Вход в систему

Логин:
Пароль:
Вход Зарегистрироваться Вспомнить   пароль
Информация на данной странице предоставлена нашим информационным партнером Игромания.ру

Автор: Даниил Дымшиц

В первой части нашей статьи (см. прошлый номер «Игромании») мы рассказали о зарождении интересной во всех отношениях приставки Video Entertainment System (VES), поговорили об играх для нее и остановились на том, что в 1977 году появилась консоль, известная во всем мире как Atari 2600. Сегодня мы расскажем о ней подробнее и установим причины скорой смерти VES.

А в это время...

Но для начала следует рассказать немного о самой Atari. На дворе ноябрь 1972 года. Компания начала выпуск первых партий игрового автомата PONG, в 1975 году появился одомашненный вариант. Забавно, но подобная игра уже существовала на другой консоли (Magnavox Odyssey) под именем PONG, и консоль эта бесславно провалилась. Разумеется, созданный и запатентованный Magnavox пинг-понг распространять направо и налево было нельзя. Спустя две недели после выхода PONG Magnavox подала на Atari в суд. У первой были прямые доказательства того, что генеральный директор Atari Нолан Бушнелл видел игру на их консоли еще до начала разработки PONG. Конфликт был разрешен лишь после того, как Atari согласилась выплатить Magnavox $700 тыс. за лицензию.

Продажам PONG дурная слава не помешала, и все благодаря мощной пиар-поддержке: по телевизору без устали призывали купить PONG, а однажды приставке даже посчастливилось попасть в мегапопулярное американское шоу Saturday Night Live. С такой активной рекламой успех PONG был гарантирован, автомат отгружали очень большими партиями. Подобные темпы продаж были полной неожиданностью для магазинов, которые с явной настороженностью относились к новинке, особенно после провала менее удачливого конкурента.

Сенсация свершилась: Atari смогла захватить рынок с приставкой, на которой была установлена всего одна игра! И это при том, что технические характеристики PONG были очень далеки от Odyssey. Правильно говорят — главное не то, что ты продаешь, а то, как ты это продаешь.

В начале 1976 года компания MOS Technology, крупный игрок на рынке полупроводниковых устройств, разработала свой 8-битный процессор. По своим характеристикам он незначительно уступал Fairchild F8, используемому в VES, при этом стоимость производства MOS Technology 6502 была значительно ниже.

В это же время компания Amiga изобрела графическое ядро, названное Television Interface Adapter (TIA). У TIA не было своей видеопамяти, что позволило значительно снизить стоимость производства. Использовались совершенно иные алгоритмы работы ядра. Кардинальные изменения в архитектуре ядра поставили было программистов и художников в тупик, но год спустя появилась специализированная литература, посвященная программированию под TIA, и проблема была решена. Возможности TIA были воистину революционными по тем временам. Только представьте: цветовая палитра на 128 цветов, максимум по четыре цвета в одной строке. Помимо обсчета графики чип отвечал за воспроизведение звука в режиме моно.

Обе технологии Atari решила использовать в своем новом проекте под рабочим названием Stella. Ключевой особенностью этой консоли была возможность запуска уже имеющихся игр от самой Atari, а именно Pinball, Breakout и PONG.

Игры на Atari 2600

Если захотите вспомнить былое и опробовать на эмуляторе игры от старушки Atari 2600, то мы рекомендуем начать вот с этих игр:

Superman

Superman — замечательный платформер, где вам предстоит спасти мир, пользуясь тремя суперспособностями главного героя. Он умеет летать, становиться сверхсильным и смотреть на мир рентгеновским зрением. Классика жанра.

Space Invaders — многажды нахваленная аркада, в которой вы должны управлять космическим кораблем и уничтожать армаду инопланетных кораблей. При этом надо успевать уворачиваться от вражеских кораблей и успевать стрелять по целям. Игра Space Invaders увеличила продажи приставки в два раза.

Enduro — сумасшедшие гонки на машинах, похожих на болиды «Формулы-1». В них игроку предстояло ездить в плотном трафике других авто. Многие игроки убили десятки часов, пытаясь пройти ее до конца, и только потом узнавали, что конца-то у игры нет...

Space Invaders

Enduro

На Atari 2600 вышли сотни игр; перечислить все невозможно, но опробовать вышеперечисленные определенно стоит. Благо в Сети без проблем можно найти и игры, и эмуляторы.

Война машин

В 1976 активно шли продажи VES, и Atari, пытаясь догнать уходящий поезд, в предельно короткие сроки (к концу года) создает действующий образец своей приставки. Массовые поставки начались под рождество 1977 года, бюджет разработки составил порядка $100 млн.

Channel F System II получила новый дизайн и лишилась спикера. Цена упала, но это ее не спасло.

Изначально консоль называлась Video Computer System (VCS). Согласитесь, название ну очень сильно перекликается с Video Entertainment System. Узнав об этом, компания Fairchild Semiconductor тут же переименовала свое детище в Fairchild Channel F. Как в шахматной партии, Atari сделала ответный ход и нарекла свою консоль не иначе, как Atari 2600.

Начальная стоимость Atari 2600 в США составляла $199, что было несколько выше цены на Fairchild Channel F ($169). На первых порах высокая стоимость приставки и появление дешевых клонов PONG чуть не затащили Atari в могилу. Из финансовой ямы компанию вытащила Warner Communications, купившая Atari за $28 млн. Преодолев кратковременный кризис, Atari вновь начала расти. Так, в самый сложный для компании год (1977), было продано 250 тыс. Atari 2600, к 1978-му эта цифра увеличилась до 550 тыс. Уже в 1979 году, как раз тогда, когда интерес к PONG уже остыл и сторонние программисты научились писать игры под новую консоль, продажи достигли рекордной цифры — более 1 млн консолей. В следующем году, после выхода порта Space Invaders, продажи Atari 2600 дошли до отметки 2 млн.

Fairchild Semiconductors, привыкшая почивать на лаврах, вдруг обнаружила, что продажи Channel F резко упали вниз, и поспешила избавиться от балласта. В 1979 году права на детище Fairchild Semiconductor выкупила компания Zircon International. Последняя приняла решение изменить дизайн приставки и убрать из нее встроенный спикер для удешевления производства. Стоимость новой Channel F System II упала до демократичных $100. Она неплохо продавалась вплоть до 1984 года. За это время вышло шесть новых картриджей с играми, на одном из которых была записана гениальная Alien Invasion. Для того чтобы объяснить причину остановки производства в злосчастном 1984 году, следует вернуться к виновнице — к Atari.

Atari доигралась

Продажи новорожденной Atari 2600 росли как на дрожжах, в одном только 1982 году было продано 8 млн консолей. Тогда Atari вошла в список самых крупных компаний Силиконовой долины.

Продажи приставок серии Atari 2600 исчисляются десятками миллионов. Консоль подарила нам много легендарных игр, в клоны которых мы играем до сих пор!

Activision и конторы помельче, глядя на ее успех, завидовали Atari черной завистью. Но вместо того чтобы, подобно Fairchild Semiconductor, сидеть сложа руки, они решили отхватить свой кусок пирога и занялись разработкой игр под популярную консоль. Сначала Atari хотела подать в суд на неофициальных разработчиков, но прав на эксклюзивную разработку и печать картриджей у нее не было. Дело дошло до того, что некая компания Mystique занялась разработкой и изданием игр для взрослых! Это был жутковатый Custer's Revenge, который уже неоднократно упоминался на страницах «Игромании».

В ответ на это Atari начала выпуск игр по кинолицензиям. E.T. The Extra-Terrestrial — первый проект из этой линейки. Игра оказалась одной из худших в истории. Примерно в это же время вышла не менее ужасающая версия Pac-Man (как можно было испортить эту классику, знали, похоже, только в Atari). Итогом всего этого безобразия стал крах всего рынка, произошедший в 1983 году. Взбунтовавшие покупатели требовали вернуть деньги. По неофициальным данным, компания каждый день теряла по $10 тыс., но смогла остаться на плаву благодаря продаже части акций Commodore Business Machines.

В 1985 году вышла новая версия приставки — Atari 2600 Jr., стоимость ее находилась на отметке $50. На сегодняшний день общее количество проданных приставок серии 2600 составляет 40 млн. А что же стало с Fairchild Channel F? Да ничего. Канула в Лету вместе с большинством игровых компаний после кризиса. Проект быстро позабыли, все наработки распродали.

Saturday Night Live

Saturday Night Live (SNL) — популярное 90-минутное американское комеди-шоу, выходящее на NBC с октября 1975 года. Передачу показывают поздними субботними вечерами, как раз тогда, когда большинство домочадцев усаживаются перед телевизором, дабы посмотреть что-нибудь перед сном.

На данный момент это одно из самых живучих шоу на американском телевидении. Всего было отснято 604 эпизода, в каждом из них принимали и принимают участие известнейшие актеры, музыканты и просто знаменитости.

* * *

Вот так спокойно и закончилась история Fairchild Channel F. Что оставила консоль после себя? Горстку фанатов, успевших приобщиться к ней за год жизни, и несколько игр, которые умеет эмулировать программа MESS. А разве разработчики надеялись на большее? Смотря какие. Разбежавшаяся восьмерка отцов-основателей компании, может, и надеялась, а вот сама Fairchild Semiconductor по этому поводу особо не переживала.

Сейчас Fairchild Semiconductor отмечает свое 50-летие и вспоминает, как давным-давно смогла изобрести то, что изменило весь мир, то, благодаря чему компания на сегодняшний день занимает первое место в мире по производству оптоэлектроники, — первую в мире интегральную микросхему на кремниевой основе.

В чем причины провала Fairchild Channel F? Наверное, в руководстве — вернее, в его отсутствии. Кто знает, быть может, не распадись тогда Traitorous Eight, и, вполне возможно, что сейчас на полках магазинов лежала бы консоль Channel F нового поколения....

Двери тут