Вход в систему

Логин:
Пароль:
Вход Зарегистрироваться Вспомнить   пароль
Информация на данной странице предоставлена нашим информационным партнером Игромания.ру

Автор: Павел Шубский

1991 стал переломным в истории нашей страны — в небытие ушла могущественная сверхдержава, именуемая СССР. Робко скрипнув, упали остатки железного занавеса, открыв жителям теперь уже России новые возможности. Меж тем СССР унес с собой и эпоху всестороннего развития науки и техники. Наибольшее финансирование в советские годы получали военные, но не оставалась без внимания и сфера высоких технологий.

Идей было много — хороших и разных, но как это часто бывает, реализация подкачала. Разработанные к 1991 году советские суперкомпьютеры использовали с одной стороны мощную архитектуру, а с другой — допотопную техническую базу. Увы, делать все и сразу, при этом одинаково хорошо невозможно. С падением железного занавеса российский рынок открылся для зарубежных разработчиков суперкомпьютеров — Sun, IBM, Hewlett-Packard.

После развала СССР лучшие советские умы собрались под знаменами «Московского центра SPARC-технологий» («МЦСТ»), где началась работа над процессором нового поколения «Эльбрус 2000», который должен был стать могильщиком заморских Itanium и PowerPC.

К 1991 году история компьютеров «Эльбрус» уже насчитывала тринадцать лет. «Эльбрус-1» (производительность 15 млн операций в секунду) появился в далеком 1978 году. Этот суперкомпьютер опередил свое время на много лет. Его наследник — «Эльбрус-2» — был разработан в первой половине 80-х годов. Мощность восьмипроцессорных монстров возросла практически в десять раз (125 млн операций в секунду), но за все нужно платить — чтобы охладить пылкий нрав этих раскаленных камней, пришлось использовать водяное охлаждение. Подобных компьютеров было выпушено всего 27, а 10-процессорных систем и того меньше — три штуки.

Обе версии «Эльбруса» использовали операционную систему «Эль-76», разработанную советскими учеными. Язык класса ассемблер отсутствовал, для программирования использовался «Автокод Эльбрус Эль-76». О совместимости с заморскими ОС не могло быть и речи, да и ни к чему она была в советские времена.

С 1985 года началась современная история высоких технологий. Именно в это время (тогда еще в СССР) началась работа над суперкомпьютером «Эльбрус-3». Разработку возглавил некто Борис Арташесович Бабаян.

Работа над «Эльбрус-3» продолжалась вплоть до 1994 года. По идее это должен был быть новаторский 16-процессорный компьютер, но наладить его производство так и не удалось. А жаль, ведь на тот момент это была самая быстрая вычислительная машина. «Эльбрус-3» превосходил Cray Y-MP (рекордсмена того времени) почти в два раза.

Е2К против Itanium

64-битный процессор Intel Itanium не оправдал надежд и на бумаге сильно уступал «Эльбрус-2000».

С 1994 по 1998 годы о работе команды Бориса Бабаяна ничего не было слышно — русские готовили сенсацию. В 1998 году без особой шумихи Бабаян и Ко (порядка 400 сотрудников) переименовались в компанию «Эльбрус».

Тем временем зарубежные конкуренты не спали. В 1989 году Intel и Hewlett-Packard объединили свои силы для создания процессора нового поколения — Itanium (кодовое имя — Merced). Itanium должен был вобрать в себя все самые современные наработки и стать венцом процессоростроения. Многие ожидали, что новый процессор будет доминировать на рынке серверов, рабочих станций и, возможно, настольных компьютеров, вытеснив все остальные. Проектная частота Merced равнялась 800 МГц, уровень тепловыделения — 60 Вт, а объем кэш-памяти третьего уровня — от 2 до 4 Мбайт. При этом процессор должен был стать 64-битным.

Совершенно реальный процессор R500 от МЦСТ был блеклым отголоском многообещающего «Эльбрус-2000».

День Х настал 25 февраля 1999 года, когда на конференции Microprocessor Forum к трибуне поднялся лично Борис Бабаян и громко заявил, что его компания разработала микропроцессор «Эльбрус-2000» (Е2К), сильно опережающий хваленый Merced по всем характеристикам. Вся компьютерная общественность застыла в ожидании. Вместо запланированных двух часов Бабаян выступал четыре часа. Прозвучали ответы на вопросы относительно конкуренции со стороны западных компаний и перспектив выхода на рынок микропроцессора и компьютеров на его основе. В какой-то момент Борис Бабаян шокировал публику, заявив, что сумма для выпуска пробной партии процессоров «Эльбрус-2000» нужно $60 млн. Такая цифра отпугнула всех потенциальных инвесторов. Еще бы, ведь все обещания Бабаяна были чистой теорией — никаких инженерных сэмплов и прототипов показано не было.

Заявленные характеристики, меж тем, впечатляли. Компания «Эльбрус» обещала процессор с частотой 1,2 ГГц, производительность которого равнялась 8,9 млрд операций в секунду. Кроме того, разработчики рассчитали, что Е2К должен втрое превзойти Merced в тестах SPECint95/fp95. При этом площадь кристалла составляла всего 126 мм2 при тепловыделении 35 Вт, тогда как Merced занимал 300 мм2, а тепловыделение у него было 60 Вт.

Важной чертой E2K должна была стать свобода от «закладок» — умышленно оставленных уязвимостей, способных вывести компьютер из строя по желанию разработчика. То есть случись, не дай бог, глобальная война, производитель смог сильно насолить вражеской стороне, выведя из строя компьютеры путем активации «закладок».

Все эти обещания выглядели просто невероятно. Каким образом малоизвестная в мире компания могла разработать столь мощный и совершенный процессор?

Если бы нашелся инвестор, производство пробных образцов Е2К началось бы уже в 1999 году. Но та сумма, которую назвал Бабаян, звучала слишком пугающе, поэтому никто не рискнул вложить денег в столь рисковый проект.

Новое столетие, новое тысячелетие

Гора Эльбрус, высота 5642 метра. Увы, E2K таких высот не достиг.

Настал 2001 год и процессор Itanium, претерпев множество изменений и переносов даты выхода, появился на свет. Общественность приняла его достаточно холодно — производительность обычных компьютеров к тому времени серьезно возросла, так что во всей красе он проявил себя лишь в математических расчетах. Казалось бы, вот он шанс российских разработчиков показать западу кузькину мать и выкатить «Эльбрус-2000». Но процессор все еще находился в разработке. Его характеристики каким-то образом улучшились, как, впрочем, и сумма, необходимая для начала производства. Теперь она составляла рекордные $100 млн. Это еще больше отпугнуло инвесторов...

Чтобы доморощенный титаник окончательно не пошел ко дну, компания «Эльбрус» приняла решение выпустить упрощенную версию процессора — «Эльбрус-3М». Урезанная модель обошлась без кэш-памяти третьего уровня и работала на частоте 300 МГц. По официальной версии Е3М содержал порядка 60 млн транзисторов, уровень производительности составлял 1-2 млрд операций в секунду.

Пробную партию Е3М произвели на мощностях тайваньской фабрики TSMC. Ужасающая производительность «убийцы Itanium» никого не удивила. Разработчики предложили Е3М военным — секретность всех технических характеристик могла сыграть на руку. Получив согласие, команда Бабаяна представила компьютер «Эльбрус-90Микро», но там почему-то использовался другой процессор компании — R500. Работы над ним велись второй командой инженеров. R500 работал на частоте 500 МГц и тоже не отличался высокой производительностью, зато он существовал не только на бумаге, но и в реальности. Но причем здесь тогда E3M?

Заключение

Судьба «Эльбрус-2000» была предрешена. Так и не дождавшись всемогущего убийцы Itanium, компания Intel в 2004 году скупила на корню команду разработчиков со всеми наработками. По официальной версии, корпорация получила коллектив высококвалифицированных инженеров и исследователей — специалистов по разработке программ, аппаратного оборудования и инструментов разработки.

Многие до сих пор уверены, что разработка Бабаяна могла бы совершить революцию на рынке, просто никто не захотел дать денег на производство пробной партии. Вторая точка зрения сводится к тому, что компания «Эльбрус» на протяжении многих лет просто дурачила всех.

Что было на самом деле, мы вряд ли узнаем, тем более что о роли российских разработчиков в Intel ничего толком неизвестно и по сей день. Кто знает, может они приложили руку к созданию мощнейшего Core 2 Duo (Conroe)...

Краткая биография Бориса Бабаяна

Борис Арташесович Бабаян родился 20 декабря 1933 года в городе Баку, Грузия. В свое время поступил в Московском физико-техническом институте (МФТИ), где проявлял большие способности к конструированию и научной деятельности. В 1957 году окончил обучение по специальности инженер-физик.

В Институте точной механики и вычислительной техники имени С.А. Лебедева он прошел все ступени карьерной лестницы — от инженера до главного конструктора. Участвовал в разработке и внедрении отечественных суперкомпьютеров.

Двери тут