Рецензируемая в этом номере Dark Souls позволяет игрокам созерцать друг друга в виде мерцающих призраков у костров и писать сообщения с того света. В начале ХХ века нечто подобное происходило и в реальной жизни: посредники-медиумы устраивали желающим свидания с покойными родными и близкими, называя это дело новой религией — спиритуализмом.
А одним из самых убежденных спиритов своего времени был создатель Шерлока Холмса Артур Конан Дойл (1859-1930), потерявший сына в мясорубке Первой мировой войны...
Клуб охотников за привидениями
Еще в 1862 году в Лондоне был основан так называемый «Клуб призраков» (www.ghostclub.org.uk), члены которого посвящали себя расследованию паранормальных явлений. В отличие от членов современного им Общества паранормальных исследований (www.spr.ac.uk), «призраки» не искали научных объяснений наблюдаемым феноменам — нет, они искренне верили во все проявления сверхъестественного (даже если это был волшебный ящик американских иллюзионистов братьев Дэвенпорт).
В начале XX века клуб увлекался спиритуализмом, в 30-х годах ему на смену пришли египетская магия и ясновидение, в 60-х — парапсихология, ну а в 90-х — НЛО и криптозоология. В настоящее время клуб называет себя «добровольной некоммерческой организацией», требующей, тем не менее, ежемесячных взносов в ?30 от британских и ?15 — от иностранных членов. По крайней мере, при жизни...
Состоял в клубе и Артур Конан Дойл. Его, кстати, до сих пор считают полноправным членом организации, хотя взносов он больше не платит.
На снимке: Третьим самым видным членом клуба (после Конана Дойла и Чарльза Диккенса) был британский актер Питер Кашинг, известный ролью доктора Франкенштейна в фильмах ужасов студии «Хаммер».
Феи из Коттингли
Две серии фотографий, сделанных двоюродными сестрами Элси Райт (16 лет) и Френсис Гриффитс (10 лет) в 1917-м и 1921-м, окончательно убедили бедного старика Дойла в существовании потустороннего мира, о чем он даже написал восторженную статью в журнал «Стрэнд». Снимки, сделанные примитивными камерами у ручья в деревне Коттингли в графстве Йоркшир, изображают сестер в обществе хоровода полупрозрачных фей и коленопреклоненного гнома. Подобно пластилиновым киномонстрам Рэя Харрихаузена, эти фото производят впечатление даже в наше, насыщенное спецэффектами время.
Хотя большинство современников считали опубликованные в том же «Стрэнде» фотографии подлинными, отдельные скептики подозревали ретуширование — мол, девочки просто подрисовали фей и гномов на готовые фотопластинки. Но доказать факт подделки никто так и не смог.
Только в 1983 году Элси официально призналась, что феями были вырезанные из бумаги силуэты, насаженные на длинные шляпные шпильки, а гнома они с сестрой вылепили из пластилина.
На снимке: Самое знаменитое фото серии — «Френсис и хоровод фей». Собственно, хоровод на нем подозрительно напоминает кольцо вырезанных из журнала танцовщиц с модными парижскими прическами.
Конан Дойл против Гудини
После окончания Первой мировой американский фокусник Эрик Вайс, больше известный как Гарри Гудини, стал яростным разоблачителем наживающихся на чужом горе спиритуалистов.
Гудини, как и любой профессиональный иллюзионист, не видел во всех этих трюках с дребезжащими столами, загробными голосами и самоиграющими музыкальными инструментами ничего мистического. Он показывал всем желающим, как делаются фотоколлажи «Живые родственники общаются с мертвым солдатом», посещал спиритические сеансы в обществе репортера и констебля и даже предлагал вознаграждение любому медиуму, который сумеет продемонстрировать ему сверхъестественные способности.
Конан Дойл во все эти разоблачения не верил — он считал, что Гарри сам был могущественным медиумом и использовал свои магические силы для расправы над конкурентами.
На снимке: Ближайшим аналогом войны Гудини и спиритуалистов в наши дни является битва Анонимуса с Церковью саентологии. Вот только Гудини был кем угодно, кроме анонима.
Дело о «пилтдаунском человеке»
18 декабря 1912 года британский археолог-любитель Чарльз Доусон заявил о сенсационной находке в деревушке Пилтдаун в Восточном Суссексе. Обнаружил он фрагменты черепа и половину нижней челюсти ископаемого существа — очень похожего на современного homo sapiens, только с челюстью как у обезьяны. Находка так удачно укладывалась в модные научные представления, что британские ученые единодушно признали пилтдаунца недостающим эволюционным звеном между обезьяной и человеком.
В 1953 году независимая реконструкция установила что находка Доусона — на самом деле искусственно состаренный средневековый череп с прилагающейся к нему челюстью орангутанга и обработанными напильником зубами шимпанзе. В кругу подозреваемых в авторстве подделки —французский теолог Пьер Тейяр де Шардeн, британский поэт-затейник Гораций де Вир Коул и Артур Конан Дойл, решивший отомстить ученым-эволюционистам, издевавшимся над его любимыми спиритами.
На снимке: Если слегка обработать напильником череп обычного средневекового крестьянина, получится научная сенсация.
Проклятье Конана Дойла
27 марта 2004 года пятидесятилетний миллионер Ричард Ланселин Грин, считавшийся величайшим в мире специалистом по Шерлоку Холмсу и Конану Дойлу, был найден в собственной квартире задушенным шнурком, закрученным вокруг деревянной ложки.
Официально смерть признали самоубийством, — но потом выяснилось, что за неделю до смерти Грин заявлял, будто получает угрозы из-за попыток остановить аукцион бумаг Конана Дойла, организованный вдовой сына автора Эдрина Конана Дойла. Поклонники Холмса немедленно заподозрили ее в убийстве, а британские журналисты принялись строчить статьи о «проклятии Конана Дойла», которое якобы настигало родственников и последователей писателя.
В наше время смерть Грина снова стали считать самоубийством — только очень изощренным и замаскированным под убийство с целью бросить тень на наследников Дойла (как это происходит в его рассказе «Загадка Торского моста»).
На иллюстрации: Случай с (само)убийством Грина лег в основу детектива «Шерлоковец» американского автора Грэма Мура — в нем преступление происходит на конвенте любителей Шерлока Холмса.