Если верить статистике, то в США во время ограбления банка шанс быть раненым равен двум процентам, а на то, чтобы умереть, можно и вовсе не рассчитывать — вероятность этого составляет меньше процента, причем «удача» явно не на стороне грабителей. На дело обычно собираются два-три человека, и для того, чтобы задержать их без особого шума, достаточно пятнадцати-двадцати сотрудников правопорядка. Если это правда, то нет на свете игры, меньше похожей на реальность, чем Payday: The Heist. Каждый из ее героев за двадцать минут успевает настрелять как минимум восемьдесят бравых мужчин.
На гребне войны
Авторы настаивают на том, что Payday — кооперативный шутер про ограбления, но если вы думали поучаствовать в идеально выверенных многоходовках в духе «Одиннадцати друзей Оушена», то попали не по адресу. Для местных преступников в порядке вещей зайти в банк вообще без масок, они предпочитают расстрелять все камеры и стереть уже сделанные записи с сервера. Игра при этом не ограничивается налетами на собственно банки. Озорной четверке доведется похитить азиатского зэка из тюремного фургона, напасть на конвой с золотом и даже преследовать предателя, задумавшего сделать ноги с награбленным, — всего предлагается отыграть шесть сценариев.
При этом один из них идеально отражает всю суть Payday. Представьте: в небоскребе есть хранилище с бриллиантами. Для того чтобы их выкрасть, каждый из воришек должен отыскать терминал и незаметно его активировать. Взлом занимает около четырех минут, причем иногда процесс останавливается — и терминал необходимо запускать заново. Все остальное время команда сидит без дела и поглядывает на часы. На бумаге реализация этого плана звучит довольно просто, но любая ошибка приводит к тому, что на уши поднимается вся многочисленная охрана небоскреба, а спустя две минуты к ним присоединяется еще и ФБР. Пройти все задание тихо не получится: даже если компьютеры были взломаны без лишнего шума, по сценарию обязательно что-то пойдет не так, и игра все равно превратится в суетливый, плохо поставленный эпизод из Call of Duty. То есть все воровские мизансцены здесь — не самостоятельные стелс-эпизоды, а наигранный повод кого-нибудь пристрелить.
Пилите, Шура, пилите
Из-за того, что деньги, золото и бриллианты приходится отбирать довольно жестокими и шумными методами, способ попасть в хранилище или какой-нибудь фургон у преступников только один — используя высокотехнологичные дрели и пилы с жидкокристаллическими мониторами, на которых сообщается, сколько времени осталось до конца работы. Проблема в том, что аппаратура периодически сбоит, и ее, как и терминалы, приходится перезапускать. Но самое мерзкое — это когда нужно следить одновременно за четырьмя объектами и параллельно отстреливаться от спецназовцев, встреча с которыми неизбежна. Тут вообще становится непонятно, то ли ты делаешь что-то неправильно, то ли все так и задумано.
Еще большая нервотрепка начинается, когда полиция запускает штурмовые бригады — и копов становится до неприличия много. К празднику присоединяются здоровенные солдаты в саперской броне, спецвойска с тазерами, отряды со щитами и странные мужики в обтягивающих костюмах, напоминающие Сэма Фишера. Враги отчаянно лезут под пули и по интеллекту близки к зомби из Left 4 Dead, поэтому любое массовое побоище тут же превращается в хаос, сориентироваться в котором страшно трудно: огонь ведется со всех сторон, и разобраться, кто и откуда стреляет, практически невозможно. Если вдруг одного из грабителей ранят, а его товарищи не смогут вовремя прийти на помощь (что неудивительно, дел-то вон сколько), на беднягу наденут наручники и передадут полиции. Правда, потом преступника с легкостью обменяют на заложника — налетчикам достаточно лишь связать кого-нибудь из зевак.
Чтобы персонаж умирал не так быстро, его можно прокачать (в Payday есть некоторое подобие ролевой системы). Успешный грабитель растет в уровнях (всего их 145) и получает бонусы. Выбирать можно навыки из трех разных веток: штурмовики, как правило, хорошо бронированы и вооружены, стрелкам проще разбираться с одиночными целями и особо крепкими врагами, а класс поддержки таскает сумку с медикаментами. Со временем появляется и новое оружие, но его немного — по три дополнительных ствола на каждый класс. Однако большинство улучшений влияет на всякие несущественные вещи вроде количества здоровья или патронов в магазине, так что особого смысла в прокачке нет.
Глупые ролевые элементы и суматошные перестрелки — это, наверное, не такая уж помеха игре, в которой можно протаранить банк на вертолете и прицепить сейф к гигантскому магниту. Но беда в том, что каждый этап проходится по единому сценарию: сначала необходимо найти что-нибудь, что можно распилить, сжечь или взломать, а потом бегать по уровню и оборонять определенные точки. И без того идиотский план налета обязательно не срабатывает, что приводит к еще большему количеству одинаковых перестрелок с одинаковыми врагами и одинаковым оружием в одинаковой обстановке. При повторном прохождении важный ноутбук могут переставить в другую комнату, а заключенного перепрятать, но это только вносит лишнюю путаницу. В сравнении с этим даже знаменитое ограбление из GTA 4 кажется стройным и изящным, не говоря уже о первой части Kane & Lynch.
Payday небезнадежна примерно по той же причине, что и любой другой скверный кооперативный шутер: проходить ее нужно вчетвером, а в веселой компании можно пойти даже на плохое кино. Payday очень хочет походить на хороший гангстерский фильм, и ориентиры у нее вроде бы верные — «Схватка», «На гребне волны», все то, что осталось за кадром «Бешеных псов». Но в мире Payday даже Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид легко бы пережили финальную заварушку, не запыхавшись. А так в хорошем кино про воров не бывает.