Пепельный блондин, определивший лицо сатирических 3D-шутеров в 1996 году, почивал на лаврах так долго, что за время его отсутствия расстановка сил кардинально поменялась. В 2001 году на сцену взобрался удачливый подражатель Дюка, Сэм Стоун, и очень быстро и естественно перетянул на себя внимание всех любителей отпустить туалетную шутку над трупом разваленного надвое монстра.
Сэм, как и положено истинным брюнетам, был чуть более интеллигентен, некоторые его репризы можно было назвать тонкими, он не устраивал массированных мочеиспусканий и в целом вел себя сдержаннее. Но когда дело касалось схватки, устраивал такой геноцид, какой Дюку не мог пригрезиться даже в ночных кошмарах.
Croteam сделали эталонный мясной шутер, превзойти который, как бы странно это ни звучало, так никто и не смог. Быстрый и кровавый, смешной и слегка неопрятный — Serious Sam: The First Encounter по-прежнему остается лучшим кровавым балаганом от первого лица. Даже самим создателям не удалось повторить успех. В The Second Encounter они худо-бедно умудрились взять ту же высоту, но уже в Serious Sam 2 устроили беспросветное карамельное шапито.
Белый и черный
После этого было еще шесть лет бессмысленных ожиданий, что придет Дюк и продемонстрирует все прелести садомазо с инопланетянами. Что из этого вышло, мы все хорошо помним: кроме как на Сэма, уже и надеяться-то было не на кого.
А с Сэмом меж тем творились странные метаморфозы. С одной стороны, Croteam рассказывали, как они изо всех сил гребут к истокам и хотят устроить массакр в духе The First Encounter. С другой — демонстрировали Сэма с крайне непривычных ракурсов. Герой сменил стиль, перестал быть похожим на перекачанного порноактера, а большинство трейлеров были просто скучны: в худшем случае они показывали корриду один на один, в лучшем — поединок Сэма с десятком противников. Игра, напомним, представляет собой приквел, повествующий о событиях, произошедших незадолго до того, как герой занырнул в «Ключ к вечности» и отправился истреблять приспешников Ментала в Древнем Египте.
Начали закрадываться опасения, что Сэма в угоду моде превращают из рубахи-парня в персонажа с глубокой душевной организацией и непростой судьбой. В самом подходе нет ничего страшного — в конце концов, именно этот финт в кинематографе позволил вытянуть из могилы Брюса Уэйна и еще немало других персонажей, застрявших в возрасте неудовлетворенного жизнью подростка, — но не с Сэмом же... Игр, делающих серьезную мину, простите за тавтологию, при плохой игре сейчас и без того много, а вот веселые, безбашенные шутеры наперечет.
Не так страшен черт
Начало игры пробуждает самые страшные опасения. Сэм бурчит что-то себе под нос, натужно шутит, как маленький ребенок радуется найденной кувалде, непрерывно переговаривается по рации — в общем, занимается чем угодно, кроме того, чего от него ждешь.
Противников ужасающе мало, а из тех, что есть, хоть какой-то интерес представляю только гнаары — они задорно разваливаются на части от меткого удара по черепу; наловчившись, можно вырвать гнаару единственный глаз и швырнуть им в кого-нибудь еще. Остальная фауна худосочна, бестолкова, метко садит в Сэма издалека и большими толпами не встречается. Страшно сказать, но первые миссии Serious Sam 3: BFE напоминает диковатую и неумелую пародию на серию Call of Duty, где в роли людей снялись инфантильные пришельцы. Даже декорации и цветовая гамма похожи. Сэма долго гоняют по узким улочкам, заставляют уворачиваться от лазеров, нажимать кнопки и лишь изредка разрешают подстрелить — заметьте, издалека — десяток-другой врагов.
Выглядит это настолько дико, что хочется удалить игру и забыть о ней навсегда. Здесь важно не поддаться эмоциям и скрепя сердце перетерпеть первый час. Уж не знаем, по трагической ли случайности, по злой иронии или по предварительному сговору (если так, то аплодируем стоя), но Croteam умудрились сделать начало настолько безликим и аморфным, каким не был, наверное, ни один уровень второй, худшей части игры.
Зато потом разработчики, словно извиняясь за простой, врубают такой драйв, что «ой, мамо!». Стоит Сэму обзавестись автоматом и двустволкой, как тесные улочки раздвигаются сначала до довольно больших площадей, затем до огромных стадионов, а после и до необъятных пустынь и прерий. Монстры напрыгивают стаями, постепенно сбиваются в стада, табуны и, наконец, начинают течь живой рекой, как антилопы гну во время миграции.
В морду, в глаз
Тут нужно не теряться: вовремя собирать патроны, отыскивать аптечки (да, игра старомодна и отказывается восстанавливать здоровье героя автоматически), правильно подбирать оружие для каждого вида врагов, своевременно прятаться в укрытиях, отступать, заходить с фланга, бить, стрелять, поджигать, бомбить, крушить, рвать руками...
Примерно с третьей миссии и до самых титров игра превращается в того самого Serious Sam, которого мы полюбили в 2001 году. В этот момент понимаешь, что за десять лет Сэм нисколько не состарился. Простая и всем понятная механика до сих пор актуальна и прекрасно работает. Более того, именно банального «убей их всех» — с кровищей, с мясом, с выдавливанием глаз и раздрабливанием черепов, абсурдного и веселого, а не реалистичного и серьезного — так не хватает современной игровой индустрии.
Завалив первую тысячу монстров в Serious Sam 3, задумываешься, какими же глупцами были id Software, когда решили променять простую механику шутеров, которые они все еще умеют делать, на непонятную им самим RPG. А ведь из Rage мог получиться экшен похлеще Serious Sam 3.
Дробя врагов кувалдой, снося им головы из дробовика, расстреливая из гатлинга, испепеляя ракетами, невольно осознаешь, что эта первобытная суть игры далеко не так проста и примитивна, как принято о ней говорить и думать. Что «спинномозгового» в ней немногим больше, чем в любой, даже самой размеренной, стратегии. Просто думать и принимать решения здесь нужно настолько быстро, что мысль буквально сливается с нервным импульсом, идущим от сетчатки в затылочную долю, а оттуда к ладони, сжимающей мышь.
Игра на рефлексах
Serious Sam грубо и беззастенчиво обращается к нашим базовым инстинктам и использует их в своих целях. Игра то засовывает нас в узкие темные подземелья и заставляет шарахаться от тварей, едва различимых в свете подствольного фонаря (в эти моменты Serious Sam даже становится страшным), то выпускает на простор. Когда вылезаешь по узенькой, почти вертикальной лестнице из склепа к солнцу, хочется сначала затаить дыхание, а затем, оказавшись под открытым небом, вздохнуть полной грудью. Грубый, примитивный, но до сих пор безотказно работающий прием, про который разработчики большинства игр, кажется, давно забыли.
Serious Sam жонглирует ощущениями и успевает менять их ровно в тот момент, когда какое-то одно начинает надоедать. Предпоследний уровень игры — это и вовсе апофеоз жанра «мясных» шутеров. Почти два часа непрерывной бойни. Игра планомерно, соблюдая строгую очередность, спускает на вас весь свой виварий, начиная с примитивных гнааров и ракетчиков и заканчивая хнумами и ведьмами Ахримана. Раз десять вам будет казаться, что уже все, финал близок, но Ментал (если быть точнее, то один из его прихвостней — Угх-Зан Четвертый, который исполняет в Serious Sam 3 роль главного босса) будет снова и снова натравливать на Сэма своих цепных псов. В конце уровня, уничтожив почти две тысячи монстров, вы будете чувствовать себя выжатым, как почти две тысячи лимонов, но довольным, как почти две тысячи слонов. Про финальную битву рассказывать не станем, чтобы не портить ощущения тем, кто еще не прошел игру, но и она запомнится вам надолго.
Мал золотник
К сожалению, кроме массы достоинств, игра собрала пышный букет мелких недоработок и багов. Помимо смазанности и неуместной серьезности первых миссий, здесь встречаются затянутые подземные уровни, глуповатые головоломки, примитивный юмор, который и юмором-то можно назвать лишь постольку-поскольку.
На некоторых уровнях бывает сложно найти проход в очередную локацию, а иногда игра странно обращается с триггерами — в одном из эпизодов после серьезной схватки нам пришлось больше пяти минут ждать, когда прилетит вертолет и начнется скриптовый ролик. В такие моменты, разумеется, думаешь, что что-то в игре не сработало и раз за разом жмешь кнопку загрузки последнего сохранения.
Кому-то не понравится режим спринта — чтобы ускориться, нужно зажимать клавишу Shift. Напомним, что в предыдущих частях герой носился с огромной скоростью в режиме нон-стоп. Кто-то может всплакнуть по яркой, слегка кислотной гамме предыдущих игр серии: Serious Sam 3 большую часть времени старается выглядеть реалистично, а монстры подрастеряли часть своего шарма и выглядят именно как... монстры, а не как пародии на всех монстров, вместе взятых. Даже к оружию можно придраться: дробовик и особенно автомат звучат, мягко говоря, неубедительно, бензопилы же в игре и вовсе нет.
Но все эти неприятности малоразличимы, когда на экране начинается настоящий замес — когда свинец льется рекой, а трупы падают на землю со скоростью отстрелянных гильз. Игра умудряется вернуть нас на десять лет назад и заставляет пережить практически те же самые ощущения, что и при первом прохождении The First Encounter. А это, согласитесь, немало.
После прохождения игры особенно забавно смотреть рейтинг игры на «Метакритике». Средний балл прессы — в районе семи, средняя оценка игроков — ближе к девятке. Ситуация подозрительно напоминает современное состояние игровой индустрии в целом. Она уже выбралась из памперсов, научилась ходить, поступила в школу и сейчас вовсю стреляет сигареты и смолит их на заднем дворе. Переходный возраст, когда самооценка необычайно высока, юношеский негативизм зашкаливает, а все старое и простое на публике принято ругать и воротить от него нос. Дескать, мы в это лет десять назад — о боже мой! — уже наигрались, а сейчас нам подавай что-то позаковыристее, с механикой посложнее и чтобы «не только спинномозговые рефлексы».
Нам почему-то кажется, что почти все рецензенты получили немало удовольствия, проходя кампанию Serious Sam 3, но побоялись себе в этом признаться да еще и решили научно объяснить свой юношеский необоснованный страх. Простые игроки намного честнее. В первую очередь по отношению к самим себе: они не стесняются признаться, что новый Serious Sam им нравится, пускай даже он играется точно так же, как десять лет назад.
Локализация: Переводить в Serious Sam 3: BFE особенно нечего — диалогов едва ли наберется на пару-тройку страниц. Главное, на что следовало обратить внимание локализаторам, — подбор голоса главного героя. И тут как раз вышла несуразица. Раскатистый, звучный, эмоциональный голос Сэма из оригинала в русской версии отчего-то превратился в хорошо поставленную, идеально выверенную, но бездушную речь диктора с какого-нибудь новостного канала. В ней нет чувства, нет страсти, нет эпатажа. Из-за этого львиная доля шуток воспринимается не как юмор, а как неудачные потуги сострить. Кто бы что ни говорил про Никиту Джигурду, а его голос, звучавший в The First Encounter, идеально ложился на характер Стоуна, чего никак не скажешь о голосе Максима Пинскера, которым говорит Сэм в третьей части.