Вход в систему

Логин:
Пароль:
Вход Зарегистрироваться Вспомнить   пароль
Информация на данной странице предоставлена нашим информационным партнером Игромания.ру

Лучшие игры 2005

Автор:
Полный текст

Колесо времени движется вперед и, кажется, совсем не собирается останавливаться. Месяц февраль в журнале «Игрополис», как обычно, — прощание с ушедшим годом, подведение итогов и расстановка финальных точек. С последним боем курантов, уже после того как выпито все шампанское, а добрый дед-мороз Владимир Владимирович закончил вещать из телевизора о том, куда и курсом каких реформ идет наша страна, наступает самое время оглянуться назад и посмотреть — а что же происходило в уже минувшем, две тысячи пятом году?

А происходило, друзья, много чего интересного. Например, игровые жанры — в том виде, в котором мы их знали, — окончательно смешались друг с другом, поэтому сегодня, ровно как и год назад, мы снова объявляем двадцатку лучших игр, распределяя призовые места исключительно по совокупности достоинств наших претендентов. Впрочем, многие из тех игр, которые по ряду причин не дотянули до звания «лучших из лучших», заслужили призовые места в наших многочисленных спецноминациях. Ну а кроме того, мы — основательно напрягши мозг — вспомнили десять наиболее ярких игровых моментов прошедшего года, а также связались с главными людьми отечественной игроиндустрии и спросили их: а что они, собственно, люди, делающие игры, думают о прошедшем годе, его лучших играх и вообще...

Итак, на протяжении следующих двадцати с лишним страниц вы узнаете все о самых красивых, самых интересных, самых технологичных, короче самых-самых «Лучших играх 2005 года». Встречайте бурными аплодисментами!

20. Стальные монстры

Издатель: Бука

Разработчик: Lesta Studio

Рецензия: «Игрополис» №1’2006

Летят самолеты — салют студии «Леста»! Плывут пароходы — салют студии «Леста»! За что? Да за самый настоящий переворот в мире игр «про Вторую мировую». Скажите, много ли вы видели стратегий, действие которых происходит в сороковые годы прошлого века на Тихоокеанском театре военных действий, где в смертельной схватке схлестнулись США и Япония? То-то же!

«Стальные монстры» совершенно не похожи на почти все остальные проекты, вошедшие в эту двадцатку. Эта игра не так уж и приветлива к геймерам — на ее освоение придется потратить долгие и не самые приятные часы. Эта игра сложна и местами непонятна, она с первых же минут обрушивается на нас всем своим весом, заставляя одновременно патрулировать морские просторы, осваивать новые базы, укреплять старые, строить флот, возиться со снабжением, да еще и планировать бюджет. Эта игра, наконец, не порадует нас лихим сюжетом: все, что здесь есть, — глобальная кампания и несколько одиночных миссий.

Но у «Стальных монстров» есть другое преимущество — они по-настоящему оригинальны. Нигде больше вы не сможете самостоятельно построить и укомплектовать флот авианосцев, подвести его к Перл-Харбору, выбрать судам построение, раздать им приказы, а потом, на одном из бомбардировщиков, наброситься на ненавистных японцев. Да-да, именно японцев — в «Стальных монстрах» история полностью подвластна вам. — А.А.

19. Myst V: End of Ages

Издатель/Издатель в России: Ubisoft/Бука

Разработчик: Cyan Worlds

Рецензия: Игрополис №10’2005

Myst V — это не просто последняя часть одного из величайших (хотя к черту «одного из» — просто величайшего) квестового сериала, это еще и конец великой эпохи. Той эпохи, когда игры были большими, люди умели удивляться, а на одном компакт-диске с легкостью умещались параллельные вселенные.

Сейчас — во времена шейдеров, быстрых скоростей и двухслойных DVD — Myst со всей своей концепцией «неторопливого и вдумчивого квеста» выглядит как чудаковатый гость из прошлого. Кому, блин, сдалась вся эта телега с «миром волшебных книг» и «медитацией над манускриптами», когда на компьютере каждого юного падавана уже есть простая как три копейки, но не менее интересная игра GTA: San Andreas?

«Мист» — слишком умная, слишком сложная и интеллигентная игра для того, чтобы выжить в бурных водоворотах современной индустрии. Она, собственно, и не выжила: End of Ages официально объявлена последним проектом под маркой Myst и никаких продолжений уже не предвидится.

Проиграв битву маркетинговых технологий, растеряв миллионы поклонников и вообще идейно устарев, «Мист» тем не менее умирает с истинно самурайским достоинством. Потеряв все, он сумел сохранить лицо: пятая часть стала лебединой песней сериала и лучшим «классическим» квестом этого года. — А.К.

18. Star Wars: Republic Commando

Издатель: LucasArts Entertainment

Разработчик: LucasArts Entertainment

Рецензия: «Игрополис» ¹5’2005

Можно сколько угодно кривить губу, заявляя, что LucasArts Entertainment нещадно эксплуатирует мир «Звездных войн» и сотрудники этой студии давно уже разучились создавать хорошие игры по мотивам этой легендарной вселенной, но никто не станет спорить, что Republic Commando — это, пожалуй, один из лучших экшенов 2005 года — и заслуга в этом граждан из LucasArts Entertainment бесспорна.

И пускай тут нет Силы и джедаев, нет надоевших «желтых строк», которые уползают в космос, но зато есть действительно адреналиновые сражения, сплоченная команда республиканского спецназа и множество таких сцен, которые никогда не сотрутся из нашей памяти.

Именно в Republic Commando мы увидели не только то, как должны правильно работать напарники, но и во всей красе узрели настоящий, чертовски брутальный рукопашный бой — когда вламываешься с воплями в плотные ряды тварей, парой взмахов табельным ножом отправляешь на тот свет три-четыре гадины, после чего на стекле шлема — вязкая слизь, в душе — ликование победы.

Republic Commando подарила нам настолько шикарный геймплей и такие незабываемые приключения в мире «Звездных войн», что мы здесь и сейчас признаемся ей в нашей любви. — С.Ч.

17. Quake 4

Издатель: Activision

Разработчик: Raven Software

Рецензия: «Игрополис» №12’2005

Пять-шесть лет назад 17-е место для игры из серии Quake было бы воспринято как оскорбление. Увы, но сегодня это реальность. id Software из локомотива шутеростроения превратилась в прицепной вагон, Кармак восхищается возможностями мобильников и приставок нового поколения, а разработкой игр по брендам id занимается производственная артель Raven Software. «Вороны» — это такие спившиеся интеллигенты от игровой индустрии. Когда-то они делали гениальные игры, сейчас — ладные и качественные, но без искры, без задоринки, с нулевым содержанием холестерина и новых идей. Quake 4 — живой тому пример. Красивый, быстрый, атмосферный, но слишком классический шутер. Здесь нет умных противников и замедления (как в F.E.A.R.), регенерирующегося здоровья (как в Halo 2 и Call of Duty 2) и необычного оружия (как в Half-Life 2), рукопашных драк и стелс-экшена (как в Chronicles of Riddick), возможности выглядывать из-за угла (как в No One Lives Forever 2) и транспортных средств (те, что есть, ничего кроме смеха не вызывают). В Quake 4 есть только хождения по коридорам и дурацкие аркадные вставки — а мы этим пресытились уже много-много лет назад. Другое дело, что эти самые хождения сделаны лучше, чем в любом другом классическом шутере. — И.В.

16. Psychonauts

Издатель: Majesco

Разработчик: Double Fine Productions

Рецензия: «Игрополис» №7’2006

В итогах года зарубежных изданий часто встречается графа «Лучшая игра, в которую никто не играл». Ее присуждают проектам, получившим высокие награды в прессе, но провалившиеся в продажах. Psychonauts — из их числа. Все в ней вроде бы хорошо: отличный платформер с хорошим сюжетом, срывающим крышу дизайном, безупречной озвучкой и Тимом Шафером в титрах (создатель Grim Fandango и еще прорвы LucasArt’овских квестов). А какие там были уровни! Парящий в пространстве черно-белый куб, угарная пародия на фильмы о Годзилле, американский пригород образца 1950-x годов, где перепутаны все законы Ньютона (дорога за ближайшим перекрестком может непринужденно повернуться на 90 градусов по горизонтали, а еще через пару домов — на 180 градусов по вертикали)...

И что в результате? В результате Psychonauts разошлась смехотворным тиражом (меньше 50 тысяч копий) и вогнала издателя в такую долговую яму, что тот теперь находится на грани банкротства. И виноваты в этом вовсе не покупатели, а (внимание, сюрприз!)... а сама игра. Все понимают, что сделана она очень качественно, но вот незадача — не цепляет и все, хоть ты тресни. Хотя... может, это только мы такие привередливые? — И.В.

15. Battlefield 2

Издатель: Electronic Arts

Разработчик: Digital Illusions

Рецензия: «Игрополис» №08’2005

Когда Battlefield 2 еще только готовилась к выходу в свет, из офисов Electronic Arts на наши бедные головы буквально ежедневно обрушивался просто вал самых радужных обещаний. Нас дразнили потрясающе красивыми скриншотами и подманивали чертовски впечатляющими видеороликами, которые напоминали кадры из дорогого голливудского блокбастера... А потом игра вышла и оказалась не совсем тем, чего мы ожидали: неплохая, но далеко не сногсшибательная графика, обилие глюков и общая тормознутость, которую излечили только увесистые патчи. И при всем при том Battlefield 2 все-таки стала главным сетевым экшеном года!

Строгое разделение бойцов на классы, жизненная необходимость слаженных действий всей команды, а также такие новые фишки, как «командирские функции» и четкое разделение на офицеров и простых бойцов, открыли в Battlefield 2 такие стратегические глубины, что только держись. На первый взгляд геймплей остался прежним, однако суть его изменилась кардинально. Попросту говоря, он стал куда более интересным.

В общем, понятно, что именно Battlefield 2 смог отхватить титул лучшего сетевого экшена года, подарив нам множество приятных часов. Достойное 15 место. — С.Ч.

Разочарование года

1. Brothers in Arms: Road to Hill 30

Добравшись до этой номинации, мы впали в небольшой ступор: однозначных провалов в этом году вроде бы не было, а вот игр, в той или иной мере не оправдавших наши надежды, — сколько угодно. О том, что Driv3r будет отстоем, все знали задолго до ее выхода (консольная версия появилась еще в прошлом году). «Корсары III» и Pariah (которая «от создателей Unreal») никто особо не ждал, так что на звание «провал года» они тоже не тянут. Playboy: The Mansion? Увольте, не та весовая категория. Firefly Studios’ Stronghold 2? Уже теплее, но все равно не то. А вот Brothers in Arms самое то. Сладкоголосые сирены-пиарщики усыпили нашу бдительность, а видеоролики, демонстрировавшие первый тактический шутер с человеческим управлением, убедили нас, что это будет настоящий хит. В результате же оказалось, что тактики в «Братьях...» ни на грош (каждый бой проходит по одной и той же схеме — пока одна половина команды отвлекает фашистов, другая заходит им в тыл), перестрелки безумно скучны, а графика устарела на несколько лет. В сиквеле Brothers in Arms: Earned in Blood (вышел всего через полгода), сделанном по принципу «тех же щей», ничего из этого исправлено не было. Какими соображениями руководствовалась западная пресса, выставившая в едином порыве безумия обеим играм совершенно заоблачные оценки (восемь-девять баллов), нам непонятно до сих пор. — И.В.

2. The Matrix: Path of Neo

Вторая по счету игра, где наблюдается самая большая вилка между ожиданиями и конечным результатом. Для Shiny Entertainment это был шанс вернуть себе доброе имя, изрядно подпорченное провалом Enter the Matrix. И шанс этот она, увы, упустила. В Path of Neo плохо абсолютно все: графика, геймплей, дизайн уровней и даже ролики. Хороша только боевая система, но оценить ее можно лишь при наличии геймпада. Кроличья нора, куда мы нырнули еще раз, вновь оказалась зловонной выгребной ямой. Может, стоило назвать игру Patch for Neo... — И.В.

3. Serious Sam 2

Третье место в этой отнюдь не почетной «тоске позора» достается Serious Sam 2. Игра опросталась там, где все этого ждали меньше всего: продолжение одного из самых динамичных шутеров в истории жанра страдает... от недостатка динамики! Виной тому, наверное, параллельная разработка под Xbox (геймпадом-то много не навоюешь), но почему таким недочетом не страдает Painkiller (тоже мультиплатформа)? И почему оружие такое дурацкое? Почему добрая половина уровней вызывает зевоту? Неужели Croteam банально «исписалась»? — И.В.

14. Блицкриг 2

Издатель:

Разработчик: Nival Interactive

Рецензия: «Игрополис» №11’2005

Группа легких танков под прикрытием пехоты шла на помощь осажденным товарищам. На дворе 1941 год, Красной армии приходится отступать на всех фронтах, ну а мы, наоборот, идем вперед. Идем аккуратно, вспоминая навыки, полученные в «Противостоянии» и первом «Блицкриге»: здесь лучше выдвинуть на разведку пехоту, а потом, когда бойцы засекут в свои бинокли-дальногляды врага, ударить танками. Здесь стоит обойти с флангов. Здесь — занять господствующую высоту. А здесь — просто дерзко ударить в лоб, прорваться и вывести своих друзей.

Потом будет ночная оборона железнодорожной станции: «ни шагу назад», грозные немецкие танки, прущие со всех сторон, и, разумеется, долгожданная победа. Будут БТ-7, ползущие по городским улицам на помощь немногим уцелевшим защитникам. Будет и контрнаступление — то самое, которое ждешь на протяжении нескольких миссий, мечтая о моменте, когда удастся показать врагу «кузькину мать»...

«Блицкриг 2» — игра из тех, что хочется рвать на цитаты. Простая стратегия с в меру симпатичной графикой и в меру продвинутой боевой системой — но сколько в ней шарма, очарования, драйва. По кампании проносишься за считанные дни, «вдыхая» в себя миссию за миссией, сражение за сражением. И разве что-то еще нужно? — А.А.

13. SWAT 4

Издатель/Издатель в России: Vivendi Universal Games/Софт Клаб

Разработчик: Irrational Games

Рецензия: «Игрополис» №6’2005

Игровая серия SWAT долгие годы искала свое место под солнцем. Она успела побывать и модным видеоквестом (Police Quest: SWAT), и зубодробительной тактикой (Police Quest: SWAT 2), и «серьезным» экшеном (SWAT 3: Close Quarters Battle). Следующим шагом должна была стать аркада «про крутых спецназовцев» — SWAT: Urban Justice. Не стала — проект закрыли на самом интересном месте, а разработку новой игры передали талантливой команде Irrational Games.

И знаете — разработчики-«иррационалы», похоже, нашли ту самую SWAT-формулу, по которой еще долгие годы будут делаться все будущие SWAT-игры. Ситуация чем-то похожа на разместившийся парой мест выше симулятор Silent Hunter III. С одной стороны, SWAT 4 — это серьезный тактический экшен. Действия летучей пятерки спецназовцев смоделированы очень качественно: здесь вам и удобный командный интерфейс, и множество разнообразных приемов, и, наконец, отличный искусственный интеллект (как коллег по отряду, так и противников). С другой стороны, SWAT 4 — это еще и прекрасный геймплей. Каждая игровая миссия — настоящий мини-шедевр: со своими неожиданными поворотами, сюрпризами и напряженными моментами. В итоге — почетное место в нашем хит-параде. — А.А.

Самые необычные

1. Darwinia

Знаете, мир PC-игр сейчас движется строго в двух направлениях. С одной стороны, тысячи лошадей тянут его в направлении мегакорпораций и конгломератов разработчиков — огромных машин по производству «усредненных» игр, идеи которых испечены в недрах маркетинговых отделов. С другой стороны, пара худых осликов стараются приблизить его к краям индивидуализма, когда в каждом проекте в первую очередь видна душа его создателей, а не цифры, полученные после десятка социологических исследований. В роли этих «осликов» выступают маленькие, практически ни от кого не зависящие команды разработчиков, которые не думают о прибыли (хотя многие их проекты вполне коммерческие), а стремятся, скорее, к самореализации.

Одна из самых старых таких команд — Introversion Software, несколько лет назад подарившая миру замечательный симулятор хакера Uplink. Прошло совсем немного времени, и они же преподнесли нам главное арт-хаус-открытие нынешнего года — «стратегию» Darwinia. Единственную, пожалуй, игру, где нельзя было проиграть. Где графика, скорее, была не средством доставить игроку наслаждение, а символом, несущим в себе множество смыслов. И, конечно же, единственную игру, жанр которой «Игрополис» определила как «уникум». — А.А.

2. Rag Doll Kung Fu

Люди, разработавшие Rag Doll Kung Fu, — представители нового, молодого поколения создателей «не таких» игр. Марк Хейли очень долгое время оттачивал свое кунг-фу под крылышком Lionhead огромной компании, которая в «большом» мире считается создателем оригинальных проектов, на годы вперед формирующих образ индустрии. Сегодня Марк руководит новой, пока еще безымянной студией и грозится порадовать нас необычно свежими геймплейными приемами. Угрозам этим стоит верить: живое доказательство — Rag Doll Kung Fu — прямо перед нами.

Что же такого особенного в этой игре? Ну, дело в том, что Rag Doll Kung Fu, вы будете смеяться, является сейчас лучшим файтингом на PC. Здесь, конечно же, нет лоска и огромных бюджетов Tekken 5 или Soul Calibur 3 — видно, что проект делался чуть ли не по обеденным перерывам. Но несмотря на это Rag Doll Kung Fu с первых же секунд цепляет нас одним своим качеством — умением плыть против течения. Здесь вам и пародия на восточные боевики, и стеб над высокобюджетными консольными файтингами, и, наконец, море талантливого юмора — того самого, который идет от души. Эта комбинация создает удивительную атмосферу и дает нам понять — далеко не все еще в индустрии компьютерных игр параллельно, перпендикулярно и математически высчитано. — А.А.

12. Age of Empires III

Издатель/Издатель в России: Microsoft/1С

Разработчик: Ensemble Studios

Рецензия: Игрополис №12’2005

Игра под названием Age of Empires III из разряда тех, о ком знают все еще задолго до выхода. Их (черт!) и ждать-то неинтересно — никакой интриги. Еще за полгода до исторического визита на последнюю Е3 мы уже знали, что это будет самая красивая, самая высокобюджетная, самая блокбастерная RTS наших дней. Затем мы играли в пресс-демоверсию и с удивлением убеждались: да, высокобюджетная, красивая и блокбастерная. Потом, наконец, наш засланный казачок Степа Чечулин провел целый день один на один с ранней альфа-версией и по возвращению в родной офис без запинки отрапортовал: «самая высокобюджетная, самая блокбастерная, самая красивая».

Спустя еще месяц в высокобюджетности, блокбастерности и красоте Age of Empires III смог убедиться весь остальной мир. Ну что тут еще сказать? Это действительно великолепная, выверенная и отлаженная до последней заклепки игра, с увлекательным геймплеем, отлаженным балансом, великолепными спецэффектами... за что мы там еще обычно даем награды? Другое дело, что за всем этим лоском совсем не видно чего-то главного и чего-то очень важного. Души? Может, и ее.

Но в целом, за потрясающую стерильную хитовость и совершенство во всем, сегодня — двенадцатое место в нашем рейтинге. — А.К.

11. Silent Hunter III

Издатель/Издатель в России: Ubisoft/1C

Разработчик: Ubisoft Romania

Рецензия: «Игрополис» №5’2005

Всю свою разумную жизнь симуляторы обитали в странном мире, на воротах которого висит вывеска «Только для своих!». Где-то далеко массы азартно режутся в аркады про самолетики-кораблики, здесь же над картами корпят серьезные, совершенно не похожие на обычных геймеров дяденьки. Удивительное дело — чтобы достичь больших успехов в любимой игре, они готовы сначала долгими неделями разыскивать умные книжки с описаниями военной техники и тактик ведения боевых действий, а потом не менее долгими неделями изучать их. Так было всегда: «Ил-2», Lock On, S.C.S. Dangerous Waters — все эти и многие другие игры требовали от своих поклонников максимальной преданности.

И только создатели Silent Hunter III осмелились взять курс против течения. Их детище — самый, пожалуй, дружелюбный симулятор за всю историю существования жанра. И дело здесь даже не в простоте освоения для новичков — аркадные режимы существуют практически во всех перечисленных играх. Silent Hunter III, помимо потрясающей реализации подводных лодок, может похвастаться еще и невиданной для симуляторов атмосферой — захватывающей, по-голливудски зрелищной. Здесь необязательно получать наслаждение от десятиминутного выслеживания противника — можно и просто ловить кайф от той драмы, которая разворачивается на протяжении игровой кампании. — А.А.

Самые эволюционные

1. Grand Theft Auto: San Andreas

Гэ-Тэ-А! Гэ-Тэ-А! Гэ-Тэ-А! Публика кричала и бесновалась. Она, эта самая публика, показывала нам, что сила в попсе — отлично, аккуратно высчитанном продукте, который способен понравиться огромному количеству людей на планете. Один из подобных продуктов — легендарная серия Grand Theft Auto. Первые две ее части (еще «двухмерные») были неким экспериментом, попыткой «обкатать» удачную со всех сторон идею. Потом игра переехала в три измерения, обозвалась Grand Theft Auto 3 и... принялась эволюционировать по самой простой схеме. В новых ее частях разработчики не осмелились на какие бы то ни было эксперименты и просто, с упрямством бульдозера, начали двигаться вперед — добавлять новые возможности, расширять игровой мир, увеличивать количество доступных ролей/пушек/тачек и так далее.

Апогеем всего этого стала, разумеется, игра Grand Theft Auto: San Andreas. К привычному геймплею в ней добавили отличный сюжет про негров, которые копошатся на самом дне мафиозного котла, и увеличенный в несколько раз мир. Игрок теперь обитает не в городе, а в целом штате, носится чуть ли не по десяткам параллельных сюжетных «веток» и даже следит за собственной фигурой и внешним видом... в общем, ничего особо нового — но фанаты все равно оказались довольны. — А.А.

2. Prince of Persia : The Two Thrones

Да, господа и дамы, как ни печально, но граждане из Ubisoft окончательно ударились в жестокое самокопирование. И Two Thrones как нельзя лучше это подтверждает.

Увы, но в новом «Принце» мы получили практически тот же самый сюжет, геймплей и графику, что и раньше. Мы по-прежнему бегаем по стенам и прыгаем через пропасти. Рубим в капусту монстров и преодолеваем уже не оригинальные ловушки. Очередная глава о похождениях Принца — те же котлеты, только под другим соусом. Увы, но cериал Prince of Persia угодил в жесткое эволюционное пике. — С.Ч.

3. Tom Clancy’s Splinter Cell: Chaos Theory

Когда-то компания Ubisoft наскочила на золотоносную жилу — подкинутую Томом Клэнси историю о супершпионе, который в одиночку выполняет самые сложные задания в тылу врага. И теперь ровно раз в год эта идея превращается в очередную инкарнацию Tom Clancy’s Splinter Cell.

Что удивительно — все части этого сериала, несмотря на общую похожесть, приносили нам что-то новое, необычное. Chaos Theory не стала исключением — в ней мы встретились с обновленной графикой и интересным, не столь уж предсказуемым сюжетом. Следующая игра, конечно же, будет еще лучше — но ведь это в правилах нашей номинации, не так ли? — А.А.

9. Grand Theft Auto: San Andreas

Издатель/Издатель в России: Rockstar/Софт Клаб

Разработчик: Rockstar North

Рецензия: Игрополис №6’2005

На одном из внеочередных собраний творческо-оценочной комиссии «Игромании» как-то совершенно неожиданно столкнулись с проблемой, что никто не берется написать про Grand Theft Auto: San Andreas. После коротких прений Степан наш Ибн-Чечулин, который торопился на уроки ниндзюцу, ткнул в меня пальцем и, убегая, сказал буквально следующее: «Пусть напишет Комрад! У него получится объяснить, почему «ГТА» заняла только девятое место». «Только девятое место»... Нет, вы слышали?! Буквально пару лет назад за такое в «Игромании» — где GTA III и Vice City стали «играми года» в 2002-м и 2003-м — могли бы и канделябром...

Сегодня же реалии в индустрии, увы, такие, что золотая концепция GTA уже не захватывает дух и не поражает воображение. Три года назад город, по которому можно было спокойно ездить на автомобиле, нарушать правила и устраивать аварии, был за гранью реальности. А сегодня — воспринимается как должное. Возможность бегать на двух ногах или ездить на четырех колесах, попутно каждые десять минут меняя тачку, — захватывала дух. В наши дни что-то подобное есть чуть ли не в каждой второй игре...

И хотя по-прежнему игр таких же масштабов в индустрии практически нет, сегодня, чтобы прыгнуть выше девятого места в хит-параде «лучших из лучших», в GTA-концепции нужно что-то серьезно менять.

Несмотря на все это играть в Grand Theft Auto все еще интересно — благо всему этому способствует великолепный (как, впрочем, всегда) сюжет и огромная аутентичность всех до единого персонажей и событий.

Наконец, нельзя не отдать должное разработчикам San Andreas и за их социально-просветительскую работу. Ни у какой другой игры, кроме GTA, не получается так натурально и в общем-то правдиво показывать настоящую, одноэтажную Америку. В этом мае мы во время поездки на Е3 жили вместе с суровым Антоном Логвиновым в двухэтажном мотеле на Вайн-Стрит в сердце самого что ни на есть интернационального гетто (хотя до «Аллеи звезд» и Сансет-Бульвара оттуда пятнадцать минут бодрой ходьбы). Так вот, каждый вечер на соседней автобусной остановке собирались молодые рэпперы, мексиканец на заправке, не особенно-то скрываясь, предлагал купить дурь, а мимо наших окон прогуливались сутенеры в шубах и проезжали разбитые «пикапы» с черными «гангстами» внутри.

Глядя на весь этот праздник жизни, как две капли воды похожий на реалии San Andreas, мы лишний раз убеждались в том, что жизнь — это, блин, действительно игра. Например, в США эта игра — Grand Theft Auto... — А.К.

Утопия, но не для нас...

Мор. Утопия

Все мы, сотрудники «Игромании», считаем себя очень опытными геймерами, которые отлично разбираются в, так сказать, игровой культуре. Мы привыкли ковыряться в, простите, навозе, находя там жемчужины. Привыкли долго, под разными углами и при разном освещении, глядеть на «абсолютные хиты», пытаясь понять, действительно ли они являются такими? Привыкли мы и еще к одной вещи — наши мнения, сколько бы сотен тысяч читателей с ними не согласились, никогда не будут единственно верными.

Да, мы до сих пор считаем, что «Мор. Утопия» — очень слабая игра, которая заслуживает лишь той оценки, что она получила в «Игромании». Мы следили за этим проектом почти с самого его рождения, нас с первого раза поразили его разработчики — в чем-то странные, но очень оригинальные, яркие, выдающиеся из этого мира люди. Возможно, именно поэтому мы ждали от «Мора» чуда, ждали, что игра достигнет новых геймплейных высот, совершит сюжетный переворот и напоследок покажет нам настоящую атмосферу. Мы получили нечто другое: чересчур раскрученную вещь, страдавшую «синдромом первого проекта». Разработчики, которые когда-то превращали свои фантазии в театральные постановки, просто не смогли с первого раза превратить их же в код из цифр и букв. Игра действительно вышла «не такой, как все», причем в самом широком понятии этого слова. То есть она была, например, не только не такой, как все ролевые игры, но еще и не такой, как все красивые игры. Ну и далее, далее...

Так получилось, что «Мор» мы смотрели втроем — Андрей Александров, Игорь Варнавский и Саша Кузьменко. Не понравилось всем. Однако прошло время — и форум журнала вместе с почтовым ящиком захлестнула волна претензий от людей, которым «Мор» пришелся по душе. Неплохих результатов проект добился и в нашем голосовании «Игра месяца».

Что это — так называемая русская солидарность, «атмосфера», понятная всем, кроме нас, или еще что-нибудь? Ответить не можем. Сегодня «Мор. Утопия» не нравится нам так же, как раньше, и мы полностью согласны с оценкой, которую дал игре в своей рецензии Игорь Варнавский. И все-таки — мы заметили, что разработчики нашли какую-то неведомую нам дорожку к геймерским сердцам. И ото всей души поздравляем их с этим! Пускай даже следующая игра Iсе-Pick Lodge вновь не понравится нам троим — куда важнее будет, если она понравится десяткам тысяч геймеров. — А.А.

10. Need for Speed: Most Wanted

Издатель/Издатель в России: EA/Софт Клаб

Разработчик: EA

Рецензия: Игрополис №1’2006

Если задаться целью составить общую мировую статистику популярности тех или иных жанров, то получится, что на первом месте окажутся экшены, на втором — ролевые игры, на третьем — стратегии, и только потом — с гигантским отрывом — будут автосимуляторы. Видите ли, в чем дело: в «игры про машинки» обычно играет узкий круг ограниченных лиц — те люди, у которых рядом с клавиатурой стоит навороченный руль, ноги стоят на педалях с обратной отдачей, и которые прекрасно осведомлены о том, что такое «балансировка подвески», «сцепление с поверхностью» и «аэродинамика корпуса»... А теперь самое главное — в Need for Speed эти люди не играют.

В Need for Speed, дорогие друзья, играем мы с вами — самые обычные люди, которым просто нравятся хорошие игры. Мало того, за последние где-то пять лет аббревиатура NFS умудрилась превратиться в единственный синоним слова «гонки». Это на консолях есть еще Burnout или Gran Turismo, а у нас все, голяк — кроме «нидфорспида» никаких больше автомобильных развлечений. Поэтому ежегодный выбор лучшей «гонки» в «Игромании» очень похож на выбор делегатов в Совет народных депутатов: нужно проголосовать за одного представленного депутата в списке из одной же фамилии. Пункта «воздержался», естественно, не предусмотрено.

Most Wanted... А что, в конце концов, Most Wanted? Несмотря на весь наш скептицизм в отношении рыночной политики Electronic Arts (ежегодное производство клонов своих же когда-то успешных игр с оглядкой на текущие технологии и явления), Most Wanted — это действительно игра, достойная десятого места в нашем сегодняшнем хит-параде. Это достойный и доступный проект — с отличным геймплеем, динамикой и нормальной в общем-то графикой... Это интересная, увлекательная, да и просто дорогая игра про то, как лихие парни на крутых тачках носятся по городу на бешеных скоростях. Ну а что еще нужно, чтобы достойно встретить старость? Разве что красивые женщины, но с этим добром у NFS, слава богу, никогда не было проблем.

Что еще немаловажно — новый Need for Speed еще и очень долгоиграющий проект. Лично я играю в Most Wanted так: каждый вечер по сорок минут — две пройденные гонки и не менее $200 тысяч заработанных bounty-очков плюс всякие мелкие развлечения вроде покупки очередного навороченного спойлера. За полтора месяца абсолютно ненапряженной игры — у меня уже шестое место в «блэк-листе». Потребляя Most Wanted такими темпами, можно не только избежать опасности уничтожения организма избыточными адреналиновыми всплесками, но и получить стабильное ежевечернее развлечение, которого легко хватит до выхода следующей части. — А.К.

Лучшие локализации

1. The Fall: Последние дни мира

Поглядев на название этой номинации, вы, наверное, посчитали ее «неполноценной». А зря — ведь создать отличную локализацию почти так же сложно, как и написать новую игру. Вот, например, «The Fall: Последние дни мира» от компании «МиСТ ленд ЮГ», которая заняла самое почетное и самое первое место. Работы над ней велись чуть ли не целый год: то немцы-разработчики что-нибудь застопорят, то уже «на месте» не заладится.

И тем не менее результат оправдал все затраченные усилия. Проделанная работа поражает. От немецкого языка в игре не осталось и следа: все надписи, все диалоги качественно переведены на русский, а актеры сыграли даже лучше своих зарубежных коллег. Голоса персонажей подобраны безукоризненно, текст начитан с чувством, толком и расстановкой (в отличие от оригинала, где актеры выступили достаточно бледно и диалоги получились излишне монотонными), отчего создается ощущение «всамделишности» внутриигровых разговоров. Право слово, такую работу иначе как профессиональной язык назвать не повернется. Поэтому в качестве приятного бонуса добавим к заслуженному первому месту не менее заслуженные аплодисменты. — Алексей Моисеев

2. Doom 3: Resurrection of Evil

Наш приз за второе место отправляется... прямиком в ад! Точнее, на Марс, что в будущем, впрочем, будет почти одним и тем же. Как вы уже догадались, речь идет об аддоне к DOOM 3 с подзаголовком Resurrection of Evil. Локализация получилась отличной: литературный перевод, великолепные актеры и внимание к мелочам (например, русифицирование различных надписей, которые встречаются во время прохождения: на стенах, панелях управления, компьютерах и т.д.) — такое нечасто встретишь в пределах одной игры. — А.М.

3. The Settlers: Наследие королей (The Settlers: Heritage of Kings)

Третье место с почетом присуждается игре «The Settlers: Наследие королей», главным образом — за великолепное озвучание абсолютно всех, даже второстепенных персонажей. Голоса актеров, интонация произносимых ими фраз, эмоции — все отыграно настолько естественно, что создается ощущение, будто бы локализаторы сами провели несколько недель в сказочном Средневековье.

Ну и все остальные составляющие тоже не подкачали: хороший литературный перевод, качественные шрифты — в общем, все, что должно присутствовать в любой уважающей себя локализации. — А.М.

8. Black & White 2

Издатель: Electronic Arts

Разработчик: Black & White Studios/Lionhead Studios

Рецензия: «Игрополис» №11’2006

7,6 баллов на GameRankings.Com и общий разочарованный тон — такова реакция прессы и игроков на Black & White 2. Людей можно понять — после первой части от дяди Пети и сотоварищи ждали, как минимум, нового слова в жанре. Но, черт возьми, почему они каждый раз должны переворачивать горы, чтобы нас удивить? Разве в Black & White 2 мало новых идей?..

Радикально изменилась тактика. Если раньше завоевать электорат приходилось исключительно пряником, то теперь на первое место вышел кнут. Не нужно больше клеить листовки с предвыборной агитацией, наполнять амбары зерном и подтирать задницы беспомощным крестьянам. Взвод солдат, парочка файерболов, давно не кормленое Существо — и любое поселение станет вашим за пару минут.

Не надо больше гадать о том, что думает и чем занят зверь — его мысли отображаются в облачке над головой. Существо подобно маленькому ребенку — из него можно слепить бездушного робота, который будет круглые сутки таскать дрова, убирать урожай и строить дома, оружие массового поражения, которое будет геноцидить не хуже «Катрины», а можно ничего не лепить и получить в итоге лентяя, который будет целыми днями слоняться бог знает где и жрать от скуки крестьян.

Интерфейс упростили настолько, насколько это вообще возможно. Деревянные заготовки (безумно раздражавшие в первой части) ушли в прошлое, а им на смену пришла привычная панелька с иконками зданий. Мысли, желания и потребности верующих, характеристики Существа и вся остальная статистика расфасована по удобным всплывающим менюшкам. Подержи курсор еще полсекунды — и всплывет окошко с дополнительной информацией. А потом еще одно.

А движок? Вы когда-нибудь видели игру, где одним оборотом колесика мыши можно взмыть в небеса и окинуть взглядом целый остров площадью несколько кв. км, а потом небрежно крутануть колесико в обратную сторону и тут же оказаться на высоте пары метров над землей? Мы видели, и называлась она Black & White. При этом игра напрочь отказывается тормозить (в наше время это считается дурным тоном) и даже на старых компьютерах выдает картинку, способную пристыдить большинство трехмерных стратегий.

У Black & White 2 есть проблемы с балансом (отряд лучников валит Существо с трех залпов), ей не всегда хватает динамики (порой одолевает такая зевота, что того гляди челюсть вывихнешь), но зато у нее есть то, чего нет у 99% других игр: она необычна. Необычна настолько, что ее до сих пор никто не может даже клонировать. — И.В.

Лучшие аддоны

1. Warhammer: Winter Assault

Известно, что граждане из Blizzard как никто другой умеют делать аддоны, которые не только заставляют трепетать от восторга сердца простых смертных, но и побуждают даже самых суровых рецензентов не скупиться на хвалебные отзывы. Они смело записывают свежеиспеченное дополнение чуть ли не в разряд полноценных игр, щедрой рукой выписывая им самые высокие оценки. Так было с Diablo 2: Lord of Destruction и с Warcraft III: The Frozen Throne.

Однако прошедший год доказал, что есть на свете и другие богатыри и носят они славное имя Relic Entertainment. Именно из-под их пера вышла феерическая RTS Warhammer 40 000: Dawn of War, и они же вылепили один из лучших аддонов 2005 года — Warhammer 40 000: Dawn of War —Winter Assault.

Все мы знаем, что для качественного дополнения от разработчиков требуется немного — добавить пару новых юнитов да придумать свежую, пускай и неприлично маленькую сюжетную кампанию. Но граждане из Relic пошли другим путем и в Winter Assault подарили нам новую полноценную сторону конфликта, возможность поиграть любимчиками всей нашей редакции — отвязными орками и жуткими темными морпехами. Плюс к этому, нас ждал совершенно новый увлекательный сюжет, события которого разворачивались на невиданной ранее планете.

Вдобавок ко всему Relic серьезно изменила сетевую составляющую игры, превратив и без того увлекательный мультиплеер в нечто сногсшибательное. — С.Ч.

2. The Sims 2: University

Компания Electronic Arts надо отдать ей должное — как никто другой в этой индустрии умеет зарабатывать деньги. К оригинальным The Sims вышло шесть или семь (или даже восемь — преданные фанаты и те затрудняются правильно ответить на этот вопрос) аддонов, и The Sims 2 собирается всерьез побить этот рекорд... Мы, впрочем, не возражаем, ибо The Sims 2: University это куда больше, чем просто аддон, — это практически отдельная игра с таким количеством серьезных нововведений, что их легко хватит на пару проектов типа Singles или 7 Sins. — А.К.

3. Rome: Total War — Barbarian Invasion

У аддонов от Creative Assembly есть две отличительные черты — в их названии всегда есть слово «вторжение» (дополнения к предыдущим играм назывались The Mongol Invasion и Viking Invasion) и они всегда несут в себе нечто большее, чем просто новые карты и юниты. В Barbarian Invasion кардинально изменилась тактика. На границах беснуются варвары, Западная Римская империя уменьшается с каждым ходом, Восточная Римская империя трещит под натиском бедуинов. За варваров играть легко и приятно, за Рим — нечеловечески сложно. — И.В.

7. Peter Jackson’s King Kong

Издатель/Издатель в России: Ubisoft/Бука

Разработчик: Ubisoft

Рецензия: Игрополис №1’2006

Помню как сейчас: чуть больше года назад Олег «Раффа» Ставицкий вещал со страниц рубрики «Игровое кино» свое страшное пророчество: «Не пройдет и года, как игры по мотивам фильмов перестанут быть той смешной фигней, которой они были до сих пор!..»

Оно сбылось. Да-да, то, что словосочетание «игра по фильму» перестало быть синонимом слова «страх и смертный грех», — один из наиболее удивительных итогов минувшего года. Голливуд наконец-то посмотрел на индустрию компьютерных игр не как баран на новые ворота, а как акула капитализма на акулу капитализма. Похоже, что боссам крупных кинокомпаний все-таки рассказали о том, что игры это не «приложение к билету в кино», а перспективный и крайне бурно развивающийся сектор рынка, и что небольшие (по киношным меркам) вложения в него могут потенциально принести невероятную прибыль. Прикинув и посовещавшись, киношники буквально в один момент стали относиться к играм гораздо серьезнее. Доказательства? Достаточно уже и того, что в этом году стопроцентная «игра по фильму» оказывается на нестыдном седьмом месте в двадцатке лучших из лучших.

Полное название этой игры — Peter Jackson’s King Kong The Official Game of the Movie — как никогда правильно: это действительно проект, который, во-первых, полностью соответствует своему статусу «официальной игры фильма», а во-вторых, сделан при непосредственном участии режиссера титульной киноленты — Питера Джексона (большом, кстати говоря, знатоке видеоигр). Плюс ко всему прочему, главный дизайнер «Кинг Конга» — Мишель Ансель фанатичный поклонник синематографа (достаточно вспомнить хотя бы его Beyond Good & Evil). Такой вот двойственный союз великого режиссера и великого (да-да, уже великого) девелопера породил на свет мощнейшей энергии экшен, который, как видите, в нашем хит-параде обошел даже четвертый Quake.

В прошлом номере в нашей рецензии мы недаром наградили King Kong орденом «Новое слово в жанре». Как в свое время Half-Life, экшен про гигантскую гориллу сделал еще один шаг навстречу Голливуду. Отныне для тотальной кинематографичности игры уже недостаточно одних скриптовых роликов, нужно еще и полное погружение в атмосферу: то есть соответствующий звук, контекстная музыка и полный отказ от любых условностей типа полоски «хелс-бара». За те пять-шесть часов, что вы потратите на прохождение King Kong, вы испытаете столько самых разнообразных эмоций, что хватит на десять просмотров одноименного фильма. Как в компьютерной игре удалось добиться такого эффекта сопричастности к происходящему, нам, если честно, до конца не понятно. — А.К.

Самые смешные

1. The Bard’s Tale

В России имя создателя и идеолога Fallout и Fallout 2 знает каждый второй дворник, в то время как в мировом культурологическом плане дизайнер по имени Брайан Фарго занимает примерно то же место, что в нашей стране певец и исполнитель Рома Жуков. То есть все примерно в курсе, что это вроде как человек известный и, наверное, популярный, но вот чем и почему — уже никто и не вспомнит.

А между тем Fallout — это так, только вершина большого айсберга. Всю свою жизнь Брайан только тем и занимался, что придумывал, разрабатывал, консультировал и, естественно, играл в ролевые игры. Венцом же его долгой карьеры стала странная RPG под названием TheBard’s Tale. Ничем не примечательный в плане технологий или геймплея, но во всем остальном — стопроцентно постмодернистский проект.

The Bard’s Tale — это такой «Южный парк» от мира компьютерных игр: разухабистая пародия, местами переходящая в жесткую и даже неполиткорректную сатиру на все ролевые игры вместе взятые. Фарго с особой циничностью высмеивает все известные науке RPG-клише. Главный персонаж — благородный воин и бард — на поверку оказывается циником и жестоким пьяницей; прекрасная принцесса, заточенная в башне, — адской сотоной; NPC — сборищем оборванцев и ворья; ну а классический сюжет (благородный рыцарь спасает даму) — прикрытием для безжалостных и едких шуток. Если после двух часов игры в The Bard’s Tale у вас не сведет от смеха живот, то с вами однозначно что-то не так. — А.К.

2. Psychonauts

Вот вы знаете, какие мысли роятся в голове аквариумной рыбки? А что случится, если из тела человека полностью извлечь мозг? А как, наконец, выглядит эмоциональный багаж? Эта игра с удивительной легкостью раскрывает все самые главные тайны человеческого сознания! Основа юмора Psychonauts здоровые интернациональные шутки — из таких, которые одинаково понятны всем: от пионера до пенсионера. Просто, доступно, без постмодернистского подтекста, но в то же время ярко, талантливо и, что самое главное, — не глупо! Такое в наши дни — большая редкость. — А.К.

3. Black & White 2

За многие годы жизни в Туманном Альбионе у разработчика и светила индустрии Питера «дяди Пети» Молинье выработалось редкое и очень специфическое умение правильно оперировать и доносить тонкости английского юмора до массового потребителя. Ну, скажите, кто еще мог придумать стопроцентно «монти-пайтоновскую» шутку о том, как бог сводит с ума петуха, устраивая десять восходов и закатов в течение одной минуты? Или прикол с прицельным метанием навоза на головы сельчанам? Правильно — только стопроцентные англичане. — А.К.

6. Call of Duty 2

Издатель: Activision

Разработчик: Infinity Ward

Рецензия: «Игрополис» №1’2006

Call of Duty 2 — это, не удивляйтесь, главное открытие года после Fahrenheit. Fahrenheit никто особо не ждал, поэтому игра и произвела такой эффект (эффект разорвавшей ядерной бомбы). Call of Duty 2, наоборот, все ждали, но никто не верил, что очередная игра о Второй мировой (какая уже по счету?!) окажется настолько интересной.

Разработчики из Infinity Ward уловили одну очень важную вещь: игрока в шутере ни на секунду нельзя оставлять в покое. На него должны постоянно сыпаться авиационные бомбы, артиллерийские снаряды, он должен ползти на брюхе (по снегу и грязи) под кинжальным пулеметным огнем и отстреливаться от десятков противников одновременно. К черту лайфбар — беготня за аптечками отнимает лишнее время и нагоняет скуку на игрока. Пара секунд передышки — и снова в бой.

В результате ты проскакиваешь Call of Duty 2 со скоростью экспресса «Москва-Киев», даже не заметив, что в игре есть какие-то недостатки. А они действительно есть. Движок от Quake III Arena, сколько его ни штопай и ни латай, все равно останется движком Quake III Arena (негативное впечатление сглаживают только эффекты дыма и пыли, которые сделаны лучше, чем где бы то ни было). Интерактивность по-прежнему на нуле, анимация персонажей все же смешная. Солдаты семенят ножками, как какие-то лилипуты!

С другой стороны, замечать эти недостатки попросту некогда, да и незачем. Кого они интересуют, если здесь такие миссии? Стартует игра не слишком бодро (кампания за СССР явно сделана на скорую руку), но уже через два часа, когда наступает черед британцев, Call of Duty 2 выходит на «проектную мощность» и начинает, что называется, жечь не по-детски (помните танковое сражение и оборону африканского города?). В американской кампании разработчики умудряются прыгнуть выше своей головы, причем в буквальном смысле этого слова. Как еще можно обыграть высадку на пляже Омаха после того, как здесь прошел снегоуборочный комбайн Medal of Honor: Allied Assault (его делали те же люди, которые сейчас работают в Infinity Ward)? А вот поди ж ты — обыграли, да так, что злополучная высадка впечатляет не меньше, чем в той самой «Медальке» (точнее, скопировали, но мы эту скользкую тему продолжать не будем). Кульминационный момент — захват бункеров на холме. Дым от гранат, крики солдат, стремительный забег до вершины холма, а в финале — невероятная по напряженности оборона... Кто там говорил, что сиквелы вредны для игровой индустрии? Двиньте ему по морде прикладом! — И.В.

Самые жестокие

1. Quake IV

Можно сколько угодно вопить, что в четвертом Quake тупой, как шлагбаум, геймплей, насупив брови вещать, что, дескать, и сюжет подходит разве что для дешевых голливудских фильмов с Жан-Клодом Вандамом в главной роли. Не возбраняется даже заявить, что графика игры хуже, чем у DOOM III. Но никто не оспорит утверждение, что Quake 4 по праву можно считать одной из самых брутальных игр ушедшего года.

Даже если мы оставим в покое приснопамятную сцену с отрыванием ног главгероя, то все равно получим исключительно жестокую игру, играть в которую детям до 16 и беременным женщинам строго противопоказано.

Да, пускай тутошние монстры не умеют выстраивать сложные тактические комбинации, подобные электронным болванам из F.E.A.R. Пускай бравый десантник, в шкуре которого мы оказываемся, не способен замедлять время, но зато каждое сражение в Quake 4 буквально до краев наполнено той самой первобытной яростью, в припадке которой бьются не на жизнь, а на смерть, и когда из противника литрами хлещет кровь, а от воплей убитых рвутся барабанные перепонки.

Да что там! Даже в тот момент, когда пишутся эти строки, перед глазами встают растерзанные на куски товарищи, темные, густо залитые кровью коридоры и бесконечный жестокий бой, в котором если не ты, то тебя. — С.Ч.

2. The Punisher

Вышедшая в начале этого года игра Th

Двери тут