Истоки террористической угрозы в играх серии Tom Clancy's Rainbow Six никогда не отличались особой оригинальностью. В 1990-х это были международные экологические террористы и русская мафия, в ранних двухтысячных — южноамериканская хунта и мексиканские контрабандисты. Вопрос «в кого стрелять?» в симуляторах элитного спецподразделения занимал нас в последнюю очередь: главное было знать, откуда и из какого вида оружия.
С Rainbow Six: Patriots серия возвращается из четырехлетнего отпуска — на новом движке, с массой нововведений в боевой части и мультиплеере... Но впервые в истории франчайза самым интересным и злободневным элементом игры является сеттинг. С терроризмом такого рода мы не сталкивались ни в прежних играх серии, ни в родственной Ghost Recon, ни в конкурирующих Call of Duty: Modern Warfare и Battlefield 3.
Наши новые враги — простые американские патриоты, с оружием в руках выступающие против экономической политики собственного государства. Фактически нашим спецназовцам противостоят участники движения «Захвати Уолл-стрит» — только обвешанные взрывчаткой и оснащенные штурмовыми винтовками. На просторах города Нью-Йорка одни граждане США палят в других — пока третьи (гражданские) будто специально лезут на линию огня.
Убей олигарха
«Я сам за два дня потерял все пенсионные сбережения, — объясняет Дэвид Сирс, креативный директор Rainbow Six: Patriots. — Так что особой любви к финансовым воротилам в данный момент не испытываю... Patriots — это возможность реализовать антибанкирские фантазии, как для меня, так и для миллионов других игроков».
Игра начинается так: группа доморощенных террористов (называющих себя «Истинными патриотами») врывается в дом американского торговца недвижимостью, обвешивает его взрывчаткой, высаживает на Бруклинском мосту и поручает добраться до Таймс-сквер с зажатым в кулаке детонатором.
По фургону с террористами начинает работать снайпер нашего отряда (впервые в истории серии — из положения лежа!). Остальные оперативники сбегают вниз по опорам моста, придерживаясь за веревки, — этот головокружительный метод спуска разработчики называют Rappel 2.5.
Спецназовцы уничтожают «Патриотов», используя тепловые сканеры (врагов видно сквозь автомобили), ничуть не смущаясь, когда пули прошивают окна машин и размазывают по стеклам мозги мирных пассажиров. Ввязавшиеся в бой нью-йоркские спецназовцы нейтрализуются выстрелами в ногу — а то и в голову.
В конце уровня «Шестерка» ловит заминированного бизнесмена… и вместо того, чтобы приглашать саперов, деловито сбрасывает его с моста.
Да, убийство мирных граждан в Patriots не только не наказывается, но местами даже и поощряется. Разработчики с серьезнейшим лицом называют это «моментами трудного морального выбора» и объясняют, что иначе в наше время с терроризмом ну просто никак нельзя.
В роли недавно вступившего в «Шестерку» лидера отряда «Эхо» мы можем либо следовать жестоким приказам лидера отряда Зулу Джеймса Вольфа (которого хлебом не корми — дай поубивать мирных граждан), либо искать более мягкие решения. Думается, в 99 случаях из 100 заминированный олигарх все-таки полетит с Бруклинского моста вниз головой.
Убей патриота
RS: Patriots использует движок Anvil, доставшийся в наследство от Assassin's Creed. Следы фирменного паркура заметны в новом методе скоростного спуска, а сама методика самоубийственного бега вниз по стене здания позаимствована разработчиками из реальных упражнений спецподразделений Южной Кореи, Сербии и Австралии.
Система укрытий используется более агрессивно — на мосту спецназовцы с разгону врезаются в покачивающиеся на рессорах автомобили. Схема переключения между видами от первого и третьего лица та же, что и в Rainbow Six: Vegas (в укрытии камера автоматически отплывает назад), но управление передвижением между укрытиями обещают сделать более интуитивным.
Патриоты стараются не высовывать головы из-за автомобилей в одном и том же месте, а еще умеют потешно спотыкаться и падать при перебежках. Кругом мечется столько мирных граждан, что толку от теплового режима зрения немного (хотя оружие на террористах выделяется желтым — как при сканировании в аэропорту). Никто не запрещает стрелять во всех подряд.
Дружественный AI должен совершать большинство полезных действий автоматически, от вас потребуется только задать общий режим проникновения в удерживаемую террористами область карты. Можно плавно открыть дверь и забросить гранату, можно тайно просочиться (партнеры автоматически прячутся от взглядов террористов и подсказывают, в кого стрелять), можно закатить дымовую шашку (партнеры дожидаются полного задымления помещения, прежде чем открыть огонь), можно создать отвлекающий фактор, взорвав дверь в другой части здания...
Все это — не считая обещанных возможностей брать гадов живьем и взрывать потолки для совершенно внезапного спуска в захваченную комнату на веревках.
Накануне
Если помните, от фазы тактического планирования операции разработчики отказались в первом Rainbow Six: Vegas — в основном ради более быстрого мультиплеера. Но на дворе 2012 год, и суровая конкуренция с Modern Warfare 3 заставляет Ubisoft Montreal (при поддержке Ubisoft Toronto и создателей оригинальной Rainbow Six из Ubisoft Red Storm) возвращаться к истокам.
Перед многопользовательским боем мы попадаем в виртуальный штаб, где можно не только сходить на стрельбище и повозиться с экипировкой, но и приникнуть к столу с мерцающей голографической схемой уровня.
В голографическом мире можно спокойно бродить по карте, исследуя двери, лестницы и точки быстрого спуска, расставлять маркеры и вешать подсказки для всей команды: вот тут отличная снайперская позиция, а вот в эту дверь сперва лучше закинуть гранату (за ней кемперы). Больше не нужно назначать друг другу свидания у огнетушителя — точка сбора будет указана на карте.
По словам Сирса, лично он уже вышел из возраста, когда карту исследуют путем проб и ошибок, умирая 30-40 раз за каждый изученный маршрут: тут засада, там перекрестный огонь.
«Голографическая карта и подсказки аугментированной реальности помогают игроку быстро изучить уровень, а потом можно обратиться и к серьезным тактическим схемам, составленным более продвинутыми товарищами».
И даже матчмейкинг в RS: Patriots — это не просто серия скучных меню.
Из виртуального штаба мы проходим к виртуальному броневику, где можно вблизи рассматривать лица, оружие и экипировку будущих противников и союзников. Если вы — начинающий игрок, то можно попроситься в ученики к бойцу с самым впечатляющим обвесом — и получить доступ к созданным им тактическим схемам.
К сожалению, в Ubisoft пока не спешат делиться информацией о масштабах кооператива и режима охоты на террористов. Тактическая подготовка и планирование — это замечательно, но с оглядкой на сингл Patriots нас в данный момент больше всего занимает вопрос: «Будут ли в мультиплеере мирные жители?»
До выхода Modern Warfare 2 Rainbow Six: Vegas 2 была самым популярным командным онлайновым шутером — именно эту корону Ubisoft собирается вернуть себе в Rainbow Six: Patriots, и в мультиплеер тут вкладывается едва ли не больше усилий, чем в сингл.
Провокационный сюжет, аугментирование реальности в стиле Ghost Recon: Future Soldier и необходимость на месте принимать трудные решения в духе сериала «24 часа» сразу выделяют сингл Patriots из общего потока FPS. Другой вопрос, насколько все это будет заметно в многопользовательском режиме...
Но до конца цикла разработки еще как минимум год — усилиями трех студий вполне можно успеть доделать и то и другое.