Вход в систему
Последние статьи
Самые комментируемые статьи
iPad как центр Вселенной... и игровая платформаАвтор: Александр Башкиров
Полный текст
Этой весной выходит самое новое и самое игровое устройство компании Apple. Будем ли мы играть на планшетах в ближайшие два-три года? 27 января 2010 года на презентации Apple в Сан-Франциско в руках главного исполнительного директора компании Стива Джобса мир впервые увидел iPad. По версии Джобса, это «волшебное и революционное устройство», выход которого изменит правила игры на рынке мобильных и домашних компьютеров. По версии многочисленных критиков, это большой iPod Touch — MaxiPod, если хотите. Пока социальные сети зубоскалят по поводу названия (забавный факт: слова iPad и iPod, произнесенные с бостонским акцентом, звучат абсолютно одинаково), одни журналисты рассуждают о перспективах планшетных PC, другие — о возможностях планшетных мобильных устройств, а независимые разработчики судорожно переделывают свои приложения для App Store под большой экран, у нас есть время оглянуться по сторонам и попробовать определить место iPad в мире видеоигр — да и вообще в мире. Цена вопроса
Джобс на презентации всячески старался подчеркнуть тот факт, что Apple теперь — преимущественно мобильная компания. Стабильные продажи ноутбуков, iPhone и iPod привели к тому, что Apple сейчас — более крупный производитель мобильных устройств, нежели Sony, Samsung или Nokia. И iPad, что ни говори, — устройство мобильное. Но если трезво взглянуть на его тактико-технические характеристики, все оказывается не так просто... Размер экрана — 9,7 дюйма по диагонали (с разрешением 768х1024 пикселей и соотношением сторон 3:4), размер всего устройства — 24,2 на 19 сантиметров, толщина — 1,3 сантиметра, вес — 730 граммов (дорогая модель с Wi-Fi и 3G). В общем, по размерам это не MP3-плеер, а внушительная книжка в твердой обложке объемом в 1000 страниц. Габариты не слишком игровые — в карман такую штуку не засунешь при всем желании, в толчее метро или стоя в автобусе не поиграешь. Для iPad нужна спокойная обстановка, две (как минимум) свободные руки, а еще лучше стол и специальная подставка. Следующий момент — цена. Если рассматривать iPad как мобильное игровое устройство, то он соревнуется с Nintendo DSi (10 500 рублей в России, $165 в мире), PSPgo (11 000 рублей или $249) и iPhone 3GS (30 000 рублей или $299), не говоря уже о младших, более дешевых моделях этих платформ. Если взглянуть на iPad как на полудомашнюю игровую платформу, то среди его конкурентов — Nintendo Wii (15 000 рублей или, пардон, $199), Xbox 360 (9500 рублей или $199) и PlayStation 3 (14 000 рублей или $299).
Самый дешевый вариант iPad (без 3G и с 16 Гб памяти) будет стоить $499 в США, ну а в России, с оглядкой на iPhone 3GS и прочую продукцию Apple, за младшую модель придется отдать никак не 15 000 рублей, а, скорее, около 50 000. Ради игр такие деньги выкладывать мало кто согласится — лучше сразу купить Xbox 360, PS3, PSPgo и продолжать потреблять продукцию из App Store на стареньком iPhone. Легко поверить, что планшет Apple — отличное устройство для веб-серфинга (на iPhone, при всех его достоинствах, пролистывать веб-страницы мучительно). Еще на iPad будет удобно читать книжки — отдельные журналисты даже рассматривают это как основную функцию устройства, а Apple открывает магазин iBook Store, в котором будут продаваться электронные книги (по 500 рублей за экземпляр), газеты и журналы. Планшет удобен для просмотра фотографий и видеороликов — собственно, в продаваемых в iBook Store газетах видеоролики будут встроены прямо в виртуальные полосы (а газета The New York Times уже успела продемонстрировать официальный ридер для чтения их мультимедийного издания на iPad). Печатная пресса беспокоится насчет скорой гибели бумажных газет и журналов; на главном технофоруме Силиконовой долины (ChurchillClub.org) вовсю идет обсуждение темы «Журналистика после окончания эпохи печати», и в скорой смерти печатных СМИ обвиняют прежде всего iPad и AmazonKindle.
На самом деле, конечно, это не смерть, а перерождение («Игрополис», например, хоть сегодня готова выходить в PDF-формате). Не хватает единого устройства, универсального ридера, под который бы форматировалась и затачивалась вся виртуальная пресса. Но рано или поздно это произойдет: в страницы игровых журналов будут встраиваться тысячи скриншотов и ролики из игр, в газетные полосы — подкасты, статьи будут распространяться по подписке, а новости — мгновенно поступать на устройство сразу после публикации. Хотя как устройство для чтения iPad тоже дороговат... Билл Гейтс, который десять лет назад лично продемонстрировал человечеству первый в мире планшетный PC (см. врезку о предшественниках iPad), высказался об iPad достаточно презрительно: «Я верю в мультитач, верю в устройства для электронного чтения, но мне все еще кажется, что таким устройствам нужны голосовой интерфейс, стилус и физически осязаемая клавиатура, — другими словами, это должен быть нетбук». Как видите, Гейтс тоже счел iPad электронной читалкой — или просто не захотел записывать его в одну категорию с традиционными планшетами. С другой стороны, на февральской конференции Macworld Conference & Expo старший менеджер по продукции Microsoft Майк Тедеско заявил, что компания «всерьез рассматривает» возможность выпуска пакета Microsoft Office на iPad — это вдобавок к уже объявленному Apple комплекту iWork (в который, помимо прочего, входит текстовый редактор Pages). Виртуальная клавиатура iPad занимает половину экрана и годится для набора длинных художественных текстов, изображение можно выводить на большой монитор, а к доку подключается полноценная клавиатура. Играть без мышки и на воткнутом в док под углом 80 градусов планшете вы вряд ли согласитесь, а вот как серьезное рабочее устройство iPad в таком виде вполне можно будет использовать. Горизонтальный Tetris
По возможностям процессора iPad не так уж сильно отличается от iPhone 3GS: 1 ГГц против 600 МГц. Самые важные аппаратные отличия — большой сенсорный экран с поддержкой мультитача и акселерометр, способный улавливать наклон устройства по двум осям. Первое означает больший простор для возни с виртуальными кнопками да и просто для вывода полезной информации и кастомизации интерфейса (в показанном на презентации шутере N.O.V.A. компании Gameloft на экран выводилась мини-карта, а виртуальные кнопки можно было рассредоточить по экрану куда комфортнее, чем на iPhone). Второе — возможность управления серьезными трехмерными играми только с помощью акселерометра (хотя на презентации эта возможность iPad и не была продемонстрирована)... А то на iPhone акселерометр улавливает наклон лишь по одной оси, и поэтому он почти эксклюзивно используется для управления гоночными машинками. iPad должен быть полностью совместим с библиотекой уже созданных для App Store программ — заново покупать ничего не придется, игры выводятся на больший экран с удвоенным количеством пикселей. Многозадачность в iPad отсутствует, так что на планшете будет невозможно играть в небольшом окошке, одновременно занимаясь браузингом, чтением новостей или еще каким-нибудь полезным делом. Хотя это единственный вариант игры в продукцию из App Store что на iPad, что на стационарном компьютере... В популярные нынче социальные Facebook-развлечения наподобие «Веселого фермера» на iPad поиграть тоже не получится — устройство не поддерживает Adobe Flash. При всем при этом iPad — ближайший аналог игрового продукта из всех устройств, когда-либо представленных компаний Apple. iPhone как игровая платформа развивался сам собой, постепенно, — и набрал такую популярность, что даже в равнодушной в общем-то к играм компании поняли, что качественная игровая продукция в App Store поможет им продать на порядок больше устройств. Так что на презентации iPad журналистам давали подержаться не за одну и не за две, а за добрый десяток игр.
Помимо N.O.V.A., показывали Need For Speed: Shift и Super Monkey Ball — в гоночные и аркадные игры с iPhone на iPad вполне можно играть при помощи акселерометра. Только недолго, спасибо внушительным габаритам устройства. Попробуйте взять в руки вышеупомянутую книжку в твердой обложке и немного ей порулить... Превосходно работала Bejeweled 2 — потому что можно положить iPad на стол и комфортно тыкать пальцем в экран. А вот Tetris — не та игра, в которую можно играть на горизонтально расположенном устройстве. Фигуры в стакане все-таки должны падать сверху вниз... В Assassin’s Creed: Altair’s Chronicles оказалось удобно использовать крупные виртуальные кнопки — возможно, что на iPad хорошо пойдут аркады с виртуальными геймпадами, для которых на экранчике iPhone трагически не хватает места. Также были представлены сверхказуальные Oregon Trail, Tap Tap Revenge 3, Scrabble и Madden NFL, но играбельнее всего, как ни странно, оказалась The Sims 3. iPad идеально подходит для неторопливых игр с большим количеством меню, главное — чтобы в игре использовался ЛИБО сенсорный экран, ЛИБО акселерометр. Если будет задействовано и то и другое, то вы, скорее всего, уроните почти килограммовое устройство себе на ногу. Первые оригинальные игры для iPad ожидаются не раньше апреля — одновременно с выходом устройства или сразу после его выхода. Крупные издатели вроде Gameloft и Electronic Arts начинают специально затачивать свои игры под специфические размеры и возможные положения планшета. Из него и без физических кнопок может получиться игровая платформа на зависть iPhone, PSP и DS — мы просто так привыкли к аналоговым рукояткам, шифтам и крестовинам, что не готовы всерьез рассматривать новые методы управления (хотя две из трех современных мобильных платформ используют сенсорный экран). Все зависит от разработчиков — нужно создавать новые игры, а не перековывать старые, уже сложившиеся жанры под неподходящие для них формы управления... На iPad совершенно точно можно играть; на пришедшем из научно-фантастических сериалов планшете возможны проекты с удобным и интуитивно понятным управлением... осталось только их изобрести. Гимн разработчиков
iPad — наглухо закрытая платформа. Если забыть про взлом устройства, то все игры (и не только игры) вам придется покупать в App Store — в этом смысле перед нами не обычный «Макинтош» с сенсорным управлением, а действительно iPod-переросток. Разработка игр для iPad контролируется производителем железа (так же со своими консолями поступают Microsoft, Sony или Nintendo), хоть Apple и ставит более мягкие условия — отчислять ей 30% с каждой продажи, в то время как Microsoft в Xbox Live Arcade забирает себе до 70% выручки... Это объединяет планшет со специализированными игровыми платформами, а не со свободными PC. Во время и сразу после запуска планшета крупные компании и независимые разработчики будут трудиться над iPad-версиями уже существующих программ (да, игры с iPhone должны пойти и так, но как же без мелких усовершенствований!). На демонстрации Need for Speed: Shift вице-президент отделения EA Mobile Трэвис Ботман заявил, что его компания намерена в кратчайшие сроки перенести на новое устройство всю свою игровую продукцию из App Store. Теоретически App Store позволяет любому, даже самому скромному, разработчику соревноваться с крупнейшими игровыми корпорациями. Сделать независимую игру для продукции Apple не сложнее (и коммерчески более выгодно), чем сделать независимую игру для Windows. Хотя на большом экране люди, возможно, и будут более требовательны к графике — в конце концов, разработана версия движка Unreal Engine для используемой на iPhone, iPod Touch и iPad iPhone OS, так что графика в лучших трехмерных проектах для iPad вполне может быть очень качественная. Но для этого нужны солидные бюджеты и большие команды разработчиков... По данным компании Flurry, занимающейся аналитикой рынка мобильных устройств, только за январь число новых разрабатываемых приложений для App Store возросло в три раза (это притом что о существовании iPad было официально объявлено в самом конце месяца). Надвигается новая золотая лихорадка, шансов разбогатеть в которой будет куда меньше, чем во время первого бума игр для оригинального iPhone. Чтобы выделиться на подобном фоне — с одной стороны напирает миллион портированных с iPhone старых игр, с другой грозно нависли корпоративные монстры, — надо изобрести что-нибудь совсем уж яркое и из ряда вон выходящее. Если какому-то девелоперу придет в голову фантастическая идея (вроде Peggle) и он сумеет достойно воплотить ее в жизнь (как это сделал разработчик Topple), то... Вице-президент Apple Скотт Форстолл говорит, что любая великолепная игра для iPad будет обязательно замечена и вывешена в App Store на самом видном месте (и это не пустые слова — Apple действительно пристально следит за качественными приложениями и охотно их рекламирует).
По мере приближения даты релиза появляется все больше слухов о наличии у iPad недокументированных программных возможностей (прецеденты были — о поддержке YouTube у оригинального iPhone было объявлено за девять дней до запуска). Энтузиазма вокруг нового Apple-продукта в разы больше, чем вокруг платформ-конкурентов (см. врезку «Кругом враги»). Дело за малым — определить, на какую аудиторию все эти игры должны быть рассчитаны. Говорить о целевой аудитории Apple в наше время смешно (это все равно что говорить о целевой аудитории пуговиц), но на кого все-таки рассчитан их новый планшет? Джобс гордо заявляет, что «благодаря iPhone и iPod Touch свыше 75 миллионов человек знают, как пользоваться iPad». Но нужен ли всем этим людям планшет и согласны ли они потратить на него деньги? Возможно, тут стоит ориентироваться на новый, неохваченный пока тип потребителя — на пользователей, которым нужна даже не читалка, а как можно более доступный и удобный интернет. Виртуальной клавиатуры вполне достаточно для создания записей в социальных сетях (хотя для 140-знаковых сообщений в Twitter прекрасно хватает и iPhone). * * *В чем главная функция iPad? Этого мы не знаем — как наверняка не знает и сам Стив Джобс. Будущее у этой платформы гораздо более туманное, чем у прежних устройств Apple. С iPhone Джобс действительно совершил революцию, этот аппарат заменил собой плеер, телефон и PSP на тумбочке у кровати. iPad — вещь интересная, может быть даже полезная, но в настоящий момент ее никак не назовешь необходимой. Сейчас нельзя с уверенностью сказать, существует ли на самом деле эта новая аудитория, которой не нужен полноценный PC или полноценное мобильное устройство и которую как нельзя лучше устроит нечто среднее. И если у Apple и в самом деле получится продать достаточное количество планшетов, они наверняка изменят культуру гейминга. Мы впервые увидим, какие игры и какие жанры живут на границе между домашними и мобильными игровыми устройствами.
|