Вход в систему

Логин:
Пароль:
Вход Зарегистрироваться Вспомнить   пароль
Информация на данной странице предоставлена нашим информационным партнером Игромания.ру

Автор:

Сергей Галенкин

В прошлом — один из основателей сайта GameMAG.ru, главный редактор украинского игрового журнала Gameplay. В настоящий момент — директор по маркетингу подразделения розницы компании «Софтпром», дистрибьютора продукции Electronic Arts, Activision Blizzard, SEGA, THQ, NCsoft и проч. на территории Украины.

PC-гейминг умирает. Умирает в том виде, в котором вы его знали. Компьютерных игр в классическом смысле этого термина больше не будет. Но играть на ПК наши дети будут не меньше, чем мы.

Думаю, многие из вас заметили, что игры для PC понемногу переходят в онлайн, и самые успешные проекты ориентированы на сетевую игру. Но полсотни World of Warcraft на разные темы — не совсем то, что хочется людям. Миру нужно всего пять-шесть таких ММОG, а не десятки. Вот и выживают считанные единицы, а неудачники (World of Halo, Tabula Rasa, Auto Assault) умирают, иногда даже не дожив до релиза.

Пиратство убивает сейчас практически любой неонлайновый PC-эксклюзив. Если у вас мультиплатформенная игра, вы до поры до времени можете считать все версии вместе и видеть плюс в балансе, но постепенно издатели начинают задвигать PC на задворки, откладывая даты выхода РС-версий.

Попытки бороться с пиратами с помощью защиты от копирования, адвокатов и новых законов заранее обречены на неудачу. Прогресс не остановить, и побочным его эффектом является невозможность хоть сколько-нибудь надежно защитить цифровой контент, предназначенный для массовой продажи.

Более того, использование навязчивых систем защиты не повышает, а снижает легальные продажи. Предзаказы европейских розничных сетей на PC-версию Far Cry 2 снизились почти на треть после новости о том, что игра использует SecuROM с ограниченным числом онлайновых активаций. Когда играть в пиратскую версию становится удобнее, чем в легально приобретенную, даже самые законопослушные пользователи начинают задумываться о торрентах.

DRM, адвокаты и законы — это способ протянуть немного до перестройки бизнес-модели, которую ведут сейчас почти все издатели, просто у больших и мощных это получается заметно медленнее. В глаза вам этого никто не скажет, но классический рынок игр для РС издатели уже похоронили, в планах на будущее его нет.

Более того, розница местами поддалась общим настроениям и тоже хоронит PC. В последних разговорах с директорами и менеджерами сетей речь все чаще идет об играх для консолей не рядом с играми для PC, а вместо них. Полки не резиновые.

Но на самом деле уже сейчас мы видим несколько крупных PC-ориентированных компаний, сумевших перестроить свои бизнес-модели с учетом реалий современного мира.

Первая — это Blizzard. World of Warcraft показал, какая обширная у них аудитория и что значат для банковского счета ранее виртуальные 70% пиратов (в среднем), неожиданно начавшие платить. Даже в самых смелых мечтах никто не ждал от World of Warcraft миллионов подписчиков. В Blizzard рассчитывали в лучшем случае на 400 тыс. активных пользователей через год после старта. Первые отгрузки — 240 тыс., а потом дефицит на целый месяц в связи с отсутствием коробок на складах. Я уж не говорю о перегруженных серверах, часовых очередях и астрономических ценах на американские коробки в Европе, которая получила игру на несколько месяцев позже. О таких проблемах другие компании могут только мечтать.

Следующие игры Blizzard будут ориентированы на онлайн. StarCraft 2 (в трех частях), Diablo 3 — в случае с этими играми предполагается, что покупатель зарегистрируется в системе Blizzard, некоем аналоге Steam, с регистрацией достижений, общими платежами и — спорим? — кросс-игровыми бонусами (купил коллекционное издание StarCraft 3? Получи зверушку в Galaxy of Warcraft).

Да, вы сможете играть в эти игры без подключения к интернету. Может быть. Кое-как. Без патчей, без мультиплеера, без обновлений, без статистики, без глобальных событий, без новых карт. Как-нибудь так. Возможно.

Не все компьютеры подключены к Сети, это факт. Как не все едят говядину. При этом да, некоторые владельцы «безынтернетных» PC платят за игры. Как некоторые жители Индии в принципе не против хорошей говяжьей отбивной. Но строить бизнес, ориентируясь на них, необязательно. Маленький разработчик может рассчитывать на бедных владельцев РС без интернета, радуя их низкобюджетными проектами вроде «Боя с тенью», а в Индии, вероятно, есть мелкие лавочники, продающие говядину (из-под прилавка, чтобы не нервировать обычных покупателей).

Но вы же не думаете, что McDonald’s откажется от говяжьих гамбургеров во всем мире из-за индусов? Проще забыть про этот рынок или сделать для него что-то особое. Так и крупным издателям проще отказаться от тех, чьи компьютеры не подключены к Сети, чем терять деньги из-за пиратства. Или выпускать для таких специфических рынков урезанные версии со «всенародно любимой» защитой StarForce. В качестве домашнего задания попробуйте выйти в Games for Windows Live в легальной русской версии Fallout 3. Которая, опять же, на Западе защищена SecuROM, а у нас StarForce.

Второй пример — Valve. Orange Box был пробой пера, первой попыткой использовать на полную систему Steam, созданную не для того, чтобы бороться с пиратами, а чтобы зарабатывать на законопослушных пользователях. Попытка вышла довольно робкая: во всем наборе была только одна игра, которую действительно не имело смысла пиратить, — Team Fortress 2. Неудивительно, что весь год Valve выпускала бесплатные обновления для Team Fortress 2, полностью забросив Portal и Half-Life 2.

Left 4 Dead — это уже куда более серьезная заявка на лидерство. Ultima Online, EverQuest и World of Warcraft перенесли в онлайн ролевые игры. Star Wars: The Old Republic разовьет инициативу, добавив в MMORPG сюжет. А Team Fortress 2 — классический сетевой шутер, просто более сетевой, чем классический. Тут Valve революций не делала, использовав собственный опыт по легализации игроков в Counter-Strike.

Left 4 Dead доказал, что в Сеть можно перенести хоррор. Я помню, что перспективы хорроров и квестов казались скептикам онлайна наиболее туманными (Myst Online помните?). Left 4 Dead страшнее последних частей Silent Hill и Resident Evil. Играть в Left 4 Dead без интернета в принципе можно, но нет смысла, это будет примерно то же самое, что и World of Warcraft на пиратских серверах. Скука смертная. А скука — лучший демотиватор для пиратов, знаю по тому же World of Warcraft, пиратские шарды которого сейчас служат наилучшей рекламой легальным серверам.

Таким образом, игры для PC превращаются в сервисы. Чем дальше, тем очевиднее этот процесс даже самым непосвященным. Через несколько лет офлайновые синглплеерные проекты будут поголовно портами с консолей, разве что Microsoft превратит саму Windows в сервис, что прекратит пиратство на этой платформе вообще.

Этот же путь Microsoft избрала и для Xbox 360 (у Xbox Live многое позаимствовали и Steam, и новая платформа Blizzard). Как видим, даже на не сильно обремененных пиратством приставках эта мера принесла плоды — хотя пиратчину на Xbox 360 запустить, в принципе, можно, по продажам игр на душу населения (считай: на одну консоль) она обходит PlayStation 3, где пиратских игр нет в принципе.

О том, как переродятся популярные жанры, можно только гадать. Со стратегиями все вполне очевидно, жанр еще с настольных времен ориентирован на состязание с живым человеком. Последние двадцать лет упор на сингл был вызван тем, что интернет был не слишком распространен, да и машины не тянули полноценную динамическую кампанию на несколько человек. При этом не обязательно зацикливаться на привычном skirmish — раз в настольных стратегиях народ играет многосерийные кампании (и в Left 4 Dead тоже), то чем компьютерные стратегии хуже?

Гонки, скорее всего, пойдут по пути RPG: обзаведутся открытыми мирами, водителями  с ролевыми параметрами. Станут чем-то вроде Test Drive Unlimited, но масштабнее и с большей привязкой к онлайну. Мультиплатформенность пока что сдерживает переход жанра в онлайн, ведь на консолях гонки продаются так хорошо, что РС можно просто игнорировать.

Об остальных жанрах можно фантазировать до бесконечности. Перспектив — море.

Главное, что пугает нынешних онлайн-скептиков, — возможная смерть однопользовательских игр в процессе перерождения индустрии. Как человек, заставший времена, когда слово «игра» означало «собрать друзей и играть вместе в футбол, карты или «Монополию», а не «пытаться перехитрить набор скриптов, управляемый AI», я не вижу в этом трагедии. Но в любом случае однопользовательские игры не умрут — часть из них переселится на проприетарные платформы (консоли), часть научится использовать онлайн без необходимости заставлять игрока сражаться с себе подобными. Одним из самых очевидных примеров может быть привязка мира внутри игры к реальным событиям — колебаниям курсов, новостным сводкам, погоде в разных частях мира. Менее очевидный вариант — самообучающийся AI, который использует данные, собранные в процессе прохождения игры другими пользователями (по такому принципу работают некоторые спам-фильтры).

К тому же большинство радетелей однопользовательских игр беспокоятся не о своем праве играть в гордом одиночестве (даже в World of Warcraft можно играть, не кооперируясь с другими игроками), а о сюжете, который в онлайновых играх зачастую упрощается в угоду динамике. Как пример я уже приводил Left 4 Dead, где сюжет куда сильнее, чем в любом среднестатистическом сетевом шутере. Ну и стоит дождаться Star Wars: The Old Republic от BioWare, я почему-то уверен, что знаменитая канадская компания не подведет своих преданных поклонников.

Переход к новым бизнес-моделям не будет быстрым. Медленнее всех шевелятся самые крупные издатели, которые у всех на виду. Electronic Arts, Ubisoft, Activision — ни у одной из этих компаний нет в активе собственной сильной онлайн-игры. Поэтому EA купила Mythic, Activision — Blizzard, а Ubisoft делает Tom Clancy’s MMO, которая, судя по всему, будет игрой, обязательной для всех фанатов бренда «Том Клэнси».

Но переход неизбежен. Или EA со товарищи перестроятся, или лет через семь их всех скупят по дешевке Valve и другие новые лидеры индустрии, как это в свое время случилось с Atari. Ничего личного, но у вашей компании есть замечательные старые бренды вроде Black & White и C&C, которые мы хотели бы представить новому поколению игроков.

И еще. Перед тем как вы начнете доказывать, что онлайн — это только тупой гриндинг и в сетевых играх нет души, поиграйте в Left 4 Dead. Скоро ее будут вспоминать как икону, как сейчас говорят о первом Half-Life.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. А может и совпадать.

Двери тут