Культовая тактическая RPG Jagged Alliance, после того как создавшая ее студия Sir-Tech покинула нас, напоминает образец древнего искусства, оставшийся в наследство нерадивым современникам. Все понимают его важность и значение, но никто толком не знает, что со всем этим делать. Есть подозрение, что древние предусмотрительно прокляли свой шедевр и всех, кто к нему прикоснется. Jagged Alliance 3 официально и неофициально пытались делать разные студии, в том числе российские, но каждый раз это заканчивалось печально: проекты отменялись и переходили из рук в руки, студии с горя закрывались либо выпускали слабое подобие оригинала, чем подписывали себе смертный приговор.
Славное прошлое
Видимо, именно поэтому немецкое издательство bitComposer Games, выкупившее права на бренд JA, решило — от греха подальше — отложить разработку третьей части в долгий ящик: никаких подробностей о проекте до сих пор нет. Скорее всего, и не будет. Новым хозяевам проще выжать все соки из Jagged Alliance Online, старт которой состоится совсем скоро.
Но перед этим немцы решили разогреть публику ремейком второй части. Тут-то, казалось бы, все должно получиться. Ничего нового выдумывать не надо — нужно лишь перенести в 3D знакомую игру, чтобы современная публика при знакомстве с древним шедевром не упала в обморок. Причем сами разработчики год назад уверяли, что они так и сделают. Максимум — обещали улучшить интерфейс, перезаписать речь, добавить обучение.
Немцы известны своей обязательностью, но в данном случае сотрудники bitComposer Games проявили совсем не немецкие качества. Речь перезаписали, обучение добавили, но спустя год превью-версия Jagged Alliance: Back in Action похожа на оригинал примерно так же, как наш хмельной мед из уличных блинных — на немецкое пиво.
Перелет
Определенное сходство, конечно, есть. Это все та же игра про солдат удачи, которых нанимают для освобождения вымышленной страны Арулько от гнета злобной королевы Дейдраны. В нашем распоряжении глобальная карта, список доступных наемников из организации A.I.M. и ноутбук, через который мы не только общаемся с заказчиком Энрико Чивалдори, но и заключаем контракты с новыми бойцами.
Иван, Анаболик, Рысь, Тень, Фидель, Фокс, Гас, Сидней — все самые любимые и востребованные головорезы переехали сюда в целости и сохранности: с оригинальными показателями, оружием, специализацией и биографией. Кто-то более точно стреляет, кто-то лучше разбирается в механике и взрывчатке. Все получают опыт и прокачиваются.
Чтобы убить Дейдрану, нам все так же придется постепенно захватывать города, шахты, блокпосты. На глобальной карте отряд перемещается в выбранный сектор. Затем нужно постараться удержать захваченное — через какое-то время силы королевы попытаются отбить его. Для защиты в секторе можно оставить кого-то из бойцов, там же есть и ополчение, которое нужно чем-то вооружить. Хлопоты того стоят, ведь каждый захваченный объект приносит ежедневную прибыль.
В бою, как и раньше, нужно учитывать массу факторов: время на выстрел (очередью от бедра — быстрее, чем прицельно одиночными), производимый шум и дальность обзора, усталость персонажа, состояние оружия (запущенный ствол может дать осечку), боевой дух наемника. Можно специально целиться в голову, туловище и ноги, причем в каждом случае вам подскажут, каков шанс поразить цель.
Jagged Aliens
Успокоились? Кажется, все компоненты на месте. А теперь — сюрприз.
Jagged Alliance: Back in Action — это не пошаговая тактика. Здесь нет очков хода. Вся игра проходит в реальном времени, но в любой момент можно включить паузу и дать бойцу цепочку приказов. Например, заставить его пробежаться до бетонного укрытия, там сесть с оружием наизготовку, потом пройти несколько метров вправо и там уже точно выстрелить врагу в голову тремя одиночными. Или очередью. Второму можно приказать прибежать в ту же точку, чтобы охранять левый сектор. Раздали приказы, отпустили паузу, подопечные побежали исполнять.
Все вроде бы красиво и тактически выверено, прямо как в недавно обласканной нами Frozen Synapse. Но в Back in Action раздача приказов выглядит так гладко только на бумаге. На самом деле тут нет ряда важных функций: например, нельзя заставить бойца взять на мушку выбранный сектор. Главная же проблема заключается в том, что при такой системе все враги на карте видны изначально, вы можете спокойно снимать их издали безо всякой паузы. В оригинале, если помните, вся соль как раз была в факторе неожиданности: мы не видели, как перемещаются противники, а могли лишь угадать примерное их положение по шуму. Внезапное появление врага за спиной могло спутать все карты, оставляя надежду лишь на перехват хода.
Теперь ничего этого нет, и играть стало значительно легче. Аэропорт, город Драссен, несколько шахт и водонапорную станцию автор этой статьи взял силами практически одного наемника (Сиднея). Причем враги помогали ему как могли: они слишком поздно замечали противника, плохо слышали и плохо стреляли, не обращая внимания на то, что в двух метрах упал сраженный пулей товарищ. Более-менее серьезное сопротивление началось только в Камбрии, но и там воевать оказалось не так тяжело, как в оригинале.
Приглядевшись, можно обнаружить и другие следы упрощения. Создать с нуля собственного бойца, пройдя знаменитый психологический тест, нельзя. Передвигаться по глобальной карте на машине или вертолете нельзя, да и незачем: отряды и пешком могут быстро добраться до сектора (главное — включить перемотку времени), потеряв минимум энергии. Обучать ополчение в секторах и там же оставлять на тренировку своих бойцов нельзя. Такого показателя, как уровень доверия к вам в различных секторах, тоже нет. «Солдат удачи» мы нанимаем не на день, неделю или месяц, а сразу и навсегда. Соответственно, ни к чему ломать голову над поисками нужной суммы и учитывать запутанные отношения между членами наемнического сообщества, чтобы продлить важный контракт.
Мы искренне надеемся, что в финальной версии все будет несколько иначе: ИИ вправят мозги, интерфейс и камеру приведут в чувство, недоработки вытравят. В таком случае у Back in Action будут шансы понравиться хотя бы современной публике. Потому что ветераны серии это не примут уже ни в каком виде.