Вход в систему

Логин:
Пароль:
Вход Зарегистрироваться Вспомнить   пароль
Информация на данной странице предоставлена нашим информационным партнером Игромания.ру

Автор: Дмитрий Злотницкий

Срок жизни компьютерной игры очень недолог, особенно по сравнению с кино и уж тем более литературой. Даже самые лучшие тайтлы через год или два уходят в историю (не считая киберспортивных дисциплин). Уверенная поступь прогресса заставляетуступать первенство конкурентам или — в лучшем случае — сиквелам, приквелам и вбоквелам (ответвления, они же спин-оффы).

Не менее бесспорный факт: сколь бы ни были хороши любые сопутствующие товары — фигурки героев, настольные ККИ, книги — основную прибыль они собирают на волне успеха игры, а не за счет собственных достоинств. А ложка, как известно, хороша только к обеду.

В связи с этим остается загадкой, чем руководствовался Джефф Грабб и его наниматели из Blizzard, решив посвятить третий роман цикла Warcraft событиям, которые имели место во времена самой первой части игры. Конечно, наши издатели припозднились с выпуском «Последнего стража» на несколько лет, но даже на Западе роман вышел аж в 2001 году, через семь лет после релиза Warcraft: Orcs & Humans.

Только представьте: 2001 год, вторая часть была давным-давно пройдена вдоль и поперек, считанные месяцы оставались до выхода Warcraft III: Reign of Chaos, да и первые две книги цикла, о которых мы рассказывали в предыдущих номерах, были написаны именно для того, чтобы служить связующим звеном между событиями этих игр. И тут появился «Последний страж», возвращающий нас к гораздо более ранним событиям.

Конечно, среди наших читателей наверняка найдется немало тех, кто еще помнит события первой войны между орками и людьми, но почему к ней решили вернуться снова, даже после прочтения романа — осталось загадкой. Тем более что рассматривать книгу Грабба как самостоятельное произведение совершенно невозможно. Не то чтобы писатель злоупотреблял отсылками к сюжету игры, просто «Последний страж» ни по объему, ни по содержанию не тянет на отдельную историю. Бегло, без особых подробностей описаны хоть и важные, но не самые яркие события той эпохи. У человека, который не играл в первые две части Warcraft, после прочтения книги останется чувство, что ему показали лишь небольшую часть общей картины. Так оно, в общем, и есть.

Как и полагается спин-оффу, «Последний страж» несколько расширяет мир Warcraft, позволяет более внимательно взглянуть на события, которые в игре были второстепенными, и лучше узнать нескольких героев. Вот только многие ли сейчас помнят таких героев, как Медивх и Кхадгар, чьим судьбам и посвятил свое произведение Грабб?..

Давайте немного освежим память. Кхадгар (от имени которого и ведется повествование) — юный, но уже подающий надежды волшебник с распространенным среди героев такого плана талантом совать нос куда не следует. Исполняет чисто функциональную роль и ничего особенного из себя не представляет. Впоследствии примет участие в войне с орками и без вести сгинет в их родном мире, хотя на последней E3 обещали поведать о судьбе его экспедиции.

Куда более интересен Медивх. Собственно, это и есть тот Последний страж, в честь которого назван роман. Поначалу Медивх выглядит фэнтезийной вариацией незабвенного мастера Йоды — эксцентричный мудрец, но, несмотря на все свои причуды, хороший учитель и добрый друг. Однако это впечатление обманчиво. Позднее перерожденный Медивх появился в Warcraft III в роли пророка и способствовал заключению мира между Альянсом и Ордой.

Образ старого мага хоть и не придуман самим Граббом, но достаточно хорошо обработан, и на фоне других многочисленных волшебников «не совсем в своем уме» Медивх смотрится вполне достойно.

Поскольку других достоинств у «Последнего стража» не наблюдается, придется довольствоваться малым. Несколько неглупых диалогов, один хоть и с натяжкой, но неожиданный поворот сюжета и... по большому счету, все. Еще из книги можно узнать, как и почему орки впервые появились на Азероте. Хотя, я думаю, для любителей серии это и так не секрет.

Того, чем обычно привлекают книги Джеффа Грабба — драйва, накала страстей или хотя бы просто напряженного действа, в «Последнем страже» просто нет. Большую часть книги мы вынуждены следить за «обучением» Кхадгара, который без дела шатается по башне своего учителя, смотрит спойле... то есть, конечно, видения из будущего и прошлого мира и пару раз влипает в мелкие передряги.

Если автор ставил перед собой задачу заставить читателя не просто ознакомиться с некоторыми любопытными деталями судеб героев, но и заставить по-настоящему сопереживать им, то книга должна была быть раза в два толще и на порядок более глубокой. А когда все важные события описываются мельком на одной-двух страницах, воспринимать их серьезно весьма непросто.

Впрочем, не легче поверить и в то, что Лотар, приближенный рыцарь короля и старый друг Медивха, с первой же встречи с юным Кхадгаром вдруг проникнется к тому полным доверием.

В общем, создается впечатление, что автора нещадно подгоняли, чтобы он побыстрее закончил книгу, поэтому неплохие главы и эпизоды чередуются со скучными или совершенно неправдоподобными. От Грабба, как несложно понять по его недавнему роману «Starcraft: Крестовый поход Либерти», мы могли ожидать гораздо большего.

Резюме: Подарок для всех поклонников Warcraft, до сих пор помнящих первую часть игры. Как обычно и бывает в таких случаях, всем остальным книга будет малоинтересна. Если же вы начинали с Warcraft III, едва ли стоит углубляться в глубокое прошлое, описанное Граббом.

Оценка: 2 из 5

Двери тут