Вход в систему

Логин:
Пароль:
Вход Зарегистрироваться Вспомнить   пароль

Информация по игре "Restaurant Empire"

Название: Restaurant Empire   PC
Версия игры:
Жанр: Экономический симулятор
Разработчик: Enlight Software
Издатель: Activision, Enlight Software
Издатель в России: Акелла
Локализатор: Акелла
Дата выхода: март 2003
Объем: Один CD
Минимум: CPU 500 MHz, 128 Mb, 32 Mb Video
Рекомендуем: CPU 1 GHz, 256 Mb, 128 Mb Video

Последние статьи

Самые комментируемые статьи

Информация на данной странице предоставлена нашим информационным партнером Игромания.ру

Restaurant Empire (Ресторанная империя)

Автор: Гибеор
Полный текст
   Есть такая особая разновидность мазохизма — на голодный желудок рассматривать картинки в кулинарной энциклопедии или в книге "О вкусной и здоровой пище". Но время не стоит на месте — под влиянием новых технологий пищевой мазохизм проапгрейдился и обзавелся интерактивностью. Приветствуйте Restaurant Empire — новый экономический симулятор с пищевым уклоном.

   Улыбка капитализма

   Начнем с хорошей новости — разработкой Restaurant Empire занималась небезызвестная Enlight Software и лично Тревор Чан — автор легендарного проекта Capitalism. От таких людей ожидать подлянки в виде очередного безликого "тайкуна" не приходится. И действительно — игра получилась самобытной и увлекательной. Стать организатором и владельцем целой сети шикарнейших ресторанов — что, скажите, может быть лучше для вечно голодных геймеров?..
   Вы никогда не мечтали стать французом, мон ами? Нет? А придется: запомните ваше новое имя — Арман.
- Жареный омар с дольками лимона и зеленью. Самое дорогое блюдо, но далеко не самое вкусное
Фамилию я вам не скажу — я ее и произнести-то могу только раза с пятого. Но не будем отвлекаться: вы только что закончили кулинарную академию и полны честолюбивых и корыстолюбивых замыслов — в основном на тему того, как разбогатеть и прославиться. По счастливому стечению обстоятельств у вас есть покровитель — родной дядя, только что закрывший свой французский ресторанчик, который не выдержал конкуренции с местной гидрой макдональдсоподобного общепита — компанией "ОмниФуд". Дядя готов передать ресторанчик в ваши руки при условии, что вы согласитесь выйти на тропу войны с сетью омнифудовских забегаловок. И вы, конечно же, соглашаетесь — разве могут испугать талантливого французского кулинара какие-то жалкие бутербродники?   
   И вот, засучив рукава, вы делаете свои первые шаги в ресторанном бизнесе. Нетрудно догадаться, что перед тем, как занять место у кухонной плиты, вам придется поработать в качестве дизайнера интерьеров — это, так сказать, классика жанра. Любой ресторан оборудован кухней и кабинетами типа "эм-жо" (да-да — расстановка унитазов также входит в список ваших прямых обязанностей). Все объекты ресторанного интерьера, предназначенные для размещения в обеденном зале, имеют два параметра — комфорт и декоративную ценность. К сожалению, разработчики не стали изобретать новые методы украшательства, а ограничились принятой для жанра схемой, которая грешит двумя серьезными недостатками: самые крутые столики и декоративные примочки — далеко не всегда самые красивые, а сам способ расстановки объектов никоим образом не влияет на привлекательность ресторана. То есть можно просто взять самые дорогие объекты, беспорядочно распихать их по просторам своего ресторана и получить высокий рейтинг и любовь покупателей.
   Раз уж речь зашла о рейтинге ресторанов, поговорим о нем подробнее: помимо богатства интерьера, на рейтинг влияет внешний вид вашего заведения, который "прокачивается" при помощи системы линейных апгрейдов — красивый коврик у входа в здание, привлекательная вывеска над дверью, зеленые насаждения по периметру и прочая ерунда.
Но наибольшее влияние на рейтинг оказывает качество сервиса, еды, уровень цен на блюда и количество кляуз, которые ваши клиенты бодренько строчат в книгу жалоб и предложений.
- Рабочий день ресторана в самом разгаре: слева принимают заказ, справа - несут уже готовый салат
Поэтому нарастить ресторану дополнительную звезду (а рейтинг измеряется в звездочках) ой как непросто. Какие же преимущества дает заведению высокий рейтинг? В первую очередь — большое количество посетителей даже при полном отсутствии рекламы. Также в "звездатых" ресторанах можно смелее задирать цены в меню — желание откушать ваших знаменитых омаров задушит жабу даже в не слишком богатом клиенте.
   Следующий по важности шаг после возни с интерьером — вербовка и тренинг персонала: старших официантов, которые принимают заказы у клиентов; разносчиков блюд, отвечающих за транспортировку еды и пустых тарелок; регистраторов, которые рассаживают посетителей за свободные столики или (при отсутствии таковых) посылают их куда подальше; и, наконец, чернорабочих, в чьи обязанности входит уборка и мытье тарелок.
   Производительность любого работника определяется его профессиональными навыками и моралью.
Профессионализм можно поднимать при помощи проплаты спецкурсов — чем больше денег уходит на тренировку, тем быстрее растет профессионализм. Мораль — штука более сложная, но и ей можно управлять, повышая или понижая зарплату, также на нее влияет стаж работника — чем дольше он трудится под вашим началом, тем больше "прикипает" к своей должности и тем, соответственно, повышает корпоративную гордость. Увы, из этой схемы неизбежно следует серьезный глюк, не замеченный многочисленными тестерами игры: зарплату работникам можно понижать без особых опасений — через годик обида забудется, и мораль снова придет в норму.   
   Повара в списках персонала идут особняком — у них опыт выражается не в виде абстрактного числового коэффициента, а состоит из навыков приготовления вполне конкретных блюд. В сценарии повара появляются после прохождения сюжетных квестов, и крайне редко (где-то один раз на целых три миссии) — нанимаются на работу из числа посетителей ресторана.
   И, наконец, самый важный и интересный игровой аспект — составление меню и работа с рецептами. Источники новых рецептов — это, в первую очередь, повара, которые поступают к вам на службу.
- На семейных парах особо не заработаешь. У них на уме только одно: сэкономить!
Также новые рецепты можно получить в качестве приза, выиграв одно из многочисленных кулинарных состязаний или после прохождения ключевой миссии.
   Рецепт каждого блюда характеризуется временем, которое требуется повару для его приготовления, и "рейтингом" или, грубо говоря, — "вкусовыми достоинствами". На вкус кулинарных шедевров влияет, помимо рейтинга рецепта, также и качество исходных продуктов — ну и, конечно, мастерство повара. Поэтому не стоит ставить в меню блюда, которые ваши "белые колпаки" готовят неумело, — отчаянные кулинарные эксперименты до добра не доведут.
   Все блюда делятся на пять категорий — завтраки, закуски, супы, основные блюда и десерты. Желательно, чтобы в меню были представлены все категории, но какие-то — просто обязательно. Например, без завтраков можно без всякого ущерба обойтись, тогда как разнообразие закусок и основных блюд имеет для посетителей первостепенное значение. Также в меню входят алкогольные и безалкогольные напитки, но в отличие от еды на их качество вы повлиять не в состоянии, и рейтинг напитков не ведется вовсе.

   Составлять свои рецепты, как в Pizza Connection 2, нельзя — в Restaurant Empire акцент смещен на другие вещи: бонусные добавки к рецептам и манипулирование качеством ингредиентов — и первое, и второе непосредственно влияет на вкусовые качества блюда. С развитием сюжета вы будете устанавливать деловые контакты с поставщиками пищевых продуктов, которые, в свою очередь, станут продавать вам "сырье" более высокого качества, чем то, которое по умолчанию лежит в ваших холодильниках.
Также время от времени бродячие гурманы из числа посетителей ресторанов будут открывать вам секреты улучшения блюд при помощи дополнительных ингредиентов: так, всего один зубочек чеснока или щепотка черного перца сможет сделать из посредственного супа фирменное блюдо вашего меню.
   
   Убей в себе гамбургер

   Первый сюрприз, с которым сталкиваешься в Restaurant Empire, — очень продуманная, увлекательная и длинная игровая кампания. Что любопытно, ее длительность вовсе не повлияла на интересность — занудством здесь даже и не пахнет. А все благодаря тому, что разработчики умудрились вмонтировать в чистокровный экономический симулятор элементы квеста и даже... аркады.
   Например, соревнования поваров — это самый что ни на есть сборник аркадных мини-игр... к несчастью, все мини-игры явно придумывал умственно неполноценный человек. Что мешало взять и вставить в игру проверенные временем арканоиды и тетрисы — ума не приложу.
   Зато сюжет — на твердую четверку
- Наш новый повар: готовит неплохо, но все время пританцовывает - в прошлом, видимо, был профессиональным брейкдансером
. Пятерку я "зажал" из-за реверансов Enlight Software в сторону политкорректности и прочего идиотизма. После того, как я получил задание нанять повара-женщину, а затем — и повара-негра, я стал обреченно ждать приказа о приеме на работу повара-гомосексуалиста и повара-инвалида. К счастью — обошлось. Но на этом приколы не закончились. Оказывается, наши конкуренты применяют в рецептах... генетически модифицированные продукты. Но самый главный хит — промелькнувший в одной из первых кампаний бакалейщик из Грозного (то ли русский, то ли — чечен), которому babushka подарила бакалейную лавку — чтобы без дела не маялся. На вопрос главного героя "а что это за зверь такой — babushka?" бакалейщик бодро отвечает: "это русское слово, по-вашему — жена". Если это юмор, то он явно находится за пределами моего восприятия. Но, в любом случае, квестовые и аркадные элементы определенно добавляют "Ресторанной империи" разнообразия и динамичности.
   К сожалению, режим свободной игры в плане увлекательности представляет собой почти полную противоположность кампании. Да и сценарий, увы, в игре всего один. Маловато будет. Мультиплеер также не предусмотрен, впрочем, по вполне понятным причинам — привинтить его к игре, заточенной под "управление в режиме паузы" (раздаем важные ц/у подчиненным, а затем запускаем "ход времени"), мягко говоря, проблематично.

   Поэтому рискну предположить, что для многих Restaurant Empire станет игрой на один раз: проходить сценарий повторно нет никакого стимула, а режим свободной игры недаром получил название Sandbox (песочница) — так, баловство одно.
   
   Вечная битва Микро и Макро

   Во всех без исключения экономических симуляторах приходится идти на компромисс между микро- и макроменеджментом. Если разработчики делают упор на макро — получается занудная игра, которая вполне может обойтись без графики. И без игроков, ибо желание "играть в бухгалтерские таблички" возникает только у избранных. Упор на микро — и картина меняется на диаметрально противоположную разновидность маразма: игроку приходится совершать множество однообразных и утомительных операций.
   Разработчикам Restaurant Empire удалось подобраться к золотой середине практически вплотную. С одной стороны, игроку предоставляются разнообразные макро-рычаги для управления бизнесом, а в противовес дается возможность собственноручно заняться оборудованием и украшательством помещений и возней с рецептами. Если вы любите хорошие экономические симуляторы, Restaurant Empire наверняка порадует вас сбалансированным геймплеем на фоне всеобщего кризиса жанра. Казалось бы — идиллия. Но нет: ложка дегтя (причем ложка — столовая) все же присутствует.
   Приятные впечатления от игры портит крайне сырой интерфейс. Продемонстрирую на примерах.
- Наши верные соратники: слева - дядя, справа - невеста, тоже повар. Одним словом, семейный подряд
Вот вы обзавелись новым поставщиком, который предлагает вам качественный красный перец. Думаете, вы нажмете на магическую кнопку "Использовать ингредиент во всех рецептах, где присутствует красный перец"? Ответ неверный — вы будете заниматься увлекательнейшим занятием "Найди все блюда, в состав которых входит перец". И уже поставщике на пятом, в очередной раз пролистывая внушительный список всех своих блюд, вы будете ругать разработчиков на чем свет стоит. И подобных подводных камней в игре очень много.
   С другой стороны, сырость интерфейса можно искупить продуманностью игровых заданий и нетривиальными решениями, казалось бы, вполне стандартных игровых ситуаций. Вот вам еще один пример, на этот раз — положительный. Задача — за короткий промежуток времени получить от недавно открытого ресторана месячную прибыль в тридцать тысяч зеленых. На первый взгляд, после изучения финансовых отчетов за первый месяц работы ресторана, — задача неразрешимая: посетителей пока мало, а рекламировать заведение и поднять планку сервиса не позволяет бюджет.
Но решение есть: снизить зарплату всем сотрудникам, сократить издержки, продав все лишнее оборудование, грамотно составить меню, исключив нерентабельные блюда, не сильно наглея поднять цены на рецепты, которые пользуются спросом, и параллельно — поставить общую десятипроцентную скидку на все меню. Вдумчивый подход, двадцать минут неспешного щелканья мышкой и — вуаля! Заветные тридцать тысяч в кармане.
   
   Еда — это искусство

   О графике игры сказать точнее и лаконичнее, чем это сделал мой четырехлетний карапуз, пожалуй, уже невозможно — "папа, это что, новые "Симсы"?". Недаром говорят, что устами младенца... Ну, вы в курсе.
   Действительно, графика Restaurant Empire сразу навевает мысли о небезызвестном симуляторе писающих человечков — The Sims. Принципиальное отличие — полное 3D и свободная камера: вращай — не хочу. И действительно — не хочу: не подумайте обо мне ничего плохого, но лично я (применительно к этому жанру) обеими руками голосую за старые добрые спрайты и фиксированную камеру.
- Кулинарная арена нашего городка. Тут повара меряются своими... поварешками
С дальних дистанций игровой мир смотрится вполне симпатично, но сильно приближать камеру я не советую — текстуры в "Ресторанной империи" высоким разрешением похвастаться не могут. Да и анимация звезд с неба не хватает — в особенности движения, которые местные жители совершают для поглощения пищи; назвать этот процесс едой язык не поворачивается. Поэтому не надо пытаться заглянуть своим клиентам в тарелку или, хуже того, — в рот. Довольствуйтесь панорамным обзором, и ваше чувство прекрасного не пострадает.
   Самый пребольный пинок игра получает за звук и музыку.
Скажем прямо: экономические симуляторы драйвом и бешеной энергией никогда не отличались, но иногда разработчики посредством звукоряда пытаются придать процессу динамичности. Но это не про ннаш случай - звуки в "Ресторанной империи" сплошь невзрачны и утилитарны. С музыкой еще хуже — мало того, что скучна, так еще и выдается мизерными порциями в произвольное время: пару минут поиграла, затем на полчаса пропала. Причем никакой системы в проигрывании музыкальных треков нет — когда игрушке самой приспичит, тогда она ее и запустит. "Потрясающее" ноу-хау...
   
   * * *

   Что ж, приходится констатировать, что, несмотря на ряд приятных нововведений, жанр экономических симуляторов с выходом Restaurant Empire так и не обогатился ни одной принципиально новой идеей. Все ингредиенты, задействованные в приготовлении этой игры, мы уже видели раньше. Да, поменялись пропорции, добавились новые специи, но чуда не случилось: мы получили хороший подарок для почитателей жанра и абсолютно проходной продукт для всех остальных...
   

   Геймплей: 9
   Графика: 6
   Звук и музыка: 5
   Интерфейс и управление: 5
   Новизна: 7
   Рейтинг "Мании": 8,0
   Дождались? Гениальный экономический симулятор... в невзрачной графической и звуковой обертке. Кроме того, добраться до вкусной геймплейной начинки мешает толстый-толстый слой непробиваемого интерфейса.
   Оправданность ожиданий: 70%
 
Всего обоев: 2
Статей: 2
Все статьи по игре
Двери тут