Можно долго спорить о том, кто такие Telltale Games — великие спасители квестов или хитрые манипуляторы, которых прельщает то, что делать игры этого жанра легко, быстро и дешево. Но все точно сходятся в одном: остроумные камерные постановки у них получаются гораздо лучше, чем то, что они пытаются выдать за возрождение любимых киноблокбастеров детства. Родные герои для этих людей — Сэм, Макс, циник Strong Bad и даже Гайбраш Трипвуд, который чувство юмора за последние двадцать лет, может, немного и подрастерял, но все еще могучий пират. А вот когда на экране появляется низкополигональный Марти Макфлай — в ностальгический транс почему-то не впадаешь.
С Jurassic Park история похожая. Разница между оригинальным фильмом и продуктом Telltale легко считывается по знаменитым мелодиям Джона Уильямса: если у Спилберга величественная симфония играет фоном на гигантской панораме, где здоровенные, совершенно неотличимые от живых травоядные динозавры обрывают листву с деревьев, то в интерактивном переложении оркестр надрывается тогда, когда разработчики крупным планом берут страшную морду пакостно анимированного трицератопса.
Реакция на динозавров
И хотя по постановке это все еще дешевый квест, классическую механику, особо не меняющуюся с самого первого эпизода Sam & Max, все-таки уничтожили, и теперь это больше не череда пазлов «а вот куда бы засунуть эту кастрюлю?», а довольно дилетантское подражание Heavy Rain. То есть ситуации тут бывают двух типов. Первый — когда герои от кого-то бегут или с кем-то дерутся (в это время нужно нажимать загорающиеся на экране кнопки), второй — когда задумчиво морщатся и сосредоточенно всматриваются в помятую траву.
Как бы вы ни относились к сценарным талантам Дэвида Кейджа, нельзя не признать, что в отдельных сценах Fahrenheit и Heavy Rain все эти сплывающие буковки и стрелочки все-таки источали животный драйв. У Telltale же напрочь отсутствует чувство ритма: вас могут заставить долго-долго нажимать на «A», только чтобы герой опустил глаза на подозрительные следы, зато три кульбита он выполняет, стоит лишь слегка дотронуться до стика.
Но дело, конечно, не в этом. Половина успеха фильма Спилберга — в том, как выглядят, рычат и двигаются динозавры. Для того чтобы населить экранный парк, работали сразу несколько команд. Аниматоры-старообрядцы покадрово снимали изображения специальных кукол (примерно так же делали скелетов еще в «Ясоне и аргонавтах»), механики покойного ныне Стэна Уинстона делали модели в натуральную величину, а все это сводили вместе и дорисовывали на компьютере CG-специалисты из Industrial Light & Magic. Конечно, под пристальным присмотром палеонтологов.
В работе над Jurassic Park: The Game их всех заменили квестовые моделлеры и технология для iPad-игр, и в итоге все доисторические существа (за исключением разве что тираннозавра) выглядят как в фильме «Путешествие к центру Земли» Генри Левина, облепленные картонными накладками ящерицы из которого в свое время возмутили Спилберга до глубины души.
С людьми (группа забытых на острове зевак плюс наемники) все еще хуже: они выглядят как зомби и бегают как зомби, а их лица сведены страшными мышечными спазмами. Ждешь от них только одного — чтобы побыстрее заткнулись.
Интересно, что в своих творческих поисках Telltale находятся в опасной близости с фильмами, придуманными Джорджем Лукасом, и не исключено, что следующие их интерактивные опыты будут посвящены «Индиане Джонсу» или «Звездным войнам». Ирония в том, что в свое время они преподносили себя как раз как команду, в свое время собаку на квестах съевшую в стенах LucasArts. А попав в родную среду, глядишь, и вспомнят, что такое настоящее приключение.
Румяный метакритик мой
Сам не похвалишь — никто не похвалит
Человеку свойственно мериться своими силами и достижениями. Кто-то с непомерной гордостью любит перечислять свои научные титулы и написанные монографии, кто-то хвастается олимпийскими медалями, а кто-то с плохо скрываемым самовосхищением делится количеством «попугаев», которые заработал его компьютер в программах-бенчмарках. В среде разработчиков игр тешить свое эго принято рейтингами на Metacritic.com — ресурсе, собирающем оценки игровой прессы со всего мира. Как выяснилось, иногда жажда приличного рейтинга заставляет разработчиков внезапно открывать в себе талант к написанию рецензий.
Так, двое сотрудников Telltale Games не погнушались поделиться мнением по поводу Jurassic Park: The Game, при этом как-то забыв упомянуть в статье, что они сами ее и делали. Почти сразу же после выхода игры на Metacritic еще не было рецензий от профильных изданий. Дизайнер пользовательского интерфейса и художник по роликам из Telltale Games недолго думая настрочили четыре пользовательских статьи, наградив собственное творение высшей оценкой.
«Jurassic Park — отличная, с любовью сделанная игра, со своей собственной историей и персонажами, — отмечается в одной из статей. — В Jurassic Park: The Game есть многое, за что игре хочется признаться в любви. Замечательный сюжет и динозавры, которые так полюбились нам в фильме, присутствуют и здесь, воссоздавая уникальную атмосферу «Парка юрского периода». А сказал ли я, что в игре просто потрясающие смерти? Да, в JP персонаж может умереть от лапы динозавра сотней способов — это нужно видеть!» И наше любимое: «Это как если бы Стивен Спилберг режиссировал Heavy Rain!»
После выяснения имен авторов, которые так неразумно залогинились на Metacritic при помощи своих Xbox Live-аккаунтов (где содержались в том числе и сведения о работе), подлог был раскрыт. Примечательно, что сама Telltale Games весьма спокойно отнеслась к инциденту, не увидев в поступке своих сотрудников ничего криминального: «Telltale Games никак не ограничивает своих служащих в выражении своих мыслей в Сети. Тем не менее мы просим наших сотрудников при общении на форумах упоминать, что они входят в команду разработчиков. В данном же случае два лица, гордые своим продуктом, разместили позитивные рецензии, используя прозрачные геймертаги Xbox Live, позволяющие установить их личность и принадлежность к Telltale Games».
После широкой огласки этого случая Jurassic Park: The Game ждала обратная реакция. Metacritic захлестнул вал демонстративных «нулей» и «единиц» от пользователей. Сейчас пользовательский рейтинг держится на отметке в 2,8 балла. Мнение профессиональной прессы, впрочем, не особо отличается от реакции злорадной толпы — средняя оценка 57 баллов из 100.