Вход в систему
Последние статьи
Самые комментируемые статьи
Автор: Игорь Варнавский
Изо всех трех приставок нового поколения по-настоящему новыми можно считать только две — Xbox 360 и PlayStation 3. Третью же приставку — Wii —новой может считаться лишь с некоторой натяжкой: начинка у нее заведомо устаревшая, то есть высокие разрешения и современная графика этой консоли просто не по зубам. Да и вообще, можно ли ее назвать игровой консолью? Головокружение от успеховWii — это фактически GameCube, заключенный в новый форм-фактор, и снабженный новыми функциями и контроллерами, принципиально отличающимися от того, что предлагают PS3 и Xbox 360. Впервые в истории Nintendo демонстративно отказалась от гонки технологических вооружений и пошла на смелый эксперимент, который может ее озолотить, а может и похоронить. На такую резкую смену курса Nintendo решилась вовсе не от хорошей жизни. Если на рынке портативных приставок она остается бессменным лидером с конца 80-х (сначала Game Boy и его многочисленные итерации, теперь Nintendo DS), то ее домашние консоли терпят одно поражение за другим вот уже десять лет. Все началось с Nintendo 64, которая вышла на год позже PlayStation и самого начала оказалась в проигрышном положении. Несмотря на большую мощность и сильный бренд, Nintendo 64 уступала PlayStation по целому ряду параметров, прежде всего по ценам. Сама приставка была дешевле, чем консоль Sony, но вот цены на игры были просто заоблачными. Если игры для PS One стоили в среднем $50, то игры для Nintendo 64 — все $70. Такая большая разница объяснялась не только обычной для Nintendo жадностью (позже ее даже оштрафуют в Европе за хроническое завышение цен), но и высокой стоимостью самих носителей. PS One использовала копеечные CD, ставшие к тому моменту наиболее популярным носителем, а Nintendo 64 — морально устаревшие и гораздо более дорогие картриджи. Помимо того, картриджи имели ограниченную емкость и ставили заслон на пути пиратства, что тоже не самым лучшим образом сказалось на популярности приставки.
Еще одним серьезным упущением Nintendo стала традиционно никудышная работа со сторонними (third-party) издателями. Если у Sony их встречали хлебом-солью-гейшами, то у Nintendo издателям могли в лучшем случае буркнуть «здрасьте , проходите, садитесь, но даже не думайте чувствовать себя как дома» (мы, конечно, утрируем; на самом деле и у Sony всегда было много бюрократии, но в любом случае ее было намного меньше, чем у «Нинки»). В результате большинство разработчиков делали игры в основном для PC и PS One, а на Nintendo 64 если что и портировали, то только если такая возможность подворачивалась. Nintendo же пришлось восполнять недостаток игр своими силами и силами студий-сателлитов, но этого было явно недостаточно. Любую приставку делают игры, а если игр нет, приставка оказывается обречена. Доля на рынке у Nintendo 64 была все-таки приличной (40%), но лишь потому, что кроме PS One других достойных внимания домашних консолей в то время просто не существовало (у SEGA уже тогда все было плохо).
Получив такой показательный урок и скатившись с первого места на роль догоняющей, Nintendo, казалось, должна была бы учесть свои ошибки и избежать их в своей следующей консоли. Но не тут-то было. Компания опять сделала все, чтобы оказаться в проигрыше. GameCube получилась довольно мощной и относительно дешевой консолью, однако использование нестандартных дисков меньшего объема (в то время как игры для PS2 и Xbox выходили на обычных DVD) и плохо поставленная работа с third-party-издателями снова сыграли свою фатальную роль. На GameCube были хорошие эксклюзивы (Resident Evil 4, Resident Evil 0, ремейк Resident Evil, Final Fantasy: Crystal Chronicles, Metal Gear Solid: The Twin Snakes, Eternal Darkness: Sanity's Requiem, The Legend of Zelda: Wind Waker, игры серии Star Wars: Rogue Squadron), но они выходили нечасто и их было явно недостаточно, чтобы поддерживать интерес к приставке на высоком уровне. Кроме того, консоль стартовала почти через два года после выхода PS2 и не имела того оглушительного пиара, который был у Xbox. Если по факту GameCube практически разделил в гонке консолей второе место с Xbox (21,2 млн «Кубиков» против 24 млн Xbox), то из-за слабой рекламной поддержки игроки воспринимали его как однозначного аутсайдера. Первые три года после запуска большинство издателей стабильно поддерживали приставку Nintendo — почти все игры, выходившие на PS2 и Xbox, выходили и на GameCube. Но затем, года эдак с 2004-го, начался массовый исход. Тиражи игр на «Кубике», несмотря наличие пользовательской базы, сравнимой с Xbox, были неудовлетворительными, Nintendo же, по многочисленным свидетельствам, практически никакой поддержки сторонним разработчикам не оказывала. Сама Nintendo, однако, денег на GameCube никогда не теряла, она лишь зарабатывала меньше, чем могла бы. Но в третий раз даже такой сценарий мог уже не повториться.
Иду на WiiC неизбежным поражением «Кубика» Nintendo смирилась уже 2004 году. Тогда же она начала готовить почву для Wii, в то время известной еще под названием Revolution. Не говоря ничего конкретного, Nintendo взялась обличать игровую индустрию во всех смертных грехах. Дескать, разработчики погрязли в самокопировании, вместо оригинальных тайтлов тоннами выпускаются сиквелы (ага, а нескончаемые «Марио» и «Покемонов» сиквелами, значит, не считаются?), сами игры стали слишком сложными и вообще хватит уже ублажать хардкорную аудиторию, нужно ориентироваться на нормальных людей (читай: тех, кто и в игры-то толком не играет). Далее ненавязчиво делался вывод о том, что грядет Судный день и спасутся только те, кто купит новую консоль Nintendo.
Неработающий прототип Revolution впервые показали на Е3’2005, а осенью того же года, на выставке Tokyo Game Show, президент компании Сатору Ивата продемонстрировал самое главное — контроллеры. Традиционные геймпады, по мнению Nintendo, слишком сложны для обычных людей, поэтому от них было решено отказаться в пользу новых, гораздо более интуитивных устройств — пульта (Wii Remote) и нунчаков (Nunchack), снабженных к тому же гироскопами. Гироскопы способны отслеживать положение контроллеров в пространстве, то есть управлять игрой можно, просто перемещая их в воздухе. Какие возможности это сулит, объяснять не надо, поэтому неудивительно, что Revolution сразу привлекла к себе внимание. Звездным часом для консоли стала Е3’2006, где в нее наконец дали поиграть. Итог — две награды (Best of Show и Best Hardware) от жюри Game Critics Awards и восхищенное цоканье языком во всей профильной прессе. В дни проведения Е3 по интернету даже гулял видеоролик, где был заснят момент открытия выставки. Так вот, в этом ролике было хорошо видно, что сразу после открытия дверей толпа делилась на два потока: один поток, тоненький, устремлялся к демо-юнитам PS3, а другой — широкий и полноводный — в сторону Revolution. Точнее, уже не Revolution, а Wii. Накануне Е3 Nintendo объявила о смене названия, объяснив это тем, что Revolution — это слишком длинно и сложно (кроме того, во многих странах это слово является зарегистрированным товарным знаком других компаний). Новое же название — короткое, звучное и запоминающееся. Wii созвучно с английским «we» (мы) и французским «oui» (да), а две буквы «i» намекают, что играть на этой консоли лучше всего вдвоем. Поначалу народ название не оценил. «Wii» созвучно не только безобидному «we», но и «wee» («писать» — с ударением на первый слог), а уж какие просторы открываются для лексических издевательств... «Will Wii wee?», «Wiiva la Wii!», «Wii can do it!», «Are Wii there yet?» — кто во что горазд, в общем. Такая реакция показала, что Nintendo с названием не только не прогадала, но совсем даже наоборот — попала в самую что ни на есть точку.
Судя по тому, как именно ведется раскрутка Wii, Nintendo взяла за пример рекламные кампании Apple. В отличие от Sony, умеющей изъясняться исключительно на повышенных тонах, и Microsoft, у которой тоже нет-нет да сдают нервы (Билл Гейтс недавно сказал, что ажиотаж вокруг PS3 объясняется невероятной силой этого бренда: даже если бы Sony продавала под этой маркой кирпичи, они уходили бы влет), Nintendo ведет себя как заведомый победитель. В каждом ее заявлении сквозит какая-то добродушная снисходительность: мол, эти, как их, конкуренты, они там живы вообще? Впрочем, какие они нам конкуренты — у нас ведь Принципиально Иной Продукт! Как показала практика, такое поведение действует на публику безотказно: последние полгода о Wii говорят, кажется, больше, чем о PS3 и Xbox 360 вместе взятых. Оно и понятно: агрессивные выпады Sony люди воспринимают как саморекламу и автоматически отфильтровывают, а мягкий, ненавязчивый пиар Nintendo принимают на веру, даже когда явственно видно, что она просто лапшу на уши вешает. Ну да ладно, черт с ним, с пиаром. Главный вопрос — как все это дело играется? У нас впечатления от Wii остались смешанные. Первым делом мы попробовали набор казуальных игр Wii Sports (идет в комплекте с приставкой), где на выбор доступны боулинг, теннис, бейсбол, бокс и гольф. Теннис осваивается за считанные секунды — такое ощущение, как будто всю жизнь играл. В боулинг, гольф и бейсбол играть посложнее, но дело тут, скорее, не в контроллере, а в отсутствии навыка. А вот бокс куда менее интуитивен: сколько мы не махали руками, ощущения того, что ты именно боксируешь, не возникает. Зато руки устают быстро. С Wii Play (танчики, рыбалка, гонки на коровах, охота на уток и прочее в том же духе) дела обстоят похуже. Часть игр опять же осваивается моментально (никогда бы не подумал, что я так хорошо играю в бильярд!), но другая их часть, напротив, довольно сложна в управлении. Прежде всего, это касается тех игр, где нужно использовать пульт в качестве курсора: чувствительность у него настолько высокая, что прицелиться даже на крупный объект бывает очень сложно. Сравнения с мышкой он в этом плане не выдерживает. Сами по себе все эти игры — что Wii Sports, что Wii Play — сделаны очень просто, если не сказать примитивно. Из настроек есть только возможность сконструировать себе персонажа и выбрать количество игроков — и больше ничего. Что касается хардкорных игр, то с ними все еще более неоднозначно. Например, в The Legend of Zelda: Twilight Princess, главной на данный момент игре для Wii, управлять при помощи пульта и нунчака вполне комфортно (передвигаемся за счет аналоговой рукоятки, удары мечом наносятся за счет взмахов пультом), но только до тех пор, пока дело не доходит до прицеливая. Целиться пультом дико неудобно — опять же из-за его чрезмерной чувствительности.
Will Wii wee?
Стоит ли все-таки покупать Wii? Пожалуй, стоит, но нужно иметь в виду, что Wii может стать для вас любимой приставкой только в том случае, если вы перестанете быть геймером. Если же у вас таких планов нет, то она окажется всего лишь приятным дополнением к PC, Xbox 360 или PS3. Но ни в коем случае не заменой. И вот почему. Все нынешние и будущие (из числа анонсированных) проекты под Wii можно разделить на два типа: для «пещерных» людей, которые в игры не играют и даже не знают, с какой стороны держать геймпад, и, условно говоря, для нормальных игроков. Первая категория — это Wii Sports, Wii Play и иже с ними. Игры забавные, интересные, но в одиночку играть в них не будешь — надоедают за 10-15 минут. А вот в компании, особенно пьяной и состоящей из «пещерных» людей, — самое оно. Что же касается нормальных игр (The Legend of Zelda: Twilight Princess, Red Steel, Splinter Cell: Double Agent, Call of Duty 3), то главным их преимуществом называется якобы удобное, интуитивное управление. По большей части оно и вправду удобное, но этого явно недостаточно, чтобы перекрыть главный недостаток Wii — слабую графику. Сейчас ее еще можно терпеть, но что будет через два года? К тому времени разработчики как раз научатся использовать возможности PS3 и Xbox 360 по полной программе, да и PC на месте стоять тоже не будет. Wii в таком случае рискует остаться без мультиплатформенных проектов — никто из издателей не захочет адаптировать свои навороченные игры под столь маломощную консоль. Вырисовывается довольно интересная ситуация: казуальные игры для «пещерных» людей погоды не делают (по крайней мере, сейчас), а хардкорные игры уступают своим товаркам на других nextgen-консолях, и ликвидировать это отставание вряд ли не удастся. Нельзя забывать также, что главной опорой любой платформы являются хардкорные игроки. В общей массе их может быть немного, но именно они делают основные продажи. Обычные же люди покупают игры дай бог если раз в три месяца. Не получится ли так, что Wii завоюет огромную аудиторию, но останется без главной движущей силы — без хардкорщиков?..
|