Вход в систему
Последние статьи
Самые комментируемые статьи
Возможность выбора — великая вещь. Ведь отсутствие альтернативы и здоровой конкуренции всегда ведет к застою и стагнации. И наиболее показательная иллюстрация животворной силы конкуренции в компьютерной индустрии — легендарное противостояние Intel и AMD, которое на все сто заслуживает внимания на страницах этой рубрики. Поскольку обе компании начинали практически в одно и то же время, разбор полетов мы начнем в алфавитном порядке и окунемся для начала в историю AMD — с “древнейших” времен до наших дней. Маркетинг — всему головаИстория фирмы AMD, аббревиатура которой расшифровывается как Advanced Micro Devices, началась в далеком 1969 году. До этой знаменательной даты будущий основатель AMD — Джерри Сандерс — восемь лет проработал директором по маркетингу в Fairchild Semiconductor. Примечательно, что компания прославилась не столько продукцией, сколько своими воспитанниками, которые по необъяснимым причинам не засиживались в ее офисах, а стройными колоннами уходили в “свободное плавание”. Достаточно упомянуть, что такие знаменитости, как Роберт Нойс, Энди Гроув и Гордон Мур, которые в 1968 году основали Intel, также были сотрудниками Fairchild. Через год после создания Intel примеру бывших коллег последовал и Сандерс. Однако бизнес-концепция, на основе которой он собирался строить свою полупроводниковую империю, в корне отличалась от стратегии Intel. Мур и Гроув были в первую очередь инженерами, поэтому в основном полагались на свой технический гений и уникальные чипы. Другими словами, в Intel делали ставку на новшества и технологический прорыв. Главный же талант Сандерса заключался в умении продавать. Для наглядной иллюстрации его коммерческого гения вспомним историю с транзистором 1211, который Fairchild производила для американских военных. Объемы производства были невелики, что, впрочем, с лихвой окупалось наваром — при себестоимости $100 компания продавала транзисторы за $150. Самое интересное в этой истории началось в 1963 году, когда федеральная комиссия США по связи приняла постановление, которое обязывало производителей телевизоров включать в конструкцию “ящиков” UHF-тюнеры (стандарт радиочастотного вещания). В воздухе запахло миллионами, однако транзистор стоимостью $100 на роль массового продукта не подходил. В довершение к этому подсуетились конкуренты в лице RCA, выпустившей ламповый аналог — Nuvistor. Причем эта лампа стоила чуть больше доллара.
Аналитики Fairchild сразу оценили перспективность рынка тюнеров, а инженеры начали ломать головы над снижением себестоимости транзистора. Для того чтобы не упустить шанс, действовать нужно было быстро, и тогда Сандерс принял решение начать продажи по сниженной цене. Цена на 1211 была установлена та же, что и на лампу Nuvistor — на каждом транзисторе Fairchild теряла почти $99. Подобная щедрость позволила всего за 2 года захватить 90% всего рынка UHF-тюнеров. К началу 70-х подоспели и инженеры — себестоимость 1211 снизилась в два раза. В итоге смелый маркетинговый ход окупился и принес компании миллионы. Подобную стратегию продаж в убыток Сандерс использовал и в AMD. Но вернемся в 1969 год. 1 мая Сандерс и еще семеро единомышленников зарегистрировали компанию под названием AMD со скромным уставным капиталом в $ 100 000. Первым офисом будущего электронного гиганта стала квартира одного из основателей. Чуть позже квартира была заменена на более пристойный вариант — офис с двумя кабинетами. В сентябре 1969-го финансы, заработанные на продаже акций, позволили запустить в строй первую фабрику AMD — Fab1. Через месяц с нее поступили первые микросхемы. Через год существования штат AMD увеличился до 53 сотрудников, а ассортимент продукции насчитывал 18 чипов. Однако ни одного клиента у компании все еще не было. Несмотря на это, Сандерс продолжал укомплектовывать штат сотрудников, расширять ассортимент и наращивать производство: так в 1973 году была открыта еще одна фабрика в Малайзии. А уже в 1975-м компания закончила год с объемом продаж в $26,5 млн. Примечательно, что за все это время AMD не разработала практически ни одного самостоятельного продукта. Основную долю продаваемых чипов составляли лицензированные и улучшенные разработки других компаний. AMD делала ставку на качество и надежность продукции: все чипы тестировались по военным “нормативам”. Подобная щепетильность привлекала не только военных. Основные усилия на старте AMD направила на производство микросхем памяти и добилась на этом поприще успехов. К концу 70-х AMD крепко стояла на ногах, а руководство искало новые сферы для приложения усилий. Искать долго не пришлось — на дворе как раз начиналась эра массового производства процессоров для персональных компьютеров. Гонка за лидером
Первым процессором для персоналок, производство которого освоила AMD, стал Intel 8080 — прародитель семейства x86. Собственная версия процессора была разработана специалистами AMD методом обратной инженерии — клон был совместим с оригиналом по набору команд, но при этом на 40% быстрее. Впрочем, особо заработать на этой модели не удалось никому. Их опередила немецкая фирма Zilog со своим Z80, который на голову превосходил своих конкурентов в восьмибитной весовой категории. Опыт использования обратной инженерии еще не раз использовался AMD, но в начале 1980-х, сразу после выпуска Intel 8086, руководство компании избрало менее хлопотный путь — лицензирование. AMD 8086 был произведен уже по соглашению с Intel, при этом договор о кросс-лицензировании предусматривал обмен технологическими наработками. Надо полагать, что Intel, как и IBM в свое время, просто не смогла реально оценить перспективность этого направления либо же недооценила прыть AMD. Поскольку лицензия распространялась не только на Intel 8086, а вообще на все семейство процессоров x86 вплоть до выпуска Pentium, AMD попила у Intel немало крови. Когда IBM-совместимые компьютеры стали продаваться миллионами, перспективность рынка процессоров не смог бы заметить разве что слепой. Однако любые попытки Intel ставить AMD палки в колеса наталкивались на договор о кросс-лицензировании или на антимонопольное законодательство США. Попыткам расторгнуть пресловутый договор также активно мешали военные ведомства. Дело в том, что немалое число чипов как Intel, так и AMD использовалось и используется в различной военной технике. А военные предпочитают, чтобы стратегическую продукцию для их нужд могла производить не одна, а несколько фирм. В начале 1980-х отношения между компаниями были как минимум дружественными. В 1982-м договор о кросс-лицензировании был даже расширен: Intel предоставила AMD полную документацию по процессорам 80186 и 80286, а также подтвердила право AMD производить все последующие процессоры семейства x86.
Вплоть до 1987 года дела AMD шли в гору: увеличивался капитал, запускались фабрики, расширялся штат. К слову, о фабриках руководство AMD с подачи Сандерса всегда заботилось с утроенной силой, в результате чего атмосфера в компании напоминала семейную. Разумеется, без увольнений не удавалось обходиться, но даже эту процедуру в компании проводили с большой заботой о людях. Вернемся в 1987-й, когда был выпущен Intel 80386. До этого времени основную прибыль AMD получала за счет производства микросхем памяти. Аналоги 8086 и 80286 от AMD не отличались по производительности от процессоров Intel, а повышенная надежность не была достаточным стимулом для покупателей. В 1987-м тучи над AMD стали сгущаться — к производству DRAM-чипов подключились азиатские производители, которые быстро вытеснили всех остальных производителей и продолжают удерживать пальму первенства до сих пор. AMD была вынуждена задуматься о смене деятельности, и массовое производство совместимых с 386-м процессоров для этой цели подходило на все сто. К этому времени Intel поняла, какой золотой жилой является это направление, и отказалась предоставить AMD данные для производства 80386, хотя это противоречило их соглашению. AMD подала свой первый иск против Intel, настаивая на исполнении договора в судебном порядке. В ответ Intel разорвала договор в одностороннем порядке. Тяжба скорее напоминала клоунаду: сначала суд удовлетворил претензии AMD, но после второй апелляции правой оказалась Intel. Окончательная точка в истории была поставлена лишь в 1991 году, когда правота AMD была окончательно утверждена, а Intel обязали выплатить более $1 млрд. В это время инженеры AMD занялись тем же, чем занимались еще в конце 1970-х — обратной инженерией. В 1991-м они начали выпуск клона Intel 80386 — Am386 с оригинальной структурой, но с идентичным набором команд. Параллельно AMD начала разработку собственного процессорного микрокода. Дело в том, что AMD имела право на использование микрокода процессоров вплоть до 80286, а также разрешение на производство x86-совместимых процессоров. Однако вопрос о том, имеет ли право AMD копировать микрокод в процессорах старше 80286, оставался открытым. Подобная предусмотрительность оказалась не лишней. Так, в 1993-м году Intel нанесла ответный удар, подняв в суде вопрос о законности использования микрокода 80386, а заодно и 80486 в процессорах AMD. На этот раз суд принял сторону Intel. Реакция AMD была следующей: производство Am386 мы уже сворачиваем, а микрокод Am486 — самостоятельная разработка. Здесь представители AMD покривили душой, более поздние разбирательства показали, что и в Am486 без заимствований наработок Intel не обошлось. Впрочем, судебные разбирательства AMD и Intel — неисчерпаемая тема. Нас же больше интересует, чем процессоры AMD отличались от продукции Intel.
Вплоть до 386-го правильный ответ — ничем, кроме цены. Am386, несмотря на некоторые разработки AMD, с системной точки зрения также не отличался от Intel 80386, его преимуществом была меньшая цена. Начиная с Am486, AMD уже развернулась по полной за счет надежности своей продукции, которая позволяла ее процессорам работать на повышенных частотах. Именно в это время начали появляться модели процессоров с внутренним множителем частоты (DX2 и DX4), тогда же AMD выпустила свои первые продукты, превосходящие продукцию Intel не только по стоимости, но и по скорости. К примеру, чипы с частотой 80 МГц (Am486 DX2-80) и 120 МГц (Am486 DX4-120) производила только AMD. У Intel ближайшими аналогами были, соответственно, 80486 DX2-66 и 80486 DX4-100. Впрочем, Intel постепенно утрачивала интерес к x86, полным ходом осваивая производство Pentium. Пока Intel готовила процессорную революцию, AMD начала разработку процессора нового поколения под кодовым названием K5, а также продолжала выжимать последние соки из x86. Стоит упомянуть о том, что на этом же поприще трудилась компания Cyrix, но о ней мы расскажем в другой раз. Очередной процессор AMD, выпущенный в ноябре 1995-го, был назван AMD 5x86. По сути, это был раскочегаренный до предела 486-й. При этом он умудрялся обгонять Pentium 75 МГц. С учетом высокой стоимости первых моделей процессоров пятого поколения (к их числу относится не только Pentium, но и K5 от AMD), недорогой и шустрый AMD 5x86 успешно продавался вплоть до конца 90-х. Разумеется, заклятые “друзья” — Intel и AMD — еще не раз находили темы для выяснения отношений, но дороги обеих компаний расходились все больше и больше: Intel занялась дальнейшим развитием Pentium, а AMD готовила к выпуску свой K5. Впрочем, эта тема — уже для следующего номера. (продолжение следует) Автор: Алексей Бутрин
|