В 2003 году, когда появилась DotA, мало кому могло прийти в голову, что любительская миссия, созданная в редакторе карт третьего «Варкрафта», станет самостоятельной дисциплиной киберспорта и по популярности переплюнет саму Warcraft 3. Мод мало того, что собрал армию фанатов, так еще и сделался родоначальником игрового жанра — Massive Online Battle Arena, сокращенно MOBA.
Популярность любительского проекта подтолкнула многих разработчиков к созданию игр-подражательниц, среди которых были как отличные тайтлы вроде League of Legends и Heroes of Newerth, так и менее удачные проекты. DotA-мания не обошла и наши необъятные просторы. Собственную MOBA — Prime World — решила выпустить компания Nival, которую все мы знаем по «Аллодам» и пятым «Героям».
Сейчас игра находится в стадии тестирования, но режим арен — основное, ради чего большинство людей играет в MOBA, — запущен без каких-либо ограничений. Поскольку переход к релизу будет постепенным, мы решили написать первичный обзор уже сейчас. Ну а где-то через полгода-год, когда в игре все устаканится, мы традиционно опубликуем повторную рецензию.
Люди гибнут за прайм
Некогда Лафитская империя простиралась на весь континент, но страшный катаклизм погубил ее. На месте нетронутых катаклизмом северных и южных провинций возникло два новых государства — Империя доктов, поднявшая на пьедестал науку, и магократическое Адорнийское королевство. Поначалу обе страны развивались самостоятельно, но вскоре и докты, и адорнийцы узнали о прайме.
Прайм — удивительное вещество, пришедшее в мир вместе с катаклизмом. Он может выступать и как универсальное топливо, и как катализатор магии одновременно. В обоих государствах быстро смекнули, какое могущество дарует эта загадочная бирюзовая жидкость. Империя доктов и Адорнийское королевство сошлись в безжалостной войне за обладание местами добычи прайма.
Пока о мире, в котором происходит действие, известно относительно немного, но в планах разработчиков постепенно приоткрывать тайну, Prime World — не единственная игра, которая будет выпущена в титульной вселенной. Помимо этого не так давно свет увидела книга Вадима Панова «Праймашина», рассказывающая в том числе о происхождении героев игры и объясняющая, откуда взялся прайм.
Правила войны
Но вернемся к механике Prime World. Каждая сторона выставляет героев, умеющих использовать прайм для обретения сверхспособностей во время боя. Выступая от одной из сторон, вы ухватываете за шкирку одного из подотчетных вам героических бойцов и отправляетесь в бой.
Стержень Prime World — классическая MOBA-механика. Две базы, между которыми пролегают три дороги. Цель: сокрушить оплот противника. Управляемый вами герой материализуется на родной базе и, гремя доспехами или подобрав полы магического халата, устремляется на сечу. Между замками — леса да тропы. В лесах обитают диковинные существа, снабжающие героев опытом в обмен на свое жестокое умерщвление. На дорогах стоят башни, щерящиеся снарядами и поджаривающие неприятеля огнем.
На каждой базе через определенные промежутки времени зарождаются существа (крипы), которые, сверкая клыками, похрумкивая жвалами и блестя нарядными латами, самостоятельно устремляются на сокрушение позиций противника. Сами по себе они жалкие букашки, но при поддержке героя, а лучше сразу нескольких, превращаются в настоящий таран, сметающий на своем пути все живое.
Вот так, вместе с другими игроками, прокачиваясь и дерясь, уничтожая башни, убивая лесных обитателей и вражеских крипов, наращивая таланты и много чего еще делая, вы прорываетесь к цитадели противника. Команда, первая уничтожившая главное здание, выигрывает.
Месиво
Но путь к победе, мягко говоря, не прост. И начинается он еще до того, как ватага героев десантируется на уровень. В большинстве MOBA вы улучшаете характеристики своего протеже только во время матча, покупая артефакты в игровом магазине. В Prime World в роли артефактов выступают карты талантов, их всегда больше, чем герой может взять с собой в сражение. Поэтому перед началом боя вы открываете колоду с картами-умениями и составляете из них игровой сет, который будете использовать в ближайшем противостоянии. От выбора зависит, как станет развиваться ваш персонаж во время схватки.
В каждом раунде ваш герой проходит маленькую эволюцию от неумелого салаги до матерого бойца. За активные действия — убийство крипов и героев противника, за помощь соратникам, захват флагов, разрушение башен — вы получаете прайм, который можно тратить на активацию талантов. Постепенно зарабатывая прайм и тратя его на все более высокоуровневые навыки, ближе к концу раунда вы открываете всю колоду, собранный до начала сражения. И вот тут оказывается очень важно, какими именно картами вы снабдили своего героя. Одним персонажам важнее получить быстрый доступ к выносливости увеличивающей запас здоровья, другим пригодятся вампирские способности, для третьих куда актуальнее какое-нибудь экзотическое активное умение, ставшее доступным в самый разгар атаки.
На начальном этапе каждому герою доступно не так уж много карт — вроде бы есть из чего выбрать, но особо не разгуляешься. Но чем больше вы будете играть, тем больше талантов будет открываться в качестве трофеев за удачно проведенные бои. Какие-то окажутся мало полезными для выбранного вами персонажа, другие, напротив, удачно дополнят и усилят уже освоенные вами навыки.
С одной стороны, карты ставят игроков в неравное положение: чем больше битв за плечами, тем более гармоничная и сильная у героев колода. С другой — рейтинговая система игры устроена так, что новичку почти не приходится сражаться с обвешанными по самый шлем ветеранами.
Эта земля — моя
Следующая важная особенность Prime World — захват территории. Вдоль каждой из трех главных дорог, по которым носятся армии и герои, размещены флагштоки. В зависимости от того, чей флаг развевается на древке — Империи доктов или Адорнии, — вокруг формируется область своей земли одной из фракций. Выглядит это так: вы подбегаете к флагштоку, тратите несколько секунд, чтобы водрузить на него свое знамя, после этого пространство вокруг меняется прямо на глазах. Получается маленький кусочек родной для вашей расы территории, на котором способности героев не только усиливаются, но иногда даже приобретают дополнительные свойства. Воюя на своей земле, и вы, и ваши союзники становятся сильнее и при прочих равных лихо забарывают врагов.
На словах и прокачка героев, и система карт, и терраморфинг выглядят довольно сложно, на деле же освоиться в Prime World и начать действовать осмысленно, а не наобум можно за час-полтора. Уровень вхождения в игру заметно ниже, чем, скажем, в требующую молниеносной реакции League of Legends. Многие персонажи обладают временной неуязвимостью, умеют применять невидимость или еще какой-нибудь талант, затрудняющий их убийство, поэтому даже новички здесь не умирают сразу и успевают разобраться что к чему.
Люди разные нужны, люди разные важны
Таланты одного персонажа в сумме делают его опасным противником, но для победы необходима слаженная работа всех героев. В хорошей команде каждый игрок выполняет определенную роль и сосредоточен на том, что его персонаж умеет лучше всего. Защитник - танк с богатырским здоровьем и толстой броней - играет роль живого щита. Его задача — первым проломить шеренгу врагов и принять на себя основной удар.
Бойцы — они же дамагеры, в мире PW это Инженер и Художница — наносят врагам основной урон. При этом сами они достаточно уязвимы, и без защиты их кишки быстро размазывают по земле. Специалистов по атаке часто делят на героев силы и героев магии в зависимости от типа наносимого урона.
Убийцы (Белая Маска и Тень) чем-то похожи на бойцов, но их задача — осторожно подкрасться к противнику и напасть на него исподтишка. В арсенале ассасинов есть умения вроде невидимости или телепортации, позволяющие им оставаться незамеченными.
Герои поддержки (например, целительница у доктов) держатся поодаль от основного замеса, основная цель этих персонажей — усиливать и лечить союзников. В это время контроллер на время нейтрализует вражеских бойцов или лекарей. Для выполнения боевой задачи у героев этого типа есть парализующие, замедляющие и даже гипнотизирующие навыки. Классический пример контроллера — Крысолов (его аналог у адорнийцев — Повелитель крыс).
Конечно, попадаются команды, в которых какие-то главные роли пустуют, к тому же в игре есть герои, способные совмещать умения нескольких классов, но в этом случае играть становится намного сложнее, ответственность каждого участника возрастает многократно.
Пляски вокруг полов
Задолго до старта Prime World вызывал в Сети массовое бурление умов, связанное с... гендерным вопросом. Дело в том, что игра подключается к вашему аккаунту в социальной сети (без этого поиграть вообще не получится), по которому определяет, в частности, вашу половую принадлежность. Изначально предполагалось, что пол владельца аккаунта будет влиять на его роль в войне. Мужчины должны были сражаться на передовой, играя в полноценную MOBA, а их подруги — отсиживаться в тылу, поддерживать и лечить воинов, играя в простенькие казуальные игры и накапливая таким образом прайм.
В результате недовольными оказались все: игроки-мужчины кричали, что от женщин будет мало проку, а дамы вопили, что их ограничивают в правах, заставляя играть во всякие глупые казуалки. Плюс все хором утверждали, что вместо того, чтобы привлекать в игру девушек, не знакомых с играми (а именно такой была декларируемая и, прямо скажем, утопическая цель), подобная дискриминация лишь наплодит «трансвеститов» с фейковыми аккаунтами.
К счастью, в финальном Prime World от этой половой ереси не осталось практически ничего. Разделение аккаунтов на мужские и женские — да, есть, но влияет оно только на набор стартовых героев. Чтобы поиграть персонажами противоположного пола, придется потратить игровую валюту. Причин сделать это — множество. Например, дамам почти сразу доступен ассасин-невидимка, да и лучший лекарь в игре принадлежит прекрасному полу.
Мини-игры, в которые поначалу должны были играть только девушки, доступны всем. На базе есть специальная зона, встав на которую можно сыграть в головоломку. Забавно, но этими казуалками куда чаще развлекаются мужчины, зарабатывая прайм и свитки для соратников, женщины же, напротив, предпочитают сражаться в первых рядах.
Непосредственно же межполовые взаимодействия ограничиваются тем, что разнополая команда имеет больше шансов на победу: герой противоположного пола, оказавшись рядом с сильно раненным соратником, делает его на время неуязвимым — нескольких секунд вполне достаточно, чтобы оторваться от неприятеля, добежать до базы и там подлечиться.
Оглядываясь вокруг
Большую часть времени Prime World демонстрирует себя с самых лучших ракурсов. Здесь интересно сражаться и общаться с другими игроками (обязательно подключайте голосовой чат — текстовый не передает и десятой доли эмоций, которые вызывает игра). Интересно снаряжать персонажа и подбирать необычные колоды. Интересно экспериментировать с выбором героя и открывать новые способы взаимодействия с сопартийцами.
В конце концов, Prime World — одна из самых красивых MOBA на сегодняшний день. Яркие, сочные цвета, детализированные модели героев, хорошо проработанное окружение с приятной «москитной» анимацией и спецэффекты, по которым легко угадывается используемое врагом или соратником заклятье, но которые при этом не закрывают персонажей и не превращают игру в бестолковую кучу-малу.
Впечатление портят лишь несколько досадных мелочей, явно связанных с тем, что игра еще не прошла все стадии тестирования. В первую очередь это герои. На момент написания статьи их было чуть больше двадцати, а на начальном этапе вообще доступно лишь три бойца, прочих же нужно покупать за игровую валюту, заработанную в сражениях, — копить на некоторых индивидов придется долго. И хотя среди имеющихся персонажей есть кандидаты на все основные роли — танк, боец, поддержка, убийца и так далее, — это все равно ограничивает число доступных стратегий.
Помимо этого есть проблемы с балансом: мы несколько раз были свидетелями того, как адорнийская команда из пяти одинаковых персонажей побеждала разноплановую и вроде бы неплохо играющую команду доктов. С другой стороны, выделить какую-то наиболее убойную подборку героев нельзя. Просто иногда звезды на небе складываются так, что какая-то комбинация персонажей оказывается заметно сильнее.
Еще одна временная проблема Prime World — непредсказуемый автоподбор участников матча. Клон вашего героя в качестве боевого товарища — довольно частое явление, а команда без танка, зато с тремя магами — вообще обычное дело. Пока удобней всего играть с друзьями по предварительному сговору, только это страхует от забавных, но не слишком приятных казусов.
Мой дом — моя крепость
В ближайшее время разработчики добавят еще один важнейший элемент — экономический менеджмент между схватками. Каждый игрок в Prime World владеет собственным замком, управление им — практически самостоятельная игра. Грамотное развитие замка должно обеспечить быстрое и гармоничное развитие героя. Талантливый управленец сможет экипировать героев зельями и быстро обучить их полезным навыкам.
Управление замком будет напоминать стратегии в духе Caesar: строим здания, добываем ресурсы, нанимаем работников, создаем экономические цепочки и оцениваем выручку от каждого здания. Теоретически можно будет вообще не заходить на арену и играть в Prime World как в полноценную экономическую стратегию.
Также в будущем в игру планируют добавить PvE-режим, который, по словам разработчиков, будет не банальной игрой против ботов, а чем-то более интересным, но делиться деталями нивальцы пока отказываются.
Все эти новшества появятся в релизе, но начинать сражение за прайм можно хоть сегодня. На данный момент Prime World бесплатен, а аккаунты после релиза, в который игра перейдет плавно и незаметно, скорее всего, не обнулят.