Вход в систему

Логин:
Пароль:
Вход Зарегистрироваться Вспомнить   пароль
Информация на данной странице предоставлена нашим информационным партнером Игромания.ру

Победа наша. В игры вернулась «русская» тема

Авторы: Игорь Варнавский, Артур Карлов
Полный текст

Как воспринимают русских на Западе? Наш собственный стереотип гласит, что в представлении некоего усредненного жителя Европы или США мы воспринимаемся как нация пьяных медведей с автоматами Калашникова в одной руке и нефтяным вентилем в другой. Стереотип этот, конечно, сильно утрированный и далекий от реальности, но вот в компьютерных играх очень часто все именно так и бывает: если русские — то непременно ушанки, водка, медведи, имперские замашки и характерный акцент. За последние 20-25 лет присутствие русских в играх то нарастало, то убывало. В 80-х, ввиду холодной войны, мы были агрессором в каждой второй игре. В 90-е из-за распада Союза и потепления отношений с Западом нас «реабилитировали», хотя инерция «и все равно они коммуняки» сохранялась еще долго. А в 2000-е, когда страна начала приходить в себя и по многим вопросам встала в открытую оппозицию США, русские в играх вновь стали примерять на себя роль главных злодеев. И в последние 3-4 года таких игр появилось особенно много.

Геополитическая подоплека

Игры, как и война (а тем более игры про войну), являются прямым продолжением политики. Зависимость тут очень простая: чем больше угрожающей риторики льется с экранов телевизоров, тем больше появляется игр о конфликте с вероятным противником.

СССР в странах НАТО всегда изображался как главная угроза демократии и всему так называемому «свободному миру». Русских рисовали в образе монстров, которые только и ждут, чтобы нагрянуть в своих кирзачах в Европу или Америку и насадить там коммунизм. По другой версии, советское руководство стремилось к простому уничтожению Америки с помощью ядерного оружия, дабы та не мешала русским спокойно подчинять весь мир. В качестве примеров приводились локальные конфликты в Корее и Вьетнаме.

После развала Советского Союза «красная угроза» прекратила свое существование, и в играх ее стали связывать исключительно с событиями альтернативной истории (C&C: Red Alert), которые разработчикам приходилось выдумывать самим. Том Клэнси и его эпигоны чуть было не лишились хлеба насущного, а сценаристам пришлось срочно искать нового противника. А противник этот, из-за отсутствия у Запада серьезных конкурентов, получался все какой-то абстрактный и чересчур условный (Ирак, террористы).

Вот так выглядела среднестатистическая игра о России на протяжении многих лет. Но теперь этот образ уходит в прошлое, а на смену ему приходит образ более сложный и интересный (GTA 4, MGS 3).

Фаза, совпадающая с периодом холодной войны (1945-1991), будет первой в нашей хронологической схеме восприятия русских в массовой культуре. Но игры того времени не были настолько продвинуты, чтобы передать напряженность отношений двух сверхдержав в полной мере.

Далее следует вторая фаза — период активного потепления и глобального сотрудничества с 1991-го по 2007 г., закончившийся, как принято считать, после мюнхенской речи президента Владимира Путина, прозвучавшей на Конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года. Тогда Путин в жесткой форме раскритиковал систему однополярного мира, стремление НАТО к расширению и невыполнение западными партнерами обязательств по демилитаризации Европы. На Западе после этой речи сразу заговорили о новом витке холодной войны — и заговорили с каким-то даже облегчением: мол, наконец-то Россия показала свое истинное лицо, а то мы уж было соскучились.

Российское государство начинает еще более активно принимать участие во внешней политике, модернизирует армию, выходит из ДОВСЕ и возобновляет патрульные полеты стратегической авиации. В этот период, называемый многими «прохладной войной», мы сейчас и живем. Поведение, путь и темпы развития России тревожат Запад, что вызывает естественную реакцию в массовой культуре. Вот почему русские вновь вернулись на мониторы игроков по всему миру, и вот почему в играх становится все меньше условностей, касающихся нашей страны. На Западе начинают называть вещи своими именами.

Лучше всего о нынешней ситуации в России рассказала песня «План Путина» (см. клип по адресу www.youtube.com/watch?v=5WfKag6m5Fc) группы «Корейские LЁDчики» — смешная, ироничная и одновременно очень духоподъемная. На роль альтернативного национального гимна подошла бы идеально.

Социалистические Штаты Америки

Чаще всего русские фигурируют в играх в контексте холодной войны. Обычно это подразумевает военный конфликт и (иногда) оккупацию США советскими войсками с последующей освободительной борьбой. Этот сценарий был популярен в прошлом, и он остается популярным даже сейчас, спустя 17 лет после окончания глобального противостояния (см. World in Conflict, Red Alert 2-3 или хотя бы Freedom Fighters). В Red Alert 3, кроме того, еще и культивируются мифы о секретных разработках СССР. Этой же теме посвящен Metal Gear Solid 3: Snake Eater.

World in Conflict (2007) и World in Conflict: Soviet Assault (2008)

В основу игры положен любимый прием всех страдающих от недостатка фантазии разработчиков — альтернативная история. Действие игры происходит в 1989 году. Политическая система и экономика Советского Союза близки к коллапсу. Руководство партии, возмущенное отсутствием помощи со стороны Западной Европы, решает, что единственный выход из положения — нанести удар по США, самому сердцу капиталистической системы. То, чего многие так боялись, произошло, и вот уже советские войска занимают плацдарм в Сиэтле.

После массированной высадки русских КНР принимает решение о поддержке братского советского народа, захватывает монгольские степи и наносит удар по Южной Корее и Индии. Невероятными усилиями США удается выбить СССР из Сиэтла, лишив таким образом китайский флот зоны высадки. Китайцы возвращаются обратно, советские войска раздроблены, а весь мир… ждет аддон Soviet Assault, который добавит кампанию за русских.

Надо сказать, что Massive Entertainment постаралась отнестись к щекотливой русской теме весьма политкорректно, поэтому в World in Conflict нас всегда зовут абстрактными «иванами».

Культурными ориентирами для Massive послужили фильм 1984 года «Красный рассвет» (Red Dawn) с похожим сценарием и книга Тома Клэнси (куда уж без него!) «Красный шторм поднимается», написанная в соавторстве с Ларри Бондом, который, собственно, и консультировал Massive.

Таким образом, русские в этой игре представлены заядлыми милитаристами, стремящимися к мировому господству и не расстающимися с оружием даже в мирное время. Из прочей клюквы замечена классическая русская музыка и потренькивание балалаек на заднем плане.

В Soviet Assault нас, видимо, наконец-то очеловечат: в трейлере Yulja какой-то советский солдат зачитывает на чистом русском письмо своей девушке (очевидно, Юле) — а на экране в это время грохочут взрывы, рушатся дома и рассекают небо бомбардировщики.

Интересно было бы потолковать с Massive о World in Conflict в геополитическом аспекте, но они на эту тему говорить отказались.

Command & Conquer: Red Alert 3 (2008)

Red Alert 3 в представлении не нуждается. Третью часть ждали уже давно, и кто знает, может быть, именно текущая геополитическая конъюнктура заставила EA ускорить разработку.

По сюжету, советское руководство, спасаясь от НАТО, отправляется в прошлое и убивает Эйнштейна. Но из-за вмешательства в историю возникает новая линия реальности, и в войну вступает третья сила — имперская Япония. По идее, на ее месте должен был быть Китай, но авторы таким образом обошлись без явных кивков головой.

Вообще, Red Alert 3 остается той же неизменно веселой комедией абсурда, где в каждой новой части меняется лишь масштаб бреда и взрывов. В этот раз — с медведями-парашютистами на стороне русских. Кардинальных изменений в восприятии народа страны Советов здесь пока не обнаружено, но тут они и не нужны.

В отличие от многих других игр, Red Alert 3 с порога заявляет: расслабьтесь, парни, это не всерьез, мы просто так развлекаемся.

Metal Gear Solid 3: Snake Eater (PS2, 2004)

Самая интересная игра о холодной войне. События Metal Gear Solid 3: Snake Eater отсылают нас к альтернативному 1964 году. Глубоко в сибирских джунглях (именно джунглях) СССР разрабатывают сверхсекретный бипедальный танк «Шагоход», способный запускать межконтинентальные ядерные ракеты. США забрасывают туда агента Нейкида Снейка, который должен выкрасть и переправить за границу ученого Николая Соколова, конструктора «Шагохода». Неожиданно на сцене появляется полковник ГРУ Волгин, главный злодей игры, член пробрежневской группировки, стремящейся сместить Хрущева. Помимо радикальных политических взглядов, Волгин примечателен способностью пускать молнии из рук.

За вычетом Волгина, русские в MGS 3 по большей части хоть и противники, но отнюдь не злодеи и не агрессоры. Среди них есть самые разные типажи: русская девушка Ева, шпионящая в интересах китайцев; утративший интерес к жизни конструктор вооружения Гранин (именно на основе его наработок и чертежей в США потом будут созданы первые образцы роботов Metal Gear); майор ГРУ Оцелот, который якобы является правой рукой Волгина, а на самом деле работает одновременно на КГБ (комитетчики в MGS 3 за Хрущева, а ГРУ — за Волгина) и ЦРУ.

Сама по себе «русская» тема была отработана неплохо, но, в отличие от GTA 4, далеко не идеально: нелепых ошибок в русских надписях было в избытке.

Кстати говоря, если заглянуть на официальный сайт игры (www.konami.jp/gs/game/mgs3) вы увидите своими глазами слово «ТРИ», которое появляется при наведении курсора на цифру «3».

Кодзима, как всегда, почувствовал «русский» тренд раньше всех. Его MGS 3 появился тогда, когда за Call of Duty 4 и GTA 4 еще и не принимались.

Русские? Какие русские? Вы о чем?

При подготовке этой статьи мы связались с разработчиками всех перечисленных игр, но наткнулись на глухую стену политкорректности. Почти все они ответили в духе «все совпадения случайны» и «мы просто создали альтернативную историю» или вовсе отмолчались. Развернутый ответ дали только японцы из Namco.

Безыдейные товарищи

Вот мы и подошли к играм, где пальцем в сторону России уже никто не тыкает, нет прямых упреков и обвинений. Роль русских там скрыта за вуалью эвфемизмов, приподнять которую, правда, не составит никакого труда.

Ace Combat 6: Fires of Liberation (Xbox 360, 2007)

Если бы не измененные названия и имена, по сюжетам World in Conflict и Ace Combat 6 можно было бы устраивать конкурс «Найди 10 отличий». Игра начинается с масштабного авианалета ВВС вымышленной республики Эстовакии на столицу не менее вымышленной республики Эммерия. Имена персонажей, воюющих на стороне Эстовакии, не оставляют никаких сомнений о том, с какой страны была списана вымышленная республика: Илья Пастернак, Виктор Войчек, Людмила. А эскадрилья Strigon — это, видимо, наши «Стрижи», ведь летают-то захватчики на Су и МиГах. Один лишь Toscha Mijasik (бойфренд той самой Людмилы) выбивается из общего контекста. Заканчивается игра, как водится, победой «свободных» граждан мира.

На наш вопрос, почему Россию выбрали в качестве агрессора, продюсер игры Хироюки Ичиянаги (Hiroyuki Ichiyanagi) политкорректно ответил: «Во времена холодной войны СССР был закрытым обществом и о жизни внутри страны на Западе не знали, что породило кучу легенд и домыслов. Все, что нам было известно, — так это то, что СССР владеет передовыми военными технологиями и при случае может уничтожить весь мир. Поэтому в массовой культуре того времени его было принято изображать как агрессора. Люди, выросшие на книгах, комиксах и фильмах той эпохи, привыкли воспринимать СССР именно так и до сих пор, по инерции, делают такие же игры. Хотя, думаю, поколение 90-х уже не воспринимает Россию негативно». В конце Ичиянаги добавил: «Что я точно знаю про русских — вы любите хорошо выпить и хорошо посмеяться».

Су-47 в Ace Combat встречается как в традиционной, так и в самой неожиданной расцветке.

Grand Theft Auto 4 (Xbox 360, PS3, 2008)

Лучше, чем в GTA 4, «русскую» тему не раскрывали еще нигде.

Когда стало известно о том, что главным героем будет восточноевропеец, это было, мягко говоря, удивительно. Когда в Сети появился трейлер GTA 4 под песню рэпера Сереги King Ring из фильма «Бой с тенью», многие поначалу подумали, что это шутка. Но потом, когда выяснилось, что в игре будет радиостанция Vladivostok FM с русской музыкой («Кино», «Ленинград», «Сплин», певица Руслана со своей песней и в роли диджея), а брата главного героя зовут Роман, сомнения рассеялись: Rockstar делают игру про русских. И если уж культурное явление такого уровня поднимает «русскую» тему, то это говорит о многом. Отдадим должное Rockstar — эти люди всегда работают с полной отдачей, а в этот раз вообще выложились как никогда. Другой вопрос, что сделали они это на первый взгляд неочевидно.

Вот главный герой — Нико Белич, житель бывшей Югославии. Югославии? Какой, к черту, Югославии, когда игра стартует в русском районе Нью-Йорка, вокруг все говорят на русском, надписи тоже на русском, да и сам Нико общается преимущественно с русскими? Сделано это, возможно, из осторожности: если бы главным героем стал русский, неизвестно, как восприняли бы игру на Западе.

Проблема, которую ставит GTA 4, куда глубже разудалой клюквы других игр на русскую тему. Эта проблема выражается очень простым вопросом: куда податься человеку социалистического склада ума, когда его страна лежит в руинах, идеалы, за которые он боролся, осквернены, вокруг все учатся зарабатывать деньги любыми путями, а ему надо просто выжить? Вот и выходит, что неприспособленный к новой системе ценностей человек бросается в омут капитализма и попадает на самое его дно — так случилось с Нико. Только у него, в отличие от других, был пример брата, успешно (как он думал) вписавшегося в иную систему и якобы сколотившего состояние. А теперь представьте, что ощутил Нико, узнавший, что все это ложь и что нет у этого омута никакой поверхности, есть лишь другое дно, еще грязнее и глубже. В GTA 4 русских не боятся и не демонизируют — здесь нас пытаются понять.

Клюква 3.0

Игры про русских условно «третьего поколения» обыгрывают события современности и недалекого будущего. В них наша страна изображена либо почивающей на лаврах нефтедолларов и тратящей их на перевооружение, либо мечтающей о былом величии и желающей воссоздать СССР. Так или иначе, выливается все это в Третью мировую войну.

Battlefield 2142 (2006)

Хотя шведы из Digital Illusions вроде бы и подзабыли про нашу страну в Battlefield 2, добавив русский спецназ лишь в бустер-паке Special Forces, Battlefield 2142 дал всем понять, что «русская» тема снова в моде.

На этот раз противостояние двух сил — Евросоюза и Паназиатской коалиции — происходит в условиях нового ледникового периода в XXII веке, и битва ведется за каждый клочок еще живой земли. Если состав Евросоюза пояснять не надо, то вот войска Паназиатской коалиции, представляющие собой, по идее, союзные Россию и Китай и изъясняющиеся на чистейшем русском, заставляют крепко задуматься над вкладом КНР в подобную коалицию. И это не говоря уже о пропагандистских плакатах с надписями «Европа завоевана!». Да-да, именно на русском. Кстати, на одной из карт Battlefield 2142 можно найти Минск будущего.

Из всех окрестных игр Battlefield 2142 — самая нейтральная. Различия между армиями Запада и Паназиатской коалиции здесь вообще неощутимы.

Frontlines: Fuel of War (2008)

Хотя в названии игры и не фигурирует имя Тома Клэнси, его влияние во Frontlines ощущается явственно. Завязка в меру обычная: к 2024 году запасы нефти подходят к концу, и в мире формируются два военных блока: Западная коалиция (опять США и Евросоюз) и Альянс красной звезды (Россия, Китай и бывшие советские республики в Средней Азии, фактически  — государства ШОС). Ничего нового, в общем. Обе стороны давно создали непробиваемую систему ПРО, так что страхи ядерной войны остались в прошлом, а за последние нефтяные месторождения приходится воевать с традиционным оружием. Это приводит к череде локальных конфликтов, быстро вылившихся в полномасштабную войну. Первыми напали, конечно же, русские. Причем напали в Туркменистане. В это же время Китай занял Тайвань. Кампания проходится от лица солдата Западной коалиции, который в итоге дойдет аж до Москвы (программа визита в столицу включает в себя, кроме прочего, экскурсию по Министерству культуры). В конце выяснится, что конфликт еще не окончен, над Москвой парят бомбардировщики Альянса, а Китай спешит на помощь. Авторы не поленились даже написать предысторию конфликта, ее можно почитать по адресу www.frontlineswar.com/?page=timeline.

Вот уж где «клюква 3.0» вылезла! Помимо чудного сюжета, прекрасно отражающего все фобии западного общества, игра могла порадовать нашего игрока надписями «Пена пива», «Извлекайте оккупантов», плакатами «Правда», «Волгами» и прочими традиционными перлами.

Во второй части, которая уже разрабатывается, разработчики дадут возможность увидеть конфликт с другой стороны. Одним из главных злодеев, судя по всему, будет генерал Владимир Франков.

Frontlines — товарищ в идеологическом плане более подкованный, чем Battlefield 2142. Здесь сразу ясно: вот наши, а вот «ваши».

Call of Duty 4: Modern Warfare (2007)

Русские живыми не сдаются! Ну, точнее, чеченские патриоты единой России.

В Call of Duty 4 нашим соотечественникам отведена главная роль. Что такое возня на Ближнем Востоке, когда в России ультранационалисты под предводительством экстремиста Имрана Закаева (!) устраивают путч и пытаются нанести ядерный удар по США! При таком развитии событий главным полем битвы становится наша страна, куда засылаются элитные подразделения британского спецназа для помощи легитимному правительству и лояльным ему войскам. Мало того что Закаев сам по себе жутко сверкает глазами налево и направо и грозится уничтожить к чертям весь мир, так еще его сын, Виктор, бегает от британцев в спортивном костюме с характерными полосками по бокам (жаль, кепку не нацепили). Будучи загнанным в угол, он говорит британским спецназовцам пророческие слова: «Вы все все равно скоро сдохнете». И стреляет себе в голову.

Сюжет игры предусматривает посещение всего двух регионов экс-СССР (Чернобыльской зоны отчуждения и некой базы РВСН в Азербайджане — непонятно только, откуда она там), но за это время мы узнаем о нашей стране едва ли не больше удивительных подробностей, чем из всего предыдущего жизненного опыта. Мы узнаем, что на каждой заправке бывшего СССР есть магазин «Елисеевский», что памятным словом из трех букв обязательно должен быть промаркирован любой забор (а там, где под это слово не хватает места, обязательно висят плакаты советских времен «Не пей за рулем, водитель, тебя ждут дома»), что в России есть чеченские ультранационалисты, мечтающие о возрождении Советского Союза.

Еще удивительнее в Call of Duty 4 то, что русские озвучены носителями языка, но фразы выдают такие, что только держись: «Амьериканцы делают попытку!»; «Открытые вражеские войска!»

При этом авторы игры все-таки в курсе причин, по которым Закаев хочет возродить СССР. А ведь он говорил очень интересные вещи о разрушенной стране, оскверненной культуре и запятнанной чести.

Прав был дядя Том

Помните Ghost Recon? Том Клэнси написал для этой игры сюжет, казавшийся нам на момент релиза абсолютно бредовым, но сегодня он уже таким не выглядит. Разгорающийся конфликт между Грузией с одной стороны и Абхазией и Южной Осетией при поддержке России с другой вполне может частично совпасть с завязкой игры. Напоминать о ней мы не будем, дабы не сглазить.

Русский китайцу — ?

На примере Frontlines и Battlefield 2142 хорошо заметно, что на Западе существует миф, будто главным военно-политическим союзником России является Китай. Миф этот имеет глубокие исторические корни, и почему он появился, в общем-то, понятно: коммунистический Китай когда-то был вторым после СССР сильнейшим государством социалистического блока. А с развалом Союза китайцы, по идее, должны по старой памяти подсобить русским в борьбе с капиталистами.

Стоп, а давайте-ка проверим правдивость исторической подоплеки таких слухов. Советская пропаганда всегда заявляла, что «русский с китайцем — друзья навек», но история с этим не всегда соглашается. Бурная русско-китайская дружба началась в 1945 году, с приходом к власти Мао Цзэдуна, но уже с 1956 года между Китаем и СССР наступил период похолодания, закончившийся практически полным разрывом отношений в 1964 году. После этого партии официально заявили о расхождении идеологий, Китай обвинил СССР в империализме (в связи с Пражской весной) и уступках США во время Карибского кризиса. С этого момента началась эскалация напряженности, вылившаяся в «забытые» вооруженные конфликты с Китаем в 1969 году.

Первый из них произошел в районе устья реки Уссури. Тогда три роты китайских солдат высадились на территории СССР, на маленьком островке Даманский, что послужило причиной проведения полномасштабной операции советских пограничников по их выдавливанию. К сожалению, из-за численного превосходства китайской стороны разрешить проблему быстро не удалось, а командование отказывалось выдавать подкрепление, чтобы не накалять ситуацию. Это столкновение закончилось после того, как китайцы подбили один из танков Т-62. Разъяренные советские пограничники в нарушение приказа использовали секретную на тот момент реактивную систему залпового огня (РСЗО) «Град», после обстрела которой на острове осталось в живых человек десять. Увы, в дальнейшем этот остров, усилиями дипломатов, все-таки перешел к Китаю.

Второй конфликт произошел близ Джунгарского выступа казахстанского участка границы. В этот раз нарушителей было немного, и их атака была быстро отбита пограничниками.

После ухода Мао отношения понемногу наладились. Согласно опросам общественного мнения, население Китая называет Россию одной из наиболее дружественных стран, такого же мнения придерживается и большинство россиян. Сейчас Китай и России сотрудничают главным образом в рамках ШОС — Шанхайской организации сотрудничества. В представлении западной общественности ШОС — это будущий военный блок, альтернатива НАТО. А как на самом деле? Официально деятельность этой организации направлена на борьбу с терроризмом и экономическую взаимопомощь стран-участников (Россия, Китай, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Казахстан). Да только проблема в том, что внутри самой ШОС есть свои течения. Китай, к примеру, воспринимает остальные государства-участники не как военных партнеров, а скорее как рынки сбыта своей продукции, и старается превратить ШОС в средство создания свободного рынка внутри организации. Россия же, наоборот, больше заинтересована в военном союзе и сотрудничестве в борьбе с терроризмом и наркотрафиком. Поскольку организация еще молода, действует лишь с 2001 года, говорить о полноценной интеграции оборонных средств еще рано — если это вообще когда-нибудь случится. Ведь Китай тоже преследует свои цели, и Россия, активно сотрудничающая с США в военной сфере, не может быть для него таким партнером, которому можно доверять на 100%.

Tom Clancy’s EndWar (2008)

Сценарий новой игры под брендом Тома Клэнси во многом совпадает с сюжетом Frontlines. В 2015 году цена на нефть достигает $200 за баррель, и наступает мировой энергетический кризис. Больше всего при таком раскладе выигрывает Россия, которая на эти деньги переоснащает свою армию новейшими образцами вооружения и окончательно милитаризуется. Все это происходит на фоне снятия угрозы ядерной войны за счет создания идеальной системы ПРО как на Западе, так и в России. Сюжеты Frontlines и EndWar настолько похожи, что и тут нашлось место ядерной войне между Саудовской Аравией и Ираном. Европа объединяется в единое государство, Европейскую Федерацию, а Америка строит орбитальную станцию «Звезда смерти» «Звезда свободы». И это (наконец-то!) ужасно не нравится ни Европе, ни России. В результате террористической атаки на станцию в 2020 году вспыхивает Третья мировая война между тремя обвиняющими друг друга сторонами: воюющей на два фронта Европейской Федерацией, Россией и США.

Обратите внимание: в этот раз Россию исключили из списка «оси зла» и поставили в один ряд с Европой. Всенепременно ждем выхода EndWar, чтобы руками США раздемократизировать Европу.

Прогресс налицо: по сравнению с Call of Duty 4, в EndWar российский спецназ уже не выглядит как обычные омоновцы.

Фильм Hitman (2007)

Простите, но мы не могли удержаться от того, чтобы не вспомнить недавнюю экранизацию Hitman. Если в играх серии Hitman наши соотечественники фигурировали в более-менее адекватном виде, то в фильме царит натуральный беспредел. Боевой вертолет в центре города разносит собор, здание ФСБ может прослушать любой дилетант, на бронежилетах у русских спецназовцев красуется надпись «ФСБ» с перевернутой буквой «С», а в Санкт-Петербурге откуда-то взялся «Народен театър «Иван Вазов» (на самом деле это болгарский национальный театр, находится он в Софии). Все это несколько странно, потому что даже сама игра «русскую» тему обыгрывала лучше: в Hitman 2 была миссия в Петербурге, там все надписи были на чистейшем русском, а уж как смачно там матерились…

В фильме «Хитмен» особенно порадовал вид русских спецназовцев: они здесь выглядят как генетически модифицированные клоны Дарта Вейдера в натовских противогазах с красными стеклами.

Внимание, русские!

То, что нас почти всегда изображают агрессорами, не стоит воспринимать негативно. Может показаться, что на Западе все только и живут страхом войны с Россией, но на самом деле это просто такая культурная традиция. Верить всему, что говорят и показывают в подобных играх и фильмах, могут лишь очень недалекие индивидуумы, в целом же люди на Западе понимают, что в действительности все не так просто и утрированно, как им преподносят. И поверьте нашему опыту, понимают это многие — начиная с самих разработчиков таких игр и заканчивая какими-нибудь таксистами-иммигрантами, которые и английский-то еще до конца не освоили.

Ура, мы ломим

Имидж страны в мире не в последнюю очередь зависит от того, какие у нее есть достижения — в экономике, спорте, искусстве, культуре. И вот тут нам в последнее время просто сказочно везет. За одну лишь весну этого года у России было две крупных спортивных победы (Кубок УЕФА у «Зенита», первое место у хоккейной сборной на чемпионате мира) и одна победа культурная («Евровидение»). По этому поводу даже родилась шутка: «А чего бы нам еще выиграть?»

Двери тут