В последнее время чешская компания Bohemia Interactive будто специально борется с имиджем «студии одной игры». Всю сознательную жизнь она делала разные версии Operation: Flashpoint (которая потом стала называться ArmA), но сейчас вдруг сменила курс. Чехи выпускают вертолетный симулятор Take on Helicopters, а параллельно с этим работают над ремейком некогда культовой стратегии Carrier Command.
Впрочем, нет ничего удивительного в том, что именно Bohemia взялась за Carrier Command: Gaea Mission. Оригинальная игра, вышедшая в далеком 1988-м, была во многом схожа с Flashpoint: масштабом, свободой и сложным геймплеем. Кроме того, в ней сосуществовали стратегический и экшен-режимы. Все это Bohemia переносит и в современную версию.
Наш собеседник
Ян Кунт
Должность: главный дизайнер Carrier Command.
Предыдущее место работы: младший продюсер в компании IDEA Games, тестер.
О работе: «Фирменная особенность игр Bohemia - это возможность почувствовать битву во всех ее проявлениях. Carrier Command отлично подходит под этот принцип, именно поэтому мне так интересно заниматься этой игрой».
Им снятся острова…
В целом Carrier Command: Gaea Mission очень похожа на оригинал. На дворе — недалекое будущее, в котором человечество столкнулось с дефицитом ресурсов на Земле. Объединенная земная коалиция (ОЗК) затеяла операцию «Гея»: она колонизирует новые звездные системы и добывает там важнейшие для выживания человечества ресурсы. Другая супердержава, Азиатский тихоокеанский союз (АТС), опасаясь роста влияния Коалиции, устраивает серию ядерных взрывов и саботирует проект. Основные силы ОЗК разгромлены, половина колонизируемых планет превратилась в ядерные пустоши. АТС продолжает в одиночестве, не опасаясь конкуренции, осваивать новые космические просторы, но в этот момент немногочисленные выжившие бойцы Коалиции крадут у врага один из авианосцев и с его помощью пытаются основать колонию на богатой ресурсами планете Таурус. Естественно, силы Альянса против.
Обе стороны сражаются за огромный архипелаг, состоящий из 33 островов. Как сообщил нам директор проекта Ян Кунт, игрок выступает в роли командующего огромного футуристического корабля, который является центром всех операций. Этот монстр может и сам участвовать в сражениях, но основными вашими инструментами станут летательные аппараты и машины-амфибии. Именно с их помощью вы будете исследовать планету и отвоевывать острова у неприятеля. Но для того, чтобы производить эту технику, нужны ресурсы и фабрики.
«Острова делятся на несколько типов, — рассказывает Ян. — Горнодобывающие, с шахтами и очистительными системами, обеспечивают вас ресурсами. Чем большее их число вы контролируете, тем больше ресурсов. На производственных островах можно строить фабрики для сборки техники. Тут тот же принцип: чем больше фабрик, тем быстрее вы обеспечиваете себя готовой продукцией. Но произведенную там технику нельзя сразу пустить в дело, сначала нужно доставить ее на материнский авианосец. Поэтому продукция поступает на острова-склады, откуда уже идут поставки в центр».
Как видите, получается цикл: добыча, производство, хранение и доставка. Все острова вы должны объединять в единую сеть. В этом и плюс, и уязвимость такой схемы. Стоит врагу захватить один из островов в цепочке, и нарушится весь цикл, прекратятся поставки. Поэтому нужно делать так, чтобы враг на пути к вашим ресурсам и технике сначала натолкнулся на остров-крепость. Это четвертый тип: такие острова ничего не добывают и не производят, зато могут обороняться.
Трансформеры
Важно, что вы сами можете конвертировать выбранный остров в любой из этих четырех типов. Нужно больше ресурсов — превратите остров-фабрику в шахту, а если он после очередного вражеского наступления вдруг оказался на передовой, то лучше трансформировать его в неприступную крепость. Правда, преобразование острова занимает некоторое время, в течение которого он ничего не производит и не добывает и становится совершенно беззащитен.
Ваш враг, то есть силы Альянса, тоже добывает ресурсы, производит технику, захватывает и преобразовывает острова. И у него тоже есть материнский авианосец.
Фокусы с превращением на этом не заканчиваются. Помимо островов вы можете на ходу трансформировать и саму технику. И у вас, и у противника парк в основном состоит из двух типов машин. Во-первых, это «Манта» — легкий самолет, предназначенный в основном для разведки и аэрофотосъемки и оборудованный сравнительно слабым вооружением. Во-вторых, «Морж» — машина-амфибия на воздушной подушке. И ту и другую можно модернизировать, то есть ставить на борт новое оружие, увеличивать объем топливных баков, улучшать броню, двигатель и систему ремонта. Часть оборудования для таких апгрейдов вы будете производить сами на фабриках, часть найдете на захваченных островах, а для некоторых модернизаций придется украсть вражескую технологию.
А дальше начинается самое интересное. «Такую модернизированную технику, например «Манту», вы сможете несколькими щелчками мыши превратить в бронированный самолет или в тяжелый боевой вертолет. А «Морж» из легкого джипа может стать тяжелым танком», — рассказывает Ян.
Как мы уже сказали, материнский авианосец тоже может участвовать в сражении, например оказывая огневую поддержку вашим амфибиям. Соответственно, модернизировать разрешат и его. Трансформировать эту глыбу во что-то радикально новое, правда, не получится, но сделать турели, ракетные установки и системы защиты более мощными вы сможете.
Мастер на все руки
Наконец, чудеса превращения будут происходить и с самим игроком. В оригинальной стратегии было четкое разделение на два режима игры. В стратегическом мы управляли происходящим как в обычной RTS: заказывали строительство техники, захватывали и переоборудовали острова, выстраивали производственные цепи, возились с апгрейдами. А в режиме экшена могли сами сесть в одну из машин и управлять ею, поливая врага огнем из бортовых орудий. Между двумя режимами нужно было переключаться через главное меню.
А вот в Carrier Command: Gaea Mission авторы совмещают оба стиля в одном геймплейном пространстве. По словам Яна, вы можете в любой момент пересесть из командирской рубки на авианосце в кабину боевой машины и лично поучаствовать в сражении, а потом вернуться обратно. Можно будет быстро перескакивать из одной боевой единицы в другую: сначала подбить из «Манты» самолет неприятеля, включить автопилот, пересесть в «Моржа», расстрелять вражескую базу из тяжелых орудий, а потом, убедившись, что самим тут не справиться, переключиться на глобальную карту и приказать трем истребителям также атаковать эти укрепления.
Более того, современная версия периодически будет включать натуральный шутер. То есть вы сможете покинуть брюхо боевой машины и взять в руки автомат. Естественно, тут сразу встает вопрос, а насколько эта шутерная часть (да и управление техникой тоже) будет близко к тому, что мы видели в серии ARMA. Пока авторы не спешат делиться подробностями, но, судя по всему, той же степени реализма ждать не стоит: все будет попроще и подинамичнее.
Занимательная география
В 1988-м был доступен только режим «песочницы», где игроку давали полную свободу и ставили задачу любыми способами отвоевать у противника большую часть архипелага. Теперь же помимо него обещана сюжетная кампания, выполняющая по сути роль расширенного туториала. По словам директора проекта, здесь мы будем действовать в составе специального отряда ОЗК, который займется разведкой и саботажем на территории врага.
В кампании нас последовательно познакомят со всеми аспектами игры, но в целом она все же будет ближе к экшену. В отличие от классического режима, в каждой миссии будет заранее задаваться список доступных вам инструментов: придется и побегать с автоматом, и порулить войсками. Да и цели тут более четкие: вам нужно собрать технологии для производства ядерной бомбы, с помощью которой можно уничтожить вражескую базу.
Авторы уверяют, что и в прокрустовом ложе сюжета будет где развернуться, но понятно, что только в оригинальном режиме вы полностью почувствуете, что такое истинная Carrier Command: именно там вас ждет настоящая свобода. Здесь вы предоставлены себе и сами определяете стратегию и тактику победы.
Карта планируется открытой и бесшовной, а исследовать ее разрешат в любых направлениях. Все будет очень масштабно и реалистично: размер каждого острова составит от 4 до 16 кв. км, при этом вся карта поделена на 6 природных зон — тут вам и пустыня, и арктическая тундра, и болота, и умеренный климат, и горы, и вулканы. Заявлена смена времени суток и погодные эффекты. Важно, что ландшафт и погода влияют на геймплей. «В местности, где есть высокие холмы и долины, удобно прятаться и проводить скрытые операции, а на равнине можно открыто использовать всю свою мощь. На островах, покрытых льдом или болотами, воевать вдвойне тяжелее, поэтому сначала придется раздобыть технологии, которые повысили бы ваши шансы выжить», — поясняет наш собеседник.
Carrier Command в свое время оказала огромное влияние на жанр: из нее потом вышли Hostile Waters, отечественные «Стальные монстры» и многие другие игры. Но нам кажется, что суть Carrier Command кроется не только в возрождении подзабытого, но жизнеспособного жанра. Разобрав по кусочкам оригинальную игру, а потом собрав ее заново, разработчики неожиданно придают ей новое свойство. Острова-трансформеры, самолеты-трансформеры, амфибии-трансформеры, игрок-трансформер… Эта игра как кусок пластилина: вы сами лепите из него то, что вам нужно. Перед огромным разнообразием тактик — при всей хардкорности и недружелюбности игр Bohemia — будет трудно устоять.