-Strike, сходство этих двух командных шутеров заканчивается на названии жанра. Но за пять дней, проведенных в Left 4 Dead по самую макушку, то самое, давно забытое ощущение уникальности происходящего на экране вдруг вернулось. Ветераны «контры» снисходительно улыбнутся, но и вам, многоуважаемые, эта игра раздаст на орехи. Не сомневайтесь. Это мое кино
Никакого сюжета в Left 4 Dead как не было с самого начала, так и не появилось: игра недвусмысленно (с помощью воя и плотоядной толпы) дает понять, что делать. Структурно Left 4 Dead разбита на четыре сюжетных кампании, каждая из которых убедительно моделирует различные последствия массового нападения зомби. Фабула следующая: спустя две недели после первого заражения (совершенно не важно чем) в городе (не важно каком) осталось четверо уцелевших. У них есть имена, и они представлены условными киноархетипами, но это тоже не важно. Потому что все, чего хочет от вас игра, — чтобы вы стали ее героями. Для окончательного и бесповоротного спасения необходимо пройти четыре кампании по пять уровней в каждой. Никакого прохождения в привычном смысле нет — все открыто с самого начала. Происходящее в кампаниях можно как-то попробовать связать в историю, но на самом деле каждая из них — это яростная короткометражка про борьбу с зомби. Простота, если не сказать примитивность декораций (архетипические «темный лес», «метро», «канализация», «больница») впервые после F.E.A.R. выглядит как художественный прием. Уровни Left 4 Dead — это сцена, мы — актеры, а зомби и все, что с ними связано, — тот самый AI Director, то есть режиссер.
Есть такой тезис, что людям с плохим воображением не нравится большинство компьютерных игр потому, что они просто не могут представить себе всю серьезность ситуаций. Cюжет кажется им нагромождением банальностей, герои — пластиковыми манекенами, всяческие претензии на реализм — пародией на жизнь. Рано или поздно справедливость должна была восторжествовать: Left 4 Dead из скучного зануды это самое воображение вытягивает железными клещами. Вот вас за два шага до спасительного вертолета настигает толпа зомби, кто-то выпрыгивает на помощь, и вы оба гибнете за секунду до спасения. Вот друзья бросают вас, обездвиженного, в чулане, а сами уезжают на прибывшем бронетранспортере. Вот вы держите круговую оборону на крыше бензовоза среди обломков самолетов. Вот, наконец, Георгия Кургана утаскивает длиннющий язык, пока мы с Антоном Логвиновым хромаем к единственной оставшейся аптечке. Left 4 Dead — самая кинематографичная игра этого года, никакой Call of Duty рядом не стоял. Ее ценность в том, что все упомянутые выше сцены не повторятся больше никогда, они уникальны. В следующий раз все будет совсем по-другому, и язык, вполне возможно, утащит уже вас. Все кампании можно пройти с компьютерными напарниками, что обязательно стоит сделать в образовательных целях. Ведомый AI партнер стреляет точнее, вовремя приходит на помощь и охотно знакомит с нюансами игры. Начинать нужно с уровня сложности normal — даже не думайте соваться в advanced или expert. Сложность в основном характеризуется количеством патронов, наносимым уроном, а также крепнущим с каждой минутой эффектом неожиданности, за который и отвечает тот самый AI Director. Но в конечном итоге партия с ботами, как и завещали нам Valve, — это совсем не то. Впервые поиграв компанией из четырех человек, спустя три часа мы встали из-за компьютеров, готовые пересмотреть не только финальную оценку (тогда еще только «8,0»), но и некоторые жизненные ценности. Парни жаждут развлеченияГлавным достоинством живого напарника перед компьютерным является способность ошибаться. Это заставляет как минимум серьезней относиться к игре и держать хоть какой-то командный строй. Стоит во время большой потасовки с участием сотни зомби и пары боссов зазеваться, и этим не преминет воспользоваться, например, босс по прозвищу Курильщик: орудуя своим длинным языком, утащит куда подальше, только вас и видели. Компьютер тут же ринется на помощь, в то время как живой напарник или просто прошляпит момент, или физически не успеет до вас добраться. Уровень сложности Left 4 Dead напрямую зависит не столько от профессиональных, сколько от человеческих качеств.
Если у вас нет возможности собрать в одном месте четыре компьютера — первым делом купите наушники с микрофоном. На первых этапах любой кампании вся команда без труда достигает убежища, но финальная битва обязательно заканчивается драмой с обилием нелицеприятных выражений в эфире и рубрикой «покойся с миром» в финальной статистике. Начиная с уровня сложности advanced, на экране творится жестокая, свирепая мясорубка. Темп игры напрямую зависит от повадок выживших: большинство зомби (кроме Танка и Ведьмы) в Left 4 Dead умирают довольно быстро. Другое дело, что появляются они ровно в тот момент, когда их совсем не ждешь. Попав в клинч к любому из боссов, без помощи напарников вырваться нельзя. Бравада или, наоборот, излишняя пассивность наказываются здесь моментально. Наловчившись ходить вчетвером или парами, вы откроете для себя новую грань игры: страх постепенно перерастает в азарт. Лучше всего это выражается словами английского исполнителя The Streets — парни жаждут развлечения! Здесь начисто отсутствуют какие-либо бонусы, дающие преимущество над врагом. Можно постараться пробежать из одной точки карты в другую как можно быстрее, но каков смысл? Полностью объегорить компьютер практически невозможно, особенно на финальных битвах, а вот снести еще пару десятков голов да поджарить коктейлем Молотова лишнюю Ведьму вместо того, чтобы стремглав нестись в убежище, — что может быть лучше, особенно если здоровья еще хватает? Как только ваш уровень профессионализма достигнет критической отметки, в коллективных рейдах по городам и весям случится драматическая рокировка: на зомби начнете охотиться вы. Тут самое время раскрыть еще пару козырей «режиссера»: мало того, что расположение предметов и появление зомби варьируется, так еще и самих зомби предоставлено неограниченное количество. То есть, стоя на одном и том же месте, примерно раз в пару минут мы будем подвергаться нападениям в самых разных комбинациях. Кошкин блев
В чем суть баланса Team Fortress 2? Там присутствует две команды с одинаковым набором классов, вследствие чего уравновешивать силы приходится, например, за счет карт. В Counter-Strike силы террористов и спецназа также в большей степени зависят от карт, несмотря на то, что доступный только террористам автомат Калашникова — де-факто лучшее оружие в игре. Это, скажем так, общепринятый дисбаланс, с которым все мирятся уже десять лет. Вводя в Left 4 Dead две абсолютно разные по игровой механике противоборствующие стороны — выживших и зараженных, — Valve рисковали наломать дров. Однако режим Versus, составляющий вторую половину Left 4 Dead, эти сомнения опровергает. Классический deathmatch тут обставлен таким образом: четверо выживших, как и в кампании, пытаются добраться до убежища, а четверо зараженных пытаются им всячески помешать. Для этого им в случайном порядке назначаются роли четырех боссов (из пяти возможных). За пятого, Ведьму, играть нельзя — не из-за ее исключительной силы, а скорее потому, что большую часть времени она пребывает в состоянии покоя, атакуя только в том случае, если ее побеспокоить.
Зато какой тактический простор открывается с оставшейся четверкой! Основная часть боссов бессильна в открытом бою, но имеет как минимум три общих преимущества перед людьми. Во-первых, игроки за зомби вправе выбирать место собственного появления — лишь бы не на виду у врага. Во-вторых, игроки за зомби могут передвигаться по недоступным людям крышам с помощью специальных маршрутов. Наконец, в-третьих, зараженные всегда в курсе местонахождения и состояния здоровья людей. Таким образом, вся игра за зомби состоит из грамотных засад и четко организованных нападений. Например, возможен такой вариант: проходя через узкий переулок, уцелевшие натыкаются на Толстяка (Boomer), которого тут же тошнит на двоих самых непутевых. Толстяка, понятно, убивают, но дело уже сделано — дан сигнал к атаке простым зомби, которые тут же заполоняют переулок. Здесь самое время вступить в игру другим боссам, которые все это время ждут своего выхода. Охотнику (Hunter) достаточно выбрать жертву, чей силуэт подсвечен хотя бы желтым контуром (значит, здоровья у нее уже не богато), выждать удобный момент и прыгнуть — лучше всего с какой-нибудь стены или крыши. Прикрытием ему, в свою очередь, может работать Курильщик (Smoker), способный атаковать с дальних расстояний. Не стоит чураться и сотрудничества с Ведьмой — несмотря на то, что играть ей нельзя, она не редкий гость в Versus, а грамотно занятая позиция неподалеку от нее сулит хорошую поддержку. По окончании раунда стороны меняются. Технически мультиплеер Left 4 Dead устроен до неприличия просто и удобно. Нажатием одной кнопки осуществляется поиск т.н. «лобби», в котором мы выбираем сторону, после чего создатель партии запускает автоматический поиск сервера (подбирается согласно нашей скорости подключения — можно быть уверенным, что в Америку не закинут). Освещение в конце тоннеля
Тут у нас было отведено место для причитаний по поводу графики и престарелого движка Source. Не вышло — выглядит Left 4 Dead так же потрясающе, как и играется. Особенно это касается работы со светом. Рейтинг «строго от 18» от всех здравомыслящих цензурных комиссий Left 4 Dead получила за красивые глаза, а также за все остальные части тела, ошметками летающие вокруг нас на протяжении всей игры. По степени тестостеронового удовольствия с этой игрой может сравниться только один проект — Gears of War и его бензопила. Движок Source идеально балансирует между доступностью и украшательством. Выглядит отлично, недостатки маскирует светотенью — не придерешься. Но есть еще звук. Наряду с освещением — одна из сильнейших сторон Left 4 Dead. Звук в игре крепко связан с геймплеем, благодаря ему принимаются решения и выстраиваются тактики. Каждого босса обычно слышно на расстоянии, и слышно по-разному: Толстяк клокочет и непрерывно срыгивает, Курильщик туберкулезно кашляет, Охотник просто орет как резаный, а замогильный плач Ведьмы провоцирует мурашки по всему телу. Помимо музыкального сопровождения (очень похоже на «Космическую одиссею 2001 года» Стенли Кубрика), нас неустанно преследуют не самые приятные звуки, издаваемые зомби.
|
Оставшиеся в мертвых | |||
Основные моменты при игре за зомби таковы. Ключ к успеху — засады. Суть засады состоит в комбинировании спецприемов, данных каждому боссу. В отличие от выживших, игра за зомби требует большего терпения. Очевидно, что атаковать ничем не занятую группу выживших с руки только Танку, остальным следует дождаться, пока люди будут атакованы толпой зомби или, что еще лучше, Ведьмой. Осторожность — черта, обязательная не только для людей. Не забывайте, что всех зомби прекрасно слышно за несколько десятков метров. | |||
Smoker (Курильщик)По функциям Курильщик схож с Barnacle из Half-Life — благодаря штуке, которую довольно сложно назвать языком, он притягивает к себе выжившего, истончая тем самым его запас здоровья. Так как урон невелик, Курильщику лучше работать в связке с Охотником или Танком. | Hunter (Охотник)Второй босс, выступающий в легком весе. Охотник очень быстр и ловок, но в атаке довольно уязвим — кидается из положения сидя и прыгает на довольно большое расстояние. Прыгать лучше всего наверняка — как и у Курильщика, запас здоровья у этого босса невелик, один промах чреват мгновенной расправой. | ||
Boomer (Толстяк)Самый уязвимый из боссов. Толстяк полезен тем, что может навлечь на выживших довольно внушительное число зараженных. Сколько именно, зависит от того, какое число выживших он сможет задеть своим приемом Barf (дословно — «блев»). Краеугольный камень в команде зомби — с него лучше начинать все атаки на выживших. | Tank (Танк)Единственный из боссов, способный за раз убить всех выживших. Обладая неплохой скоростью и сильнейшим ударом, Танк также может поднимать и бросать камни. Два основных условия — необходимо постоянно атаковать выживших, иначе право играть этим боссом будет передано другому игроку, а также избегать открытых пространств, где на вас смогут сфокусировать огонь. |
Достижения народного хозяйства | |||||
Как и в Team Fortress 2, в Left 4 Dead существуют так называемые достижения (achievements). «Игрополис» выбрала пять медалей, достойных уважения. Zombie GenocidestУбить 53 тысячи 595 зомби. Как показывает опыт, в среднем за одну кампанию умирает от полутора до двух тысяч зомби. Учитывая, что количество зомби в Left 4 Dead не ограничено, цифра вполне досягаема! Burn the WitchСжечь ведьму коктейлем Молотова. Вообще, кто это придумал — на цыпочках пробираться мимо Ведьмы? Пора уже определиться, кто на кого охотится: мы на них или они на нас?! What are you trying to prove?Пройти все четыре кампании на уровне сложности Expert. Достижение малореальное, т.к. «Эксперт» — это, грубо говоря, минимум патронов и аптечек при максимуме врагов. All 4 DeadУбить всех четырех выживших одним Танком. При таком запасе здоровья (1000 hp) и возможностях — вполне реально. Lamb 2 SlaughterНаграда для зараженных — убить хотя бы одного выжившего прямо в убежище. Убежище — это просто помещение с непробиваемой дверью. Нередки случаи, когда всю четверку резали прямо там. Что тут посоветуешь — закрывайте дверь, не у себя дома! |
Зомби: тетралогия | ||||
No MercyОтчаянный бросок через городские трущобы и заправки к спасительной больнице. No Mercy — самая первая кампания Left 4 Dead — наглядная демонстрация того, как должны и могут выглядеть самые скучные шутерные локации: канализация, офисное помещение и метро. Финальная схватка дословно повторяет «День живых мертвецов». Death TollХрестоматийная, по учебнику, постановка в жанре «зомби в пригороде». Death Toll можно было бы назвать самой невыразительной главой Left 4 Dead, если бы не гениальный, наэлектризованный финал: сквозь пот, кровь и кишки выжившие пробираются через кладбище в церковь, где держат круговую оборону. Выживают не все. Dead AirDead Air — самая зрелищная кампания. Чтобы не пересказать финальную сцену, мы чуть было не отрезали одному автору руки. Поэтому только одно предложение: зомби в самолете. Цитируется недавний трэш-шедевр «Полет живых мертвецов» (Flight of the Living Dead: Outbreak on a Plane, «Обреченный рейс» в российском прокате). Blood Harvest«Кровавый урожай» покадрово повторяет первый и главный зомби-фильм «Ночь живых мертвецов»: трагическая схватка около трактора в кукурузном поле, стрельба в амбаре и, наконец, финальная оборона обычного деревенского дома. По скромному мнению Олега Ставицкого — самая лучшая кампания Left 4 Dead. |