Postal 3 - это ископаемое, давным-давно исчезнувший вид: она похожа на все плохие российские игры середины нулевых одновременно. Иногда кажется, что это вполне осознанный акт игрового терроризма со стороны «Акеллы» и рецензировать его по современным стандартам качества просто невозможно.
И как приятно в эту грязь упасть,
Послать к чертям манеры и контроль,
Сорвать все маски и быть просто собой...
Ария. Грязь
«Они меня ненавидят»
Если вы не провели последний десяток лет в звуконепроницаемом бункере, то, наверное, слышали о наделавшей шуму серии Postal. Первая часть прошла почти незамеченной в свое время, но благодаря сиквелу, произведшему эффект разорвавшейся бомбы, тайтл приобрел мировую известность даже за пределами игровой среды. Postal 2, вместо того чтобы традиционно предлагать игроку спасти мир от очередного апокалипсиса, давала возможность побыть обозленным асоциальным психопатом с оружием в руках. Как раз в то время, когда в мире шла активная кампания против жестоких видеоигр, Running with Scissors создали нечто, неприкрыто насмехающееся над пуританскими нападками общественности. Насилие, нецензурная лексика, наркотики, циничный черный юмор и возможность использовать кошек вместо глушителя — все это выделяло Postal 2 среди прочих разнообразных представителей жанра 3D action. Особые дифирамбы хочется воспеть тому, что можно было писать на трупы.
И вот, после восьми лет напряженного ожидания, наконец свершилось! Скооперировавшиеся с отечественной «Акеллой» Running with Scissors выдали на-гора триквел культовой игры, который и попал сегодня на наш операционный стол. Оправдал ли он наши ожидания? Может, разработчики по дороге к релизу растеряли всю прелесть серии? И да и нет. Объективно новая часть не тянет на шедевр. Но обо всем по порядку.
По сюжету игры бессменный протагонист серии, человек со странным именем Чувак, решает начать новую жизнь в очередном маленьком американском городке под названием Катарсис. Как мы помним, похождения нашего протеже в Postal 2 привели к тому, что прошлое место жительства Чувака, захолустный Парадайз, пережил локальный конец света и ядерную бомбардировку, так что главный герой вознамерился встать на путь исправления. Надолго ли его хватит — решать игроку: в Postal 3 появилась система морали, которая определяет порядок миссий в зависимости от вашего стиля прохождения (убежденный пацифист или же отъявленный психопат). Иными словами, можно встать на сторону добра, применяя несмертельные виды оружия и обезвреживая преступников, — и тогда вам светит карьера в местной полиции. Если же вы потехи ради будете жечь население Катарсиса коктейлями Молотова, то будьте готовы к плачевным последствиям и другому набору «трасс».
В лучших традициях серии, на своем пути Чувак попадет во множество абсурдных ситуаций вроде вызволения своего пса из собачьей тюрьмы, наведения порядка в центре экспериментов над животными или игрой в салки с огромным взбесившимся носорогом. Сюжет у игры ожидаемо бредовый, пронизанный цинизмом и столь любимыми нашему сердцу пошлостями. Здесь есть декалитры крови, девушки с огромными молочными железами и мясистыми филейными частями, фирменный юмор на грани фола. А что еще нужно настоящему фанату Postal?
Боулинг для Колумбины
«Геймплей с неприлично высоким градусом безумия на экране!» — воскликните вы и будете совершенно правы. В конце концов, это как раз тот случай, когда важна не только обертка из черного юмора и непристойностей, но и то, что внутри. Увы, с сей стороной у Postal 3 заметны серьезные проблемы. Ибо в плане игрового процесса перед нами эдакий спинномозговой экшен среднего пошиба. В прошлое ушла возможность просто бродить по открытому городу и самому решать, в каком порядке выполнять задания в данном уровне-дне. Спустя восемь лет Postal реинкарнировался в виде монорельсового шутера, который не спасают даже вышеупомянутые плюшки вроде системы морали.
Несмотря на обилие необычных ситуаций, большая часть местного геймплея представляет собой малоинтересный тир. Как правило, игровые задачи решаются методичным отстрелом разномастных супостатов и не требуют от игрока ничего, кроме способности совмещать голову плохиша с перекрестием прицела. Бродить по небольшим уровням и развешивать подворачивающимся под руку злодеям «хедшоты» довольно быстро надоедает, и совсем скоро челюсть начинает сводить неудержимая зевота. Да, арсенал Postal 3 впечатляет: вам в руки даются гранаты, различные виды огнестрельного оружия, огнемет, взбесившиеся кошки, радиоуправляемые макаки, ручная росомаха, мачете-бумеранг, электрошокер, перцовый баллончик, лопата, пылесос, ракетница и пчелиный улей, но даже все эти средства изничтожения живой силы противника не могут разбавить смертельную скуку, царящую на уровнях. Да и потом понимаешь, что оружия и врагов можно было сделать и побольше. Не иначе как парни из «Акеллы» решили сэкономить и увеличить прибыли.
А вместо сердца…
До слез обидно, что в Postal 3 не завезли хоть сколько-нибудь адекватный искусственный интеллект противников. Кремниевые болванчики откровенно тупы и не могут противопоставить игроку ничего, кроме исключительной меткости. Супостаты не пользуются укрытиями, часто попросту игнорируют стреляющего в них игрока, застревают в проходах и бесцельно ходят по окрестностям, открывая огонь по пустому месту. Но не шибко смышленые противники — это полбеды. Куда страшнее больные на голову союзники, которые палят во врагов, даже если вы стоите на линии огня. И это мы еще не говорим про частые случаи, когда соратники с чего-то ополчаются друг на друга и на поле боя воцаряется форменный хаос.
Но наверное, самой раздражающей стороной Postal 3 являются вездесущие баги, из-за которых сильно осложняется прохождение миссий. Автору этих строк как-то пришлось пятнадцать минут бегать по зачищенному уровню и искать выход. Как оказалось, для завершения миссии нужно было следовать за ключевым NPC, который, вместо того чтобы исполнять роль проводника, застрял в дверном проеме где-то в самом начале локации. Персонажа пришлось натурально толкать до самого конца, чтобы запустить скрипт и таки завершить миссию. И этот случай — лишь капля в море обидных, раздражающих и зачастую критичных глюков, сильно портящих впечатление от игры.
С технической стороной проекта все тоже не слава богу. В груди Postal 3 бьется мощный графический двигатель Source, однако игра не использует и половины заложенных в него возможностей. Глаз будут «радовать» мутные текстуры, корявая анимация, низкая детализация локаций, модели на полигональной диете и блеклые спецэффекты. Особого порицания заслуживает лицевая анимация персонажей, которая здесь выполнена из рук вон плохо — герои игры производят впечатление кукол-буратин с раскрывающимися невпопад ртами. Глядя на сделанную на том же «моторчике» Team Fortress 2 с ее уморительной мультяшной мимикой, гримасы из Postal 3 кажутся совершенно отвратительными. Что помешало разработчикам сделать нечто подобное в их проекте?
Что касается музыки, то она средненькая, не хорошая и не плохая. То же самое можно сказать и об управлении.
В итоге можно сказать, что Postal 3 получилась не совсем такой, какой ожидалась. Несмотря на культовый статус серии и долгие годы кропотливого труда девелоперов, у Running with Scissors и «Акеллы» получился натуральный колосс на глиняных ногах — игра, чью смелую концепцию и нетривиальный сюжет обрушивает ряд досадных недочетов в других аспектах игры. Postal 3 все еще может скрасить пару долгих зимних вечеров ярым фанатам серии, но вряд ли проект будет интересен тем, кто никогда не насаживал на ствол M4 жалобно мяукающую кошку.