Вход в систему
Последние статьи
Самые комментируемые статьи
Авторы: Андрей Александров, Александр Башкиров, Георгий Курган, Александр Милованов, Алексей Моисеев, Линар Феткулов, Илья Янович Дата публикации: 31.01.2011 2001— Происходит один из крупнейших в мировой истории терактов — в США захваченные смертниками пассажирские лайнеры врезаются в здания Всемирного торгового центра и в левое наружное крыло Пентагона — Начала свою работу «Википедия» — онлайн-энциклопедия, соавтором которой может стать любой желающий — Компания Apple выпускает MacOS X, а Microsoft — Windows XP — В Китае перестают считать гомосексуальность заболеванием, а в Нидерландах — заключают первые однополые браки — 23 марта, в Тихом океане, неподалеку от Фиджи, затоплена орбитальная станция «Мир» — В эфир выходит первое российское реалити-шоу «За стеклом»; с восторгом, внушающим опасения, страна обсуждает подробности коитуса Макса и Марго Игра года«Итак, Operation Flashpoint: Cold War Crisis — лучшая игра года. По популярности во всем мире ей просто не было равных. В России у нее чуть меньше поклонников, чем у Max Payne, — и это притом, что официально игра у нас еще не издавалась! Пиратские копии хоть и были, но продавались исключительно из-под полы — отечественные игровые флибустьеры опасались попасть под карающую длань «Буки» — «Игрополис» №2/2002 Родились: Max Payne, Red Faction, Sid Meier's Civilization 3, Black & White, Ghost Recon, Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura, «Ил-2 Штурмовик», Serious Sam, Grand Theft Auto 3, Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty, Tropico, Halo Скончались: Sega Dreamcast, Dynamix СобытияЭра кубизмаЗапуск Microsoft Xbox и Nintendo GameCube Если Россия образца 2001 года была образцово-показательным раем PC-игр, то в странах загнивающего капитализма вовсю гремела война консолей. 31 января с дистанции сошла Dreamcast — SEGA объявила, что производство будет прекращено в марте. Но Sony PlayStation 2 недолго пребывала в гордом одиночестве: 14 сентября Nintendo запустила GameCube, а через месяц подоспела и Microsoft с Xbox. GameCube оказался сугубо «восточной» консолью — непонятная начинка, собственный формат дисков, вычурный контроллер и игры про Марио на любой вкус. А вот с Xbox вышло совершенно иначе: изучение техспецификаций вызывало справедливые смешки у PC-апологетов. Pentium III 733 МГц, графика от NVIDIA, операционная система на базе Windows 2000 — мало того, что почти вся начинка была позаимствована у компьютеров, так и конфигурация, мягко говоря, не поражала! С другой стороны, на консольный рынок Xbox принес немало нового. Например, Xbox Live — первый действительно полноценный онлайновый сервис, позволявший с легкостью играть по сети, скачивать обновления и т.д. Кроме того, в Xbox встроили жесткий диск на 8 гигабайт, что было намного удобнее, чем карты памяти. Однако, несмотря на усилия конкурентов, сокрушительную победу одержала PlayStation 2 — на 2010 год она разошлась тиражом почти в 150 миллионов. GameCube продали лишь 22 миллиона штук, а Xbox был лишь чуточку успешнее — 24 миллиона. Шагом марш на русский маршНачало бума в отечественной игроиндустрии 2001 год был богат на российские игры: «Шторм», «Демиурги», «Дальнобойщики 2», «Ил-2 Штурмовик»... Профильная пресса облизывала новые анонсы отечественных фирм (во многом, правда, потому, что за рубеж в те времена почти не звали) и всерьез вела разговоры на тему «наши вот-вот всем покажут!». Отличительной чертой русских игр начала века была навороченность и тяга к дерзким (и почти всегда бестолковым) экспериментам. Отечественные разработчики делали все по-своему, творили, изобретали — но, к сожалению, не в том направлении. За рубежом все чаще начинали ставить на первое место развлекательную составляющую игр, делая их простыми, понятными и веселыми. «Наши» так не умели — поэтому из кучи фирм, на которые когда-то возлагались надежды, выжили единицы. Но в 2001-м нашлось место и приятному исключению. Авиасимулятор «Ил-2 Штурмовик» действительно получился игрой мирового уровня — и даже занял почетное 25-е место в топ-25 лучших игр для PC всех времен по версии IGN. Причем секрет успеха был прост — в 1С: Maddox Games взяли и сделали все по правилам. «Ил-2» мог похвастаться огромным парком самолетов Второй мировой, нескучной кампанией, великолепной графикой. Значимость этой игры лучше всего видна в разговорах с западными журналистами, для которых видеоигровая Россия ассоциируется в основном с «Ил-2» и S.T.A.L.K.E.R. (который вообще-то сделан на Украине). Плохая КармаДжон Кармак и его награды Джон Кармак стал четвертым игроразработчиком, который попал в Зал славы Академии интерактивных искусств и наук — сразу вслед за Сигеру Миямото, Сидом Мейером и Хиронобу Сакагути. Надо сказать, что академики подгадали время почти идеально — в 2001 году Кармак и id Software действительно были в отличной форме. Doom и Quake заметно повлияли как на жанр шутеров от первого лица, так и на облик игр вообще, а проект Quake 3 Arena уверенно занимал лидирующие позиции в киберспорте (хотя и начинал испытывать давление со стороны Counter-Strike). Неизвестно, стало ли включение в Зал славы моментом, после которого «стремиться особо не к чему», или просто так сложилось, но именно после 2001 года звезда id Software стала стремительно затухать. О драматическом переломном моменте в этой истории вы можете узнать через 3 разворота, в 2004-м. 2002— 2002 год — год-палиндром (следующий — 2112-й), любимый год британских ученых (был объявлен годом британской науки, самой странной науки в мире), а также британцев, страдающих аутизмом — Международный год экотуризма — В двоичной системе исчисления «2002» пишется так: 11111010010 — Европейский союз вводит в обращение банкноты и монеты евро — 9 марта объявляется Международным днем DJ — диск-жокейства во всех его проявлениях — В районе поселков Мама и Витимский Мамско-Чуйского района Иркутской области в ночь с 24 на 25 сентября упал метеорит, позднее получивший имя «Витимский болид» — 4 ноября вышел Yanqui U.X.O. — последний альбом группы Godspeed You! Black Emperor
Игры года«GTA 3 — задорный, совершенно не политкорректный и местами кровожадный... экшен? Mafia — очень кинематографична, атмосферна, но не может поддержать интерес игрока за рамками сюжета <...> Так зачем спорить? Давайте жить дружно, как говорил известно кто. «Игрополис» торжественно объявляет Mafia: The City of Lost Heaven и Grand Theft Auto 3 лучшими играми 2002 года. Ура, салют, шампанское в студию! Они — действительно Самые Лучшие» — Антон Логвинов, Олег Полянский, Геймер и другие сотрудники редакции, «Игрополис» №2/2003 Родились: Jedi Knight 2: Jedi Outcast, The Elder Scrolls 3: Morrowind, Warcraft 3: Reign of Chaos, Mafia: The City of Lost Heaven, Battlefield 1942, No One Lives Forever 2: A Spy in H.A.R.M.'s Way, Grand Theft Auto: Vice City Скончались: 3dfx Interactive СобытияОбитель ЙововичResident Evil показывают в кинотеатрах В июле в России стартовал прокат нового фильма Пола Андерсона — «Обитель зла». От автора глупой, но милой сердцу любого игрока экранизации Mortal Kombat игровая общественность ждала такого же дурацкого, но любопытного фильма по мотивам Resident Evil. Примерно так оно и вышло. Критики громили фильм как могли: в среднем экранизация знаменитого хоррора получала от 3 до 6 баллов. Мало кто тогда догадывался, что по Resident Evil потом будут сняты еще три фильма с Милой Йовович в главной роли и что первая часть на контрасте с остальными будет казаться адекватной. Кассовые сборы из-за низких оценок особо не пострадали: Resident Evil принес своим создателям $102,5 млн, а отдельно Миле Йовович — еще и постоянное место работы. Все потому, что любители серии фильму в целом порадовались, особенно самые юные. Для них киноверсия Resident Evil стала ярким воспоминанием детства, как Mortal Kombat для игроков постарше. Вроде и до «Оскара» фильму как до Луны, вроде и диалоги глупые, и твисты в сюжете порой до комизма карикатурные. Но ведь все вспомнят сцену в коридоре с лазерами, или избиение зомби-собак, или сцену в поезде. Кто-то, может, даже смахнет скупую ностальгическую слезу. Кто-то, кому сейчас лет шестнадцать-семнадцать. Месть сикховHitman 2 подвергли цензуре по запросу сообщества сикхов «Сикхская коалиция рада объявить о том, что с издательством Eidos наконец-то было заключено соглашение относительно снятия с сайта игры Hitman 2: Silent Assassin всех оскорбительных изображений сикхов. Поняв нашу обеспокоенность, Eidos и IO Interactive (разработчики) согласились отредактировать выпущенную версию игры и в будущем издать уже обновленную версию на платформе GameCube». Сикхизм — религиозное учение, основанное в Северо-Западной Индии XVI века. Девятое в мире по популярности. При этом сикхизм — это одна из «юзер-френдли» религий, она учит, что Бог один, что он вездесущ и распространяется через любовь и природу, а ритуалы и условности ему не нужны. И этим милейшим людям, конечно, не понравилось, когда их единоверцев давит смурной лысый мужик, да не где-нибудь, а в Харимандир Сахибе, центральном храме сикхской религии. Справедливости ради стоит отметить, что Золотой храм уже становился местом кровопролития — в ходе операции по ликвидации сикхских террористов в июне 1984 года. Тогда, по разным данным, погибло от полутысячи до десяти тысяч человек. Сепаратисты ответили убийством Индиры Ганди в октябре того же года. Ужасы нормальной жизниThe Sims становится самой продаваемой игрой Вышедшая еще в 2000 году The Sims уже в 2002-м сотворила что-то немыслимое: сбросила с трона Myst, самую продаваемую игру для PC. Продвинутая версия «Тамагочи» от Maxis была распространена тиражом в 6,3 млн копий, но самое интересное не в этом. Самое интересное в том, что на сегодняшний момент The Sims продалась тиражом в 16 млн копий и до сих пор остается самой продаваемой игрой для PC. Дальше еще интереснее: в затылок ей дышит... собственный сиквел с тиражом в 13 млн копий. И только на третьем месте оказался World of Warcraft с 12 млн подписчиков. Выводы из такой статистики можно сделать самые разные. В первую очередь — об аудитории PC и ее предпочтениях. «Соседняя» статистика для контраста — на PS3 первое место занимает демоверсия хардкорного симулятора Gran Turismo 5 Prologue, а на Xbox 360 — шутер Halo 3. 2003— Международный год пресной воды — Год киргизской государственности — В марте 2003-го армия США вторгается в Ирак с целью свержения диктатуры Саддама Хусейна — Майкл Джексон арестован по подозрению в изнасиловании несовершеннолетнего — Впервые обнаружена и описана пурпурная лягушка — живое ископаемое, обитающее на территории всего 14 км2 на Сейшельских островах — Родился Мулай Хассан, наследник престола Марокко, сын Мохаммеда бен аль-Хассана и принцессы Лаллы Сальмы
Игра года«Разработчики справедливо решили, что есть места и повеселее, и посимпатичнее «большого яблока», и поэтому прообразом для Vice City стал Майями. Элитные пляжи и роскошные виллы, праздношатающиеся туристы и аппетитные девушки в бикини, небоскребы с вертолетными площадками в деловой части города и дорогие авто...» — Алексей Бутрин, «Игрополис» №7/2003 Родились: Knights of the Old Republic, Freelancer, Arx Fatalis, Prince of Persia: The Sands of Time, Beyond Good & Evil, Deus Ex: Invisible War, Max Payne 2, Obsidian Entertainment Скончались: 3DO, NES и SNES СобытияА еще он звонитNokia N-Gage В 2003-м была предпринята самая смелая на сегодняшний день попытка объединить сотовый телефон с портативной игровой приставкой. Финский сотовый гигант Nokia выпустил аппарат N-Gage. По задумке аппарат должен был занять пустующую нишу на рынке мобильных телефонов, а заодно отбить аудиторию у главной на тот момент портативной консоли Game Boy Advance. В первые недели продаж в США Game Boy Advance обогнал N-Gage в сто раз (на каждый проданный телефон пришлось по сотне «геймбоев»). В последующие годы продажи шли с переменным успехом, пока постепенно Nokia не позакрывала все студии-разработчики. В этом году было объявлено о закрытии сервиса N-Gage, через который пользователи могли покупать игры для смартфона, — по сути, это официальное подтверждение завершения жизни N-Gage. Для аппарата были выпущены: Tom Clancy's Splinter Cell: Chaos Theory, Call of Duty, Tomb Raider, Sonic, Snakes (ремейк классической «Змейки», так полюбившейся пользователям Nokia) и другие. Ускользающая красотаПохищение Half-Life 2 В начале сентября 2003 года с сервера Valve была украдена ранняя версия Half-Life 2. Впоследствии большая часть украденного содержания была вырезана из финальной игры. Например, автомат с зеленым оптическим прицелом, пушка Immolator («пылесос» из оригинальной Half-Life), монстры Bullsquid (двуногая хвостатая тварь с тентаклями на морде) и Hydra (прозрачные голубые щупальца), летающий мотоцикл с турелью... Злоумышленника довольно быстро вычислили и покарали, но по большому счету нужно было сажать за решетку не его, а тех оголтелых граждан, которые с улыбкой на лице продавали украденную версию на дисках в каждом втором российском ларьке. Steamworks and Magick ObscuraЗапуск Steam Не все знают, но до Steam у Valve уже был свой онлайновый сервис. WON (World Opponents Network) поддерживался в Homeworld, Half-Life, Star Trek: Armada и ряде других игр, включая онлайновые симуляторы казино. Но эту систему Valve спустили «сверху», из Sierra, а в их планах было создание собственной игровой сети. Постепенно эта идея выросла в концепцию глобального сервиса по продаже игр и их обновлению, мультиплеерных сессий и чата. Официальной датой запуска Steam считают 12 сентября 2003 года. На момент открытия в магазине Steam было около 50 игр, сегодня в сервисе доступно более 1200 продуктов, а количество пользователей приблизилось к 30 миллионам. Steam является, пожалуй, самым ярким примером того, что онлайновое распространение игр может быть более чем успешным... ну, кроме разве что торрентов. 2004— 2004 год — международный год риса (резолюция ООН №57/162) — В состав ЕС вошли Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония — В Тынде отмечают 30-летний юбилей Байкало-Амурской магистрали — Джордж Буш-младший становится 43-м президентом США — Скончался Чеслав Милош, польский поэт и лауреат Нобелевской премии по литературе 1980 года — В городе Порт-Вила тихоокеанской республики Вануату открыта библиотека
Игра года«Half-Life 2 — это даже не блокбастер, это что-то намного больше, масштабнее. Это «Титаник», который вместо рандеву с айсбергом взял и доплыл до конечного пункта назначения, чем вызвал у всех добропорядочных граждан священный трепет и культурный шок. Это игра, в которой, как в самых дорогих швейцарских часах, нет ни одной лишней детали, в которой работает ВСЕ: физика, графика, сюжет, атмосфера и тому подобные составляющие» — Александр Кузьменко, «Игрополис» №2/2005 Родились: Far Cry, Hitman: Contracts, The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay, GTA: San Andreas, Killzone, Vampire: The Masquerade — Bloodlines, Warhammer 40 000: Dawn of War, Fable, Halo 2 Скончались: Acclaim СобытияПесни обреченногоВыход Doom 3 2004-й стал годом расстановки нескольких важных точек над жанром шутеров. Компания id Software окончательно доказала свою некомпетентность в ею же изобретенном жанре: Doom 3 сверкал и переливался, как новогодняя елка на кремлевском утреннике, но при этом работал на дизайнерских приемах, которые Valve придумали еще в 1998 году, в Half-Life. Узкие коридоры, кнопки-рычаги, демонические рыла из-за каждого угла — после No One Lives Forever, Unreal, Halo и других все это смотрелось так же нелепо, как концерт группы «На-На» в современной Москве. Кроме того, почти за полгода до этого вышел Far Cry, который предлагал красоту совсем другого масштаба — с пальмами, огромными тропическими островами и полетами на дельтапланах. Тем временем ключевые люди из id продолжали, словно Гитлер в старой кинохронике, истерически плеваться в публику длинными и непонятными терминами из технической документации к движку. Опомнились они, судя по всему, только сейчас, во время разработки Rage. Ну а чем закончилась история с Doom 3 — напоминать, наверное, излишне: через два месяца вышла Half-Life 2, и вопросы о том, как должны выглядеть шутеры, отпали на несколько лет вперед. Ой, Вань, гляди, какие карлики!DS, PSP Вкратце напомним текущий расклад на рынке портативных консолей по состоянию на осень 2010 года: на PSP выходит две с половиной интересных игры в год, лидерство DS неоспоримо. Создатели обоих устройств уже давно возятся соответственно с PlayStation Phone и 3DS, но над всеми зловеще нависает Apple с iPhone и iPad. Однако в текущем поколении расклад сил уже, скорее всего, не изменится, поэтому подведем краткие итоги. Немного цифр: компания Nintendo анонсировала карманную приставку DS в январе 2004-го. Она поступила в продажу 20 сентября того же года и с тех пор продалась общемировым тиражом 43,1 млн копий (ноябрь 2010-го), что на два миллиона больше, чем, к примеру, суммарное количество автомобилей в России. По состоянию на тот же момент консоль PlayStation Portable (анонсирована 11 мая 2004 года, старт продаж в Японии — 12 декабря 2004-го) продалась общим тиражом в 17,7 млн копий. Результат намного хуже, чем у конкурента, но это все еще на полтора миллиона больше, чем население Казахстана. P.S. На самом деле мы опубликовали эту заметку только затем, чтобы обратить ваше внимание на прискорбный факт: автомобилей в России больше, чем в Казахстане людей. Задумайтесь об этом в следующий раз, когда будете покупать своей кошке очередной «Мерседес». ИнтермальчикФинансовый крах Interplay Вообще-то дела у компании Interplay пошли скверно еще в конце девяностых, вскоре после выпуска Fallout 2. К 2001 году Interplay покинул ее основатель, Брайан Фарго, и с тех пор деятельность компании напоминает не то прожектерство наивного Манилова из «Мертвых душ», не то метания достоевского Митеньки Карамазова. Сначала их акции сняли с торгов. Год спустя руководство компании запросто распустило студию Black Isle (ключевые люди из которой и так ушли еще 5 лет назад, в 1998-м). Ну а в 2004-м выяснилось последнее пикантное обстоятельство — в Interplay оказались неспособны платить за аренду офиса и вынуждены были перенести штаб-квартиру чуть ли не в подвал дома родителей кого-то из сотрудников. Топ-менеджеры распродали кучу интеллектуальной собственности (включая права на Fallout), были званы едва ли не в каждый суд штата Калифорния, но при этом продолжали улыбаться во весь рот, радостно объявляли о работе над Fallout Online (по лицензии, любезно предоставленной Bethesda) и перезапуске Червяка Джима. Все, конечно, крутили пальцами у виска, однако сегодня Interplay все еще жива, почти разделалась с долгами, открыла запись на бета-тест Fallout Online и даже берет под крыло какие-то инди-проекты в рамках программы Interplay Discovery. Мы, в свою очередь, рады уже тому, что они вообще не закрылись: Interplay — одна из последних легендарных компаний из 80-90-х, которая до сих пор находится на плаву, пусть даже в таком полукарикатурном виде. 2005— Международный год микрокредитования — 2005 год стал самым жарким годом за всю историю метеонаблюдений (по данным Института космических исследований им. Годдарда, входящего в NASA) — В Кыргызстане произошла «тюльпановая революция» — Умер Папа Римский Иоанн Павел II — 60 лет со дня победы над фашистской Германией — Иран возобновил ядерную программу — Человек-калькулятор Алексис Лемэр за 70,2 секунды посчитал в уме корень тринадцатой степени числа, состоящего из двухсот цифр
Игра года«Fahrenheit — это отнюдь не «игра года» уровня GTA или там Half-Life 2. Нет, она не хуже. Она — другая. Какая такая магия, какой такой неведомый шаманизм запрятан внутри этой игры — нам, честно сказать, не совсем понятно. Но факт остается фактом: Fahrenheit — как сильнодействующий наркотик. Единожды попробовав маленький кусочек счастья, вы уже не сможете остановиться, пока не проглотите всю доступную дозу» — Александр Кузьменко, «Игрополис» №2/2006 Родились: Age of Empires 3, Battlefield 2, Black & White 2, Call of Duty 2, Civilization 4, Darwinia, F.E.A.R., Forza Motorsport, Grand Theft Auto: San Andreas, God of War, Guitar Hero, Need for Speed: Most Wanted, Psychonauts, Quake 4, Silent Hunter 3, Prince of Persia: Two Thrones, Resident Evil 4, Shadow of the Colossus, Tom Clancy's Splinter Cell: Chaos Theory, «Блицкриг 2», «Мор. Утопия» Скончались: Elixir Studios, Ion Storm, TalonSoft, Titus Software, Troika Games, Working Designs СобытияЯ сам обманываться рад!Анонс PlayStation 3 16 мая 2005 года на конференции E3 в Лос-Анджелесе произошло великое откровение: все три основных платформодержателя анонсировали некстген — то поколение консолей, что сейчас живет и здравствует. Сильнее всего выступила Sony: своей конференцией она шокировала всех настолько, что люди еще целый год ходили с нездоровым блеском в глазах. Японская корпорация битый час показывала цифры и характеристики PlayStation 3, а когда градус напряжения достиг максимума, переключилась на игры. Тут-то аудитория и выдохнула — в ту красоту, что демонстрировалась на экране, в 2005 году поверить было практически невозможно. Особенно поразили зрителей два видеоролика: Killzone 2 и MotorStorm. «Наша консоль в два раза мощнее Xbox 360!» — трепетал от самурайской гордости Кен Кутараги. Позже, правда, выяснилось, что он многое недоговаривал, а иногда и откровенно врал (за что и поплатился работой в 2007-м). Выяснилось, что показанные ролики были подготовлены заранее. А за 4 года жизни у приставки с корнем вырвали: 4 USB-порта, 1 HDMI-выход, 2 разъема Ethernet, кардридер, обратную совместимость с играми для PS2, поддержку Super Audio CD, ОС Linux и несертифицированных геймпадов. Самоуверенность и вранье дорого стоили Sony: старт продаж консоли был очень плохим, и оклематься от ошибок руководства система смогла только в 2009 году. Гадание на трех огняхЗапуск Xbox 360 PlayStation 3 после анонса пришлось ждать еще полтора года, в то время как Xbox 360 ухнул на прилавки уже осенью 2005-го. Первое время на него смотрели с недоверием — живы были еще воспоминания о демонстрации PlayStation 3, да и предыдущая версия консоли, мягко говоря, не стала народной. Но вскоре люди начали понимать, что консоль Sony еще ждать и ждать, а некстген можно увидеть, потрогать и лизнуть прямо сейчас, и продажи пошли в гору. К тому моменту, когда PlayStation 3 все-таки стартовала, у «ящика» была фора в примерно 10 миллионов проданных устройств и внушительная библиотека игр. Продажи тормозило сарафанное радио: отовсюду стали слышны возмущения людей, которым Xbox 360 показал три красных огня. У каждого редактора «Игромании» скончался как минимум один Xbox 360 (а у одного — даже воскрес). По официальным данным, 67% консолей из первых партий были бракованными. Это на 7% больше, чем доля паленой водки в России в 2005 году. А еще Xbox 360 шумел как пылесос на амфетаминах, за возможность играть в онлайне предлагалось (и до сих пор предлагается) платить отдельно, а в России, например, сервис Xbox Live стартовал только в конце 2010 года, притом в сомнительном качестве. Тем не менее это ни в коей мере не лишает Microsoft права первопроходца и не мешает продавать Kinect миллионными тиражами. Не говоря уже о том, что PS3, несмотря на все оплошности Microsoft, по продажам все еще находится в положении догоняющей. Кофе американоСекс в Grand Theft Auto: San Andreas В 2005 году случился один из самых громких скандалов за всю историю игровой индустрии. Простой голландский мужчина Патрик Вайлденборг 38 лет от роду изменил единственный бит в одном из файлов игры Grand Theft Auto: San Andreas и тем самым разблокировал мини-игру, в которой ритмично совокуплялись угловатые негры. Модификацию Патрик назвал Hot Coffee («Горячий кофе»). Что тут началось! На бедную Take-Two с обвинениями накинулись рейтинговые организации, политики, родители, адвокаты, телевидение. Суть претензий сводилась к следующему: так как в игре есть сцены секса (пусть даже к ним нет прямого доступа), ей должен быть присвоен более строгий рейтинг. Самое смешное в том, что эротические сцены и яйца выеденного не стоят: никакой наготы, лишь характерные ритмичные движения. Сама Take-Two от страха повела себя довольно подло — все обвинения она адресовала Патрику, мол, это он добавил спорный контент в игру. Впрочем, сам мододел потом доказал, что ничего он не добавлял и все сцены были в игре изначально, хоть и в закрытом виде. В итоге Take-Two сильно подмочила свою репутацию и понесла огромные убытки из-за судебных издержек и отзыва старого тиража игры для всех платформ. Обменять же коробку добровольно согласились 2676 человек, что составляет примерно 0,01% от всех владельцев игры. Столько же людей на Земле (1 из 10 000) страдают транспозицией (зеркальным расположением) внутренних органов. 2006— Международный год пустынь и опустынивания — 250 лет со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта, 160 — со дня рождения Николы Теслы, 45 — со дня полета Юрия Гагарина в космос — В Багдаде повешен Саддам Хусейн — В Лондоне отравлен полонием-210 бывший подполковник ФБС Александр Литвиненко — Умер Станислав Лем, автор «Соляриса», отец пилота Пиркса и лучший фантаст всех времен — Президент Туркмении Сапармурат Ниязов заявил, что каждый, кто сможет трижды прочитать его книгу «Рухнама» у себя дома вслух, — сразу попадет в рай. Годом позже вышла книга Михаила Елизарова «Библиотекарь», в которой литература обладает схожей мистической силой
Игра года«Dark Messiah of Might and Magic, The Elder Scrolls 4: Oblivion, Gothic 3, Heroes of Might and Magic 5, Company of Heroes, Dreamfall и прочие участники нашей почетной десятки. Все это, безусловно, очень хорошие игры. Но ни одна из них не отстоит ото всех прочих настолько, чтобы вы могли сказать, что она лучшая. Нет прорыва, нет эксперимента, нет, наконец, уникального, феерического игрового опыта. Есть качественное, интересное, продуманное выполнение бизнес-плана» — Олег Ставицкий, «Игрополис» №2/2007 Родились: The Elder Scrolls 4: Oblivion, Prey, Dead Rising, Company of Heroes, Dungeons & Dragons Online, Dreamfall: The Longest Journey, Heroes of Might and Magic 5, Hitman: Blood Money, Medieval 2: Total War, Resistance: Fall of Man, Defcon, Battlefield 2142 Скончались: Headfirst Productions СобытияШестеренки единстваВыход Gears of War и возвращение блудного кооператива В 2006-м режим «игры вдвоем», так высоко котировавшийся на 8— и 16-битных консолях, казался безнадежно утерянным вместе с жанрами beat— и shoot 'em up. Но в ноябре на Xbox 360 вышла Gears of War — игра легкая и довольно короткая (даже в появившейся год спустя версии для PC с ее дополнительными уровнями), но при этом специально заточенная под онлайновый дуэт. Сервис Xbox Live как раз успел набрать силу, и положительные ощущения от кооператива — с голосовой связью, на собственном телевизоре — можно было сравнить разве что с первым прохождением Double Dragon на NES или игровом автомате. За декабрь GoW разошлась тиражом в 3 млн копий и закончила год самой продаваемой игрой всех платформ. Но главное, что с этого момента начнется новая эра кооперативного мультиплеера. Причем не только на консолях: конечный успех Kane & Lynch: Dead Men, Resident Evil 5 и Steam с Left 4 Dead докажут, что даже на PC кооператив — занятие не менее легитимное, чем дефматч и сингл. Луч ненавистиPlayStation 3 и Blu-ray Выход новой консоли Sony с парой эксклюзивных релизов (Ridge Racer 7 и Resistance: Fall of Man) в ноябре — не такое уж значительное событие для 2006-го. Но два года спустя именно PS3 с ее Blu-ray-приводом поможет Sony выиграть битву HD-форматов Первые HD DVD-плееры компании Toshiba появились еще в марте — и стремительно ушли в отрыв по количеству кинорелизов. В июне подоспели придуманные Sony плееры Blu-ray с жалкой горсточкой фильмов. По качеству картинки оба формата ничем не отличались, да и прочие технические спецификации (вроде объема дисков) мало что говорили рядовому пользователю. Хотя Blu-ray-плееры стоили дороже. Sony делала ставку на то, что далеко не все с ходу готовы покупать дорогущие видеоплееры нового формата, поэтому даже при самой высокой цене (в сравнении с прочими консолями) и самых скромных продажах PS3 стала самым дешевым и функциональным HD-плеером на рынке. Ради этой концепции компания пожертвовала многим — и едва не пожертвовала всем. Выход консоли был отложен в силу недостатков в системе защиты привода; одновременный всемирный запуск сорвался из-за нехватки лазерных диодов; PS3 стоила аж 500 долларов, но все равно продавалась с убытком в 200 долларов за штуку. За год Sony потеряла 3 миллиарда — не считая затрат на разработку самой технологии. Окончательно война закончится только через два года. Не последнюю роль в этом сыграет гигантская порноиндустрия, которая поддержит Blu-ray и тем самым фактически гарантирует формату процветание и долголетие (как уже случилось во время войны кассетных видеоформатов Betamax и VHS), но основа для победы была заложена именно в 2006-м. Нунчак счастьяУспех Nintendo Wii Релиз Wii был встречен скептически. Домашними консолями Nintendo не занималась уже четыре года, целиком посвятив себя хендхелдам, а когда новую платформу все-таки объявили, по аппаратным достоинствам это оказался тот же GameCube 2001-го. Да и контроллер — странная комбинация из ПДУ с датчиками движения и «нунчака». Сторонние разработчики быстро смекнули, что с такой графикой и малопонятным управлением особо стараться не надо, и наводнили Wii-рынок откровенной дрянью, изготовленной в сжатые сроки с минимальными бюджетами. Зато консоль очень дешево стоила — 250 долларов (преобразованные в возмутительные 9900 рублей к декабрьскому российскому запуску). Необычное управление сделало Wii идеальным подарком без всяких игр вообще. Достаточно было прилагающейся к консоли Wii Sports, чтобы заставить ребенка, бабушку или гостей на вечеринке размахивать пультом, пока устройство не сорвется с предохранительной петельки на запястье и не улетит в экран телевизора. Действительно первоклассные релизы на Wii встречаются редко и в большинстве случаев делаются силами самой Nintendo. Несмотря на это, даже тараканы в вашей ванной, наверное, знают, что, по данным на 2010 год, Wii — самая продаваемая в мире консоль (76 млн экземпляров) и самая продаваемая консоль Nintendo (NES с ее 62 млн осталась далеко позади). 2007— Международный год дельфина — Хоакин Кортес стал вторым в истории послом цыган в Европейском союзе — Начались продажи Windows Vista — TGV POS стал самым быстрым поездом в мире, разогнавшись до 578,8 км/ч — На дне Северного Ледовитого океана размещен российский флаг как символ того, что именно наша страна первой в мире заплыла так глубоко — 120 лет со дня рождения Василия Ивановича Чапаева — Умер Борис Николаевич Ельцин, первый президент России — Владимир Владимирович Путин стал человеком года по версии журнала Time
Игра года«BioShock кто-то очень ловко прозвал «шутер 2.0», и это крайне меткое определение. Изо всех игр нашей золотой десятки BioShock — самое цельное и законченное произведение. Это зрелая, продуманная работа людей, которые знали, что делают. И джаз, и платья, и плазмиды — все это здесь выглядит не нагромождением, несомненно, приятных элементов, а внятной, стройной концепцией. BioShock, как ни одна другая игра в 2007 году, вплотную подходит к понятию «интерактивное искусство». Тем интересней, что будет дальше» — Олег Ставицкий, «Игрополис» №2/2008 Родились: BioShock, Crysis, Call of Duty 4: Modern Warfare, Command & Conquer 3: Tiberium Wars, DiRT, Forza Motorsport 2, Guitar Hero 3, God of War 2, Half-Life 2: Episode 2, Halo 3, Mass Effect, Portal, Rock Band, Super Mario Galaxy, Team Fortress 2, The Darkness, World in Conflict, S.T.A.L.K.E.R., The Witcher, Uncharted: Drake's Fortune Скончались: Колин Макрей, игра SiN (во второй раз), серия Eastside Hockey Manager, Shiny Entertainment СобытияОпознанный летающий объектВимоут причиняет боль и разрушения Wii на момент запуска была самой дешевой консолью нового поколения на рынке. Но вряд ли кто-то из покупателей мог предположить, что им предстоит потратить гораздо больше денег, чем пресловутые 250 долларов. Вимоут, которым надо усиленно махать во время игры, стал причиной травм и порчи имущества для сотен людей. Увесистый пульт, выскользнув из ослабевших рук, разбивал телевизоры, окна, плафоны на люстрах (осколки падали на играющего и калечили его), пробивал перегородки, уничтожал серванты, посуду... Домашние животные тоже были не в восторге, когда в них со всей силы прилетал странный белый объект. Ну а если пальцы у играющего были цепкие, очень не везло окружающим его людям. Симпатичная девушка, которую вы видите на фотографии, пострадала от рук своего парня, который решил помочь ей победить босса в игре про «Зельду» и так увлекся, что заехал любимой прямо в глаз. Таких примеров — сотни (см. ролики на YouTube по запросу Wii Injuries). Дело даже дошло до коллективного иска в суд от пострадавших. Они обвиняли Nintendo в хлипких ремешках, которые рвались при швырянии пульта. Японский гигант, впрочем, отбрыкался, заявив, что ремешки и не должны защищать вимоут от полета, а служат лишь для того, чтобы пульт мог свободно висеть на руке, пока вы отдыхаете от игры. Но усиленные ремешки все-таки были выпущены. От греха подальше. В связи с утратой доверияУвольнение Джефа Герстмана с GameSpot Джеф Герстман работал на сайте GameSpot с момента его запуска в 1996-м. Он вел свой блог, где каждый понедельник высказывался на актуальные темы, и считался одним из лучших журналистов — его даже привлекали в качестве эксперта далекие от игр СМИ. Однако 28 ноября, несмотря на все заслуги, Джефа вышвырнули из его редакторского кресла. Руководство сайта никак не прокомментировало ситуацию, зато причину увольнения быстро нашли другие журналисты и обычные игроки. Джефу не очень понравилась игра Kane & Lynch: Dead Men — он поставил ей 6 баллов из 10, отметив плохой сюжет, отсутствие онлайнового кооператива, плохую боевую систему и искусственный интеллект. Все бы ничего, но как раз в это время Eidos Interactive, издатель игры, усиленно накачивал GameSpot рекламными деньгами: баннеры с Кейном и Линчем были повсюду. Руководству Eidos не понравилась низкая оценка, оно пригрозило перекрыть деньгопровод, и GameSpot решил ублажить спонсора, уволив нерадивого редактора. Сами сайтовладельцы, когда им предъявили претензии, отказались проводить параллели между увольнением, рекламой и оценкой игре. Свалитьиз.ukАнглийские игроделы бегут из страны В 2007 году Британская ассоциация независимых разработчиков опубликовала отчет, в котором поделилась печальной статистикой: пока в других странах игровая индустрия развивается, в Англии она медленно угасает. Из 400 компаний-разработчиков осталось лишь 150, причем это не результат массовых слияний в более крупные фирмы, а исход студий в континентальную Европу, а то и вовсе за ее пределы. Так, Eidos Interactive открыла новое подразделение в Канаде на 350 рабочих мест, а ее британское отделение сократилось с 800 до 160 человек. Задолго до Eidos свои представительства там открыли Ubisoft и Electronic Arts (EA Canada, кстати, стала самой прибыльной студией по итогам 2006 года). Правительство Австралии выплатило по $310 000 THQ и Atari, открывшим на ее территории свои студии. В Швейцарию переехали штаб-квартиры Electronic Arts и Take-Two. Проблема — высокие налоги. И она не решена до сих пор. Более того, 2010 год даже отметился скандалом на эту тему: появились слухи, что решение не снижать налоги пролоббировала одна из самых крупных игровых компаний в мире. Отметим, что это уже не первый подобный исход из Англии. В 1620 году 102 человека и 2 собаки с корабля «Мэйфлауэр» основали первое английское поселение Плимут в Северной Америке. И посмотрите, что из этого получилось. 2008— 2008 год — Международный год картофеля — Барак Обама был избран 44-м президентом США, а Дмитрий Медведев назначен третьим президентом Российской Федерации — Разразился крупнейший в мировой истории финансовый кризис: спекулятивная экономика не выдержала нагрузки, а нарождающемуся «среднему классу» пришлось на время отложить покупку Ford Focus — Между Россией и Израилем подписан договор об отмене визового режима — В возрасте 102 лет скончался ученый Альберт Хофман, известный миру как создатель ЛСД
Игра года«Несмотря на трехмерность, физику и вид от первого лица, глубоко внутри — это все тот же «Фоллаут», ради которого прогуливалась школа, вралось родителям, сажалось зрение. Это игра, в которую можно уйти за приключениями и не вернуться. Она несовершенна, ей, в отличие от той же GTA 4, можно выкатить объективный список претензий (отсюда наши 9,5, а не 10 баллов). Но любому, кто начинает зудеть по поводу анимации, хочется немедленно двинуть в челюсть и, воспользовавшись некоторым замешательством оппонента, усадить его за компьютер» — Олег Ставицкий, «Игрополис» №2/2009 Родились: GTA 4, Fallout 3, Mass Effect, Left 4 Dead, Mirror's Edge, Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots, Audiosurf Скончались: Sierra СобытияОсвободите помещениеЗакрытие издательства Sierra После «слияния» (по крайней мере, так было заявлено в официальных документах) двух индустриальных мастодонтов — Blizzard и Activision — в структуру под названием Activision Blizzard называть Electronic Arts главной империей зла стало больше не актуально. Сила имиджа велика — как раз начиная с 2008 года в EA стали выпускать все больше свежих и рискованных проектов (см., например, Mirror's Edge), а вот Activision Blizzard... Первым делом они закрыли ранее бывшее на балансе Activision старейшее издательство Sierra, поставив под угрозу еще не выпущенные им игры. Самой заметной из них была Brutal Legend Тима Шейфера, потом шли Prototype, WET, World in Conflict: Soviet Assault, Chronicles of Riddick: Assault of the Dark Athena, Ghostbusters: The Video Game и еще несколько тайтлов масштабом поменьше. Из всего этого списка Activision Blizzard оставили себе только Prototype, выбросив остальные игры на мороз (потом их все-таки подобрали другие издатели). Впоследствии руководство Activision Blizzard делало все, чтобы укрепить заработанную непосильным трудом репутацию: судебные процессы с Тимом Шейфером, запрет на выпуск некоммерческого продолжения давно никому не нужного King's Quest (потом эта ситуация все же разрешилась) и увольнение в качестве самого действенного приема по работе с персоналом. Выводы видны невооруженным глазом: фактически у Бобби Котика и его песиков на руках осталась всего одна приличная и одновременно коммерчески успешная серия — Call of Duty. Последние Guitar Hero и DJ Hero, напомним, продались совсем уж стыдными тиражами. Имеем право на адвокатаДжека Томпсона лишили адвокатской лицензии Джек Томпсон, адвокат из солнечной Флориды, всю жизнь с чем-нибудь боролся: в начале 90-х он боролся с рэп-исполнителями, по чьим не совсем приличным текстам дети из гетто учили английский, а в 2000-х — особенно громко — уже с видеоиграми. Именно благодаря ему американские политики, включая Хилари Клинтон, узнали заветную аббревиатуру GTA, которая на их язык переводится как «я дурак и ничтожество, но если я буду на каждом углу кричать о вреде жестоких видеоигр для детей, то меня начнут слушать». Именно благодаря ему игровая индустрия получила своего лучшего антигероя (сейчас его место занял Бобби Котик) и повод для колких насмешек. Именно он породил тучу подражателей, ищущих дешевой популярности: такие (хоть и с сильным опозданием) нашлись даже в консервативной Государственной думе РФ. Но 25 сентября 2008 года все закончилось — Флоридский суд лишил горе-адвоката лицензии за то, что тот занимался ерундой и портил имидж всей профессии. Впоследствии Томпсон даже пытался подавать в суд на Facebook (администрация социальной сети не стала удалять посты, порочащие его достоинство), но у этого противника и своих джековтомпсонов хоть вагонами грузи. У нас же он был первым, за что помним и любим до сих пор. Куда уехал циркКризис крупнейших игровых выставок 2008 год запомнился кутерьмой в мире игровых выставок. Лос-Анджелесская E3 из обычного царства порока и мировых премьер превратилась в скучную экспозицию тракторного оборудования под названием E3 Media and Business Summit и, как результат, собрала всего 5000 посетителей. Планировалось, что, когда под ногами не путаются случайные люди и фотомодели, прессе будет проще работать, а разработчикам — показывать игры. Но такой формат не понравился никому, ведь E3 — это прежде всего шоу, а для заключения сделок и произнесения умных речей существует GDC. Для обычных игроков организаторами была придумана E for All, но и она просуществовала всего два года, так как столкнулась с отсутствием интереса у издателей (осенью их умы приковывала европейская Games Convention), прессы (для нее две E3 за год было как-то многовато) и, как следствие, нехваткой посетителей (их набралось всего 18 тысяч против 60-70 на обычных E3). Лихорадило в 2008 году и Германию, где за право проведения крупнейшей игровой выставки Европы спорили сразу две компании: Bundesverband Interaktive Unterhaltungssoftware из Кельна и лейпцигская Leipziger Messe. Победил Кельн — BIU удалось переманить всех крупных издателей к себе на gamescom, а Лейпциг с тех пор ежегодно принимает у себя выставку браузерных, казуальных и онлайновых игр, которая, как вы понимаете, журналистам и даром не нужна. 2009— Международный год природных волокон — Разразилась «молочная война» между Россией и Белоруссией (завершилась вничью) и газовый конфликт между Россией и Украиной (время от времени вспыхивает до сих пор) — Финансовый кризис 2008 года добрался до Исландии: произошел крах исландского правительства и банковской системы, премьер-министр Гейр Хилмар немедленно уходит в отставку — 22 января конголезский повстанческий лидер Лаурент Нкунда захвачен руандскими вооруженными силами в ходе попытки пересечь границу Руанды — Умер Майкл Джексон, король поп-музыки
Игра года«Продолжительность — одновременно и главная проблема подобных игр. Чем старше мы становимся, тем тяжелее находить время для любимого жанра. Обычно приходится выбирать между одной ролевой игрой и десятком не менее хороших, но более коротких проектов. И главное игровое счастье 2009 года в том, что между Dragon Age: Origins и чем-то еще выбирать не пришлось. В этом году было ровно столько достойных игр, сколько нужно, и на новый шедевр BioWare нашлось время почти у всех, кто не прокачивался до 70-го уровня десятого престижа в Modern Warfare 2 и не высаживал плантации цветков для борьбы с зомби» — Олег Ставицкий, «Игрополис» №2/2010 Родились: Batman: Arkham Asylum, Dragon Age: Origins, Left 4 Dead 2, Braid, Forza Motorsport 3, Call of Duty: Modern Warfare 2, Need for Speed: Shift, Red Faction: Guerilla Скончались: 3D Realms СобытияТеперь и в 3D!Закрытие 3D Realms За сотрудников закрывшейся в мае 2009 года студии 3D Realms можно только порадоваться — в конце концов, люди десять лет жизни занимались любимым делом (потихоньку разрабатывали Duke Nukem Forever и играли в World of Warcraft) и, возможно, даже получали за это деньги. Только вот эти самые деньги закончились у них в самый неподходящий момент — когда «Дюк» был уже почти готов. После этого началась не самая красивая страница в истории игры и студии: издатель Take-Two пытался отсудить у 3D Realms потраченные на разработку $12 млн и получить на руки исходный код Duke Nukem Forever. Джордж Бруссард, сооснователь 3D Realms, утверждал, что не видел никаких денег, поскольку сам вложил в DNF $20 млн. Но даже эта чехарда не помешала Дюку остаться в живых — как теперь известно, помощь пришла со стороны Gearbox Software, которая выкупила права на франчайз и продолжила разработку. Бухта радостиПриговор основателям The Pirate Bay Временное закрытие шведского национального торрент-трекера The Pirate Bay и предшествующий ему судебный процесс против его основателей в какой-то степени предвосхитили российские события 2010 года вокруг Torrents.ru. Только в Швеции удалось не просто прикрыть серверы трекера (это The Pirate Bay проходил еще в 2006-м), но и усадить его владельцев на скамью подсудимых. Трое основателей — Готфрид Свартхольм Варг, Фредерик Нейж и Петер Сунде Колмисоппи — явно были идейными поборниками пиратства и устроили из судебного процесса настоящее шоу: приходили в зал суда с ноутбуками и прямо оттуда поднимали «упавший» трекер. В итоге всех троих все-таки приговорили к одному году тюрьмы и выплате штрафа размером $3,58 млн в пользу и без того небедных правообладателей. Самое интересное, что после неудавшейся попытки продажи трекер продолжает функционировать и поныне, сменив одну технологию обмена файлами на другую. Не век в девках ходитьЯпонцы купили Лару Крофт Лара Крофт — последняя национальная гордость Британии (за исключением, пожалуй, честного имени Виндзорской династии и прав на творчество The Beatles), еще не принадлежащая иностранцам, была куплена японским издательством Square Enix. Кроме того, японцам достались и предыдущие владельцы Лары — издательство Eidos, которое сто лет в обед как не выпускало ни одной успешной (или хотя бы просто хорошей) игры и поэтому было вечно убыточным. В отличие от «свадьбы» Activision и Blizzard, это слияние прошло на удивление безболезненно для игр компании: с тех пор даже успела выйти первая хорошая игра про Лару Крофт, а на подходе уже третья часть Deus Ex, ролики для которой делают... создатели серии Final Fantasy. 2010— Международный год биоразнообразия — Математический институт Клэя присудил Григорию Перельману премию в размере $1 млн за доказательство гипотезы Пуанкаре, однако математик отказался от приза, мотивировав это тем, что не согласен с решениями организованного математического сообщества — Вскоре после празднования пятилетия событий Первой Киргизской Революции ее бывшие идеологи, недовольные своим нынешним положением, инициируют Вторую Киргизскую Революцию — Взрыв на нефтедобывающей платформе Deepwater Horizon приводит к одной из крупнейших техногенных катастроф и (по версии создателей сериала South Park) пробуждению Ктулху
Игра годаЗа минувшие десять лет вышло 120 номеров журнала «Игрополис». За это время мы несколько раз сменили формат, объем, бумагу, дизайн, место жительства и редакционный состав. Неизменным осталось одно — наша любовь к играм, которые за это время стали только лучше и интереснее. Лишним подтверждением этому станет подведение итогов последнего года в этой декаде, которое по традиции состоится в следующем, февральском номере. Оставайтесь с нами, не переключайте журнал. Искренне ваша, редакция «Игромании». Родились: Bayonetta, Mass Effect 2, BioShock 2, Heavy Rain, God of War 3, Metro 2033, Alan Wake, Red Dead Redemption, Final Fantasy XIII, Tom Clancy's Splinter Cell: Conviction, The Settlers 7: Paths to a Kingdom, Super Mario Galaxy 2, StarCraft 2, Mafia 2, Halo: Reach, Civilization 5, Fable 3, Fallout: New Vegas, Vanquish, Call of Duty: Black Ops, Assassin's Creed: Brotherhood, Need for Speed: Hot Pursuit, Gran Turismo 5 Скончались: Budcat Creations СобытияПросвещенный абсолютизмРоссийская власть обратила внимание на видеоигры. Снова Разразившийся в конце 2009 года мини-скандал вокруг Modern Warfare 2 (в центре событий — уровень No Russian, в котором дозволялось убивать гражданских лиц в российском аэропорту) привел к тому, что действующая власть в очередной раз обратила свое внимание на видеоигры. Еще в конце апреля Дмитрий Медведев отметил, что Россия должна поддерживать собственные разработки, а не полагаться на иностранные. В Минкомсвязи с главой государства охотно согласились и уже через неделю попросили выделить 500 млн рублей на создание шести серий военных игр-симуляторов. То, как отечественная индустрия тратит деньги в современных условиях, наглядно продемонстрировала майская Конференция разработчиков игр, на которой одних только «веселых ферм» набралось не на один веселый колхоз. Утешает то, что по задумке Минкомсвязи за реализацию интерактивно-патриотического проекта должна была отвечать компания «1С», с тех пор анонсировавшая ровно одну крупную игру соответствующей тематики — «Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию», которая уже не первый год вполне успешно разрабатывается без казенных миллионов. На наш взгляд, это лишний раз подтверждает, что для создания хороших игр в России достаточно невмешательства государства, а федеральные субсидии нужны разве что проектам вроде «Боец С.О.Б.Р.» и «Боец спецназа ФСКН России». Я уважаю пиратаЗапрет видеоигр в Сомали 28 января 2010 года сомалийская исламистская группировка «Хезб аль-Ислам» запретила на подконтрольных им территориях видеоигры. Совсем. «Видеоигры созданы так, чтобы способствовать разрушению традиций нашего общества» — так говорится в послании шейха Мохаммеда Омара, главного пропагандиста группировки. Очевидно, говоря о традициях, Мохаммед Омар имел в виду пиратство, которое стало главным источником дохода для многих жителей Сомали, с тех пор как государственность на этой территории фактически исчезла. Ранее бдительные поборники нравственности уже запретили спорт и кинематограф, так что у подрастающего поколения фактически не осталось развлечений, кроме религии и войны. Стоит отметить, что со времен запрета количество громких нападений пиратов на международные суда в целом стало меньше, чем в минувшие годы, однако едва ли в этом есть хоть какая-то заслуга группировки «Хезб аль-Ислам». Теперь и сегодня — вчераИгры следующего десятилетия В последней новостной заметке этого материала позвольте в двух словах обозначить, что ждет игровую индустрию в самом ближайшем будущем. На начало декабря 2010 года Microsoft отрапортовала о 2,5 млн проданных Kinect. В то же время Sony заявила, что отгрузила в розничные сети (но еще не распродала) почти вдвое больше устройств PlayStation Move. Вместе с этим второго декабря (то есть одновременно со сдачей этого номера «Игромании» в печать) в продажу в США поступят первые консоли OnLive. И вот тут мы, друзья, находимся буквально на пороге будущего: если Microsoft утверждает, что для комфортной игры пользователю не требуется геймпад, то Стив Перлман и его команда, напротив, считает, что геймпад нужен, а вот консоль — уже не обязательна. Первые рецензенты соглашаются с Перлманом далеко не единогласно: хотя положительных отзывов более чем достаточно, некоторые критики указывают на нестабильную скорость отклика (лаг составлял от 40 до 200 миллисекунд) и качество видео. Однако мы считаем нужным заметить, что предыдущей командой чудаков, которые взялись доставлять пользователям игры напрямую, минуя магазины, была компания Valve, а их нелепый черно-серый сервис назывался Steam. Уже тортНаш небольшой экскурс в историю не был бы полным без небольшой коллекции самых доставляющих интернет-мемов, так или иначе связанных с играми. За прошедшие десять лет свой вклад во всемирную копилку цифрового бреда внесли все. И форумные тролли, и обычные игроки, и даже главы крупных корпораций. В этой небольшой заметке мы постарались отобрать для вас самые жирные лулзы. Только одно примечание: мы намеренно не стали собирать здесь все известные мемы вроде All your base are belong to us, подвигов Лероя Дженкинса или шуток про пирог в Portal. А старались отобрать самое смешное и душевное. Поехали! P.S. Буквы в заголовках любезно позаимствованы с сайта lurkmore.ru. Со вкусом крабеНа выставке E3 2006 по полной программе опозорилась Sony. Ее конференцию иначе как жалкой назвать было нельзя. Но нет худа без добра: за два часа родилось сразу несколько мемов, главным источником которых стал Билл Рич, продюсер игры Genji: Days of the Blade (средняя оценка прессы — 5,5 балла). Сказал он буквально следующее: «Genji — это игра, основанная на японской истории, на битвах, которые действительно происходили в древней Японии <...> И вот тут на вас нападает Гигантский Вражеский Краб! Вы должны перевернуть его на спину и атаковать его слабую точку для большого урона». Также в качестве одной из особенностей игры он упомянул «смену оружия в реальном времени». Вот так фразы Giant Enemy Crab и Massive Damage стали народными («real-time weapon change» как-то не прижилась) и потом не раз использовались при виде любого, даже не гигантского вражеского краба. Образ появлялся и в других играх в качестве пасхалок. Например, в Patapon для PSP один из боссов был как раз гигантским вражеским крабом. А в Scribblenauts для DS его можно было вызвать для прохождения одного из уровней. На конференции Sony прозвучало еще несколько заразительных фраз («Riiiiidge Raceeerrrr!»), но их мы предлагаем оценить самостоятельно, посмотрев на YouTube видео под названием «Sony e3 2006 Press Conference in 1 minute». Гном NOM NOM NOM31 октября 2004 года появился Гном — или Гнум, как его позже прозвали. В этот знаменательный день человек с ником Asci создал на форуме gamedev.ru тему с заголовком «Зацените Гнома». Внутри оказалась жуткого качества трехмерная модель дварфа, а заодно и места, «где он живет». Автор просил не ругать его слишком сильно, а то «обидно будет». Наверное, он и сам не предполагал, что прославится на весь рунет. Модель гнома, конечно, получилась ужасной с технической точки зрения, но что-то в ней было такое душевное, родное и близкое, знакомое всем жителям нашей страны. Автор, не побоимся этого слова, в низкополигональной модельке отразил всю суть России вообще и российской игровой индустрии в частности. И от этого делается как-то не по себе. Гном потом появился в бесчисленных фотожабах, нескольких играх, стал неофициальным символом сайта gamedev.ru, а тема с его обсуждением до сих пор (спустя шесть лет!) жива и обрастает новыми комментариями. Присоединиться можно здесь: www.gamedev.ru/art/forum/?id=5592. И животноводство!Журналисты тоже иногда становятся героями мемов. В 2003 году на выставку E3 сайт IGN заслал десант из четырех игрожуров. Nintendo показывала им какую-то новую игру про Пакмена. Парни на презентации откровенно скучали, что и заснял на пленку неизвестный фотограф. В следующем году той же четверке с IGN на той же выставке та же компания Nintendo показывала новую игру из серии Zelda — реакция журналистов оказалась куда более бурной! Дальше дело техники. Кто-то заметил сходство между двумя фотографиями, поставил их рядом — и вот уже готов свежий мем. Люди начали тысячами делать мини-комиксы из четырех кадров вроде того, что вы видите неподалеку. Схема простая: на первом кадре показывается что-то скучное, на втором — реакция четверки журналистов, на третьем — скучное превращается в крутое, на четвертом — эйфория! Если вы еще не видели подобные креативы, погуглите по ключевым словам «Gaijin 4Koma» — хорошее настроение гарантировано. КамвхораКогда президенты больших корпораций стараются показать свою близость к народу, из них получаются отличные мемы. Догадались, о ком речь? Конечно же, о Стиве Балмере! Глава всея Microsoft иногда ведет себя на людях так, как не рискуют вести себя даже многие менеджеры среднего звена. Вирусные видео с участием этого эксцентричного человека собирают миллионы просмотров на YouTube. Впервые Стив там отметился в 2001 году. Минутный ролик под названием «Steve Ballmer going crazy» показывает, как на одной из конференций Microsoft пузатый лысый мужичок прыгает по сцене как обезьяна, визжит фальцетом и пытается завести зал. И у него получается! А в другом видео (ищите по названию Steve Ballmer — Developers) потный, как будто только из спортзала, Балмер секунд десять как заведенный повторяет «developers, developers, developers» («разработчики, разработчики, разработчики»), таким образом демонстрируя любовь своей корпорации к, понятно, разработчикам. Одним словом, то ли он человек без комплексов, то ли прилетел к нам с другой планеты на одном корабле с Жанной Агузаровой. Интернет от детей тупеетВ 2006 году в интернете появилось видео очень злого немецкого мальчика, который пытается во что-то поиграть на компьютере. Парень орет как резаный, лупит клавиатуру об стол, издает нечленораздельные звуки и, кажется, вот-вот скончается от кровоизлияния в мозг. Суть такова: компьютер тормозит и долго загружает Unreal Tournament (парень бесится), а когда игра запускается и героя убивают, у него вообще начинается истерика. Позже выяснилось, что все это — постановка, а парень — отличный актер. Этим видео он хотел привлечь внимание к ситуации с играми в Германии. Там, если кто не знает, власти тотально запрещают продавать чересчур кровавые игры из-за их дурного влияния на детей. Видео находится на YouTube по ключевым словам «Crazy German Kid». Оно стало настолько популярным, что породило десятки ремиксов и смешных переводов на английский. Самый гениальный и смешной ремикс ищите по названию Angry Classical Music. У немецкого мальчика нашелся и англоговорящий последователь. В 2009 году появилось видео с реакцией игрока на удаление аккаунта в World of Warcraft его мамой. Видео снял и залил брат несчастного. За полторы минуты подросток замучил одеяло, сходил в стенной шкаф (говорят, в Нарнию), разделся до трусов и выбесился по полной программе. Скорее всего, видео тоже постановочное (хотя доказательств нет), но менее смешным оно от этого не становится. Ищите по ключевым словам «Greatest freak out ever (ORIGINAL VIDEO)». Ролик посмотрели уже 37 миллионов человек. За ними будете. Расово верныйВ 2007 году у японских создателей модов появилась новая забава: создавать уровни для игры Super Mario World, которые проходят сами себя. Дизайн этапов таков, что Марио сам, без помощи игрока, двигается в нужном направлении, как бы играя сам в себя. Талантливые люди тут же начали соревноваться между собой, кто сделает уровень позаковыристее. Вскоре этот вид времяпрепровождения эволюционировал: прохождение стали накладывать на музыку так, чтобы игровые звуки совпадали с нотами композиции. Эту тему чуть менее чем полностью раскрывает видео по адресу www.youtube.com/watch?v=Xz0PaPpmGa (название приводить бесполезно, так как в нем одни иероглифы). Вообще, японцы очень творческие люди и очень любят Марио. В 2006 году они портировали на PC музыкальный редактор из обучающей игры Mario Paint (изначально вышла на Super Nintendo). Он обрел гигантскую популярность в Японии, а позже и западные композиторы стали создавать ремейки хитов при помощи такого, в общем-то, примитивного инструмента. Один человек даже умудрился скопировать эпичнейшую металлическую балладу Through the Fire and Flames группы Dragonforce. Ищите ее по названию «Mario Paint — Through the Fire and Flames — Dragonforce». А вообще, подобных, с позволения сказать, каверов на YouTube полно. Тысячи их. Призвали к ответуПо просьбе «Игромании» неслучайные люди из игровой индустрии рассказывают, чем им запомнилось минувшее десятилетие. Тони Уоткинс, директор EA RussiaЛичный топ-5 десятилетия 1. World of Warcraft 2. The Sims 2 3. GTA 3 4. Серия Battlefield 5. Black Главное событие десятилетия Производство социальных игр бешеными темпами. Главная ошибка/разочарование десятилетия PSPgo. Что еще Лично для меня главное воспоминание десятилетия — что я пришел работать в EA и познакомился с целым новым миром видеоигр! Раньше-то я только игровые автоматы видел. Дмитрий Гусаров, глава Katauri InteractiveЛичный топ-5 десятилетия 1. Puzzle Quest 2. Ragnarok Online 3. World of Warcraft 4. Final Fantasy X, XII 5. Battlefield Главное событие десятилетия Переход от сингл-игр к онлайну во всех жанрах. Главная ошибка/разочарование десятилетия Случилось просто огромное количество всяких провалов в онлайне, главного и нет. Hellgate: London, Tabula Rasa, Auto Assault, Age of Conan, Final Fantasy XIV. Что еще Было много как хороших игр, так и очень плохих. Игры стали гораздо красивей, чем игры девяностых годов. Но, увы, игры стали гораздо тупее, т.к. теперь создаются для казуальной аудитории. Сергей Галенкин, директор по маркетингу «1С-СофтКлаб Украина»Личный топ-5 десятилетия 1. World of Warcraft 2. Дилогия Uncharted 3. Team Fortress 2 4. Left 4 Dead 5. Трилогия God of War Главное событие десятилетия Главный тренд декады — социализация игр. Начался массовой гонкой за EverQuest, продолжился убийцами World of Warcraft, перерос в игровые социальные сети (Steam, Xbox Live), игры в социальных сетях (FarmVille) и продолжается интеграцией реальной жизни с виртуальной (Real ID в World of Warcraft и StarCraft 2, когда игра рапортует о друзьях из Facebook, играющих во что-то прямо сейчас). Главная ошибка/разочарование десятилетия Главное разочарование: игры так и не смогли перейти на следующий уровень. Мы верили, что в начале ХХI века их будут воспринимать как книги и кино, что они смогут заставить смеяться, плакать и задумываться. Не получилось, игры как-то незаметно сосредоточились на двух полюсах. С одной стороны — изобилующие убийствами развлечения для подростков и лиц, к ним приравненных, с сюжетами на уровне русского фэнтези (за редкими исключениями). С другой — игры для домохозяек и негеймеров, вроде Wii, казуалок «найди предмет на картинке» и бесконечных ферм. Что еще Несмотря на то, что «повзрослеть» у игр не получилось, они все-таки смогли занять свое место рядом с другими развлечениями: консоль есть в двух третях американских семей, а по времени и частоте использования приставки потихоньку приближаются к телевизорам. Виктор Кислый, директор Wargaming.netЛичный топ-5 десятилетия 1. Civilization 4 2. Call of Duty 4: Modern Warfare 3. World of Warcraft 4. Half-Life 2 5. Napoleon: Total War Главное событие десятилетия В то время когда многие аналитики прогнозировали сметь PC-играм — они взяли, да и выстрелили. Триумфальное возвращение случилось в связи с тем, что разработчики и издатели перебрались в онлайн. Именно здесь осталась возможность избежать пиратства и не нести огромные убытки. Главная ошибка/разочарование десятилетия Прекращение функционирования после двух с половиной месяцев работы многопользовательского шутера All Points Bulletin. Что еще За последние 10 лет игровая индустрия прошла путь от условно-зачаточного состояния до крупнейшего поставщика развлекательных сервисов, опередив на голову кино и музыку. Наконец, у большинства игроков сложилось четкое представление о том, что для домашних развлечений необходима отдельная специализированная платформа, в связи с чем мы все стали свидетелями войны производителей контроллеров. Кто победит — еще станет известно в будущем: возможно, свежеиспеченные Kinect и Move смогут вытеснить платформы прошлого. Что касается жанровой составляющей, то минувшая декада стала не только кладбищем для пошаговых стратегий и стратегий в реальном времени, но и площадкой для рождения мегапопулярного многопользовательского сегмента. Рост интернет-индустрии устремил все больше людей в онлайн, а мировые игроделы, стараясь не отставать от моды, предлагают игрокам онлайн-проекты с сильно развитой социальной системой. В целом десятилетие доказало, что игры шаг за шагом выбираются из своего тёмного компьютерного угла и превращаются во что-то, во-первых, более активное, а во-вторых — понятное большему числу людей. Александр Кузьменко, глава Games.mail.ruЛичный топ-5 десятилетия 1. Half-Life 2 2. Mass Effect 3. Max Payne 4. Guitar Hero 5. Call of Duty 4: Modern Warfare Главное событие десятилетия Выход игры World of Warcraft — это самое главное событие новейшей игровой истории. Конечно, до этого была Ultima Online, EverQuest и десятки менее известных игр, но именно после «Варкрафта» все и началось. Эта гениальная игра навсегда изменила мир, заставив миллионы людей по-настоящему верить в то, что мир с другой стороны монитора куда реальнее настоящего. Выход этой игры начал необратимую цепную реакцию: по большому счету без WoW не было бы ни бума азиатских ММО, ни социальных игр, ни всего того, что называется в наши дни игровой индустрией. Главная ошибка/разочарование десятилетия Выход Wii, самой популярной консоли текущего поколения, сложно назвать провалом — наоборот, это чуть ли не самый крупный успех компании Nintendo и однозначный лидер в гонке современных игровых платформ. Напичканная электроникой прошлого века и удивляющая «революционным контроллером», который революционен не больше, чем пульт для переключения каналов телевизора, Wii нашла свое место в сердцах людей, для которых игры — это не Call of Duty, и даже не Mario, а WiiSports, Wii Fit и другие «тренажеры для похудения». И в этом не было бы ровным счетом ничего плохого, если бы все без исключения остальные участники индустрии вдруг резко не кинулись делать «как у Nintendo». Чем это закончилось, вы и сами видите. Что еще У любого человека, кто интересуется играми не первый десяток лет, рано или поздно пропадает всякое желание делать прогнозы на будущее. В восьмидесятые игры были совсем не такими, как в девяностые, а в двухтысячные игровая индустрия изменились сильнее, чем за всю предыдущую свою историю. Могли ли мы десять лет назад всерьез говорить о 90-миллионной аудитории «Любимой фермы», если десять лет назад не существовало даже такой штуки, как Facebook? Что будет дальше — непонятно и непредсказуемо, а поэтому — дико интересно. Олег Ставицкий, приглашенный интеллигентЛичный топ-5 десятилетия 1. Shadow of the Colossus 2. Flower 3. Portal 4. Rez 5. Bloom HD Главное событие десятилетия По-моему, произошло два очень важных перелома. Во-первых, легализация маленьких скачиваемых игр (будь то аппы для айфона или игры для XBLA/PSN). То есть под игрой больше не понимается многогигабайтная гаргантюанская штуковина, которую делали пять лет. Во-вторых, сформировалась и прекрасно себя чувствует инди-культура компьютерных игр. Два этих события вместе привели к тому, что у нас, наконец, появилось две системы, как в кино: большая, студийная — и маленькая, независимая, гаражная. Как это обычно бывает, маленькая питает большую идеями, а большая маленькую — деньгами. Так что поток новых идей наладился, и за индустрию в целом спокойно: свой Дэвид Линч, способный на студийные деньги снять авторское кино, у нас обязательно появится. Главная ошибка/разочарование десятилетия Несмотря на все старания аниматоров, шейдеры, motion capture глазных яблок, синхронизацию речи и прочую технологическую бурду, поцелуй двух компьютерных персонажей на экране по-прежнему вызывает животный ужас и отвращение. Это какие-то два полированных бревна, которые тыкаются губами друг в друга, издавая при этом пугающие чавкающие звуки. У нас все еще нет нормальной мимики, мы все еще не умеем брать крупные планы так, чтобы лицу на экране можно было верить. Проще говоря, взрослая драма, построенная на актерской игре, в компьютерных играх все еще невозможна. Именно поэтому (а также потому, что там глупый надуманный сценарий и диалоги из плохого венгерского порно) так невыносимо смотреть на Heavy Rain, которая мнит себя авторским триллером. В общем, если совсем просто, то разочарование года — это, наверное, вера в то, что Дэвид Кейдж — это первый серьезный европейский auteur от мира компьютерных игр. Что еще (Олег не счел нужным добавлять что-то к сказанному выше, но это не значит, что у него закончились злые и обличительные мысли и истории из жизни панд. — Прим. «Игромании») Крис Тейлор, руководитель Gas Powered GamesЛичный топ-5 десятилетия 1. Battlefield 1942 2. Серия LEGO 3. Montezuma 4. Серия Pikmin 5. Plants vs. Zombies Главное событие десятилетия Что-то между социальными играми для Facebook и играми для iOS. Аудитория все растет, игры становятся сложнее, но теперь они как никогда доступны. Я подозреваю, в следующем десятилетии этот рынок еще ударит. Главная ошибка/разочарование десятилетия Я не знаю, могу ли выделить что-то одно. Я наблюдал эволюцию бизнеса: что-то растет, что-то наоборот. В индустрии появилось много всего нового: 3D, контроллеры с датчиками движения, облачные вычисления. И мы не знаем, что со всем этим станет, можем только догадываться. Я думаю, оглядываясь назад, можно сказать, что главной ошибкой был весь этот традиционный большой бизнес видеоигр… Но разве это так важно? Это часть жизни! Важно — что будет дальше. Что еще Мне кажется, последние 10 лет были довольно крутыми. Мы увидели, как консоли напрямую конкурируют с РС-играми и где-то побеждают, но, думаю, все дело в том, что поддерживать ПК для многих стало слишком накладно. Надеюсь, компьютеры еще догонят всех благодаря онлайну и вернут лидерство. Деньги бы я поставил именно на них! Рон Гилберт, начальник Тима ШейфераЛичный топ-5 десятилетия 1. World of Warcraft 2. Limbo 3. Animal Crossing 4. Deathspank («Да-да, это бесстыдный пиар!» — Рон Гилберт) 5. — (очевидно, Гилберту в этом десятилетии понравилось всего четыре игры. — Прим. «Игромании») Главное событие десятилетия XBLA. Этот сервис открыл дорогу маленьким загружаемым играм, которые могут перевернуть индустрию. Главная ошибка/разочарование десятилетия Игры для Facebook. Что еще Зачем русские бандиты носят треники? Никогда этого не понимал. |