Вход в систему

Логин:
Пароль:
Вход Зарегистрироваться Вспомнить   пароль
Информация на данной странице предоставлена нашим информационным партнером Игромания.ру

Автор: Владимир Болвин
    Бурные события осени 2003-го года поставили компанию Valve в достаточно тяжелое положение. В первую очередь, из-за громкого преступления — кражи исходного кода Half-Life 2 (далее HL2). Но не только... Собственно, глава компании, Гейб Ньюэлл, поставив в начале года невыполнимую задачу — выпустить игру к 30 сентября — и раструбив об этом всему свету, сам встал на табуретку и завязал на шее тугой узел проблем. Однако своими действиями (неважно,
умышленно или нет) сетевые преступники дополнительно затянули петлю так, что Valve едва смогла отдышаться. К счастью для нас, у Гейба было достаточно денег, чтобы продолжить разработку игры. К несчастью для хакеров, он был достаточно зол на них, чтобы приложить к поискам жуликов максимум усилий.
    Сегодня, когда HL2 уже с нами, мы можем оглянуться назад и детально проанализировать, чего же стоило разработчикам игры довести ее до релиза. Путь был, мягко говоря, тернист...

    Кража века
   
К началу 2003-го года разработка HL2 шла полным ходом. После некоторого затишья команда хорошо продвинулась вперед. Складывалось впечатление: ну вот, еще чуть-чуть — и игра будет готова. Специально к E3 сделали неплохое демо, и Гейб, под впечатлением, во всеуслышание заявил, что игра непременно будет лежать на полках магазинов 30 сентября! Как он впоследствии объяснял, ему хотелось усилить мотивацию команды. Стимул, хоть и не пришелся соратникам по
На сайте этого симпатичного
парня из Канады исходники
HL2 появились раньше всех.
душе, вынудил на трудовой подвиг. Работали по 20 часов в сутки. До глубокой ночи окна офиса светились ярким огнем. В многочисленных интервью Гейб направо и налево заверял общественность, что 30-го все будет.
    Однако уже в августе стало ясно: чуда не произойдет, HL2 в обозначенный срок не сможет достигнуть нужной стадии готовности. Общительный Гейб стал избегать прямых вопросов по поводу даты выхода. И это при том, что его друзья из ATI (которые спонсировали производство игры на 6 миллионов долларов) запланировали на 30 сентября, дату выхода HL2, грандиозное шоу в бывшей тюрьме Алькатрас... Бедный Гейб прятался и ждал, что проблема как-нибудь рассосется сама собой. Не рассосалась. В Алькатрасе глава Valve делал хорошую мину при плохой игре (к этому моменту сырая версия HL2 все же была готова). Как только после его туманной речи внимание переключилось на кого-то другого, Гейб Ньюэлл тихонько сбежал.
    Но и в стенах офиса Valve его ожидали серьезные проблемы. Одиннадцатого сентября Гейб наткнулся в Сети на
Полиция и ФБР проводили
аресты одновременно во
многих странах мира.
сообщение, в котором приводилась часть его служебной переписки с программистом Дейвом Риллером. Естественно возник вопрос: как она туда попала? Дейв клялся, что он тут ни при чем, и у Гейба не было оснований ему не доверять. Начали опрашивать сотрудников, не замечал ли кто-нибудь каких-то странностей. И вспомнили, что в середине лета несколько раз серверы компании сталкивались с “отказом в доступе”. Отмечались всплески необъяснимой сетевой активности. Самому Ньюэллу недавно пришлось дважды переустанавливать систему на своем рабочем компьютере. Его машина по неизвестным причинам временами страшно тормозила и беспричинно обращалась к жесткому диску. Даже после форматирования проблемы не ушли.
    Гейб, заподозрив неладное, на всякий случай сменил пароль электронной почты и решил обследовать свой компьютер. К своему удивлению, он обнаружил на жестком диске скрытые разделы неизвестного происхождения. Какие-то непонятные программы прописались в реестре... На других компьютерах компании, подключенных к общей локальной сети, имелись те же признаки постороннего вмешательства. А на трех из них были обнаружены клавиатурные шпионы — программа RemoteAnywhere, которые отслеживают нажатые пользователем клавиши и сохраняют информацию в скрытый лог-файл. Подозрения переросли в уверенность: сеть Valve была взломана! Ньюэлл метался по кабинетам и с корнем рвал провода подключения к интернету, но поезд уже ушел. Оставалось только гадать, что успел натворить хакер.

    Обращение Гейба Ньюэлла
   
Нам нужна ваша помощь... Да, исходный код, который был обнаружен в Сети — исходный код HL2... Очевидно, есть много разных вещей, таких как лог-файлы IRC, которые могли бы направить наши поиски в нужном направлении. Мы в Valve всегда считали себя частью сообщества геймеров, и я не могу представить себе более подходящих людей, которые могли бы помочь нам разобраться в проблеме, чем это сообщество.

    Геймеры идут на помощь
   
Тридцатого сентября, когда весь игровой мир ждал объяснений по поводу невыхода HL2, голова Гейба была занята совсем другим. Пока команда переживала
Никто и подумать не мог,
что HL2 просто стянут с
компьютера разработчиков.
последствия взлома, работала группа специалистов по сетевой безопасности. Они нашли кое-что интересное и сделали однозначный вывод: папки с исходным кодом копировались 19 сентября откуда-то извне. Ситуация прояснилась, но легче не стало. Что сделает хакер? Как предотвратить катастрофу? Гейб знал, насколько сложно в такой ситуации найти взломщика. И он идет на неординарный шаг — обращается к геймерам с просьбой о помощи! Второго октября в 9:04 на форуме www.halflife2.net появляется его призыв ко всей игровой общественности. Он просит всех, кто что-либо знает о краже, сообщать об этом на специальный адрес е-mail.
    Огромная армия геймеров — это миллионы глаз по всему земному шару! Гейб, вероятно, рассчитывал на здравомыслие хакера. Тот не мог не понимать, что появление исходного кода в Сети будет немедленно обнаружено кем-то из геймеров. Любой нормальный человек тут же уничтожил бы компромат...
    Но хакер оказался, скажем так, необычным. Обращение Гейба скорее спровоцировало его, и уже 4 октября в Сети появился исходный код HL2, а чуть позже, 7-го, — рабочая версия игры. Сказать, что это огорчило команду Valve, — ничего не сказать... Четыре года труда и миллионы вложенных в производство долларов открыто лежали в интернете в свободном доступе. Удар был сильным. Сотрудники растерянно ходили по коридорам и тихо спрашивали друг друга: “Что теперь будет?” Поставили в
Ордер на обыск
квартиры Криса Тошока.
известность федеральные власти, и за расследование взялось ФБР.
    Тем временем геймеры не сидели сложа руки. На ящик helpvalve приходили сотни писем и порой — с очень ценной информацией. Именно благодаря поклонникам практически сразу удалось узнать о появлении копий исходников в Сети. Сообщения геймеров со всех уголков Земли давали ФБР богатую пищу для размышлений. И в скором времени у них появились первые подозреваемые...

    Рука закона
   
В 6:30 утра 14 января в дверь бывшего хиппи, а ныне программиста Криса Тошока (Chris Toshok) настойчиво позвонили. Вялый спросонья хозяин, открыв дверь, увидел перед собой высокую блондинку. За ее спиной стояли еще какие-то люди, а по бокам заняли позицию для обстрела два мордоворота с пистолетами в руках.
    — Вы Крис Тошок? — спросила блондинка, и, не дожидаясь ответа, сунула под нос опешившему программисту значок агента ФБР. — Вы не против, если мы войдем? Вот ордер на обыск.
    Все дальнейшее для Криса походило на продолжение страшного сна. По дому ходили какие-то люди, рылись в его столах, звякали на кухне посудой, перетряхивали белье. Вместе с агентами ФБР на обыске присутствовали сотрудники Секретной Службы. Они-то и объяснили Крису, во что он вляпался. Дело было связано с кражей исходников HL2. По информации федеральных агентов, к преступлению была причастна группа, которая называла себя “Голодные программисты” и к которой Крис имел самое непосредственное отношение. По некоторым причинам федеральные службы заинтересовались только содержимым жестких дисков из компьютеров Криса Тошока.
    — Если вы имеете отношение к краже, лучше признаться сразу. Судья обязательно это учтет, — доверительно шептала блондинка.
    — Да вы что! Я впервые об этом слышу! — натянуто улыбался обыскиваемый.
Сайт группы “Голодные
программисты”, на
фотографии — Крис.
    — Учтите, что, если на ваших компьютерах будут найдены какие-либо улики, вам грозит пять лет тюрьмы, — гнула свое блондинка.
    Когда из дома начали выносить оргтехнику и загружать в стоящий неподалеку микроавтобус, настроение Криса испортилось совсем. У “Голодного программиста” забрали девять компьютеров, Хbox, кучу кабелей и даже источники бесперебойного питания.
    Как только люди из ФБР покинули помещение, он бросился в комнату своего приятеля, который жил в этом же доме. С его компьютера Крис вышел в Сеть и настрочил в комьюнити жалобное послание про то, как “жестокое ФБР врывается в дома невинных граждан и терроризирует их в самой свободной стране мира”.
    Благодаря этому посланию и тому, что “выемку вещдоков” снимало телевидение, имя Криса стало широко известным. Все последующее скрыто плотной завесой тайны следствия. Однако вряд ли Крису улыбалось на пять лет попасть в общество мускулистых нарушителей закона за “невинное” желание поиграть в HL2 раньше всех... И политического узника из него не вышло, так что путь был один — говорить следователям правду.
    Как бы то ни было, после этого ФБР проявило интерес сразу к нескольким людям из разных стран. Медленно и уверенно круг подозреваемых сужался. Дело ускорил сам хакер. Пятнадцатого февраля 2004 года он вдруг прислал Гейбу Ньюэллу письмо, в котором приводил доказательства своего “авторства”.
Итоговая версия игры выглядит
совсем не так, как украденная.
Видимо, шум вокруг кражи начал его беспокоить. В письме он говорил, что не хотел причинять Valve никакого вреда. Что он является фанатом (!) Half-Life и ему страстно хотелось последить за процессом разработки продолжения. Он извинялся и писал, как сильно он уважает Гейба и Valve... А выложил в Сеть результаты их многолетнего труда только потому, что увидел: к 30 сентября HL2 не может быть закончена. Хотел поделиться открытием с общественностью. В общем, Робин Гуд и борец за правду, а вовсе не вор.
    Как рассказывает Гейб, поначалу ему хотелось схватить монтировку и отправиться в Германию первым рейсом (письмо было оттуда). Однако он остыл, подумал и написал хакеру ответ, в котором похвалил за высокий “профессионализм”. Завязалась переписка. Дошло до того, что Гейб предложил ему работать в Valve и заняться вопросами сетевой безопасности! А кому же еще, ведь хакер так хорошо знал устройство сетей Valve. Это было сказочное предложение... во всех смыслах этого выражения.
    Но вместо работы хакера из немецкой провинции Baden-Wuerttemberg в Америке с нетерпением ожидали агенты ФБР и тюремная камера. Если бы только 21-летний Axel G., известный в Сети как Ago, сошел бы с трапа самолета, его руки оказались бы скованы наручниками. Только власти Германии на это не согласились. Предупрежденные заранее, они посчитали, что немецкий вор будет гораздо лучше смотреться в немецкой тюрьме, и арестовали его. Сразу после этого ФБР, скоординировав действия с правоохранительными органами, провела операцию по аресту всех подозреваемых и в других странах.
    Следствие еще не закончено, поэтому весь список и полные имена “героев” мы узнаем немного позже.

    Вещественное доказательство
   
Нам удалось получить часть лог-файла, который приводится в деле о краже исходников HL2 и изобличает главного подозреваемого.
    <Unknown__> [19:04:56] <Ago> it suxx, especially from valve to germany
    <Unknown__> [19:04:56] <Ago> but
    <Unknown__> [19:04:56] <Ago> they had all the hl2 content in vss
    <Unknown__> [19:04:56] <Ago> $/HL2/release/dev :P
    <Unknown__> [19:05:00] <Ago> so i coded myself my own sourcesafe client
    <Unknown__> [19:05:02] <Ago> to get it at full speed :P
    <Unknown__> [19:05:10] <Ago> i only used a simple null-session to a pc in valves net, that wasnt directly controlled by valve

    * * *
   
Чего, спрашивается, не хватало этим юношам? Зачем заниматься таким странным видом экстрима? Когда захотят — всегда поймают, тем более, если многомиллионная армия геймеров окажет содействие. Похитители, конечно, увидели Half-Life 2 первыми, только вот вторая половина жизни у них начинается невесело — за решеткой. А главное — то, что украли компьютерные хулиганы, разительно отличается от того, во что мы с вами совершенно законным образом играем вот уже почти месяц.
Двери тут