Выпустив в 2008 году кинокомикс «Особо опасен», собравший в мировом прокате $341 млн, Тимур Бекмамбетов начал трудиться сразу на два фронта. И дело даже не в том, что в последнее время он не только ставит, но и продюсирует кинокартины. Просто теперь часть его работ, вроде «Черной молнии», ориентирована исключительно на российский кинорынок, тогда как мультфильм «9» или недавний космический триллер «Аполлон 18» начисто лишены отечественного колорита и вполне уютно чувствуют себя в кинотеатрах США и Европы.
Новый фильм Бекмамбетова — фантастический боевик «Фантом» (на Западе The Darkest Hour) — не вписывается ни в одну из этих категорий. С одной стороны, фильм снят по лекалам голливудских блокбастеров. Он посвящен теме инопланетного вторжения, а главные роли в нем исполняют заокеанские звезды — Эмиль Хирш («Спиди-гонщик»), Макс Мингелла («Социальная сеть»), Рэйчел Тейлор («Трансформеры») и Оливия Тирлби («Джуно»). С другой стороны, разборки с чужаками проходят не в западных мегаполисах, а в Москве.
Четверо американских туристов безмятежно отдыхают в столице, как вдруг — в самый разгар веселья — начинается нашествие инопланетян. Как водится в таких случаях, после первой же атаки молодые люди оказываются в авангарде сопротивления. Вся соль в том, что воевать с высокотехнологичным противником американцам предстоит именно в незнакомом иностранном городе.
Еще одной фишкой картины стали пришельцы. Они совершенно не похожи на своих собратьев из других фантастических боевиков последних лет. Сначала их вообще не показывают. Но, может, оно и к лучшему — привычных армад космических кораблей или армий гигантских роботов мы в «Фантоме» не увидим. Вместо них Землю попытаются покорить странные невидимые создания, которые с аппетитом лакомятся электроэнергией, а на закуску употребляют и людей.
Разумеется, героям не придется весь фильм воевать с незримыми противниками. Электричество делает фантомов видимыми. Выглядят они неказисто, напоминая то ли шаровую молнию, то ли летающих скатов. Зато Москву и москвичей крушат вполне зрелищно.
За качество видеоряда опасаться не стоит. Хотя режисер Крис Горак делает на этом поприще только первые шаги, в киноиндустрии он человек далеко не новый. Ему довелось поработать арт-директором в «Особом мнении» Стивена Спилберга и в «Бойцовском клубе» Дэвида Финчера. Да и Бекмамбетов уж что-что, а головокружительный экшен ставить умеет. Наш продюссер наверняка помог менее опытному коллеге и словом, и делом.
Во время работы над фильмом съемочной группе самой пришлось столкнуться с серьезным катаклизмом. Снимать в Москве начали летом 2010 года, как раз в то время, когда в области полыхали торфяники и столицу заволокло непроглядным дымом. Съемки пришлось приостановить почти на месяц. Из-за этого премьеру «Фантома», которая была назначена на прошедший апрель, перенесли. Возможно, фильму это пошло на пользу: весной всегда выходит много блокбастеров, и среди них «Фантом» мог легко затеряться. А вот под Новый год больших фантастических новинок не предвидится — сплошь комедии и драмы. Так что у картины есть хорошие шансы на успех.