Вход в систему
Последние статьи
Самые комментируемые статьи
Авторы: Андрей Александров, Степан Чечулин, Игорь Варнавский, Александр Кузьменко
В далекой-далекой и одновременно такой близкой нашему сердцу галактике наконец-то установился мир. Самая знаменитая мыльная опера завершена (хотя Лукас может выпустить еще одну трилогию... а потом еще, и еще, и еще...). За три десятка лет своего существования “Звездные войны” прочно укоренились во всех мыслимых медиях, в том числе и в компьютерных играх. Основательно порывшись у себя в памяти и распотрошив все интернет-архивы, мы составили для вас полный список всех SW-игр, выходивших на всех мыслимых платформах: от РС до кофемолок. Закройте глаза (читать можно и без них), доверьтесь своим чувствам — и may the Force, ситх ее побери, be with you! Серия Star Wars: Return of the Jedi (1982—1995)
Жанр: Action Издатели/Разработчики: Parker Brothers, Atari, Nintendo, LucasArts Entertainment и JVC Musical Industries / LucasArts Entertainment, Parker Brothers, Black Pearl Software, Sculptured Software и Domark Платформы: Atari 2600, Atari 5200, ZX Spectrum, Amiga, Atari ST, Commodore 64, SNES, Game Boy Star Wars: Return of the Jedi: Death Star Battle —самая первая игра сериала, появившаяся на Atari 2600 в мохнатом 1982 году, представляла собой угарную космоаркаду, основанную на событиях Четвертого Эпизода. Продираясь через заградотряды имперцев, весьма условно изображенные горстками разноцветных пикселей, игрок должен был добраться до второй, еще недостроенной “Звезды Смерти” и уничтожить ее. После первого прохождения открывались новые уровни сложности. Return of the Jedi выдержала добрый десяток переизданий: в 1983 году — на Atari 5200, в 1984-м — на ZX Spectrum, в 1988-м — на Amiga, Atari ST, Commodore 64 и снова ZX Spectrum (на этот раз уже без подзаголовка Death Star Battle), в 1994-м — на SNES (уже в сильно переработанном виде — мощность железа-то подросла) и, наконец, в 1995-м — на Game Boy (два последних переиздания назывались уже Super Star Wars: Return of the Jedi). — И.В. Серия Star Wars: The Empire Strikes Back (1982—1993)
Жанр: Аркада Издатели/Разработчики: Parker Brothers и Domark / Domark и JVS Musical Industries Платформы: Atari 2600, Intellivision, Game Boy, NES, SNES Какой бомбой может быть игра по кинолицензии, поняли еще много лет назад. Через два года после выхода на экраны Star Wars: The Empire Strikes Back на Atari 2600 и Intellivision была выпущена одноименная игра. За основу взяли самую эффектную сцену из фильма — атаку базы повстанцев “ходунами” AT-AT. Представить, как выглядела эта игра, зная возможности тогдашних игровых систем, совсем нетрудно: маленькая кучка крупнокалиберных пикселей, в которых с трудом угадывались очертания snowspeeder’а, двигалась справа налево и пуляла черточками в большие кучки пикселей, обозначавшие AT-AT. В 1988 году стараниями фирмы Domark появляется еще одна игра (теперь уже на Commodore 64 и игровых автоматах) с таким же названием. Однако “начинка” у нее была уже совершенно другой. Из платформера игра превратилась в космический симулятор с векторной графикой. Цикл “Ответноударово” продолжился и в следующем проекте Domark, датированном уже 1992 годом (Game Boy). Игрок сражался от лица Люка Скайуокера, который огнем (бластерным), мечом (лазерным) и Силой прокладывал себе путь через полчища имперских солдат. В 1993 году Ubisoft (тогда еще Ubi Soft) перенесла ее на NES (Nintendo Entertainment System, или просто Dendy). Еще через год увидела свет Super Star Wars: The Empire Strikes Back для новой консоли SNES. Графика шагнула далеко вперед, но игровой процесс в целом остался все тем же. — И.В.
Серия Star Wars: The Arcade Game (1983—1987)Жанр: Аркада Издатель/Разработчики: Parker Brothers / Atari Games, Broderbund Software Платформы: Amiga, Atari 5200, Atari ST, Colecovision, Commodore 64, PC, ZX Spectrum, игровые автоматы В 1983 году на Atari 2600, Atari 5200 и Commodore 64 стартовала серия, породившая, пожалуй, больше всего сиквелов и ремейков. В Star Wars: The Arcade Game воссоздавался кульминационный момент всей оригинальной трилогии — уничтожение первой “Звезды Смерти”. От лица Люка Скайуокера игроки должны были прорваться на X-Wing’е через заградотряды TIE Fighter’ов и попасть ракетами в ее самое уязвимое место. В 1984 году игру портировали на Colecovision, в 1987 году она добралась до Atari ST, ZX Spectrum, Amiga и PC. — И.В. Star Wars: Jedi Arena (1983)Жанр: Action Издатель и разработчик: Parker Brothers Платформа: Atari 2600 Начало 1980-х годов было эпохой Pong. В него играли все и вся. Своей собственной вариацией на тему разжились и “Звездные войны”. Лазерный меч в Jedi Arena использовался не для шинкования врага в капусту, а для отбивания тренировочного шарика (с помощью такого же шарика Люка обучали в Четвертом Эпизоде — “Новой надежде”), чтобы задеть им противника. После каждого удачного попадания на счет игрока зачислялось одно очко. Тот, кто первый набирал три очка, выигрывал матч. — И.В. Серии X-Wing и TIE Fighter (1992—1999)Жанр: Космический симулятор Издатель и разработчик: LucasArts Entertainment Платформа: PC
Самая известная, самая популярная, самая долгоживущая и самая плодовитая (8 полноценных игр, не считая еще пяти “подарочных наборов”, “коллекционных изданий” и тому подобного) серия игр по “Звездным войнам”. Едва появившись на прилавках в 1992 году, космосим X-Wing буквально взорвал рынок. Подумать только — серьезный симулятор с векторной графикой, по мотивам популярнейшего кино, да еще и такого качества! Практически все в этой игре было сделано на пять с плюсом. Взять хотя бы боевую систему: нам предлагалось не просто вертеть джойстиком и палить во все что движется, но и управлять множеством бортовых систем — распределять потоки силового щита, контролировать заряд батарей лазера, следить за системой навигации, торпедными пилонами, гипердвижком, бортовым роботом... то есть не бездумно “палить”, а играть в самый настоящий симулятор. Далее — самые что ни на есть серьезные миссии: внезапные атаки, конвойные эскорты, диверсии, десантные операции, а на закуску — собственноручное уничтожение первой “Звезды Смерти” (где в этот момент пребывает Люк Скайуокер — решительно непонятно). И даже пройдя игру до конца, можно было продолжать играть с удвоенным рвением: улучшать личные показатели в “рейтинге пилотов”, попробовать завоевать все награды, выполняя всевозможные секретные и дополнительные миссии, идти, наконец, вверх по карьерной лестнице — от зеленого кадета до пилота-аса.
Неудивительно, что при таком бешеном успехе буквально через год на рынке появилось сразу два аддона (X-Wing: B-Wing X-Wing: Imperial Pursuit), а в 1994 году — полноценная вторая часть TIE Fighter. Из глобальных перемен — новый движок, из мелких — все остальное. На этот раз мы становились под знамена плохих парней и в перерывах между шикарными анимационными вставками разили повстанческую нечисть по всей галактике. Разить, правда, стало заметно сложнее: перед “икс-вингами” и другими кораблями повстанцев у большинства имперских истребителей было только одно преимущество — скорость и маневренность. Одно-два прямых попадания — и хлипкий “тай-файтер” бодро взрывался, не оставляя никаких надежд на успешное катапультирование. И снова слава, и снова рекордные продажи, и снова аддон — да какой! В TIE Fighter: Defender of the Empire было более двух десятков дополнительных миссий, новые корабли и множество других вещей, ради чего любой SW-адепт отдал бы последнюю рубашку.
После TIE Fighter — три года затишья, и лишь в 1997-м на рынке появляется нечто под названием X-Wing vs. TIE Fighter. Казалось бы, ну вот оно — наконец-то плохие и хорошие парни собрались в одной игре, и сейчас начнется такая раздача!.. К сожалению, не началась. На поверку X-Wing vs. TIE Fighter оказался исключительно мультиплеерной игрой, без единого намека на одиночную кампанию. Да и мультиплеер тот был, как бы это помягче сказать, не самым оригинальным. Осознав свою чудовищную ошибку, разработчики наскоро сооружают аддон X-Wing vs. TIE Fighter Balance of Power с сюжетом и одиночными миссиями, но все это не то, ох, не то... Наконец, спустя еще два года, в 1999 году, выходит глобальная работа над ошибками и последняя серия: X-Wing Alliance. На этот раз — с новым движком, полноценным сюжетом и до невозможности улучшенным мультиплеером. Если фанаты сериала когда-либо искали идеальную игру в этом жанре, то Alliance как раз такой и была. Поняв, что совершенство достигнуто, еще через год LucasArts издает редкий коллекционный набор всех X-Wing-игр (за обладание которым автор этих строк, между тем, готов расплачиваться чуть ли не царскими червонцами) и наконец-то успокаивается. Дело сделано — в истории Star Wars-игр оставлена жирная и крайне значимая веха. Что же касается дня сегодняшнего, то потомков великой некогда серии на горизонте не наблюдается: космические симуляторы давно вышли из моды, и к тому же масштабные проекты вроде X-Wing слишком дороги — “рубить капусту” лучше играми других жанров. — А.К. Star Wars Arcade (1993)Жанр: Аркада Издатель и разработчик: SEGA Платформа: Sega 32X Приложила свою руку к вселенной Star Wars и легендарная японская компания SEGA. В 1993 году на приставке Sega 32X вышла Star Wars Arcade — вещь простая, незамысловатая, но очень увлекательная. Действие игры начиналось с нападения на “Звезду Смерти”, а следом шел набор самых ярких эпизодов из четвертой, пятой и шестой частей киносаги. Игрок же, как вы, наверное, поняли, управлял классическим X-Wing. Летать можно было и вдвоем: тогда один исполнял роль пилота, а второй — стрелка. — А.А. Star Wars Chess (1993)Жанр: Логическая игра Издатели/Разработчик: Software Toolworks и Mindscape Inc. / Software Toolworks Платформы: PC, Sega CD В начале девяностых на PC были крайне популярны игры разновидности Battle Chess. Для справки — это самые обыкновенные шахматы с интеллектом на уровне второразрядника, в которых вместо классических шахматных фигур — анимированные фигурки королей, рыцарей и прекрасных дам. Во время игры оные фигурки ходят по полю, шевеля ножками и гремя латами, а в случае столкновений разыгрывают маленькие анимированные драмы вроде “ладья наскакивает на пешку и забивает ее булавой”. Так вот, Star Wars Chess — практически все то же самое, только вместо ферзей и королей тут — Люк Скайуокер, Хан Соло и Дарт Вейдер, а вместо пешек — безликие толпы R2D2 и имперских штурмовиков. В принципе, довольно забавно, если не считать, что это самые обыкновенные шахматы. Однако если вы всю жизнь мечтали посмотреть на то, как Чубакка вставляет пистоны Бобе Фетту или как С3РО отвешивает непечатного Дарту Вейдеру, то это однозначно ваш выбор. — А.К. Серия Star Wars: Rebel Assault (1993—1995)
Жанр: Видеотир Издатели/Разработчик: LucasArts Entertainment и JVC Musical Industries / LucasArts Entertainment Платформы: PC, Panasonic 3DO, Sony Playstation, Apple Macintosh, Sega CD 1993 год. Расцвет популярности “видеотиров”. Суть этих нехитрых забав заключалась в том, что игроку демонстрировался ролик с сотнями врагов, которых следовало отстреливать с максимальным остервенением. Mad Doc McCree, Crime Patrol — ветераны компьютерных баталий должны хорошо помнить эти игры. Разумеется, без своего собственного тира не обошлась и вселенная “Звездных войн”. Главной “завлекалочкой” Star Wars: Rebel Assault (вышла наPC, Apple Macintosh, Sega CD и Panasonic 3DO) была возможность “посмотреть еще немного фильма” — для съемки роликов привлекали тех же самых актеров, что и для оригинальной саги (!). В 1995 году на PC, “Макинтоше” и Playstation One появились Star Wars: Rebel Assault II The Hidden Empire . Игровой процесс мало чем отличался от первой части — чуточку повыше стало разрешение, чуточку получше качество видео, чуточку поразнообразнее оказались уровни. А потом компьютеры наконец-то научились отрисовывать по-настоящему красивую графику, и мода на “видеотиры” сразу утихла. — А.А. Серии Dark Forces (1995—1997) и Jedi Knight (1998 2003)Жанр: 3D Action Издатель/Разработчики: LucasArts Entertainment / LucasArts Entertainment и Raven Software Платформы: PC, Playstation One, Xbox, GameCube
Star Wars: Dark Forces — первый опыт LucasArts в жанре экшенов с видом от первого лица, и опыт, надо сказать, более чем удачный. Умом, конечно, сейчас уже понимаешь, что в Dark Forces не было того, что сейчас называют “божьей искрой”. Да, было 14 огромных уровней, были орды штурмовиков, супердроидов, были лазеры-шмазеры, термальные детонаторы... Однако был и никакой баланс, и одноклеточный геймплей, и огромные лабиринтообразные уровни (которые, кстати, стали визитной карточкой всех последующих SW-шутеров). Впрочем, по меркам 1995 года все это прокатывало на ура и вызывало у игроков исключительно свинячий восторг. Опять же — сюжет тесно переплетался с классической трилогией. Мы — некто по имени Кайл Катан, вольный наемник и большой друг Хана Соло, — по заказу повстанцев выкрадываем планы первой “Звезды Смерти”, а затем подрываем производство супердроидов марки Darktroopers на имперском промышленном гиганте. В целом — здорово, но без затей.
Затеи начались со второй части — игры с очень сложным названием Star Wars: Jedi Knight Dark Forces II (1997). Кайл, внезапно прознавший о фамильных джедайских корнях, находит в папином сундуке световой меч и отправляется разить имперских наймитов. По сравнению с Dark Forces — однозначный прорыв вперед. Полностью трехмерный (хотя местами и неказистый) движок, динамичный, практически киношный сюжет (в видеовставках на фоне пререндеренных декораций играли самые настоящие актеры), опять же Сила — возможность метать молнии, подбрасывать гадов в воздухе или на расстоянии вырывать у них из рук пушки — и, конечно же, световой меч! Несмотря на то что в Jedi Knight было множество самого разнообразного оружия, после приобретения меча все эти жалкие пукалки ни разу не использовались.
Star Wars: Jedi Knight Mysteries of the Sith (1999) — закрепление пройденного материала. Аддон к Dark Forces II, который, по сути, был полноценной новой игрой, да и к тому же лишился приставки Dark Forces. Кайл, поддавшись соблазнам Темной Стороны, отходил на второй план, а первую скрипку играла уже его юная ученица (“падаванша” вообще-то, но уж больно глупо это звучит) по имени Джейд. Пробиваясь сквозь огромные и нелогичные уровни, она крушила всех встречных-поперечных четырьмя новыми видами оружия, пятью новыми Силами и так далее. Видеовставок с живыми актерами, впрочем, уже не было — мода на “настоящее видео” в SW-играх окончательно прошла. Наконец, в 2002-м, спустя три года после Mysteries of the Sith, появляется Star Wars: Jedi Knight II Jedi Outcast, одна из самых великих (если не величайшая) SW-игр всех времен. Прощайте, самопальные движки — здравствуй, лицензия на Quake III-engine, а вместе с ней и ворох новейших спецэффектов, тотальные скрипты и вполне ньютоновская физика. Плюс — умопомрачительный сюжет о темном джедае Дессане, мечтающем о лаврах нового Императора, основательно заматеревший Кайл Катан, а также несколько знакомых по фильму персонажей вроде Лэндо Калриссиана или даже Люка Скайуокера (озвученного самим “кино-Люком” — Марком Хэммилом!). Ну и, конечно, мечи, мечи, мечи... До этого момента мир никогда не видел настолько бойкого, блистательного, отточенного и выверенного до последней запятой экшена. Даже ненавистники “Звездных войн” были в восторге от Jedi Outcast и его продолжения — Jedi Academy. Вот уже два года мы, затаив все на свете, ждем продолжения экшен-банкета с SW-мотивами. — А.К. Star Wars: Shadow of the Empire (1996—1997)Жанр: Action Издатели/Разработчик: Nintendo и LucasArts Entertainment / LucasArts Entertainment Платформы: PC, Nintendo 64 Выпущенный в 1996 году на Nintendo 64 экшен Shadow of the Empire был посвящен истории бывшего наемника Дэша Рендара, который примкнул к повстанцам и в компании с Люком и принцессой Леей разыскивал замороженного Хана Соло (сюжет утрамбовали в промежуток между “Империя наносит ответный удар” и “Возвращением джедая”). В финале ему предстояло разобраться с принцем Ксизором, вознамерившимся сместить Вейдера и занять его место. В 1997 году Shadow of the Empire перенесли на РС, но особого ажиотажа вокруг нее не было: игра получилась довольно средней. — И.В. Star Wars Monopoly (1997)Жанр: Логическая игра Издатель/Разработчики: LucasArts Entertainment / Hasbro Interactive и Artech, Inc. Платформа: PC Давным-давно в далеком-далеком государстве СССР случилась перестройка. А вместе с ней случились и другие замечательные вещи: “Дональды” со вкладышами, коммерческие ларьки, ручки с надписью Glasnost и игра “Менеджер”, которая очень скоро украсила пол каждой второй советской квартиры. Смысл игры был очень прост — передвигать фишки по квадратному полю, приобретать и развивать различные предприятия и обанкротить в итоге всех конкурентов. Многие, наверное, знают, что “Менеджер” произошел от популярной заморской забавы Monopoly. Один из плюсов “Монополии” — потрясающая адаптируемость. Хотите игру про русский бизнес и завод “Электросила”? Пожалуйста. Хотите про “Звездные войны”? Тоже без проблем. Собственно, Star Wars Monolopy стала чем-то средним между “Менеджером” и “Монополией”. Игра вышла как в “настольном”, так и в “компьютерном” вариантах. — А.А. Star Wars: Yoda Stories (1997—1999)Жанр: Головоломка/квест Издатель и разработчик: LucasArts Entertainment Платформы: PC, Game Boy Color В 1997 году LucasArts вдруг прорвало “играми под Windows 95”. Причем важно было не что выпускать, а под какой операционной системой все это пойдет. Так на свет появилась игровая мини-серия LucasArts’ Desktop Adventures, состоящая всего из двух игр: одна про Индиану Джонса, а вторая вот — про мастера Йоду. Точнее, не совсем про Йоду, а про молодого Скайуокера, который под руководством мудрого учителя должен был пройти несколько серьезных испытаний, чтобы стать настоящим джедаем. Выглядело действо примерно так: на маленьком экранчике в середине рабочего стола Windows бегал некий сгусток пикселей, который изображал Люка С. Периодически сгусток решал простые головоломки, разил сгустков-врагов и беседовал с дружелюбными сгустками о вечном. Как по геймплею, так и по графике весь этот цирк больше всего напоминал современные игры для мобильных телефонов. Выпусти разработчики Yoda Stories сейчас, да под Playstation Portable, был бы всесокрушающий хит. В 1997-м, да еще под PC — увы, увы, увы. А вот на Game Boy Color (1999) игра пользовалась некоторым успехом... — А.К. Star Wars: Master of Teras Kasi (1997)Жанр: Файтинг Издатель и разработчик: LucasArts Entertainment Платформы: Playstation One Первая и последняя попытка сделать файтинг по Star Wars. И это, наверное, к лучшему, ибо качество Master of Teras Kasi оставляло желать и желать. На ринге дозволялось стравливать Люка, Лею, Хана Соло, Бобу Фетта, Чубакку, Дарта Вейдера и прочих SW-селебритиз, кроме, как ни печально, магистра Йоды. Несмотря на наличие лазерных мечей и Силы, разработчикам не удалось сделать игру ни интересной, ни сбалансированной. Графика и анимация были ниже среднего даже по меркам Playstation One. Плохие игры других жанров еще может кто-то купить — но плохие файтинги не нужны никому. — И.В. Star Wars: Rebellion (1998)Жанр: Стратегия Издатель/Разработчик: LucasArts Entertainment / CoolHand Interactive Платформы: PC Стратегия повышенной ужасности, отчаянно косящая под Master of Orion. Менеджмент, дипломатия, сбор ресурсов — все первичные половые признаки глобальной стратегии были на месте. Не было лишь самого главного — интересного игрового процесса. К плюсам игры — относительно неплохие битвы в космосе, к минусам — все остальное. Особенно кошмарным был интерфейс, отжиравший больше половины экрана. — И.В. Серия Rogue Squadron (1998—2004)Жанр: Аркада Издатели/Разработчик: LucasArts Entertainment, Activision и Nintendo / Factor 5 Платформы: PC, Nintendo 64, GameCube Как в случае с большинством других SW-игр, события Rogue Squadron 3D приходятся на тот период, о котором в фильме практически ничего не рассказывается (чтобы у сценаристов было пространство для маневра). В данном случае это временной промежуток между “Новой надеждой” и “Империя наносит ответный удар”. После уничтожения “Звезды Смерти” Люк Скайуокер попадает в элитное звено Rogue Squadron, куда входят 12 лучших пилотов повстанцев. В составе этого эскадрона ему (т.е. игроку) предстояло выполнить несколько особо сложных заданий. Игровой процесс был вроде незамысловат (выбирай один из предложенных кораблей — X-Wing, Y-Wing, V-Wing, snowspeeder — и стреляй себе до посинения), но игру спасал истинно голливудский размах. А потом... потом разработчики окончательно продали душу дьяволу в образе приставочного монстра Nintendo. и все их следующие части выходили уже только на GameCube. Star Wars Rogue Leader: Rogue Squadron II, выпущенный в конце 2001 года аккурат к запуску “кубика”, заработал титул одной из лучших игр всех времен, а вот Star Wars Rogue Squadron III: Rebel Strike (2004) уже провалился: если вторую часть спасала бесподобная графика, то в третьей графика почти не изменилась (а геймплей остался тем же, что в Rogue Squadron 3D). Стало понятно, Factor 5 просто-напросто устала от Star Wars. — И.В. Star Wars: Episode I — Gungan Frontier (1999)Жанр: Стратегия Издатель/Разработчик: LucasArts Entertainment / Lucas Learning Платформы: PC Появление в “Призрачной угрозе” забавного/идиотского (ненужное зачеркнуть) гунгана Джа Джа Бинкса вызвало такой вал негативных отзывов, что в LucasArts сразу решили отказаться от выпуска игр с его участием, хотя изначально такие планы наверняка были. Gungan Frontier стала одновременно пробным шаром и надгробным камнем на этой идее (ее выпустили одновременно с фильмом). В игре предлагалось взять под свой контроль популяцию ушастых рептилий и расплодить ее по нескольким планетам. По большому счету, это было нечто вроде SimLife, только про гунганов. — И.В. Star Wars: Pit Droids (1999)Жанр: Головоломка Издатель и разработчик: Lucas Learning Платформа: PC А вот вам еще одна игра из подвида “вал непонятно чего после выхода на экраны “Эпизода I”, на сей раз, впрочем, в весьма необычном для “Звездных войн” жанре. А если точнее, то — головоломка. Сюжет следующий: Уотто (это такой крылатый рабовладелец с Татуина, который постоянно издевался над юным Скайуокером в “Призрачной угрозе”), заказал новую партию роботов-грузчиков (маленькие чудики с тазиками вместо головы из того же фильма), которых необходимо в целости и сохранности доставить в технический ангар. Геймплей чем-то похож на древнюю головоломку Lemmings. Толпы роботов мечутся по экрану, а мы, расставляя всевозможные ловушки и ограждения, пытаемся повести их в нужном нам направлении. Просто и незатейливо, но если затянет — может увлечь на многие недели, ибо уровней-головоломок там было ни много ни мало три сотни. — А.К. Star Wars: Episode I — The Phantom Menace (1999)Жанр: Action Издатель/Разработчик: LucasArts Entertainment / Big Ape Productions Платформы: PC, Playstation One Интерактивное экшен-приложение к “Призрачной надежде”. The Phantom Menace — это Star Wars Episode III: Revenge of the Sith, какой она была бы шесть лет назад. Игрока облачали в шкуру Оби-Вана Кеноби, Квай-Гона Джинна, королевы Падме Амидалы или капитана Панаки, вставляли в зубы лазерный меч или бластер и отправляли крошить сотни врагов, периодически подсовывая в качестве завлекающего пряника нарезки кадров из фильма. Сюжетная линия один в один повторяла события киноленты и ничего нового не сообщала. — И.В. Серия Star Wars: Racer (1999—2002)Жанр: Аркада Издатели/Разработчики: LucasArts Entertainment и Nintendo / LucasArts Entertainment и Rainbow Studios Платформы: PC, Apple Macintosh, Nintendo 64, Dreamcast, Game Boy Color, Playstation 2 “Ни один кадр из фильма не должен остаться не обмусоленным руками игроделов! — кричал Жора Лукас на партсобрании в преддверии выхода “Призрачной угрозы”, стуча по столу кованым тапочком. — Игроизирован должен быть каждый чих Энакина Скайуокера и его подельников! Слышите, каждый чих!” Распоряжение Жоржика было выполнено неукоснительно, и незадолго до появления фильма на прилавки спланировала Star Wars: Episode I Racer. В основу игры был положен эпизод, где девятилетний Энакин Скайуокер выигрывал соревнования на подах (консервные банки, способные развивать невероятную скорость). Неплохой видеоряд и безумные скорости (порядка 500 км/ч) пришлись по душе игрокам, и поэтому в 2002 году “лукасы” выпускают продолжение — Star Wars: Racer Revenge (исключительно на Playstation 2). Следуя духу и букве фильма, болиды не оснащались оружием, зато их выхлопами можно было повредить машины соперников. Выигранные деньги шли на апгрейд (размер выигрыша зависел от результата на финише: одолел одного соперника — получаешь 30%, двоих — 40% и так далее). Впечатление от Racer Revenge портили лишь проблемы с камерой и ее непродолжительность, в остальном же это была весьма приятная аркада. — И.В. Star Wars: Anakin Speedway (1999) / Star Wars: Super Bombad Racing (2001)Жанр: Аркада Издатель/Разработчик: LucasArts Entertainment / Lucas Learning Платформы: Playstation 2, PC После того как по киноэкранам всего мира с грохотом прокатился Первый Эпизод “Звездных войн”, народ понял, что нет веселей забавы, чем лихо носиться на “подах” (правда, что ли? — Прим. ред.). А все потому, что в “Призрачной угрозе” сопливый Энакин Скайуокер, еще не научившийся махать световым мечом и подкладывать с помощью Силы кнопки на стул магистру Йоде, увлекался относительно мирными занятиями типа гонок на упомянутых подах. Эти соревнования заняли в фильме около 20 минут экранного времени, поэтому разработчики тут же бросились делать игры на их основе. Так вот, Anakin Speedway —это незатейливая гонка для совсем маленьких детей. Вид строго сверху, архаичное 2D и незамысловатый геймплей. Все, что требовалось от игрока, — управлять одним из героев и нарезать круги, чтобы в итоге первым добраться до финиша. Затем в кузницах той же конторы была выкована игра под названием Super Bombad Racing, суть которой была точно такой же, что и в Anakin Speedway, с тем лишь отличием, что на сей раз дело происходило в полном 3D, а графика была сделана в стиле аниме. Представьте только, в роли синеволосого Энакина игроки свирепо дрались за первое место с красноволосым Сибульбой и рулили гротескного вида подами невероятно маленькими ручками. — С.Ч.
Star Wars: Force Commander (2000)Жанр: Стратегия Издатель/Разработчик: LucasArts Entertainment / Ronin Entertainment Платформы: PC Страх и ужас, которым мамаши еще долго пугали малолетних стратегов, если те вдруг не слушались. Стратегий по Star Wars до этого практически не было, но после Force Commander возобладало мнение, что лучше бы их не было вообще. Страхолюдная графика, кривая камера, море багов, но самое главное — никакущий баланс. Вместо ресурсов здесь были абстрактные кредиты, начислявшиеся за убийство врагов. Чем больше противников настрелял — тем больше у тебя денег на счету. В результате игрокам вместо того, чтобы посылать юнитов в бой, приходилось уныло шляться по карте и отстреливать случайных солдатиков (не дай бог подставишь своих — неприятель сразу получит экономическое преимущество). — И.В. Star Wars: Demolition (2000)Жанр: Action Издатель/Разработчик: LucasArts Entertainment / Luxoflux, Inc. Платформы: Playstation One, Dreamcast Изобретательности LucasArts остается только завидовать: по сути, “лукасы” второй раз выпустили Episode I Racer, но на этот раз со стрельбой. Обосновано это было следующим образом: упрочив свое положение, Империя запретила гонки на подах и тем самым подтолкнула организаторов этих соревнований к дальнейшей “либерализации правил”, точнее — к полной их отмене. Теперь на трассе можно было вытворять все что угодно. Star Wars Episode I: Jedi Power Battles (2000)Жанр: Action Издатели/Разработчики: LucasArts Entertainment и THQ / LucasArts Entertainment и HotGen Ltd. Платформы: Dreamcast, Sony Playstation One Типичный пример “игры по фильму”. Стоило “Призрачной угрозе” отгреметь в кинотеатрах, как LucasArts подсунули фанатам то же самое, но в “игровой” версии. В Jedi Power Battles на выбор предлагалось несколько джедаев, в том числе и Оби-Ван Кеноби с Квай-Гоном Джинном — каждый с уникальным стилем боя. Ну а дальше начиналась стандартная зачистка уровней, забитых сотнями врагов. Больше ничего особенного в этой игре не было, поэтому она и прошла практически незамеченной. Да и рецензенты не порадовали Jedi Power Battles высокими баллами. — А.А. Star Wars: Obi-Wan (2001)Жанр: Action Издатель и разработчик: LucasArts Entertainment Платформа: Xbox Obi-Wan с самого начала считался в LucasArts чем-то вроде нежелательной беременности: делать игру надо, но как-то не особенно хочется. Ничего хорошего из этой затеи, конечно, получиться не могло. Версию для персоналок скоропостижно отменили (чтобы, наверное, не позориться) и выпустили Obi-Wan только на Xbox. Паршивенькая графика, уровни, похожие один на другой больше, чем солдаты армии клонов на Бобу Фетта, и общая сырость отпугнули большинство покупателей. Всего же, по примерным прикидкам, с игрой ознакомились 1723 человека. — И.В. Star Wars: Episode I — The Battle for Naboo (2001)Жанр: Action Издатели/Разработчик: LucasArts Entertainment и Electronic Arts / Factor 5 Платформы: PC, Nintendo 64 SW-конвейер работает непрерывно, а график местных VIP’ов расписан посекундно. Утром они летят на Татуин, после обеда принимают делегацию вуки, а вечером культурно ужинают в самом шикарном ресторане “Звезды Смерти” в компании высокопоставленных чиновников Империи. Когда SW-селебритиз заняты особенно плотно, а новую игру надо выпускать хоть плачь, на главную роль берут никому не известных статистов. В The Battle for Naboo таковым стал лейтенант Сайкс, который на протяжении 15 миссий оказывал самое активное сопротивление армии Торговой Федерации при вторжении на Набу. Бегать на своих двоих не пришлось — лейтенант был упакован в Flash Speeder. — И.В. Серия Star Wars: Galactic Battlegrounds (2001—2002)Жанр: RTS Издатель/Разработчики: LucasArts Entertainment / Ensemble Studios и LucasArts Entertainment Платформа: PC Galactic Battlegrounds, пожалуй, первая и единственная SW-стратегия, которую можно назвать таковой (хоть и с натяжкой), а не “что это, блин, за ***** еще такая?!”. По большому счету, со стороны LucasArts это был, конечно, низкий поступок — в эпоху повальной моды на RTS и на волне успеха Starcraft Age of Empires выпустить ну очень похожий на две эти игры продукт, да еще и прикрываясь такой солидной лицензией. Сюжет охватывал временной период всей классической трилогии плюс “Эпизода I” — мы могли воевать на стороне гунганов, Торговой Федерации, Набу, племен вуки (!), галактической Империи и повстанцев (а в аддоне Clone Campaigns, появившемся в 2002 году, еще и руководить армией клонов Старой Республики). Война велась по всем RTS-канонам: с базами, ресурсами, множеством пехоты, бронетехники и даже с участием героев вроде Дарта В. и других персонажей саги. На экране творились вещи, от которых у каждого настоящего SW-фаната туго сжималось сердце: армады AT-AT шли в атаку на повстанческие редуты, неповоротливые танкетки дройдеков язвили лазерами “слоников” бедных гунганов, а над всем этим кружились стаи “икс-вингов” и “тай-файтеров”. Если бы такое выпустить в наши дни, да на движке какого-нибудь The Battle for Middle-Earth — успех, мы готовы поклясться, был бы в разы больше. — А.К. Серия Star Wars: Starfighter (2002)Жанр: Космический симулятор Издатель/Разработчик: LucasArts Entertainment / Secret Level Платформы: PC, Xbox, Playstation 2 А вот грустная игра, о которой и вспоминать-то не хочется. Типичный представитель треш-семейства “игр-после-первого-Эпизода”, которому до выхода пророчили чуть ли не титул наследника X-Wing. Задумка, конечно, была очень даже ничего — космосимулятор по мотивам “Призрачной угрозы”, где игрок в роли одного из трех пилотов-истребителей Набу воюет с гадами из Торговой Федерации. И все бы хорошо, но проколов у этой игры было куда больше, чем достоинств: устаревшая по всем параметрам графика, дурацкое управление, бессвязные миссии и никакая динамика. А с таким багажом, как вы понимаете, не то что до “икс-винга”, но и просто до звания хорошей игры дойти было очень и очень сложно. В том же 2002 году на Xbox и Playstation 2 выпустили продолжение — Star Wars: Jedi Starfighter, а вот оно как раз оказалось намного удачнее оригинала. — А.К. Star Wars: The Clone Wars (2002)Жанр: Action Издатель/Разработчик: LucasArts Entertainment / Pandemic Studios Платформы: Playstation 2, Xbox, GameCube Средней паршивости экшен от нежно любимых нами австралийских аборигенов из Pandemic Studios (Battlezone, Star Wars: Battlefront, Full Spectrum Warrior). Большую часть времени игрок проводил в кресле какого-нибудь истребителя или танка времен клонических войн (в образе Энакина Скайуокера, Оби-Вана Кеноби или Мэйса Винду), воочию наблюдая за самыми крупными битвами между Республикой и Торговой Федерацией. Изредка разработчики давали возможность побегать и на своих двоих с лазерным мечом наперевес, но самой сильной стороной игры были все-таки боестолкновения техники. — И.В. Star Wars: Bounty Hunter (2002)Жанр: Action Издатель/Разработчик: LucasArts Entertainment / LucasArts Entertainment Платформы: Playstation 2, GameCube Не успел суровый охотник за головами, наемник и вообще во всех отношениях нехороший человек Джанго Фетт как следует набедокурить во Втором Эпизоде “Звездных войн”, как тут же стал главным героем игры с красноречивым названием Bounty Hunter. Облачившись в скафандр, прикрепив на спину реактивный ранец и вооружившись до зубов всяческими бластерами и ракетницами, игроки слонялись по далекой-далекой галактике в поисках злодеев, за поимку которых вознаграждали кругленькими суммами. Bounty Hunter был в общем-то ничем не примечательным экшеном, где приходилось много бегать, прыгать и стрелять. Из болота мгновенного забвения ее вытягивали только качественные ролики. — С.Ч. Серия Star Wars Galaxies: An Empire Divided (2003)Жанр: MMORPG Издатель/Разработчик: LucasArts Entertainment / Sony Online Entertainment Платформа: PC Думал ли Джордж Лукас, когда создавал вселенную Star Wars, о том, что она идеально подойдет для создания MMORPG? Вряд ли — в те времена и слов-то таких не знали. Тем не менее Джорджик попал точно в “десятку”: сотни миров, множество рас, богатая и продуманная история — что еще нужно онлайн-гику? Впрочем, Star Wars Galaxies повезло не только со вселенной — разрабатывать игру взялась Sony Online Entertainment, у которой уже был опыт создания удачных MMORPG (того же самого EverQuest, например). В “Сони” все сделали правильно — десяток непохожих друг на друга планет, восемь рас, огромное количество классов и профессий, продуманная система характеристик. Но самое главное — система взаимодействия между персонажами. Если в большинстве других онлайновых игр можно было неплохо жить практически не контактируя с другими игроками (точнее, не контактируя мирным путем), то здесь обойтись без этого уже было нельзя. Отлично получилась у Sony и экономическая система. Вы будете смеяться, но не так давно в игровом мире произошел настоящий финансовый кризис — деньги начали дешеветь, прямо как в августе 1998 года! Сотрудникам Sony даже пришлось нанять настоящих финансистов для того, чтобы они навели порядок в виртуальной экономике. Через год после выхода игры появился первый аддон Star Wars Galaxies: Jump to Lightspeed, где уже можно было сесть за штурвал собственного космического корабля. Второе дополнение, Star Wars Galaxies: Rage of the Wookies, сошедшее со стапелей в мае 2005 года, добавило в игру миссии о борьбе вуки против Империи. Впрочем, не все так здорово, как выглядит на первый взгляд. Всего за несколько дней до написания этих строк случилось невиданное событие: в одном из игровых миров прошла самая настоящая... демонстрация. Игроки выступали против изменения боевой системы: по их мнению, сотрудники Sony решили превратить Star Wars Galaxies в подобие World of Warcraft. Реакция администрации была очень необычной: демонстрацию просто разогнали с помощью... боевых роботов! — А.А. Серия Star Wars: Knights of the Old Republic (2003—2005)Жанр: RPG Издатель/Разработчики: LucasArts Entertainment / BioWare Corporation и Obsidian Entertainment Платформы: PC, Xbox Если в стройных рядах SW-игр кого-то до недавнего времени и не хватало, так это RPG. Восполнила этот пробел Star Wars: Knights of the Old Republic, вышедшая в середине 2003 года на Xbox, а через полгода и на РС. Что бы там ни говорилось о ролевой системе, интересном сюжете, хорошо проработанных персонажах и прочих глупостях, в первую очередь успех игры обеспечили шикарные диалоги и возможность разрешить практически любую проблемную ситуацию несколькими способами (выбирая разные варианты ответа во время разговора). По объему текстовой начинки KotOR вполне мог тягаться с Planescape: Torment, одной из самых удачных “болтологических” ролевых игр (а может быть, даже превосходил ее), причем абсолютно все диалоги были озвучены настоящими профессионалами. Вторую часть, Star Wars: Knights of the Old Republic II The Sith Lords, вытесали всего за год в стенах молодой компании Obsidian Entertainment. Сжатые сроки не позволили разработчикам внести хоть какие-то существенные изменения, и потому игра стала всего лишь сборником “more of the same”. — И.В. Серия Star Wars: Battlefront (2004—2005)Жанр: Action Издатель/Разработчик: LucasArts Entertainment / Pandemic Studios Платформы: PC, Playstation 2, Xbox Все-таки вселенная, сотворенная стариной Лукасом, на удивление адаптируема. В течение нескольких десятков лет после выхода первого фильма мы убедились, что по мотивам “Звездных войн” можно слепить и лихой 3D-экшен, и замороченную MMORPG, и даже “Монополию”. А уж выстроить на этом фундаменте сетевой экшен, как мы узнали на примере Star Wars: Battlefront, вообще раз плюнуть. Простецкий геймплей не требовал почти никаких мозговых усилий. Выбрав сторону и класс своего альтер-эго (пехотинец, ракетчик и так далее), мы с героическими воплями “За Родину, за Вейдера!” и “Да здравствует товарищ Скайуокер!” бросались в самую гущу боя. Воодушевленные успехом первой части, Pandemic Studios сразу же взялись за сиквел. Графика останется той же (основная платформа — Playstation 2, чьи графические ресурсы были исчерпаны как минимум год назад), зато появится целая куча новых классов и техники. Серьезной модификации подвергнется одиночный режим (будет даже полноценная сюжетная линия), станет возможным вести боевые действия в космосе. Понятно, что Battlefront 2 не будет полноценной второй частью, а скорее окажется капитальным расширением первой. — С.Ч. Star Wars: Republic Commando (2005)Жанр: Action Издатель и разработчик: LucasArts Entertainment Платформы: PC, Xbox Пожалуй, одна из самых неоднозначных игр с приставкой “Star Wars”. Здесь нет ни джедаев, ни световых мечей, ни золотых букв, уплывающих в космос, ни даже полюбившейся нам музыки. Есть только четверка республиканских клонокоммандос, возглавить которую предстоит игроку. Для вселенной Star Wars игра совершенно нетипичная. На Xbox Republic Commando — это динамичный и захватывающий экшен. На РС — серая и безликая игра, безо всякого намека на тактику (какое к черту тактическое планирование, если все позиции заранее распределены дизайнерами, игроку нужно лишь ткнуть в них?!). Превосходная озвучка и отличный искусственный интеллект чуть-чуть скрашивали недостатки, в целом же игра получилась очень средней. — А.А. Star Wars: Episode III: Revenge of the Sith (2005)Жанр: Action Издатель/Разработчик: LucasArts Entertainment / The Collective Платформы: Playstation 2, Xbox, Nintendo DS, PSP, GBA Наш рулевой Александр Кузьменко еще несколько месяцев назад переполошил всю редакцию громогласными заявлениями о том, что, дескать, с появлением Revenge of the Sith произойдет возрождение экшенов на основе Star Wars. Но — увы. На персоналках игра, похоже, так и не выйдет, но это, наверное, и к лучшему — консольщики от нее буквально желчью исходят. Короче говоря, это всего лишь невзыскательный экшен для самых оголтелых фанатов. — С.Ч. Star Wars: Empire at War (2005)Жанр: Стратегия Издатель/Разработчик: LucasArts Entertainment / Petroglyph Games Платформа: PC Коллектив беженцев из Westwood и перебежчиков из Electronic Arts (которые раньше работали над Red Alert 3) стахановскими темпами сооружают, возможно, самую лучшую стратегию года и лучшую стратегию по Star Wars вообще. Помимо сказочно красивой графики, Empire at War может похвастаться весьма необычным концептом. Боевые действия идут как на поверхности планет, так и в космосе, причем стычки в безвоздушном пространстве выполнены не в 3D, а в куда более удобном “многоэтажном” 2D. Сюжет, втиснутый в промежуток между Третьим (“Новая надежда”) и Первым (“Призрачная угроза”) Эпизодами, призван разбавить уже известные нам события новыми подробностями. — И.В.
|