Вход в систему
Последние статьи
Самые комментируемые статьи
Автор: Альберт Алиен
Волею судеб мне в руки попали две игры для Nintendo DS — такие, знаете, из числа очень популярных. Для массовой аудитории, которая на РС и консолях вообще не играет — и не играет потому, что просто не подозревает о существовании компьютерных и консольных игр. Разве что из телевизора. Ну там «игры растлевают наших детей и превращают их в кровавых маньяков с бензопилами вместо рук; вот не далее как вчера один наркоман из гетто огрел другого по голове приставкой, от чегопоследний скончался в результате многочисленных ножевых ранений».
Это даже не casual gaming, это дальше и выше, где-то за гранью. С играми в привычном понимании этого слова их роднит только то, что запускаются они на игровой консоли. Портативной такой, двухэкранной. Да, на Nintendo DS много хороших, человеческих игр — Mario Kart DS, Sonic Rush, Metroid Prime: Hunters, Castlevania: Dawn of Sorrow. Но успех Nintendo DS (а это, между прочим, самая продаваемая консоль нашего времени — то есть где-то за последние десять месяцев) обеспечили вовсе не они. Ну, гики, конечно, покупают, играют и хвалят: Mario Kart DS так и вообще лучшая портативная игра прошлого года — мнение это взвешенное, объективное, мое. Лидеры продаж — это Nintendogs, Animal Crossing: Wild World и (кошмар-то какой!)Brain Да, есть люди, которые наслаждаются сюжетными завихрениями Final Fantasy X, есть люди, упоенно проходящие очередное переиздание очередного Metal Gear Solid/Ac!d/Comic/Another Kojima’s Badtrip, есть, наконец, люди, играющие в «Принца
Но все-таки игры. Попрыгать дают, или пострелять, или хотя бы фигурки по полю подвигать. С новыми Nintendo-блокбастерами дела обстоят совсем иначе. Основная особенность этих неигр в том, что они идут в режиме реального времени. Нет, ну в MMORPG оно тоже часто реальное, но там это, во-первых, ни на что не влияет, а во-вторых, можно зайти когда хочешь и выйти когда получится. Нет тебя в игре — и не надо. С развлечениями от Nintendo ситуация прямо противоположная — они идут во времени настолько реальном, что в них нельзя играть больше двух часов в день. Как оно в привычном нам мире волшебных игр происходит? Написано «магазин закрыт до восьми утра», значит, надо ждать до восьми утра. Нажать на кнопку «сон здоровый, богатырский, 5 часов 20 минут» и… Ну, или вооружиться сотонинским мочетом и устроить небольшой геноцид местным оркам/троллям/кобольдам (или кто там у них). Решаемая, в общем, проблема. Быстро, надежно и привычно решаемая. У бешеных японцев нового поколения все немножко не так. Nintendogs: поиграли собачку, погуляли собачку, пописали собачку, собачка устала, собачка хочет спать. И будет, сволочь, спать, что ты с ней ни делай. И кобель будет спать. До вечера. Вечером поиграть собачку, погулять собачку, подрессировать собачку, получить приз от местного общества электрических собаководов, собачка, вы угадали, хочет спать. Утром собачку погладить, покормить, напоить — а то обидится, испортится характером, перестанет реагировать на команды, и вам не дадут новый собачий шампунь и новый ошейник с бантиком. Реальное время, да. Реальные задачи: выгуливать собачку и бросать ей летающую тарелку. И если собачка спит — она спит. Игра растягивается на долгие-долгие месяцы, ежедневно по паре часов. Раньше мне казалось, что нет на свете более тупого и занудного занятия, чем собирание комплекта доспехов в Diablo и игра в Lineage 2. Выгуливание ненастоящей собаки и долгие проникновенные с ней разговоры (ведь у Nintendo DS есть еще микрофон)... не, ну это явно круче. Гораздо. Гораздее! Но это все ерунда. Можно вспомнить тех же тамагочи, можно сказать, что виртуальные животные очень полезны. «Я всегда хотела завести маленького крокодильчика, но мне не разреша-а-али!» В конце концов, эти электрособачки спасают жизнь тысячам щенков и котят и делают миллионы девочек разного возраста немножко счастливее. Пускай. Есть еще такая вещь, как Animal Crossing, в которую, о ужас, можно играть через интернет. Особенности местного мультиплеера, несомненно, повергнут любого нормального игрока в шок, трепет и благородное безумие. Игра целиком и полностью посвящена вопросам благоустройства территории. Симулятор дворника-садовода с неизлечимой страстью к злостному фэн-шую. В более-менее реальном времени, конечно. Менее — потому, что посаженное дерево вырастает за три дня, а урожай можно собирать каждый день. Но все равно время реальное: если персонаж появляется каждый четверг с одиннадцати до пяти, то ловить его можно только в четверг, между одиннадцатью и пятью. Это если он появляется в четверг, а не в любой день недели кроме воскресенья. В результате на операцию «Артефактный топор желтого металла» (топор нужен для валки лесонасаждений, а не соседей по несчастью) требуется дней десять — если, конечно, все состыкуется. Топор необходимо поменять на гитару, гитару в нужный момент (с семи до одиннадцати вечера — шаббат) следует вручить музыканту, чтобы… не надо, не надо о грустном. И да, топор потом нужно будет получить еще пару раз. И золотую лопату (позволяет выращивать денежные деревья, как у Буратино; шансы на успех чуть повыше, чем у цельнодеревянного финансиста, но ненамного) тоже надо получить, поменять, получить… Для чего все это надо? Чтобы благоустроить территорию! За благоустройство территории полагается почетная грамота. Отдельная грамота — за оформление ведомственной квартиры, с мучительным подбором мебели к картинам и ковра к магнитофону. …Проснуться. Открыть Nintendo DS, разбудить персонажа, полить цветы на всей карте, собрать урожай, сдать оптовику, посадить деревья. День: пробежаться по карте в поисках понаехавших. Пообщаться, поменять ненужное на ненужное, написать письма с признанием в любви всем соседям. Получить вчерашние письма с признаниями в любви от всех соседей. Обойти соседей, рассказать, что прислал письмо, признаться в любви. Вечер: допросить соседей на предмет пароля, который требует понаехавший. Проверить карту на предмет политости цветов. Выполоть сорняки. Сходить в обсерваторию, нарисовать созвездие, получить сообщение «это созвездие появится на небе через четыре месяца, но мы [ Nintendo ] напомним и пришлем письмо за двое суток». Пойти наблюдать ночное небо — вдруг промелькнет НЛО? Сбить НЛО, получить статуэтку «Доблестный сбиватель НЛО». Сдать в музей, уложить персонажа в кровать, захлопнуть DS, заснуть. …Проснуться, открыть DS… А знаете, зачем этой игре интернет? В гости ходить. На участки других фэн-шуй-огородников. Нет, я все понимаю: MMORPG создаются для жалких гиков и лузеров без личной жизни, они, MMORPG, убивают мозг и волю к жизни. Но там хотя бы можно файерболлом! двуручным обоюдоуродливым топором! на белом коне в стан ордюков-некроложцев! подводный бэкстэб! межконтинентальный баллистический грифон!.. А вот это вот размеренное копание ямок под рассаду — это для кого? Как выясняется, для нормальных людей. Миллионов нормальных людей. Раньше играми для тех, кто не играет, считались пасьянсы и охота на беззащитных оленят. Теперь — монотонное ежедневное выкорчевывание пней. Господи, да на этом фоне даже The Sims, заунывный гимн обществу потребления чего ни попадя, выглядит динамичной и чрезвычайно интересной игрой с элементами экшена. Тут надо бы взгромоздиться на постамент погранитнее и произнести что-то вроде «это наше с вами будущее, как-дальше-жить?!», но ничего подобного, это не будущее — это настоящее. Эти произведения не требуют от пользователя ничего, кроме свободного времени и ненавязчивых пассов руками. Ругали телевидение за жвачность, парнокопытность, бездуховность и общую некошерность? Рассказывали о грехопадении Голливуда (продолжающееся, к слову, с самого начала XX века, ну да не суть) и зверином оскале студийного блокбастерного капитализма? Ну вот вам, нате, получите, распишитесь. Чтобы стать популярной среди тех, кто не играет — вообще, в принципе, никогда, — игра должна отбросить… нет, не коньки. Геймплей. То, что делает игру игрой. Почеши пузико. Полей цветочки. Реши задачку: сколько будет 3+7? Отвечать быстро, смотреть в экран! Последнее — это нечто под названием Brain Training (полностью — Dr. Kawashima's Brain Training: How Old is Your Brain?). Решай простенькие арифметические упражнения уровня первого класса средней школы и развивай мозг. Думаете, эта игра предназначена для дошкольников? Нет, вовсе нет. Для перезрелых бухгалтерш и потрепанных менеджеров низшего звена — вот для кого это делалось. Игра постоянно напоминает: держи свой мозг в порядке, я тебе помогу. Помогает, конечно, — вспомнить таблицу умножения. И нет, это не головоломка — те, при всей своей сложности, служат для развлечения. Brain Training не устает напоминать, что мы тут не в игрушки играем, а серьезным делом заняты — мозг развиваем. Арифметикой и говорением вслух. Стоит ли говорить, что игра постоянно сверяется с внутренними часами и не позволяет жертве прогрессивной мозготерапии пользоваться головоломками больше часа в день вне зависимости от показанных результатов? Приходите завтра, а пока работайте. Или за покупками сходите и дом пропылесосьте. Впереди долгие месяцы общения с игрой. Но не все так плохо — игрок может хоть до посинения решать головоломки. Это тоже, говорят, развивает мозг. А решение кроссвордов, по слухам, развивает память и образное мышление. Что, конечно, вранье. Brain Training отличается от развлекательной программы тем, что требует участия игрока. С этой точки зрения все вышеперечисленное, безусловно, является играми. Но мы как-то привыкли, что цель игры вовсе не в том, чтобы посмотреть все заставки и собрать все призы, а в том, чтобы преодолеть трудности, специально созданные дизайнерами. Новое поколение игр предлагает совершенно иной подход — осмотр достопримечательностей. Разница — как между свободным шатанием по чужому городу с заходом в подвернувшиеся кабаки и ночные клубы и поездкой по тому же городу в автобусе с унылым гидом: «Посмотрите направо, посмотрите налево, а теперь в отель». Проблема в том, что игрок здесь не пассажир, а водитель автобуса, автослесарь и лауреат премии «За безнадежно правильное вождение». Неправильно вести себя здесь просто не дадут. Не положено. Свобода воли в играх — вещь, может, и весьма иллюзорная, но хоть какие-то заблуждения у нас должны оставаться? Новое поколение игр лишает игрока всех и всяческих иллюзий, оставляя лишь тупую монотонную работу по расписанию. Чудесный мир, где собачки не болеют, не взрослеют и не умирают, а сорняк можно выполоть одним нажатием на кнопку. Все довольны, все счастливы. Сбежать от реальности для того, чтобы поливать цветочки в волшебном мире? Ну, а чего такого: идея привычная, понятная, все как в нашем мире, только без неприятностей типа болезней, войн и терактов. Цветочки и пушистики... А игры с насилием в любом случае давно пора запретить — в них и так играют только социально неполноценные типы без проблесков личной жизни.
Ну да, «Нинтендо», японцы, свой-особый-путь, нащупали незанятую нишу и старательно ее заполняют собой. Вот только... Вам сложность Half-Life 2: Episode One не кажется несколько... ну, странной, что ли. Недостаточной такой, а? Не кажется? А подвиги Electronic Arts, которая умудряется одну и ту же игру переиздавать лет по шесть, а в случае со всяким там спортом — и по двенадцать? Количество одноклеточных шутеров про Вторую мировую (найдите десять отличий между роликами Medal of Honor: Airborne, Brothers in Arms: Hell’s Highway и Call of Duty 3)? Ну да, кому передачи про сад-огород, кому — про машинки, кому — про кровь и взрывы. В играх уже накрепко прописалась реклама реальных компаний (с привязкой к месту жительства игрока, динамически меняющаяся от одной игровой сессии к другой), фирма Chrysler выпускает — ну, спонсирует, конечно, — набор машинок для игры… Интересно, скоро ли стены средневековых замков украсят рекламные щиты «Макдоналдса»? Привет, телевизор. Давно не виделись. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. А может и совпадать. |