Вход в систему
Информация по игре "Ил-2: Забытые сражения"
http://games.1c.ru/il2/fb.htm
Последние статьи
Самые комментируемые статьи
Руководство и прохождение по "Ил-2: Забытые сражения"Автор: Тимур Хорев
Полный текст
Кто из нас в детстве не мечтал стать летчиком! Кого не волновала романтика неба, мощных моторов и серебристых крыльев! Не могу даже представить, что делали увлекающиеся небом люди, пока наука не шагнула настолько далеко вперед, что появились авиасимуляторы. Сколько юных сердец спасли они от смертной тоски, скольких бледных юношей превратили в еще более бледных юных "вирпилов" — виртуальных пилотов. Этого никто не знает. Серия "Ил-2 Штурмовик" — лучший представитель жанра, а в "Забытых сражениях" исправлены все те недочеты, что имелись в первой игре. Изменения в "ЗС" коснулись практически всего: парка самолетов, летной модели, искусственного интеллекта. Улучшена графическая часть игры: обладатели мощных компьютеров теперь могут включить шейдерные волны на воде, набегающие на берег волны с пеной, одиночные деревья в поле. Погода, тени, облака — все выполнено на высшем уровне, и нарекания теперь могут вызвать разве что "бесшоферные" автомобили с квадратными неподвижными колесами, разъезжающие по здешним дорогам. Ну, еще — "Забытые сражения" — это практически единственная игрушка, которая может намертво завесить исключительно устойчивую к ошибкам операционку Windows XP. Но остальное... Одним словом, "Ил-2:ЗС" стоят того, чтобы на них обратил внимание даже тот, кто ни разу в жизни не пробовал авиасимуляторы. Да, распространено мнение, что авиасимы — это "элитарный" жанр, куда нет входа обычному игроку. Это не совсем так. Правда, чтобы стать настоящим асом, действительно придется потратиться на приличный джойстик, круглые сутки отрабатывать фигуры пилотажа, вдалбливая тактические приемы себе в спинной мозг. Но, чтобы просто играть в игру и получать от этого удовольствие, не нужно никаких особенных приспособлений или склада ума. Можно просто дать компьютеру управлять самолетом, а самому смотреть в стекло кабины. А какие здесь тихие закаты! Прочитав данное руководство, вы вполне сможете самостоятельно взлететь, полетать и пострелять во врага, а потом снова плюхнуться на взлетно-посадочную полосу. Для начала и это немало. Итак, в руководстве вы найдете: - Небольшой терминологический ликбез. - Базовые сведения о принципах полета. - Упрощенные руководства по управлению самолетами: взлет, посадка, маневрирование, бомбардировка, штурмовка. - Анализ возможных "упрощений" игры для неопытного игрока. - Рекомендации по выбору джойстика для игры. Терминологический ликбезЕсли вы не успели познакомиться с виртуальной авиацией, то некоторые словечки, возможно, введут вас в сансарический ступор. Именно поэтому я постараюсь здесь расшифровать значение особо часто встречающихся терминов. Их немного. Фюзеляж. Это корпус самолета. Отрубите от самолета крылья, снесите хвостовое оперение — получите фюзеляж. Думаю, значение слов "крыло" и "хвостовое оперение" объяснять не нужно. Фонарь (кокпит). Кабина, где сидит пилот. "Фонарем" ее называют за характерную форму остекления. Крен. Крен — это вращение самолета вокруг оси, совпадающей с направлением его полета. Вот вы летите на самолете вперед. Захотелось вам посмотреть, что находится на земле слева. Вы наклонили одно крыло к земле, а другое задралось в небо. Это и есть крен. Наклонились влево, наклонились вправо. Если продолжать наклоняться, что можно перевернуться и лететь "вниз головой". Если не останавливаться, то получится разворот на 360 градусов, так называемая "бочка". Крен управляется элеронами, но о них — ниже. Тангаж. Изменение угла по другой оси. Захотелось вам оказаться ближе к земле; вы наклонили нос самолета вниз. Или захотели оказаться ближе к облакам — и задрали нос вверх. Это тангаж. Постоянно задирая нос вверх, можно выполнить полупетлю или петлю, если при этом раньше не свалитесь. Тангаж управляется вертикальными рулями.
Рысканье. Рысканье — это вращение по вертикальной оси. "Рыскнули" влево носом, "рыскнули" вправо. Рысканье управляется горизонтальным рулем. Фактически рысканье — это поворот, но на самом деле самолеты почти никогда не поворачивают с помощью одного лишь руля, а используют крен и рули стабилизаторов. Но об этом ниже — в разделе "Управление самолетом". Киль. Киль расположен на хвостовом оперении и обычно характеризуется тем, что торчит вверх. Он стабилизирует полет, примерно как оперение у стрелы. Без киля самолет дергался бы в разные стороны. На киле находятся рули, управляющие рысканьем. Два небольших горизонтально расположенных крыла (стабилизатор) стабилизируют самолет по вертикали, на них находятся рули, управляющие тангажом. Элерон. Элероны — это специализированные управляющие плоскости, находятся позади крыльев (обычно ближе к наружному краю крыла). Они управляют креном. Когда один элерон поднимается, другой опускается, заставляя самолет крениться набок. Закрылок. Не стоит путать элерон с закрылками. Закрылки выполняют специфическую функцию при взлете и посадке. Они также находятся позади крыла, но ближе к фюзеляжу и часто снизу. При взлете закрылок немного отклоняется вниз, слегка "подталкивая" самолет вверх. После взлета закрылок убирается параллельно крылу, чтобы не мешать полету. При посадке закрылок отклоняется вниз на больший угол — это позволяет поддержать самолет в воздухе на низких скоростях и притормозить его. Предкрылок. Он находится впереди крыла (потому так и называется). Роль предкрылка также состоит в улучшении управляемостью взлетом и посадкой. Обычно предкрылки стоят на тяжелых самолетах или на тех, для которых особенно важно иметь короткий взлет и посадку. Кабрирование. Все мы знаем, что такое пикирование. Кабрирование — это примерно то же самое, только наоборот — задрали нос и летим вверх. Штопор. Неприятная ситуация, когда по каким-то причинам (низкая скорость или резкие маневры) одно крыло перестает "работать" на подъем самолета. Когда отказывают оба крыла, это не так неприятно: самолет начинает падать вниз, пикирует, набирает скорость, и крылья вновь "включаются". Но когда не работает одно крыло, то силы, воздействующие на самолет, приводят к тому, что он падает вниз, вращаясь по спирали. Из штопора выйти очень трудно, а иногда и вовсе невозможно. Иммельман. Фактически это полупетля, когда самолет задирает нос и описывает полукруг, набирая высоту. На вершине этого полукруга он, естественно, оказывается "вниз головой". Теперь ему надо перевернуться и оказаться в нормальном положении. Иммельман позволяет очень быстро развернуть самолет, не прибегая к виражу. Еще иммельманом называют фигуру пилотажа, при которой самолет сначала свечкой взмывает вверх, затем разворачивает нос вниз, "переваливая" через крыло, и пикирует назад. Основные принципы полетаКак он летает?
Отчего летает самолет? Можно привлечь учебник физики, но я не помню, где он лежит. Попробуем так, без учебников. На самом деле принципы просты, как галоши. Когда самолет стоит на земле, он просто стоит и никого не трогает. Но стоит включить мотор — и винт, загребая лопастями воздух, начинает отбрасывать его назад. "Прорубаясь" через воздух, винт стремится двигаться вперед и увлекает за собой самолет. Вот мы уже едем по взлетной полосе. Но пока мы просто едем, и в этом не отличаемся от обычного автомобиля. Самое интересное начинается, когда скорость самолета увеличивается и когда начинают работать крылья. На самом деле, поток ровным ламинарным течением обтекает крыло сверху и снизу. Из-за того, что воздух на "горбике" вынужден преодолевать большее расстояние, чем воздух внизу, он разрежается и давление его уменьшается. Снизу остается то же самое, отсюда и возникает разница давлений и подъемная сила. Когда скорость превышает определенный предел, подъемная сила становится больше, чем сила притяжения земли, — самолет отрывается от взлетной полосы и оказывается в воздухе. Летим. Теперь мы знаем, зачем нужен мотор и крылья. А хвост зачем? Хвост уравновешивает тяжелый мотор, а обтекающий оперение воздух мешает самолету как попало кувыркаться в воздухе, заставляя его лететь по прямой. Как он маневрирует?
Лететь по прямой красиво и интересно, но как управлять самолетом? Для этого служат элероны на крыльях, а также рули на хвостовом оперении: киле и стабилизаторах. Отклоняясь, они мешают воздуху спокойно обтекать самолет — тот в ответ давит на плоскость, и самолет поворачивается. Допустим, мы отклонили элероны на крыльях: левый элерон — вверх, а правый — вниз. Теперь слева воздух давит на элерон и заставляет крыло опуститься, а справа — наоборот, подняться. Самолет кренится. Горизонтальные рули на киле отклонены влево или вправо. Соответственно, воздух, оказывая давление на них, заставляет хвост "уехать", соответственно, вправо или влево. Самолет рыскает. Вертикальные рули на небольших "крылышках" на хвосте отклоняются вверх или вниз (одинаково, а не вразнобой, как элероны). Воздух давит на них и заставляет хвост опуститься или подняться. Самолет осуществляет тангаж. Все это легко понять, если посмотреть на самолет снаружи и покрутить управление. Все изменения положения управляющих плоскостей видны невооруженным глазом. Как он садится?Упрощенно говоря, посадка происходит в обратном взлету порядке. Самолет просто снижается, замедляет скорость, чтобы аккуратно бухнуться на взлетно-посадочную полосу (ВПП), затем замедляется (при этом снижается подъемная сила) и полностью останавливается. Как он сражается?В воздушном бою есть две главных цели: расстрелять противника и не дать противнику расстрелять себя. Используя скорость и высоту, маневрируя, уклоняясь от огня, летчик старается направить нос в сторону противника и расстрелять его из пушек и пулеметов. Наиболее удобно это делать, находясь позади соперника. Тогда говорят, что самолет "сел на хвост" другому. Но атаковать можно с любой стороны, даже в лоб, хоть и с совершенно другой эффективностью. Как он штурмует?
Штурмовик, в отличие от истребителя, предназначен для "штурмовки", то есть для атаки наземных целей. Он ищет цель, затем заходит на нее с какой-либо стороны, снижает скорость, чтобы лучше прицелиться, и стреляет. Затем делает боевой разворот и атакует снова. Используются пушки, пулеметы, ракеты (неуправляемые) и бомбы. Как он бомбит?Бомбардировщик, как косвенно указывает его название, предназначен для бомбежки врага. Для этого он использует (сюрприз!) бомбы. Бомбардировщики в игре бывают двух видов. Одни на большой высоте проходят над целью — в это время кто-то из экипажа настраивает бомбовый прицел и сбрасывает бомбы так, чтобы они по возможности упали на цель. Невысокая точность такого бомбометания окупается большим количеством бомб. Другие поступают иначе — они, пролетая на целью, входят в вертикальное пикирование, тщательно прицеливаются, сбрасывают бомбу, выходят из пикирования и летят домой. Бомб у пикирующего бомбардировщика немного, но они падают очень точно. Чем отличаются самолеты?Все самолеты разные, и они отличаются многими параметрами: скоростью, способностью быстро набрать высоту (скороподъемностью), разгоняемостью в пикировании, способностью быстро менять направление полета (маневренностью), мощностью и меткостью вооружения, хорошим или плохим обзором из кабины, бронированностью, способностью выдерживать огонь противника, склонностью ко входу в штопор (и способностью выходить из него), надежностью мотора, скоростью разбега при взлете и посадке, прочностью шасси... и это только начало! Но не стоит отчаиваться — хотя и стоит знать плюсы и минусы машины, на которой летишь в бой, необязательно зубрить все ее параметры. Многое ясно и с первого взгляда: например, бомбардировщики прочны и медленны, обладают несколькими пулеметами, торчащими из разных мест самолета. Штурмовики бронированы, обладают средней маневренностью и тяжелым вооружением. С истребителями чуть сложнее, но в игровом "Музее" можно узнать о них почти все. Есть и определенные закономерности: если истребитель изначально медленно летает, то он наверняка лучше маневрирует, чем быстро летающий самолет. Руководство "высший пилотаж для чайников"Взлет
Что ни говори, а взлет — дело простое, как точение ляс. Обучиться этому — раз плюнуть, правда, надо при этом знать пару тонкостей и уметь нейтрализовывать некоторые неприятные моменты, возникающие от вращения отдельных частей самолета. Перед взлетом самолеты обычно самостоятельно выруливают на взлетную полосу. Но здесь это не обязательно — в начале миссии самолет уже стоит на ней. В глубокой теории достаточно включить мотор (по умолчанию клавиша "I"), дождаться прогрева, затем поставить его на полную мощность ("0") и сложа руки ждать, когда самолет взлетит. Реальность несколько более груба, а все из-за вращающего момента винта. Дело в том, что винт вращается в одну сторону, и из-за этого на самолет оказывается сила, вращающая его в противоположную сторону. Самолет намного тяжелее винта, поэтому он не вертится с такой же скоростью, а просто немного кренится (обычно — вправо) и имеет тенденцию съезжать с полосы. Попробуйте взлететь на биплане И-152, чтобы в полной мере ощутить все "радости" взлета с мощным моментом вращения — самолет еще до взлета накренится вправо, зацепит винтом землю и просто поломается. Чтобы этого не случилось, необходимо ручкой управления (джойстик или кнопки управления курсором) парировать момент, заставляя самолет наклоняться и поворачивать в противоположную сторону. Итак, мы научились справляться с вращающим моментом — теперь мы благополучно набрали большую скорость, и самолет начал уже высоко подпрыгивать на ухабах. Если у самолета хвост катится по земле, то направьте нос самолета чуть вниз, чтобы хвост задрался и летел по воздуху. Держите самолет ровно, и он через пару секунд оторвется от земли. Ура, летим! Рано радоваться. Пока вы не набрали приличную скорость и высоту, вы не можете считать, что взлет успешен, а если вы попробуете резко взмыть свечой в небо или развернуть самолет, то подъемная сила будет потеряна, самолет совершит несколько веселеньких пируэтов и, скорее всего, рухнет на грешную землю. Поэтому продолжайте аккуратно лететь вперед, набирая высоту очень медленно, пока ваша скорость не позволит совершать более активные маневры. Вот теперь можете кабрировать и более агрессивно набирать высоту. В небе порезвитесь вволю. Оказавшись в воздухе, не забудьте убрать шасси ("G"), а также привести закрылки из взлетного в боевое положение ("V", обратно — "F"). МаневрированиеСтоит отдать должное обучающим трекам "Забытых сражений", там вопрос маневрирования освещается очень подробно, со всеми тонкостями. Для обучения маневрам пригодны самолеты Ил-2 и И-152. Ил-2 тяжеловат, но прочен, хорошо управляется и не склонен к озорству. И-152, прозванный в народе "Чайкой", можно порекомендовать из-за великолепной маневренности на низких скоростях и склонности к самостоятельному полету. Ввести "Чайку" в штопор — практически нереальная задача, а выводится из штопора этот самолет почти самостоятельно, стоит лишь убрать газ. В обучении маневрам вам поможет только практика. Тренируясь, попробуйте разворачиваться на виражах, накреняя самолет в сторону поворота и используя вертикальные рули на стабилизаторах. Можно чуть-чуть помогать горизонтальным рулем. Посмотрите, как самолет набирает скорость в пикировании и как теряет ее в кабрировании. Попробуйте залететь на большую высоту либо "прыжками" вверх с последующим набором скорости в горизонтальном полете, либо описывая ровные круги по спирали вверх — второй способ медленнее, но надежнее.
Потренируйтесь исполнять бочку — переворот в полете на 360 градусов. Научитесь подлавливать момент, когда надо остановить вращение, чтобы плоскости вновь пришли в горизонтальное положение, и их не пришлось затем поправлять. Не забудьте также про иммельман, полупетлю с переворотом — этот маневр позволит вам очень быстро повернуть на 180 градусов и при этом оказаться выше. Пробуйте разные типы истребителей. Безусловно, будут штопоры — при этом используйте ситуацию для тренировки выпрыгивания с парашютом ("Ctrl+E") и выхода из штопора. Партия и руководство учат нас, что при входе в штопор надо прежде всего оценить высоту: если она меньше тысячи метров, то надо сразу прыгать. Если больше, то есть шанс спасти самолет. Для этого определите направление вращения — правое или левое. Затем полностью уберите газ и поверните руль направления (тот, что на киле, управляется кнопками "Z" и "X") в сторону, противоположную вращению. Рукоятку управления самолетом (курсорные кнопки "влево" и "вправо") поверните в сторону вращения (внимание! важно — именно в сторону вращения). Затем остается только молиться. Если самолет прекратит вращение и просто помчится к земле, то аккуратно переведите его из пикирования в горизонтальный полет, прибавьте газу и поздравьте себя с выходом из штопора. Испытывая судьбу, можете перейти на сверхнизкий "бреющий" полет, такой, чтобы тень самолета скользила по земле прямо под его брюхом. Одним словом, веселитесь и осваивайте боевую машину, чтобы у вас появилось так называемое "чувство самолета". Оно вам очень пригодится во время посадки. Рассказывая о маневрировании, нельзя не упомянуть про триммирование. Наверняка вы заметили, что даже когда вы не управляете боевой машиной в полете, самолет продолжает задирать нос либо крениться на сторону. Исправляют такие вещи с помощью "триммеров" — небольших управляющих плоскостей, которые регулируют так, чтобы скомпенсировать все нежелательные моменты и сделать полет идеально прямым. Чаще всего триммируют тангаж. Используйте комбинацию "Ctrl+вверх" и "Ctrl+вниз", чтобы ликвидировать задирание носа у самолета. Одно нажатие — сдвиг триммера на определенный градус. Чтобы действие триммера стало заметным, надо нажать комбинацию несколько раз подряд. Если вы запутались и хотите привести триммер в нейтральное положение, нажмите комбинацию "Shift+вверх". Так же поступают и с триммерами крена/рысканья. Можно сказать: "Мне не нужны какие-то заумные триммеры, я буду компенсировать вращающие моменты джойстиком", — и это будет неправильно. Если вы выйдете на крейсерский режим и оттриммируете самолет, то вам будет намного легче прицеливаться, и враг не будет постоянно уползать из прицела. Неприятно не попадать по противнику только потому, что невозможно одновременно пытаться целиться и компенсировать поведение неоттриммированного самолета. Также триммеры важны для штурмовика (ему тоже надо целиться) и бомбардировщика (чтобы правильно выйти на цель). Посадка
Скажу сразу: посадка — дело сложное, особенно для начинающих. Только-только вы были свободны как ветер, а теперь вам нужно снова коснуться своими шасси бренной земли, притом коснуться мягко и плавно, чтобы не развалиться и не взорваться сразу. Перед посадкой на каждом конкретном самолете (а процесс этот очень различается для разных моделей) желательно посмотреть, как осуществляет эту процедуру AI. В первую очередь запомните скорость и высоту, с которой самолет подходит ко взлетно-посадочной полосе. Теперь вам надо аккуратно отлететь подальше от аэродрома, затем неторопливо развернуться так, чтобы лететь прямо на ВПП, чтобы направление полета было параллельно ВПП и предполагаемая траектория полета лежала точно над полосой. Если вы развернулись не совсем ловко, и полоса расположена под углом, то аккуратными маневрами и подворотами добейтесь того, чтобы все было ровно. Теперь аккуратно уменьшите газ и снижайте скорость. Старайтесь, чтобы скорость не была очень большой (удар при такой скорости о ВПП, скорее всего, сломает самолет), но и не слишком маленькой (тогда самолет упадет на землю, не успев долететь до аэродрома). Выпустите закрылки в режим "посадки". Если такой режим отсутствует, то просто выпустите их. Выпустите шасси. Сразу после этого приготовьтесь к уменьшению скорости и вовремя прибавьте, если нужно, газ. В случае затруднений пользуйтесь безо всяких сомнений замедлением времени — это позволит вам вовремя исправить ошибку. Например, скорость стала слишком низкой — прибавьте газу и слегка направьте самолет вниз, чтобы выиграть в скорости. Возможен и такой вариант, при котором самолет летит в двух метрах над землей, а полоса еще далеко. В этом случае постарайтесь не промахнуться мимо полосы, проводите очень мягкие маневры и добейтесь того, чтобы скорость некоторое время не падала (она даже может немного подрасти). Как только ваши колеса оказались над взлетной полосой, аккуратно сбавляйте газ — если скорость подобрана правильно, то самолет, не меняя положения в воздухе, аккуратно спланирует на полосу. Он может пару раз подпрыгнуть — это будет означать, что вы слишком резко приземлились. Не стоит пытаться приземляться, просто наклоняя нос вниз: мотор и винт — неважная замена колесам шасси. Также не стоит пытаться садиться на хвост — может последовать элементарный облом этого важного элемента конструкции.
Будем считать, что вы приземлились на три точки — два колеса и хвостовое колесо. Это вполне реально даже новичку, если тот пользуется четырехкратным замедлением времени. Теперь, когда вы катитесь по полосе, можете выключать двигатель и понемногу притормаживать колесами ("B"). Попытка резко затормозить может привести к так называемому капотированию. Представьте, что вы со всей скорости гоните на велосипеде или мотоцикле, а затем резко даете тормоз на переднее колесо. Вот именно! Примерно та же судьба постигнет самолет — он скапотирует и без толку поломает винт, а то и развалится. Когда самолет остановился на полосе, отрулить его к стоянке — дело техники. Для отработки посадки я рекомендую пользоваться бипланом И-152 — он очень легкий, и его трудно разбить, так что некоторые ошибки пилотирования он прощает, несмотря на некоторую склонность к "козлению" на полосе. Можно использовать также "лапотника" Ю-87, он предоставит в ваше пользование исключительно прочные шасси, обутые в обтекатели-лапти. Как ни странно, рекомендую попробовать тяжелый бомбардировщик ТБ-3, он пригодится за его низкую скорость взлета, посадки и всего остального. Кроме того, используя его, не надо морочиться с шасси и закрылками: шасси не убираются, а закрылков вообще нет. Пару раз превратившись в дымящиеся обломки, не расстраивайтесь — очень скоро вы будете отделываться лишь сломанными шасси и разбитым двигателем, а через десять посадок уже вполне свободно будете приземлять истребитель без единой царапины: главное здесь — понять основной принцип посадки. Штурмовка
Атака наземных целей — вещь непростая, но если вы освоили посадку, то разобраться со штурмовкой теперь для вас — раз плюнуть. Основной принцип здесь такой: подошли к колонне техники на низкой высоте в пару-тройку сотен метров, вырубили газ, аккуратно прицелились и расстреляли колонну ракетами, пушками, пулеметами, обкапали бомбами. Снова включили газ. По необходимости повторить, сделав боевой разворот (это неторопливый разворот на цель с одновременным набором высоты). Из штурмовика "Ил-2" получается неважный бомбардировщик, поэтому спокойно избавьтесь от бомб над целью со словами "на кого бог пошлет" — авось попадете. С ракетами надо быть аккуратнее — прежде чем выпустить в белый свет пару ракет, приложитесь к прицелу (по умолчанию — "Delete" на основной клавиатуре) и поймайте в него вражеский танк или автомобиль. Если цель движется, имеет смысл взять упреждение. Уверены, что попадете? Тогда стреляйте. О том, что вы все сделали правильно, будет свидетельствовать горящая цель; обычно это происходит только в случае прямого попадания. Когда ракеты кончатся, принимайтесь за пушки и пулеметы. Обрабатывайте оставшиеся цели, пока не кончатся враги либо снаряды. Во время штурмовки новичкам бывает трудно правильно прицелиться (поможет практика, джойстик и триммирование). Но самое тяжелое испытание для новеньких — соблазн увлечься прицеливанием и зацепить брюхом землю. Гумус — плохая присадка к моторному маслу. ВТОРАЯ СТРАНИЦАБомбометание с пикирования"А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте иерихонских труб?" Когда мы говорим про бомбометание с пикирования, нельзя не вспомнить про самый знаменитый пикировщик второй мировой — "Юнкерс-87". Его называли у нас "лапотником" за характерные неубирающиеся шасси, а у них он слыл "Штукой" ("Stuka"). Ю-87 недаром стал олицетворением блицкрига, символом террора и немецких бомбардировок. Вой знаменитых сирен ("иерихонских труб") этих самолетов вошел в притчи — практически в каждом отечественном фильме про войну, когда хотят нагнать ужасов, изображают воющие "Юнкерсы". Вряд ли был в этих сиренах практический смысл — они только дублировали наземные сирены воздушной тревоги, заставляя всех занимать укрытия. Хотя моральное воздействие было несомненным. Даже внешний вид атаки звена "Штук" — когда самолеты один за другим переворачиваются и пикируют — стал штампом. Если вы присмотритесь к "Звездным войнам", то с удивлением заметите, что космические истребители переходят в атаку точно так же, как и "Юнкерсы" во время войны. Чудны дела твои, Лукас... Однако я отвлекся.
На начало войны "Юнкерс-87" был прекрасным пикирующим бомбардировщиком, который отлично подходил для своих задач. В отличие от средних тактических бомбардировщиков (тяжелых у Германии не было), "Юнкерсы" несли небольшую бомбовую нагрузку, но каждую бомбу клали буквально "в яблочко". К сожалению, этот самолет был очень уязвим для истребителей и без прикрытия быстро превращался в неподвижную мишень. Особенно ярко это проявилось во время катастрофических последствий битвы за Британию, которая стала началом заката эпохи "Штук". Стоит также вспомнить, что на "Штуках" летал одиозный немецкий ас Ганс Рудель, прославившийся впоследствии переделкой "Юнкерса" в противотанковый штурмовик. Для того, чтобы бомбить с пикирования, не нужны особые приготовления: просто поставьте на какую-нибудь кнопку воздушный тормоз. Можно лететь. "Штука" с бомбовой нагрузкой очень нехотя набирает высоту, поэтому учитесь терпению. Атаковать можно с трех километров, но можно и меньше. Оказавшись прямо над целью (как вы это проконтролируете — дело ваше), храбро переворачивайтесь на крыло и начинайте вертикально пикировать, выключив газ и включив воздушный тормоз. Все это нужно, чтобы не падать слишком быстро, рискуя не успеть прицелиться, да еще и развалить самолет на большой скорости. Как только воздушный тормоз будет включен, раздастся вой "иерихонской трубы", вертушки, установленной на правом шасси. Неторопливо падая под углом в девяносто градусов (контролируйте угол), прицельтесь, куда вам надо, затем бросайте бомбу/бомбы и выходите из пикирования, не забыв выключить тормоз и включив газ. Теперь ваша задача — как можно скорее уйти из зоны, простреливаемой зенитками, и не дать вражеским истребителям вас догнать. Вот и все — это очень просто. Бомбометание с высотыБомбить с высоты одновременно и просто, и сложно. Просто, поскольку от пилота требуется лишь пролететь на определенной высоте над целью. Сложно — потому что вы еще и штурман, который должен настроить бомбовый прицел и сбросить смертельный груз. В игре есть два бомбардировщика — немецкий тактический Хейнкель-111 и русский тяжелый ТБ-3. Прицелы у них разные, тактика и высота бомбометания тоже разная. Хейнкель-111 может свободно и вполне метко бомбить с высоты в три километра. Для этого вам необходимо повесить на клавиатуру клавиши управления бомбовым прицелом (кстати, он включается ("Shift-F1") с места штурмана ("С")). Теперь посмотрите ролик руководства и руководствуйтесь. Сделайте так, чтобы самолет летел ровно на цель, выставьте в прицеле высоту (учитывая высоту цели над уровнем моря), вашу скорость (учитывая, что реальная скорость на высоте чуть выше приборной), затем наведите прицел на виднеющуюся впереди область бомбардировки и включите его. Если вы все сделали правильно (ввели корректные данные), то прицел будет "следить" за медленно приближающейся целью, а затем в нужный момент самостоятельно сбросит бомбы. Если прицел следит неправильно (опаздывает за целью, опережает, или вообще как-то криво себя ведет), то это означает лишь одно — вы ошиблись в данных. Обычно это возникает из-за несоответствия реальной и приборной скорости. Чем больше высота, тем выше приборной реальная скорость.
Что же касается ТБ-3, то всем он хорош (даже катающимся при маневрах по столу карандашиком), вот только прицельное бомбометание возможно максимум с полутора километров и ниже. Если учесть, что при этом бомбардировщик двигается со скоростью в сто пятьдесят километров в час (скорость сваливания любого уважающего себя истребителя), то понятно, почему я рекомендую включать "неуязвимость", проходя кампании на ТБ-3. Прицел его устроен проще. Вы также вводите данные по скорости и высоте, но при этом в прицеле на предполагаемой точке падения бомба просто совмещаются две линии — прямая и кривая. Как только цель окажется в точке пересечения, сбрасывайте "сюрпризы" супостатам. Если не вы ведущий в группе — все становится намного проще. Следите за ведущим: как только он сбросит бомбы, делайте то же самое. Играть за бомбардировщика — опасно, но интересно. Попробуйте, и после пары тренировочных вылетов вы уже сможете свободно целиться и бомбить объекты врага. Топ-мачтовое бомбометаниеЕсли вы когда-нибудь бросали в реку камешки "блинчиками", то вникнуть в сущность топ-мачтового бомбометания вам будет просто. Во-первых, так атакуют только корабли. На малой высоте самолет сбрасывает бомбу, она не успевает наклониться вниз и, вместо того чтобы нырнуть в воду, подскакивает на ней как "блинчик". На подскоке бомба обычно врезается в борт корабля и уже тут взрывается. Главное при этом — соблюдать расстояние до корабля и высоту полета. И стоит установить замедление таймера взрывателя бомбы, а то мало ли что может случиться. Торпедная атакаТочно неизвестно, существовал ли в реальности торпедный Ил-2, но в игре он точно есть. Быть торпедоносцем здесь, однако, очень опасно из-за мощного огня со стороны атакуемых кораблей. Бросить торпеду нужно так, чтобы она врезалась в борт корабля, соответственно заход производится со стороны борта. Если корабль плывет вперед (он, скорее всего, это делает), необходимо сделать упреждение — его величина может быть определена правильно только с опытом. Также знайте, что торпеду надо бросить с очень небольшой высоты (считанные метры), нельзя бросать ее слишком близко к кораблю (пройдет под днищем корабля), а главная ваша задача после сброса торпеды — остаться в живых и не быть сбитым огнем с корабля. Кстати, еще неизвестно, затонет ли корабль после одной лишь торпеды. Догфайта здесь нетКак вы смогли заметить, здесь нет информации про воздушный бой истребителя против истребителя. Должен сказать, что эта тема очень обширна, и, даже лишь пробежавшись по верхам, дать ее в рамках этого "руководства для начинающих" невозможно. Тренируйтесь, используйте для обучения "родное" руководство к игре, автопилот, учебные треки и знания опытных виртуальных пилотов. Кто хочет полегче
Начнем с того, что для халявщиков и просто неопытных игроков в "Штурмовике" издавна есть автопилот — всем пилотам пилот. Если вы после начала миссии сразу же передадите управление в руки автопилоту, то он сумеет за вас взлететь, за вас идти ровным строем среди товарищей на задание, за вас будет выполнять боевую задачу, сражаться, бомбить, атаковать наземную технику. Если вы останетесь живы, то он за вас же прилетит обратно и сядет на аэродром. Игра, которая все делает за вас... Фактически вы всю дорогу можете любоваться видами за стеклом фонаря или наблюдать за боем с разных точек зрения. Полетав несколько раз с автопилотом, вы поймете основные принципы боя, узнаете крейсерскую и посадочную скорость вашего самолета. Наблюдая за движением рукоятки управления самолетом (РУС) и педалями, вы увидите, как автопилот управляет боевой машиной. В быстром редакторе автопилот также может взять управление на себя сообразно с установленным для вашего самолета режимом AI: курсант, новичок, ветеран, ас. Наверное, вы уже знаете о том, что в игре есть несколько специальных учебных треков, посвященных базовым моментам управления самолетом и специфическим функциям вроде тонкостей бомбежки. Все треки снабжены комментариями. Если вы хотите лучше узнать игру, обязательно прокрутите их. В одиночном режиме игроку дадут очень большие возможности для управления временем. Его можно не только ускорять до восьмикратного режима, но и замедлять в два и в четыре раза, не говоря уже о возможности включить паузу и хорошенько пораскинуть мозгами над сложившимся нехорошим положением. Все это и входит в определение "авиасимулятор с человеческим лицом". Однако и это еще не все. Для начинающих и просто "случайных" игроков игра содержит очень много настроек, которые позволяют как сделать из игры суперсложный симулятор, к которому не подступишься без многолетнего опыта виртуального пилотажа, так и сверхлегкую полуаркадную игру, в которой управлять самолетом сможет даже чемпион подъезда по Quake. Многих новичков может ввести в затруднение количество тумблеров-переключателей на панели настройки сложности, поэтому давайте перечислим их с указанием, что делает каждый конкретный переключатель: Раздельный запуск двигателей. Если вы управляете многомоторным самолетом, то включение этого тумблера приведет к неудобствам во время старта — придется специально выделять каждый двигатель и запускать его. Если вы — дотошный любитель исторического реализма, то можете включить эту настройку. В нормальном режиме она выключена.
Полное управление двигателем. Если вы любите возиться с движком, настраивать его на различные режимы работы, регулировать насыщенность топливной смеси, открывать и закрывать заслонки радиатора, регулировать шаг винта — то эта настройка для вас. По умолчанию она включена, что дает вам возможность узнать, как во время войны летчики регулировали в полете движок. Перегрев двигателя. При работе в режиме форсажа или просто на максимальном газе двигатель может перегреться и отказать (или вовсе взорваться). Если вы не хотите подобных сюрпризов, то отключите этот тумблер (по умолчанию в нормальном режиме он включен). В принципе, проблем тут особых не возникает, при перегреве двигателя вас предупредят об этом задолго до его остановки, и вы успеете принять меры — снизить газ и открыть радиатор. Гироскопический момент. Помните, как я пугал вас сносом самолета со взлетной полосы при взлете? Это именно оно и есть. Если вы отключите это, то самолет пойдет на взлет по идеально ровной прямой. Но к трудностям надо привыкать с самого начала, и я не рекомендовал бы выключать гироскопический момент, тем более что взлететь проще простого, а в полете можно компенсировать вращательный момент триммерами. Флаттер. При длительном пикировании самолет может набрать такую скорость, при которой набегающий воздух будет оказывать такое действие на крылья, что возникнут самопроизвольные колебания всей конструкции, приводящие к сильной тряске либо к фатальному результату — самолет может просто развалиться. Если вы не собираетесь летать на запредельных скоростях, то вам не стоит бояться флаттера, и эту настройку можно спокойно оставить включенной. Ветер и турбулентность. Вы ни за что не станете отключать этот тумблер, когда познаете на себе радости взлета с заснеженной взлетной полосы под Сталинградом во время снежного бурана, дующего сбоку. Ветер привносит элемент неожиданности в пресную жизнь летчиков и заставляет их по-новому оценить свои знания и навыки управления самолетом. Пусть будет. Штопор. Вполне возможно, что каждый второй ваш вылет на истребителе заканчивается штопором и безвременным пересечением курса самолета с землей. Если на вас лица нет, вы совершенно вымотались, а самолет словно нагло усмехается над вами, подумайте: где вы ошиблись? Где отступили от истинного дао? Зачем на низких скоростях закладывать виражи под углом девяносто градусов? Я бы не рекомендовал отключать возможность штопора, но если хотите — действуйте-злодействуйте. Но осторожно — можете привыкнуть к его отсутствию, и вам потом будет сложно переучиваться.
Уязвимость. Так-так, вот мы и пришли к нашему заветному словечку "god mode". Отключите уязвимость, и вы станете обладателем самолета-терминатора, который может протаранить несколько бомбардировщиков и выдержать сотню попаданий из авиационной пушки. Если вы хотите порезвиться на свободе, потренироваться в меткости, фигурах пилотажа, но не хотите, чтобы ваш полет безвременно оборвала пуля ШКАСа в моторе, то спокойно отключайте уязвимость. Как ни странно, это не так вредно, как отключение аэродинамических сложностей вроде штопора, к тому же — не представляю, как можно пройти кампанию, например, пилота тяжелого советского бомбардировщика ТБ-3 в уязвимом режиме. Однако не думайте, что вам безнаказанно пройдет столкновение с землей или падение в воду — на эту ситуацию неуязвимость не распространяется. Перегрузка. Не думаю, что у вас возникнет необходимость отключать эффекты "затемнения" при положительных перегрузках, и "покраснения" при отрицательных перегрузках. Да, увидеть перед собой черный экран бывает неприятно, но это случается не так часто, а когда случается, можно и перетерпеть. Реализм стрельбы. Обычно попавшая во врага пулеметная очередь и даже пара попаданий из пушки не означают, что он тотчас полетит вниз, разбрасывая обломки. Для победы надо не просто всадить в самолет несколько пуль, а еще и попасть в его уязвимые места — мотор, топливный бак, кабину пилота. У каждого самолета свои уязвимые места, и их надо знать. Впрочем, поливая очередями врага, вы рано или поздно собьете его, вот только на это может уйти много времени. Отключение реализма стрельбы (по умолчанию включенной опции) дает возможность сбивать вражеский бомбардировщик несколькими пулями. В принципе, ничего страшного в этом нет, если вы гонитесь за количеством сбитых самолетов любым способом и готовы пожертвовать реалистичностью. Ограниченный боезапас. Расстреляв весь боезапас пушек и пулеметов, вы становитесь безоружным, и выбор у вас невелик: либо удирать домой на аэродром, либо таранить врага. Отключив этот тумблер, вы станете пилотом того самого взломанного хакерами самолета с неограниченным боезапасом. Если вы летаете на бомбардировщике, то сможете устроить настоящий ад там, внизу, рассыпая бомбы дождем. Ограниченный запас топлива. Особых трудностей с запасом топлива у вас возникнуть не должно — обычно его хватает и на выполнение миссии, и на выкрутасы по пути туда и обратно. Вряд ли эта проблема будет вам мешать настолько, что вы захотите ее отключить.
Вид только из кабины. По умолчанию отключено, чтобы вы могли убрать кабину и наслаждаться чистым небом с прицелом посредине. Если вы чувствуете себя настоящим асом, то включите режим "как в жизни", где эта кабина будет присутствовать, закрывая вам больше половины обзора. Отключить внешние виды. Это также не включенный по умолчанию режим "для крутых". Включив его, вы потеряете возможность наблюдать за боем "снаружи". Перемещения головы. Если их убрать, то вертеть головой в кабине вы не сможете. Отключить маркеры. В игре каждый оказавшийся на расстоянии ближе пяти километров самолет помечается текстовым маркером. Если самолет не виден на экране, то его положение обозначается стрелочкой на краю экрана. Отключите маркеры (изначально они включены), и будете полагаться исключительно на собственное зрение плюс разрешение монитора. Отключить фиксацию взгляда. Фиксированный взгляд (padlock) позволяет автоматически отслеживать виртуальными глазами пилота положение вражеского самолета. Это облегчает ориентировку в пространстве. Обойтись без нее вполне реально, так что можете смело отключать. Облака. Белогривые лошадки. В облаках можно спрятаться самому или потерять вражеский истребитель. С ними интереснее, а без них небо выглядит пустым и безжизненным. Давайте не будем отключать облака! Выполнение задания. Отключите это, и невыполненное задание не будет ставится вам в вину. Взлет-посадка. Те, кто не любит взлетать и садиться, могут обойтись и без этих захватывающих процессов, если отключат данный тумблер. Реалистичная посадка. Отключив реализм посадки, вы сможете смело плюхать самолет на полосу как угодно, не рискуя подломить шасси или зацепить винтом землю. Отключать не рекомендую, поскольку правильная посадка воспитывает чувство ответственности за себя и за самолет. Отключить маркеры на карте. Не видеть себя на карте — что может быть веселее? Куда интереснее летать на задание, ориентируясь по городам, рекам и дорогам, чем видя положение своего самолета и других на карте с точностью до метра. Так же считают и разработчики, они поставили отключенные маркеры на карте в режим сложности "нормально". Без маршрута на карте. Отключенный маршрут на карте дает возможность импровизировать желающим добраться до цели собственным путем. Рекомендуется для тех, кто с картой на "ты". В "нормальном" режиме отключено, и маршрут на карте есть. Без индикатора скорости. Если вы склонны определять скорость самолета по проносящимся внизу деревьям, дерганьям джойстика, если вы не доверяете официальному красному индикатору на экране, то можете включить этот режим. Но обычным пользователям я рекомендую оставить все как есть. Комментарии по записям интернет-баталий
На просторах интернета в "Забытые сражения" играют и российские пилоты, и "буржуи". Все предпочитают кооперативному режиму воздушный бой друг с другом, и в воздухе обычно царит катавасия из разных самолетов и игроков с абсолютно разным уровнем подготовки — от "чайников" до асов. Прежде чем рассказать о трех представленных на диске к журналу записях, упомяну о двух вещах: 1. Вулчерами в игре называют стервятников ("vulture"), которые прилетают на вражеские аэродромы и бьют взлетающие или просто стоящие на земле истребители. Такое поведение не одобряется, также не одобряют безбашенные тараны ("ram", "бодание"). 2. Проблемы со связью могут привести к любопытному явлению — "warp", когда самолет внешне начинает вести себя как летающая тарелка — странно дергаться, летать боком или даже хвостом вперед. Часто создание искусственных warps — признак жульничества со стороны игрока. Естественно, это не одобряется. Теперь, собственно, комментарии по записям. Запись "m11". На этой небольшой по размерам записи вы сможете увидеть действия неплохого игрока с ником Miciocat, который особенно удачно бьет врага очередями снизу, выполняя при этом полупетлю. Его соперники также сильны — с одним из них я схватился, будучи при этом пилотом "Чайки" (он был на "Лавочкине"). Пилот успешно воспользовался преимуществами Ла-5 перед моим бипланом — скоростью, способностью быстро набирать высоту и пикировать. Он не дал мне возможности перенести бой на виражи, а резко начал набирать высоту. Естественно, "Чайка" не имела возможности в таких условиях сесть ему на хвост и болталась в полукилометре внизу. Когда я добрался до "Лавочкина", тот сделал пару финтов, чтобы избежать огня моих пушек, и резко "перевернутой свечкой" спикировал вниз. Я последовал за ним, но на скорости выше пятисот километров в час "Чайка" не вынесла такого обращения, потеряла управление и воткнулась в землю. Итог — элегантная победа "Лавочкина". Аплодисменты.
Запись "m7". Это обычная "собачья свара" на островах. Используется бесконечное оружие, и в особо жарких местах за трассами не видно самих самолетов. Веселые ситуации возникают постоянно, часто применяются необычные финты. Серьезности не ждите, народ оттягивается как может. Здесь и попытка штурмовать зенитные орудия на аэродроме пушками И-152, и эффектный пролет аса между двумя заводскими трубами, и столкновение членов команды, преследующих один и тот же самолет противника. Вулчеры тут тоже есть, но здесь их особо никто не ругает. Запись "mult5". Весьма любопытная получасовая запись. Во-первых, действие происходит ночью, во-вторых — в горах. Мы имеем довольно стандартный отвязной бой на "нормальном" уровне сложности. Пока остальные игроки спокойно бьются истребителями (и на это стоит посмотреть!), я играю за пилота "Штуки" и с высотного аэродрома с воем и завидным лучшего применения упорством бомблю вражеский аэродром. Один раз мне даже удалось бомбой уничтожить бомбардировщик, чем я буду гордиться всю жизнь. Впрочем, на меня мало кто обращал внимания, и в большинстве вылетов я страшно косил. ДОПОЛНИТЕЛЬНОИз истории авиасимов Фактически, некие подобия авиасимуляторов имелись еще в середине прошлого века. Пилоты бомбардировщиков Люфтваффе, например, тренировались сбрасывать бомбы, сидя над длинной лентой, на которой были изображены мишени. С развитием компьютерной техники летчики начали тренироваться в кабинах, имитирующих кабины реальных самолетов, пока компьютерное изображение проецировалось на экраны перед ними. Но это были сугубо профессиональные устройства, доступные только летчикам и курсантам авиационных училищ (и то не всем). Первые компьютерные авиасимуляторы еn masse были пошаговыми. Да-да, тяжелое детство, чугунные игрушки, пошаговые авиасимуляторы. Один из самых первых "настоящих" авиасимуляторов был создан на платформе ZX и назывался "F16 Hornet". Затем ситуация начала исправляться в лучшую сторону. Все старые пилоты помнят знаменитый "F-19" и свой первый радар в Триполи (любители вертолетов назовут первой любовью симулятор "LHX"). Графика в "F-19", разумеется, была "проволочной", использовалось 16 или 256 цветов. Настоящим графическим прорывом стал аркадный "F-29". После этого новые названия посыпались как из рога изобилия: "Comanche", "TFX", "Top Gun: FAW", "ATF". Не отставали и симуляторы авиации Второй Мировой — взять серии "Warbirds", "Battle of Britain", "WW2 Fighters", "MS Combat Flight Simulator". Но только с появлением знаменитого нынче "Штурмовика" все узнали, что такое "лучший авиасимулятор". Гейтс попытался было возразить своей игрой "Combat Flight Simulator III", но быстро понял, что пролетел.
"Забытые сражения" должны были подтвердить за "Штурмовиком" титул лучшего авиасимулятора. Так и случилось. Творение команды Медокса сохранило титул лучшего авиасима, пусть не идеального, но лучшего. К сожалению, оно осталось на поле боя в одиночестве — соперников у него нет вообще (лишь где-то вдали маячит многообещающий очередной "Flanker"). Ко всему прочему, приходится признать, что сейчас жанр авиасимуляторов переживает не лучшие времена. Положение у него даже похуже, чем у квестов, которые в последнее время начали восставать из мертвых. Причины просты — небольшой интерес широких масс к предмету, налет "элитарности", общее опопсение компьютерных игр, массовое наступление приставок по всем фронтам. Хочется надеяться, что все не так мрачно, как я выгляжу, и жанр выживет. "Веселые палки", которые мы выбираемБудем смотреть правде в глаза: для "Штурмовика" джойстик нужен. Конечно, можно обойтись и без него, управляя рулями с клавиатуры — даже так вполне реально получить большое удовольствие от игры. Используя клавиатуру и мышь, вполне можно проходить миссии однопользовательского режима, иногда замедляя время игры, чтобы точнее нацелиться, и пользуясь частыми короткими нажатиями на клавиши. Немного неудобно, но не смертельно. Но чтобы получить настоящие ощущения от полета, ощутить себя единым целым с самолетом — нужен джойстик. С ним вы одним легким движением сможете бросить самолет в пике, сделать разворот, прицелиться и открыть огонь. Буквально через несколько минут такой игры про джойстик просто забываешь, сосредоточившись на самой игре. Так что, если вы хотите взять от игры все, покупайте джойстик. Также он необходим для игры в режиме мультиплеера. Тут клавиатурного "тракториста" становится видно сразу по дерганым движениям машины — и составить хоть какую-то конкуренцию соперникам истребитель-"тракторист" не сможет, если только он не Моцарт от клавиатуры. Итак, берем джойстик. На рынке сейчас есть огромное количество джойстиков всех моделей — от самых простых, до супернавороченных. Можно выбрать любой, исходя из личных предпочтений, ощущений и, конечно, наличия денег в кошельке. Как выбрать? Во-первых, почитайте обзоры джойстиков в интернете, отзывы на форумах — это бесценный источник информации. Во-вторых, выясните, какими вообще бывают джойстики. В-третьих, уже в магазине попробуйте джойстик "в руке" и исходите из личных предпочтений. Вот несколько рекомендаций по выбору джойстика: — для полноценной игры в "Штурмовик" необходимо наличие управления газом на джойстике. На дорогих моделях это отдельная большая ручка, на более дешевых — рукоятка или колесико (его можно крутить вперед и назад); — чем больше осей на джойстике — тем лучше. Если ручку джойстика можно только качать, но нельзя поворачивать влево-вправо (управляя рысканьем), то вам такой джойстик не нужен; — обилие кнопок не обязательно: главное, чтобы они удобно нажимались, а это уже зависит от соответствия модели вашей руке; — для левшей "праворукие" джойстики не подойдут, им необходимы либо "джойстики-конструкторы", которые разбираются и могут собраться под левую руку, либо симметричные джойстики. На самом деле, выбор таких джойстиков невелик; — если вы хотите "вечный" джойстик, то вам необходим оптический. Обычные резисторы со временем начинают хуже работать, что приводит к проблемам. Оптика лишена этого недостатка. Плохая новость: оптических моделей на рынке — от силы две-три модели, да и те очень дороги; — нужна ли вам поддержка "силовой обратной связи" Force Feedback? Это вопрос личных предпочтений, также надо учесть, что FF удорожает джойстик. С другой стороны, с помощью FF можно получать дополнительную информацию, которую не увидишь и не услышишь: так, например по сопротивлению рулей можно чувствовать скорость самолета, тряска предупреждает о возможном штопоре, все попадания в самолет "чувствуются", а сидя в кабине, можно только по реакции джойстика узнать о касании шасси земли при посадке. Стоит также заметить, что качество исполнения FF очень разнится, и реалистичная обратная связь присутствует только на самых мощных и дорогих моделях. Дешевым и совсем неплохим аналогом FF является виброотдача. Удачного выбора "веселого рычажка". Подарок к первому маяВы будете смеяться, но вполне возможно, что компакт-диски с только что купленной вами лицензионной игрой "Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения" содержит вовсе не то, что подразумевается. Проверьте, есть ли у вас на диске надпись "1.0 R". Если нет, то у вас не полноценный релиз игры, а всего лишь пререлизная версия, какими-то неведомыми судьбами попавшая в тираж. Она содержит пару багов поменьше, пару багов побольше (вроде злосчастной параноидальной защиты от копирования StarForce), но это еще цветочки. Ягодки покруче будут: с первого мая игра торжественно перестает работать. Совсем. Не правда ли, хороший подарочек от Медокса к празднику весны и труда? Еще одна "хорошая" новость: патч, приводящий игру к состоянию релиза, весит восемнадцать мегабайт — каково? Кстати, вышеприведенным абзацем я ни в коем случае не призываю к массовым беспорядкам и несанкционированным митингам у офисов соответствующих компаний. Гораздо лучше — взять этот злосчастный патч с нашего компакт-диска! Статей: 1 Все статьи по игре |