Вход в систему
Последние статьи
Самые комментируемые статьи
Автор: Дмитрий Карасев
Вы когда-нибудь мечтали сделать свой собственный клип? Почувствовать себя настоящим режиссером, самому выстроить сюжет, подобрать звуковое сопровождение, наложить спецэффекты и поставить в конце подпись автора? Или создать клип на песню любимой группы, постерами которой у вас обклеена вся стенка? Смонтировать ролик по любимой игре или фильму? На худой конец — заставить Гордона Фримена исполнить песню Снегурочки?.. Ведь это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Кресло режиссераФанатские видеоклипы видели (или по крайней мере слышали о них) многие. Любительские ролики, смонтированные под музыку из видеофрагментов популярных фильмов, аниме или игр, — все их можно назвать одним словом: MV-клипы. MV расшифровывается как «music video» и означает некую последовательность кадров, сочетающуюся с музыкальным сопровождением. Иначе говоря, MV — это музыкальный клип. Клипмейкерство — такая же разновидность фанатского творчества, как рисование картинок, сочинение рассказов или создание флэшевых мультиков по мотивам «Звездных войн». Автор MV берет исходный видеоматериал, к примеру, любимый фильм, выбирает из него интересные кадры и накладывает на музыкальный трек. Главное, чтобы получившийся видеоряд не резал глаз, а в идеале — был интересен еще кому-нибудь, кроме самого автора. Добиться этого можно, выбирая наиболее зрелищные кадры, подстраивая их под музыку в нужном темпе, накладывая эффекты, — все зависит исключительно от вашей фантазии. В качестве видеоматериала может послужить что угодно: фильм, мультик, ролик из компьютерной игры. Наибольшей популярностью (и в России, и за рубежом) пользуется такое направление клипмейкерства, как AMV — anime music video, клипы по аниме. Но нас больше интересуют GMV — game music video, клипы, которые делают из игрового видеоматериала. Существует две разновидности GMV. Клипы по консольным играм стали популярны после выхода Final Fantasy VIII, где были потрясающе красивые (по меркам 1999 года) ролики. Вслед за серией Final Fantasy подтянулись и другие японские видеоигры: Devil May Cry, Onimusha, Silent Hill. К слову, выделение GMV в отдельную категорию — исключительно отечественный вариант классификации. Сам этот термин был введен ассоциацией российских клипмейкеров AKROSS. На Западе ролики по японским видеоиграм принято относить к AMV, а клипы по компьютерным играм обозначают термином CG (computer graphics — компьютерная графика). Популярность компьютерных игр среди клипмейкеров росла постепенно, параллельно с развитием графики на PC. В качестве видеоматериала обычно используются кадры из самой игры. Например, в последнее время в Сети часто встречаются ролики, смонтированные из записей поединков в Counter- Strike и игр серии Quake. В MMORPG люди порой специально собираются, чтобы снять клип. Все происходит по-настоящему: пишется сценарий, раздаются роли, снимается видео (зачастую все получается далеко не с первого дубля) и только потом начинается монтаж. Особенно популярны в этом плане Lineage 2 и Ragnarok Online. Довольно часто встречаются и ролики, сделанные на основе показательных выступлений пилотов «Ил-2: Штурмовик». Впрочем, клипов с использованием самого внутриигрового видео тоже хватает (хотя бы по тому же Warcraft III). Главное достоинство MV заключается в том, что для создания зрелищных и интересных клипов не надо никаких специальных знаний. Поэтому клипмейкерством занимается множество людей.
Как все былоИстория фанатских клипов ведет свой отсчет с момента появления цифрового видео. Одновременно появились и первые программы, позволяющие работать с ним на PC. Все это существенно облегчило работу профессионалам... и открыло дорогу любителям. Образ монтажера перестал ассоциироваться с обвешанным пленкой работником, суетящимся в темной комнатушке. Впрочем, первые клипмейкеры были как раз профессионалами. К примеру, Джозеф Кроасдайл (Joseph Croasdaile, более известный как Maboroshi), один из основоположников MV, в свободное от клипмейкерства время работает монтажером на телевидении. Первые MV появились в начале 90-х — само собой, на Западе, до России это увлечение докатилось гораздо позже. Самые старые работы датируются 1992 годом, но после этого клипмейкерство еще долгое время оставалось уделом избранных. Да и не все компьютеры в то время могли потянуть охочие до системных ресурсов видеоредакторы. Большой проблемой было и распространение готовых клипов — интернет тогда еще только делал первые шаги, скорость связи была смехотворной. Возможность скачать клип, пусть даже в плохом качестве, имел далеко не каждый. Поэтому многие шедевры делались исключительно для своих. Активное развитие MV-клипмейкерства началось в 1997—1998 гг. С развитием интернета все больше авторов начали выкладывать свои творения в Сети на суд масс. Массы, соответственно, впервые получили возможность познакомиться с роликами, которые ныне по праву считаются классикой. Клипмейкеры, ранее творившие поодиночке, начали общаться между собой, обмениваться опытом. Возникли первые MV-студии — объединения людей, занимающихся созданием клипов и их продвижением (впрочем, нередко под именем целой студии скрывается один человек — к примеру, вышеупомянутый Джозеф Кроасдайл подписывается обычно как Maboroshi Studio). Начали создаваться и первые сайты, целиком посвященные MV, на них каждый желающий мог разместить свою работу и ознакомиться с советами для начинающих. Естественно, в среде клипмейкеров появились и свои лидеры, на которых равняются все остальные — Кевин Колдуэл (Kevin Caldwell), один из ветеранов MV-мейкерства и обладатель самого длинного послужного списка Хсейн Ли (Hsien Lee, он же Kusoyaro), известный экспериментатор в области видеоэффектов Джастин Эмерсон (Justin Emerson, или ErMaC)... Если вы когда-нибудь видели MV-клипы, то среди них наверняка была хотя бы одна работа этих мастеров.
А сейчас?
В настоящее время популярность фанатских клипов растет все быстрее и быстрее. С увеличением числа людей, занимающихся созданием роликов, увеличилось и количество хороших работ. Зрелищные, вполне профессионально сделанные клипы привлекают все больше зрителей. О росте их популярности говорит уже тот факт, что американские издатели успели организовать несколько судебных разбирательств в связи с нарушением авторских прав. А это, согласитесь, знак всеобщего признания для любого явления в современном мире. Если раньше конкурсы музыкальных клипов проходили в рамках других мероприятий (AMV — на фестивалях аниме, GMV — на выставках игр), то сейчас на Западе проводится несколько крупных фестивалей клипмейкеров. Издаются коммерческие сборники на CD и DVD, авторы выходящих на них работ получают вполне реальные деньги (именно из-за них и всполошились компании-правообладатели). Некоторые клипы уже транслируются по ТВ, последний пример — ролики на песни King of My Castle и You Are the Reason группы Wamdue Project, целиком смонтированные из кадров аниме Ghost in the Shell и Kidou Keisatsu Patlabor 2 соответственно. Что же до нашей страны, то, увы, цифровое видео и качественный интернет, как и многие хорошие вещи, у нас появились позже, чем на Западе. А с ними задержалось и появление музыкальных клипов. Так что популярность этого явления у нас и на Западе — две совершенно разные величины. Но при этом количество отнюдь не сказывается на качестве. В рейтинге крупнейшего AMV-сайта animemusicvideos.org первое место занимает клип Whisper of the Beast от мурманской студии Scorpions Ultd. Москвич Alexboy совсем недавно выиграл международный конкурс во Франции. Россия, по общему признанию, входит в большую четверку ведущих AMV-стран наряду с США, Францией и Германией. Но если на Западе AMV издаются на вполне себе лицензионных DVD, то у нас клипы в основном расходятся на пиратских сборниках, где отечественные и зарубежные работы валятся в одну кучу, даже без намека на наличие у них законных авторов. С чего начать, за что хвататься?Что же нужно, чтобы сделать ролик самому? Не так уж и много. Как уже говорилось выше, появление цифрового видео и специальных программ сделало монтаж видеоклипов простым и доступным для любого пользователя. Впрочем, «простым» — это, наверное, слегка оптимистичное заявление. Профессиональные видеоредакторы вроде Adobe Premier способны вызвать у неподготовленного человека легкую панику. Слишком много функций, чтобы разобраться в них сразу. Поэтому, если Adobe Premier для вас слишком сложен, начните с чего-нибудь попроще. Например, с достаточно удобной программы NanDub или банального Windows Movie Maker. Не беспокойтесь, многие авторы набирались опыта подобным образом — в конце концов, первым автомобилем Шумахера был карт, а не гоночный болид Ferrari. Выбор исходного видео — фильм, аниме, компьютерная графика — зависит только от вас. Причем смешивание нескольких произведений в одном ролике — самое обычное дело. Музыка, как правило, заимствуется у любимого исполнителя. Единственное требование — трек должен хоть немного сочетаться с видеорядом. Согласитесь, художественная нарезка якодзунов катаной из «Убить Билла» будет смотреться немного странно под лирическую балладу о любви, а плавная смена кадров в связке с тяжелым металлом вряд ли произведет на зрителей должный эффект.
Есть, правда, одно неписаное правило — в клипе не рекомендуется использовать музыку из того же фильма, по которому вы создаете ролик. На некоторых сайтах и конкурсах этот пункт даже отдельно оговаривается в правилах приема работ (конечно, использовать музыку, подобранную до вас, самый легкий путь, но вместе с тем ваша работа теряет всю свою оригинальность).
Что касается GMV, то у них есть своя специфическая проблема: вытащить из игры видеоролики зачастую бывает непросто. Для этого используются специальные программы. В случае с PC посоветовать что-то конкретное нельзя — почти для каждой игры используются свои собственные утилиты (их легко найти на фан-сайтах). С консольными играми несколько проще — функцией записи видео обладает любой более-менее приличный эмулятор. Выбрав исходный материал, можно приступать к созданию клипа. Ничего сложного в том, чтобы вырезать необходимые моменты и расставлять их по порядку, нет; главное — хоть немного согласовать их с музыкой. Если следовать этому нехитрому правилу, у вас в любом случае получится нечто сносное (как минимум), что может понравиться самому и что из уважения к вам обязательно похвалят близкие и знакомые. Собственно, с этого начинают все. Если ваша задача — попугать друзей и получить их восторженные отзывы, то можете на этом и успокоиться. Если же вы хотите большего, то первая заповедь клипмейкера — учиться, учиться и еще раз учиться. Осваивать различные эффекты, дотошно изучать работы мастеров, заимствовать их приемы, придумывать свои — и в конце концов получить заслуженное признание. Если, конечно, первая же ваша работа не окажется шедевром — не надо смеяться, такое тоже бывало. Как создать хороший видеоклип? Этого не скажет никто. Никакого учебника по созданию фанатских клипов не существует, по крайней мере — на русском языке. А жаль — ведь при монтаже вам придется соблюдать те же правила, что и при создании настоящего фильма: крупные и малые планы нельзя чередовать произвольно, сцены можно обрезать только в определенные моменты, не все кадры сочетаются друг с другом etc. Не беспокойтесь — понимание этого придет само по себе, по ходу работы. Большинство MV-авторов, как уже говорилось, не имеют профессионального образования. Понятно, что хорошая работа должна иметь какую-то изюминку, определенный смысл. По этому признаку фанатские клипы делят на несколько категорий. Можно сделать сюжетный клип, пересказав под музыку события всего фильма/аниме/игры или отдельного эпизода; можно, наоборот, взять за основу песню и экранизировать ее — так поступают люди в онлайновых играх. Или проиллюстрировать текст соответствующими кадрами: звучит строка «И грянул гром!» — на экране бьет молния. В последнем случае часто используется несколько фильмов; наиболее впечатляющее достижение на моей памяти — 117 наименований в пятиминутном ролике (!). В lip-sync-клипах («синхронизация губ») движения губ персонажей «подгоняют» под текст песни, чтобы создать впечатление, что это они исполняют ее.
Весьма популярны пародии. Смонтировать драку Бэтмена и Джокера под «Танец маленьких утят» — самое милое дело. Или, скажем, проиллюстрировать шутливую песенку кадрами из серьезного аниме про вампиров. Еще есть экшены — нагруженные спецэффектами клипы с быстрой сменой кадров. Чередование кадров в них зачастую не имеет значения, такие работы берут своей энергетикой и красивыми спецэффектами. В драмах акцент делается на попытке передать чувства и эмоции героев. В начале или в конце ролика принято добавлять заставку с именем автора (многие клипмейкеры, особенно начинающие, тратят на создание такой «визитки» больше времени, чем на сам клип). И не забудьте указать фильм/песню/игру, использованные в ролике: если вы собираетесь выставлять свою работу на западном сервере, это условие обязательно — иначе вас легко могут обвинить в нарушении авторских прав. Но вот первый шедевр завершен, все шероховатости устранены, положительные отзывы подвернувшихся под руку друзей получены. Что дальше? Можно отправить свой клип на один (или несколько) сайтов, посвященных MV-клипам. На таких ресурсах существуют определенные критерии отбора — от простого соответствия тематике до весьма серьезных требований к качеству, которые проходит далеко не каждый. Как правило, сначала необходимо прислать превью-версию (видео низкого качества размером до 8 Мб) и, если она приглянется администрации, клип будет размещен целиком. Через эти ресурсы можно попасть на сборники (у нас они обычно пиратские) или даже поучаствовать в конкурсах MV-клипов. В общем, способов проявить себя много, все зависит только от вас самого. MV-клипы — это возможность для каждого сделать клип, который ничем не уступит профессиональной работе и найдет отклик в сердцах множества людей. Не стоит относиться к MV-роликам как к обычным музыкальным клипам, ведь это совершенно самостоятельный вид творчества. Если есть желание — присоединяйтесь. Вам нужно только познакомиться с советами мастеров и сделать свой первый клип (хотя, как правило, все происходит наоборот). Будет ли это батальная эпопея на основе «Ил-2: Штурмовик» или попытка увязать «Коррозию металла» с «Ежиком в тумане» — решать вам. Автор выражает благодарность за помощь в подготовке статьи ассоциацию российских клипмейкеров AKROSS и лично Evil Spider’а.
|