«Почему в вашем творчестве так много ремейков?» — именно этот вопрос порой хочется задать непосредственно всем современным консолям. Можно, конечно, долго философствовать о том, что раньше игры были лучше, а все разработчики вкалывали день и ночь исключительно за идею, вкладывая в свои творения частичку себя. Не то что сейчас — сплошные эпические блокбастеры «без души».
Колечко, колечко, кольцо
На самом же деле, как нам кажется, внезапная популярность ремейков старых игр объясняется проще: до издателей вдруг массово дошло, что ностальгия — страшная сила, и можно, особо не напрягаясь, продать витающим в облаках фанатам хорошую старую игру почти по цене новой. Автор этих строк, например, покупает каждое переиздание Final Fantasy Tactics просто потому, что считает именно эту игру Великой и Неповторимой. То же самое происходит с любителями God of War, Resident Evil 4, Beyond Good & Evil, ICO, Shadow of the Colossus, Metal Gear Solid и других, менее значимых ремейков, появившихся на прилавках обычных и цифровых магазинов за последнюю пару лет.
Впрочем, подавляющее большинство не видевших оригинал игроков после первого же знакомства с классикой ожидаемо крутит пальцем у виска — мол, как можно играть в такое старье, когда вокруг столько прекрасных современных игр? Halo: Combat Evolved Anniversary наверняка ждет та же судьба, хотя как раз у этого ремейка есть шанс заинтересовать новых игроков, а не только Halo-гиков, способных по памяти назвать все расы, входящие в состав Ковенанта. Все дело в том, что 343 Industries, новые опекуны серии Halo после того, как с ней распрощались отцы-основатели из Bungie, не ограничились растягиванием старой игры под HD-разрешение, а сделали ей целую пластическую операцию.
После косметических процедур игра 2001 года выпуска смотрится ненамного хуже вполне современного Halo: Reach. Все текстуры нарисованы заново, декорации и персонажи почти избавились от угловатости, преобразились старые и добавились новые спецэффекты — особенно хорошо поработали с освещением и тенями. Игра стала гораздо менее мрачной, гораздо более красочной. А взглянув, например, с вершины холма на море и заходящее солнце, можно так и вообще ненадолго переполниться чувством прекрасного.
Только визуальными изменениями дело не ограничилось. Разработчики привлекли настоящий оркестр, чтобы перезаписать выдающийся, без дураков, саундтрек. Многие звуки также осовременили. Словом, изменения косметические, но масштабы — грандиозные. Убедиться в этом можно, нажав всего одну кнопку на геймпаде, после чего игра сбрасывает современные красоты и предстает во всей своей первобытной убогости (фишку явно подсмотрели у переизданий двух первых частей Monkey Island). Конечно, для 2001 года все выглядело более чем пристойно, но спустя десять лет смотреть на оригинал (если вы не фанат) не слишком приятно.
Давно это было, давно
Интереснее всего было узнать, как играется Halo: Combat Evolved сейчас. Выдержит ли сравнение с современниками? Ведь это была игра, продававшая Xbox. Она первая наглядно показала, что в шутеры можно нормально играть не только с мышкой и клавиатурой, сгорбившись в кресле перед монитором компьютера, но и комфортно развалившись на диване перед телевизором с геймпадом в руках. Именно Halo стоит благодарить (или ругать) за моду на регенерацию здоровья и возможность таскать с собой лишь два вида оружия.
Как оказалось, в умении рассказывать историю и пробуждать волшебное чувство первооткрывателя Halo: Combat Evolved все еще легко уделывает за пояс большинство нынешних игр. Даже если вы назубок знаете историю похождений Мастер Чифа по космическому кольцу Halo (оно же Installation 04), все равно при виде начального ролика с выныривающим из подпространства звездолетом Pillar of Autumn, на котором находится последняя надежда человечества в войне с Ковенантом, сердце невольно начинает биться чаще. Трудно объяснить, чем цепляет придуманный Bungie мир: он одновременно и прост, и сложен; в нем есть место и героическому эпосу, и глуповатой комедии; он максимально далек от реальности, но отлично проработан — и благодаря этому в него очень легко поверить.
Вторая по привлекательности черта Halo — здесь интересно сражаться. Пусть представители Ковенанта выглядят предельно глупо (дизайн пришельцев, наверное, самая большая ошибка Bungie), но тем не менее на посту врагов человечества ведут они себя гораздо разумнее, нежели их современные коллеги. Трудно (и даже немножечко грустно) поверить, что написанный 10 лет назад искусственный интеллект противников до сих пор мало кто попытался превзойти. Враги стараются отскочить с линии огня, бросаются врассыпную от гранат, умело используют препятствия на поле боя и преимущество в высоте, отсиживаются за укрытиями, чтобы восстановить энергетические щиты, не стесняются заходить с флангов и даже распознают, из чего вы по ним стреляете, и маневрируют соответствующим образом.
Халодранец
Не стоит, однако, забывать и о том, через какие тернии пришлось пройти Bungie во время разработки Halo: Combat Evolved. Все делалось в максимально сжатые сроки, чтобы успеть к запуску Xbox, и поэтому у игры есть несколько серьезных проблем, с которыми можно было мириться в 2001 году, но которые сейчас способны свести на нет все достоинства ремейка.
По вполне понятным причинам никто не стал перерабатывать дизайн уровней оригинала — легче сделать новую игру, чем исправлять то чудовищное количество самоповторов (целые куски уровней воспроизводятся время от времени в мельчайших подробностях), которые совершили Bungie, чтобы успеть закончить игру в срок.
Этот недостаток на уровне The Library, который, к слову, считается худшим во всей серии Halo, соединяется с другой бедой — фладом. Паразитическая форма жизни очень уж контрастирует с Ковенантом: она тупа, как глист, прет напролом, как носорог, и нападает в огромном количестве, отчего убивать ее приходится долго и тоскливо. В печально известной библиотеке даже опытному игроку приходится биться с этой заразой целый час (!) практически в одних и тех же серых декорациях. Что уж говорить о тех, кто попадет сюда первый раз?
Так что не стоит считать Halo: Combat Evolved идеальным шутером — по современным меркам он довольно уныл, даже несмотря на очевидные достоинства в виде интересного сюжета и отличных перестрелок. Однако это не умаляет заслуг 343 Industries, которые проделали большую работу по приданию игре приличного вида. Оценка, которую вы видите ниже, поставлена именно за качество ремейка, который, как ни крути, намного лучше всего того, чем потчевали нас другие студии на протяжении года.
А вот стоит ли возвращаться в мир первого Halo — каждый должен решить сам. Как известно, из человеческой памяти со временем выветриваются плохие воспоминания и остаются только хорошие. Так, может, лучше оставить Halo: Combat Evolved в прекрасном полумраке прошлого, а не вытаскивать его постаревшие черты на яркий свет настоящего?