Toy Soldiers: Cold War — наглядная демонстрация того, что даже самые пошлые, самые затасканные механики способны работать, если все правильно перерисовать. Наверняка где-то в глубине души вы зарекались покупать очередной tower defense: их много, они все одинаковые, а их аналог человек с прямыми руками способен за полтора часа собственноручно собрать в редакторе любой стратегии. Но смотришь на то, как в Cold War пластмассовые бойцы смешно разлетаются в стороны от бутафорского пулеметного огня, — и снова готов часами расставлять башенки по гнездам. Разве у вас в магазине до сих пор не волнуется сердце от одного только вида прозрачной упаковки с дешевым китайским набором солдатиков?
Понарошку
По меркам прочих современных TD-игр Toy Soldiers не то что простовата — примитивна! Здесь нет модных жанровых утяжелителей (дополнительных зданий, ресурсов помимо денег), только горсть слотов, где вы можете разместить свою оборону. Пулеметы, газовые пушки, противотанковые орудия, артиллерия, зенитки — набор в общем и целом простой. Правила — тоже: каждую пару минут к вашей базе выступает группа врага. Сперва пехота, потом танки, потом авиация, а к концу — все сразу. Если отразили все волны, выкатывают еще и босса — обычно что-то большое. Единственная тонкость заключается в том, что вы вряд ли победите, просто понастроив как можно больше пушек (и даже проапгрейдив их), поэтому приходится брать управление какой-то турелью на себя.
Первая часть Toy Soldiers, вышедшая полтора года назад, была посвящена Первой мировой, Cold War, естественно, посвящена холодной войне, и мочить при этом нужно Советскую армию. Здесь все идеи оригинала доводятся до абсурда. Дают, например, возможность лично поуправлять сатанинским вертолетом, который сносит ракетами целые здания. Или наслать ковровую бомбардировку, что приобретает дополнительный лингвистический смысл, учитывая, что все сражения тут происходят как раз на ковре.
При особо удачном стечении обстоятельств на поле боя появляется натуральный Рэмбо, с голым торсом и банданой, который выше прочих солдатиков в пять раз, фигачит с пулемета лучше любой турели и одновременно поливает все нескончаемым потоком ракет. А когда появляется босс, детская комната, кажется, вот-вот сгорит. Как вам, например, гигантский самолет, который мутирует в танк с длиннющей тесла-пушкой?
Единственное спорное решение авторов заключается в том, что игру усложнили не за счет увеличения масштаба, а, наоборот, за счет некоторой камерности: денег стало меньше, каждая отдельная пушка — ценнее. А еще мы могли бы много чего сказать про баланс, но в отношении игры, где шальные залпы валят с полок расколотые на кусочки матрешки, это звучало бы как дурная шутка.
Конечно, если условиться, что все происходящее в игре — шалости семилетнего мальчишки, в Toy Soldiers, даже в такой гипертрофированной ипостаси, мало правды. Ребенок никогда не ограничится одними лишь солдатиками, флажками и танками из супернабора «U.S. Military», даже если у него этих самых солдатиком и танков — сотни. Он выставит против них саблезубое чудовище, умеющее трансформироваться в птицу, из артиллерии будет бить по гоночным машинам, десант у него будет противостоять резиновой кукле, а дезертиры — скармливаться копилке в форме Будды.
Это не пустые фантазии: механика игры от такой безрассудности могла бы приобрести столь неожиданные формы, что мы бы, наверное, вообще не обратили внимание, что перед нами tower defense. Это Army Men, стародавней стратегии примерно про то же самое, можно было простить все за возможность укрепить позиции за пылесосом. Toy Soldiers существует в мире, в котором любая концептуальная находка должна выжиматься на сто процентов, иначе магия не сработает. Но это, конечно, не значит, что стрелять ракетами по коммунистическим свиньям скучно. Просто было бы чуточку веселее, если бы к середине игры они и впрямь стали свиньями.
Военная тайна
Особенности игрушечных войн
1 — Без апгрейдов пушки не выдержат и пяти минут, но не стоит улучшать их все сразу: модернизация занимает около двадцати секунд, в течение которых турель совершенно беззащитна.
2 — Игра заботливо подсказывает, какие типы войск атакуют вас на следующей волне. При желании волны можно запускать одну за другой, не дожидаясь таймера.
3 — На каждом уровне есть зоны, практически недоступные для обстрела. Стоить проникнуть туда хотя бы одному танку, и на рейтинг Perfect рассчитывать не приходится.
4 — Ключевое техническое отличие Cold War от оригинала — взрывы валят деревья и разносят здания на кирпичики. Что, увы, ни на что не влияет.